Формирование правовой культуры школьников в рамках предметной внеурочной деятельности
методическая разработка
Методическая разработка недели правовых знаний
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_pravovoy_kultury.docx | 22.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Республики Бурятия
АОУ ДПО РБ
«Бурятский республиканский институт образовательной политики»
Центр методического сопровождения педагогических работников и образовательных организаций.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №65»
Формирование правовой культуры школьников
Авторы: В.Б.Содномова, Н.Б.Уварова, О.С. Андреева
Формирование правовой культуры школьников в рамках предметной внеурочной деятельности
Авторы: В.Б.Содномова, Н.Б.Уварова, О.С. Андреева
учителя истории и обществознания МБОУ СОШ №65
Согласно ст.1 Конституции РФ, Россия провозглашается демократическим правовым государством. Но процесс создания подлинного демократического общества подразумевает не только верховенство закона, принцип разделения властей, гарантированность прав и свобод граждан, но и формирование высокой правовой культуры всех его членов.
Под правовой культурой общества понимают часть общей культуры, представляющей собой систему ценностей, накопленных человечеством в области права и относящихся к правовой реальности данного общества: уровню правосознания, режиму законности и правопорядка, состояния законодательства. Правовая культура личности предполагает не только формирование правовых знаний, но и готовность действовать, руководствуясь этими правовыми знаниями, а также умение отстаивать свои права в случае их нарушения.
Однако практика показывает, что, несмотря на обеспеченность граждан нашей страны всей полнотой личных, социально-экономических, политических и культурных прав, правовая культура нашего общества остается низкой. Это отражается и в высокой криминализации общества, и в юридическом нигилизме. Поэтому перед педагогами-обществоведами стоит задача не только способствовать формированию правовых знаний и умений учащихся пользоваться ими, начиная с малого возраста, но и понимания важности и значимости правовой культуры.
Особое внимание требует формирования правовой культуры старшеклассников, что продиктовано спецификой старшего школьного возраста. Часть юношей и девушек к 16-17 годам уже готовы к участию в общественной деятельности, они стремятся к выработке собственных идеалов, определению жизненных целей, которые помогают найти им место в жизни, выбрать профессию и реализовать себя как личность и индивидуальность. Поэтому так необходимо правовое воспитание именно в старших классах, когда происходит становление мировоззрения на основе единой системы знаний, формируются ценностные ориентации, гражданская и политическая позиции, система убеждений и правовая культура личности.
Для формирования правовой культуры школьников необходимо не только знакомить их с правовым и политическим устройством общества, способствовать созданию у них правовых знаний, но и формировать основу правового и политического сознания личности, научить приемам безопасного и ответственного поведения, воспитать стремление и умения пользоваться своими правами и выполнять свои обязанности, иметь активную жизненную позицию по правовым и политическим вопросам.
Однако стандартная программа обучения направлена на формирование теоретических знаний школьников по вопросам права, а для формирования практических навыков необходимо использование различных форм обучения, не только лекций или бесед, но и практикумов. Поэтому нами были предложены и разработаны различные формы мероприятий для формирования правовой культуры школьников разных возрастов в рамках предметной внеурочной деятельности.
Одной из приемлемых форм внеурочной работы по обществознанию, направленной на формирование правовой культуры школьников, является проведение декады правовых знаний, направленной на формирование правовой компетентности школьников.
Задачами данного мероприятия стали:
- Закрепление знаний учащихся о правовом статусе личности и создание условий для формирования их правовой компетентности.
- Формирование уважительного отношения к правам и свободам человека и гражданина, международным документам, обеспечивающих их.
- Формирование представления учащихся, что жизнь человека – это высшая ценность, а обязанность государства - ее защищать.
Планирование мероприятий декады правовых знаний
Класс | Мероприятие/ проект | Цели и задачи | Планиру-емые результаты |
5-6 классы | Проект «От правил в игре к правилам в жизни» | Помочь сформировать учащимся основные представления о правах и обязанностях человека | 1. Собрать папку игр. 2. Сформулировать на классном часе кодекс класса. 3. Оформить уголок права в своем классном уголке. |
7-8 классы | Презентация мультимедийных проектов «Союз мультфильм представляет…» | 1. На основе мультипликационного фильма выделить примеры нарушений прав человека и сформировать правовые позиции в отношении нарушений прав человека. 2. На основе выделенных нарушений составить рекомендации профилактики правонарушений. | Мультипликационный проект и резолюция к нему. |
9-10 классы | Проект «Казнить нельзя помиловать» | 1. Сформировать правовую компетентность учащихся в сфере личных прав человека закрепленных во Всеобщей декларации прав человека, Конвенции о правах ребенка и Конституции РФ. 2. Способствовать формированию представления учащихся о том, что жизнь человека – это высшая ценность, а право человека на жизнь – это базовое международное право, которое находится под защитой государства. | 1. Мультимедийная презентация. 2. Конференция. |
9-11 классы | Олимпиада по праву | Определить правовой уровень знаний учащихся. | Выявление лучших знатоков права. |
5-10 классы | Классные часы, посвященные 20-летию принятия Конвенции о правах ребенка | Дать представление о значимости Конвенции о правах ребенка, ее основных принципах, связей с Всеобщей декларацией прав человека, а также с Конституцией РФ. | Способство-вать формирова-нию навыков применения конвенции на практике (составление кодекса школьника) |
Школьная научно-практическая конференция старшеклассников
«Казнить нельзя помиловать».
Цели конференции:
- Закрепить знания учащихся о правовом статусе личности в РФ. Способствовать правовой компетенции школьников в сфере личных прав человека.
- Способствовать формированию уважительного отношения учащихся к правам и свободам человека, международным и государственным документам, обеспечивающих их защиту.
- Способствовать формированию представлений о том, что жизнь человека – это высшая ценность, а право человека на жизнь – базовое право, закрепленное во Всеобщей декларации прав человека, находящееся под защитой международного сообщества.
- Формирование правовых и нравственных позиций учащихся в отношении применения ряда стран смертной казни.
Оборудование: мультемедийное оборудование, результаты анкетирования, презентации учащихся.
Ход конференции:
- Организационный этап:
- Проведение анкетирования среди учащихся:
- Подготовка учащимися презентаций по теме «Казнить нельзя помиловать»
- Проведение самой конференции
- История становления и развития личных прав человека.
1) 10 декабря 1948 г. Генеральная Ассамблея ООН принимает Всеобщую декларацию прав человека, которая провозгласила основополагающие основы личных, политических, социальных и культурных прав человека.
Обрести свободу и узаконить свои права люди пытались испокон веков. Лучшие умы человечества доказывали значимость свободы человека и обязанность государства охранять наши права. Но вопрос о том, как это сделать лучше, оставался открытым до тех пор, пока после окончания Второй мировой войны, в 1945 г. была образована Организация Объединенных наций.
В 1948 г. была организована Комиссия по правам человека, в состав которой вошли представители 14 стран. Председателем Комиссии стала Элеонора Рузвельт, она и подготовила специальный проект документа, названный ее «Великой хартией вольностей», провозглашающий права, которые должен иметь каждый человек в мире.
Наибольший вклад в работу Комиссии по выработке проекта Декларации внесли канадец Джон Питер Хампрей, Рене Кассэн (Франция), Чарльз Малик (Ливан), Пенг Чан Чэнг (Китай), Эрнан Санта КРУЗ (Чили), Лорд Дьюкстон и Джеффри Уилсон (Великобритания), Уильям Ходгсон (Австралия), Александр Богомолов и Алексей Павлов (СССР). 10 декабря 1948 г. Декларация была принята в Париже на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН. Этот небольшой по объему документ (всего 30 статей) стал не просто перечнем основных прав человека, гимном самому человечеству, его достоинству и самоценности, но главное – заложил базовые основы прав человека во всем мире. Декларация стала первым документом в Международном билле о правах, на ее основе была принята Конвенция о правах ребенка (1989 г), составлена 2 глава Конституции РФ.
- Ознакомление с результатами анкетирования учащихся.
Накануне конференции среди учащихся 9-11 классов было проведено анкетирование, цель которого определить:
- Знают ли учащиеся, какие права человека являются личными.
- Определить, какие из личных прав для учащихся являются значимыми.
- Какие личные права человека наиболее часто нарушаются и знают ли учащиеся, какое высшее наказание предусмотрено за них согласно УК РФ.
- Определить позиции учащихся старших классов к решению Конституционного суда РФ о продолжение моратория на не вынесение смертной казни.
- Согласно УК РФ, высшей мерой наказания при нарушении личных прав человека, является смертная казнь. Федеративным протоколом о смертной казни ООН, странам рекомендовано воздержаться от применения смертной казни. В одних странах от нее отказались совсем, в других – применяют, в- третьих, в том числе и в РФ, объявлен мораторий на смертную казнь. Давайте познакомимся, как в разных странах относятся к смертной казни:
Демонстрируются лучшие презентации учащихся 9-10 классов
- Отношение к смертной казни в странах Европы.
- Применение смертной казни в США .
- Применение смертной казни в странах Ближнего Востока
- Смертная казнь в Китае.
- Смертная казнь в России.
6) Обсуждение с участниками конференции проблемы: «Сохранить
или отменить смертную казнь в России, как высшую меру
наказания?»
- Заключение.
- Общие выводы – с моральной точки зрения – жизнь человека – это высшая ценность и государство не вправе ее отнимать, а с другой стороны – количество преступлений, направленных против человека, его жизни увеличилось и во многом благодаря введенному в 1996 г.
- Поощрение и награждение учащихся, представивших самые интересные презентации.
Таким образом, развитие правовой культуры школьников должно быть направлено не только на изучение теоретических вопросов права, но и на формирование практических навыков, умения пользоваться предоставленными и гарантированными государством правами и свободами, для дальнейшей успешной социализации учащихся в обществе.
Список литературы:
1. Певцова Е. А. Правовое образование в России // Основы государства и права. 2002г. № 6
2. Певцова, Е.А. Взаимодействие права и образования в процессе формирования правового сознания школьной молодежи / Е.А. Певцова // Право и образование. – 2004. - № 6.
3.Тихонравов Ю.В. Основы философии права: учебное пособие / Ю.В.Тихонравов – М.: Вестник, 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Формирование гражданско-правовой культуры школьников в урочной и внеурочной деятельности»
материалы методической разработки...
проект « Гражданская позиция» (правовая культура школьников и формирование гражданской позиции в урочной и внеурочной деятельности учителя истории и обществознания)
Правовая культура и формирование гражданской позиции являются составляющей частью гражданского воспитания. Гражданское образование – одно из ключевых понятий при разработке современных стратегий...
Статья "Формирование транспортной культуры учащихся в учебной и внеурочной деятельности".
Как показывает практика, освоение детьми вопросов дорожной безопасности на уроках ОБЖ является недостаточным, а проблема детского дорожно-транспортного травматизма, в последнее время не уменьшает...
Формирование правовой культуры школьников на уроках технологии
В данной статье рассмотрено такое понятие, как правовая культура школьников. Ее основные составляющие, а также возможность осуществления междисциплинарного синтеза двух образовательных дисциплин ...
ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ РЕАЛИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО БИОЛОГИИ
В статье рассматриваются вопросы формирования экологической культуры обучающихся средней школы через реализацию программы внеурочной деятельности эколого-биологической направленности «Экоклуб &l...
Формирование экологической культуры на уроках географии и внеурочной деятельности через проектно- исследовательскую деятельность.
Из опыта работы...
«Формирование экологической культуры школьников посредством технологии проектной деятельности обучающихся на уроках химии и внеурочной деятельности».
Cовременная химия направлена на решение глобальных проблем устойчивого развития человечества — сырьевой, энергетической, пищевой и экологической безопасности, проблем здравоохранения....