Статья "Формирование транспортной культуры учащихся в учебной и внеурочной деятельности".
статья по обж (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) по теме
Как показывает практика, освоение детьми вопросов дорожной безопасности на уроках ОБЖ является недостаточным, а проблема детского дорожно-транспортного травматизма, в последнее время не уменьшается. По результатам письма «О выполнении решения заседания Комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения» при Губернаторе Санкт-Петербурга от 26.07.2017 №12/1-14909, отмечается рост детского дорожно-транспортного травматизма.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_transportnoy_kultury.doc | 78 КБ |
Предварительный просмотр:
ФОРМИРОВАНИЕ ТРАНСПОРТНОЙ КУЛЬТУРЫ
УЧАЩИХСЯ В УЧЕБНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Актуальность данной проблемы обусловлена противоречиями, сложившимися между возрастающим уровнем дорожно-транспортного травматизма и недостаточно ответственным отношением участников дорожного движения к изучению и соблюдению правил дорожного движения; необходимостью формирования прочных знаний, умений и навыков и недостаточностью учебно-методических пособий, в том числе электронных, для изучения ПДД в школе; знаниями и умениями, приобретаемыми учеником в школе, и привычками, передающимися от взрослых участников дорожного движения (родителей, знакомых, старших товарищей).
Как показывает практика, освоение детьми вопросов дорожной безопасности на уроках ОБЖ является недостаточным, а проблема детского дорожно-транспортного травматизма, в последнее время не уменьшается. По результатам письма «О выполнении решения заседания Комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения» при Губернаторе Санкт-Петербурга от 26.07.2017 №12/1-14909, отмечается рост детского дорожно-транспортного травматизма: «число ДТП с участием несовершеннолетних выросло на 11.7% (268 случаев), в результате которых 4 ребенка погибли и 285 детей получили травмы различной степени тяжести. Отмечается рост на 5,5% ДТП с участием детей пешеходов: 3 ребенка погибли и 135 получили травмы различной степени тяжести. Наиболее аварийно-опасными днями являются вторник и четверг. Наиболее аварийно-опасным временем суток являются периоды с 8.00-9.00 и с15.00-16.00, т.е. время прихода детей в школу и время окончания школьных занятий». Именно в это время дети, зачастую без сопровождения взрослых, оказавшись вне стен школы, предоставлены сами себе и не всегда правильно распоряжаются предоставленной свободой.
Дети в силу своих возрастных особенностей не всегда способны правильно оценить дорожную ситуацию и распознать опасность.
Возникает необходимость своевременного обучения детей умению ориентироваться в дорожных ситуациях, воспитания потребности быть дисциплинированными на улице, осторожными и осмотрительными.
В октябре 2013 года Постановлением Правительства РФ № 864 утверждена федеральная целевая программа "Повышение безопасности дорожного движения на 2013 - 2020 годы», направленная на повышение безопасности дорожного движения в России. Данной программой предусмотрено сокращение смертности от дорожно-транспортных происшествий к 2020 году на 25% по сравнению с 2010 годом. В период реализации программы планируется проведение мероприятий по сокращению влияния наиболее весомых факторов, вызывающих дорожно-транспортную аварийность, мероприятий по изменению общественного отношения к проблемам безопасности дорожного движения.
В этой связи наиболее актуальным становится задача по созданию системы учебной и внеурочной деятельности по ОБЖ для формирования у учащихся дорожно-транспортной культуры.
В соответствии с Федеральным законом от 10. 12. 1995 N 196-ФЗ (ред. от 14. 10. 2014) «О безопасности дорожного движения» (Статья 29 п.1) «Обучение граждан правилам безопасного поведения на автомобильных дорогах осуществляется организациями, осуществляющими образовательную деятельность, в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, предусматривающими такое обучение».
Во всем мире одной из важнейших проблем является проблема детского дорожно-транспортного травматизма. В последние два десятилетия произошла «взрывная» всеобщая автомобилизация, ярко проявившаяся увеличивающимся потоком автомобилей на дорогах, что создает объективную реальность возникновения дорожно-транспортных происшествий. «Безопасность дорожного движения является одной из важных социально-экономических и демографических задач Российской Федерации. Аварийность на автомобильном транспорте наносит огромный материальный и моральный ущерб как обществу в целом, так и отдельным гражданам. Дорожно-транспортный травматизм приводит к исключению из сферы производства людей трудоспособного возраста. Гибнут или становятся инвалидами дети. Ежегодно в Российской Федерации в результате дорожно-транспортных происшествий погибают или получают ранения свыше 275 тыс. человек. На дорогах за последние 9 лет погибли 9852 ребенка в возрасте до 16 лет, травмированы 209223 ребенка. Демографический ущерб от дорожно-транспортных происшествий и их последствий за 2004 - 2011 годы составил 571407 человек». Обращает на себя внимание высокая летальность среди детей, пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях, в 4−6 раз превышающая соответствующие показатели в промышленно развитых странах. Дорожно-транспортные происшествия являются второй по значимости причиной смерти среди молодых людей в возрасте 5−29 лет. Пострадавшие вследствие ДТП в 7 раз чаще нуждаются в госпитализации и в 6 раз чаще становятся инвалидами, в том числе и дети. Россия занимает первое место среди стран Европы и Северной Америки по дорожно-транспортным происшествиям со смертельным исходом на 100 000 жителей и 6-е место при пересчете на 100 000 автомобилей, уступая лишь Украине, Албании, Молдавии, Румынии и Белоруссии.
Дорожное движение является наиболее сложным и требующим внимания аспектом окружающей среды, с которым может столкнуться ребенок. В результате возрастных особенностей, физиологического и психического развития ребенка его поведение менее предсказуемо и существенно отличается от поведения взрослого человека. Существенное значение имеют анатомо-физиологические и психологические особенности детей, их физическое и умственное развитие, недостаточность житейских навыков, повышенная любознательность и т. п.
Обучение детей правилам дорожного движения (ПДД) начинается в дошкольном образовательном учреждении, если ребенок посещает детский сад. В школе обучение детей безопасному движению на улицах города должна начинаться с первых дней в первом классе. Очень важно сформировать у ребенка привычку правильного поведения на дорогах. Дети должны знать, к чему могут привести нарушения ПДД пешеходом, какие опасности подстерегают нерадивого пешехода. Только многократное повторение правил, проигрывание и разбор ситуаций, тренировочные упражнения и ежедневный положительный практический пример взрослых позволят ребенку чувствовать себя уверенно в качестве пешехода, а также помогут избежать аварийных ситуаций и сохранить жизнь.
Младшим школьникам свойственна повышенная возбудимость, импульсивность и эмоциональность. Свою активность дети используют для игр, порой небезобидных шалостей, необдуманных поступков, в том числе и на дорожном полотне, подвергая себя и участников дорожного движения опасности.
У детей 11−14 лет начинается своеобразный и важный период в развитии, т. е. переход от детского возраста к юношескому. Происходит половое созревание, интенсивно протекают процессы роста и развития. У них вырабатываются характер, внутренняя свобода, раскованность, волевые качества. В этом возрасте подростки порой переоценивают свои возможности. Им кажется, что они всё познали и превзошли опыт окружающих их взрослых. Появляется повышенный интерес к героизму, мужеству и всякого рода приключениям, в том числе на дорогах города.
У подростков отмечается высокая потребность в самоутверждении, подражательности в поведении, склонности к усвоению определенных групповых норм, привычек и ценностей, склонности к нестандартному, рискованному поведению. «Для подростков характерны максимализм, стремление доказать себе и окружающим свою правоту, неуверенность в себе, повышенная тревожность, чувствительность к различному роду препятствиям. Глобальные проблемы безопасности и готовность к ним общества. В связи с этим учитель должен не только обладать высоким авторитетом, но и быть в тоже время тонким психологом, остро чувствующим изменения в подростковом коллективе. Главнейшей задачей в вопросах развития умений и навыков безопасного поведения становится сегодня мотивация подростка на сознательную безопасность в повседневной жизнедеятельности, т. е. к жизни в современном социуме, другими словами, формирование культуры безопасности человека».
Основными причинами дорожно-транспортных происшествий, в результате которых дети гибнут и получают травмы, являются:
- внезапный выход на проезжую часть;
- переход перед близко идущим транспортом;
- игра на проезжей части или рядом с ней;
- переход в неустановленном месте;
- переход на запрещающий сигнал светофора.
Несчастные случаи все чаще происходят не на больших транспортных магистралях, а на маленьких дорогах, рядом с остановками, а иногда и во дворе дома. По информации ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области от 14.07.2017 года № 12/5-14055: «26 ДТП произошли на нерегулируемых пешеходных переходах, 29 ДТП во внутридворовых территориях, 4 ДТП на остановках общественного транспорта, 1 ДТП на тротуаре. К сожалению, во многих случаях причиной дорожно-транспортных происшествий бывают дети».
Будучи самыми уязвимыми участниками дорожного движения, школьники зачастую попадают под колеса автомобилей потому, что у них нет навыков культуры безопасного поведения на улицах и дорогах.
Мотивировать детей на получение знаний по Правилам дорожного движения, выработать в детях потребность в соблюдении ПДД для самосохранения, предотвращения аварийных ситуаций - в этом и состоит задача учителя.
Успех в любой деятельности зависит от мотивации, стремления, желания осуществлять деятельность, достигать высоких результатов. Что такое мотивация? Мотивация (от французского motif – побуждение), то есть побуждение к действию, это динамический процесс физиологического и психологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость.
«Одного лишь понимания того, как надо поступить далеко недостаточно. Нередко оказывается, что интеллект идет на поводу эмоциональных переживаний, связанных с непосредственными побуждениями, и тогда ученик ищет и находит оправдания для выбора более привлекательной линии поведения. Решают дело опять же правильно подобранные и примененные стимулы».
Мотивация – это внутреннее побуждение личности к тому или иному виду активности, связанному с удовлетворением определённых потребностей:
- внутренних (удовлетворение познавательной потребности в процессе обучения),
- внешних (социальный престиж – хорошо учится, удовлетворение амбиций, лидерства, поступление в вуз и т.д.)
Существует три вида мотивации:
- Социальная – это поднятие авторитета ребёнка. (Для любого ребенка важно признание его успехов и поощрение за усердие в работе на уроке, внеурочной деятельности и т. д.)
- Прагматическая. (Знания по предмету ОБЖ необходимы любому человеку в различных жизненных ситуациях. Во время внеурочных занятий по ОБЖ необходимо повышать внимание учащихся к наиболее значимым вопросам курса. Ведь знания, полученные на уроках и во внеурочной деятельности, в дальнейшем применяются учащимися в повседневной жизни.)
- Содержательная. (Разбирая различные ситуации, пытаюсь формировать знания, которые пригодятся обучающимся в нестандартных жизненных ситуациях, связанных с дорожной безопасностью).
Мотивация безопасной жизнедеятельности заключается в понимании жизненной необходимости и полезности осуществления правильных действий по обеспечению собственной безопасности. Один из самых важных методов обучения – это побуждение учащихся к самостоятельному освоению знаний, привитие навыков и потребностей в учёбе, развитию мотивации.
«Повышению мотивации учения способствует создание на уроке ОБЖ следующих ситуаций: участие в дискуссиях и обсуждениях; рецензирование ответов товарищей; самостоятельный выбор заданий; поиск возможных решений познавательных задач; решение ситуативных заданий. Учителю на уроке важно различать уровни познавательной мотивации учеников (отрицательное воздействие к учению; нейтральное; положительное; активное, творческое), и воздействовать на формирование познавательных мотиваций с целью их повышения. Признаки положительной познавательной мотивации учеников имеют следующие проявления: положительная реакция на выполнение заданий; успешное выполнение учебных заданий; интерес к результатам работы; оценке учителя; чтение дополнительной литературы по предмету; посещение кружков, факультативов по предмету» [17, с.44].
Прочное место в работе с учащимися занимает профилактика ДТП и изучение правил дорожного движения. Для того чтобы не допустить роста ДТП с участием школьников, а также снизить количество детей - жертв дорожно-транспортных происшествий, необходимо рассматривать обучение Правилам дорожного движения как часть учебно-воспитательной работы школы.
Общение с сотрудниками ГИБДД, беседы и игры на данную тему в непринужденной обстановке производит на детей более сильное впечатление, чем традиционный урок. Умение донести до своих учеников информацию, которой владеешь, в творческой форме, дело не простое, но интересное. Заинтересованный взгляд ребенка, принципиальные споры учеников в ходе обсуждения темы уже после проведения занятия – вот лучшая награда для учителя!
Одной из важнейших составляющих обеспечения безопасности дорожного движения является систематический и непрерывный процесс формирования у обучающихся культуры безопасного поведения на дорогах города - дорожно-транспортной культуре как условию эффективности процесса профилактики детского дорожно-транспортного травматизма.
Понятие дорожно-транспортной культуры было введено Виленом Николаевичем Ивановым в начале 70-х годов прошлого века. «Транспортная культура определяется как совокупность достижений человечества в области общественно-интеллектуальных и производственных отношений, связанных с транспортом, то есть с процессами и системами перемещения людей и грузов». Спустя почти полвека транспортная культура трактуется как относительно самостоятельная ветвь общей культуры, являющаяся «специфической и самобытной формой жизнедеятельности человека, социальных групп и общества по удовлетворению их потребностей в организации и осуществлении вещественного, энергетического, информационного и социального обмена, осуществляемого в условиях необходимого и максимально возможного уровня безопасности транспортных процессов, всех его участников с наименьшим ущербом для окружающей среды».
В России некоторые родители вообще не считают обязательным самим соблюдать ПДД и донести до ребенка правила безопасного перехода через дорогу. Но родители должны играть главнейшую роль в процессе воспитания детей. А начинается все с личного примера, когда взрослые с ребенком не пренебрегают светофором, переходят улицу в нужном месте, внимательно ведут себя на проезжей части. Дети склонны учиться в первую очередь у родителей, ведь именно папа и мама являются для ребенка на первых порах изображением модели мира, в котором он живет.
Важнейшими условиями обучения должны являться регулярность занятий, их непрерывность, преемственность, систематичность. И хотя вопросы дорожной безопасности изучаются на уроках школьного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности», очень значимой, важной и обширной теме ПДД отводится минимальное количество часов. Поэтому процессу изучения Правил дорожного движения в школьной программе ОБЖ и большое значение в формировании дорожно-транспортной культуры школьников отводится именно внеурочной работе с учащимися. Здесь помогут и ситуационные формы обучения, максимальное разнообразие приемов и средств, неформальные приемы обучения, творческий поиск, экскурсии на прилегающие к школе перекрестки, чтение стихов, прозы, разучивание музыкальных произведений о светофоре, дорожных знаках, проведение тематических недель, динамических пауз, конкурсов стихов, поделок и рисунков, посвященных изучению ПДД, викторин, приглашением сотрудников ГИБДД на встречи с учащимися и т. д.
Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма возможна не только при условии специальной подготовленности детей и подростков к безопасной жизнедеятельности в транспортной среде, но и в сформированности у них транспортной культуры. Это обусловлено, во-первых, требованиями к сохранению жизни и здоровья подрастающего поколения, во-вторых, потребностью общества в повышении уровня транспортной культуры населения и, в-третьих, заказом системе образования на подготовку детей к безопасной жизни и деятельности в условиях развивающейся транспортной среды.
Интегративная деятельность по формированию системы обучения дорожно-транспортной безопасности обеспечивает непрерывную и многоступенчатую подготовку к безопасной жизнедеятельности в транспортной среде путем приобретения учащимися специальных знаний, умений, навыков в области дорожно-транспортной безопасности, формирования у них установок и личностных качеств, позволяющих им адекватно и грамотно оценивать обстановку, осознанно регулировать свое поведение в транспортных процессах, сложных или аварийных ситуациях, не допуская травм.
В учебно-воспитательном процессе профилактики детского дорожно-транспортного травматизма применяются различные методы воспитания - способы психолого-педагогического воздействия на сознание, волю, чувства, поведение учащихся. С их помощью осуществляется решение воспитательных задач. Основными методами воспитания являются внушение, убеждение, пример, упражнение, поощрение.
Дети школьного возраста, особенно младшего, легко внушаемы, воспринимают все на веру. Внушением можно приостановить опасные действия школьника на улице и дороге и, наоборот, стимулировать правильные действия.
Доказательство истинности того или иного положения — это убеждение. На младших школьников наиболее эффективно воздействует предметно-словесное убеждение. Ребенок мыслит образно, поэтому, чтобы его убедить, достаточно показать образное отражение реальности, например, в сюжетных картинках опасного поведения на дороге.
Воспитательное значение примера состоит в том, что он быстро запоминается. Психологическая основа примера - подражание: учащиеся видят, что взрослые нарушают правила перехода улиц и дорог, значит, это можно делать, и они поступают так же. Пример действует на ребенка намного сильнее, чем слово. Поэтому важно окружить школьника положительными примерами. Иногда достаточно один раз показать, как правильно и безопасно поступать, чтобы убедить детей соблюдать правила в любой дорожной ситуации.
Без упражнения нельзя сформировать у учащегося заданный тип поведения. Суть упражнения в многократном выполнении требуемых действий, доведение их до автоматизма. В результате формируются необходимые для дорожной безопасности качества личности, навыки и привычки.
Привычка вырабатывается постепенно, при повторении одних и тех же действий. Закрепившись в сознании, она становится устойчивой, и избавиться от нее очень трудно. Поэтому формирование и развитие положительных привычек у учащихся является основой культуры их поведения в дорожной среде.
Как показывает практика, среди детей, пострадавших на дороге, немало таких, которые знали, как следовало вести себя в сложившейся дорожной ситуации, но нарушили требования правил. Воспитание дисциплинированного поведения на дороге является неотъемлемой частью воспитания общей культуры поведения; важной частью правового воспитания и, о чем у нас очень часто забывают, обязанностью взрослых по охране прав детей на защиту их жизни и здоровья.
Только активное непосредственное участие школьников в событиях и действиях, максимально приближенных к обстановке на улицах города или поселка с помощью форм и методов работы, побуждает их к обдумыванию ситуаций, заставляет почувствовать свою причастность к происходящему и исподволь формирует у них основы правильного поведения на улице и дороге.
Повысить качество обучения и воспитания можно, умело, сочетая работу на уроке с внеурочной деятельностью по предмету. Внеурочная деятельность дает учащимся возможность развивать свои интересы, расширить кругозор, развивать познавательную самостоятельность.
Таким образом, в рамках уроков и внеурочной деятельности по ОБЖ, умелое сочетание различных форм и методов внеурочной деятельности позволяет прививать детям и подросткам навыки безопасности поведения на дорогах. Наряду с изучением теоретических знаний, практическое их применение в ходе проведения соревнований различного уровня, проведения пешеходных экскурсий, позволяют закрепить эти знания, довести их до уровня полезных привычек. Для того чтобы подросток не растерялся в трудной ситуации и смог оценить дорожную обстановку, на уроках и, особенно, во внеурочной деятельности, используя разбор различных ситуационных заданий, навыки правильного поведения каждого ученика на пешеходных переходах, остановках общественного транспорта, а также на проезжей части доводятся до автоматизма.
Бармин С.А.- преподаватель-организатор ОБЖ ГБНОУ СОШ «Школа здоровья и индивидуального развития» Красногвардейского района СПб.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пути интеграции учебной и внеурочной деятельности в духовно-нравственном воспитании учащихся (в условиях реализации ФГОС нового поколения).
Сегодня я хотела бы вспомнить о том, что «новое – это хорошо забытое старое», а именно о тимуровской работе, или, как сейчас принято говорить, о волонтёрской деятельности...
Бланк характеристики на учащегося (Учебная и внеурочная деятельность), (в личные дела, на ПМПК, в военкомат и т.д.)
Развёрнутый бланк характеристики на учащегося с нарушениями интеллекта (Учебная и внеурочная деятельность), (в личные дела, на ПМПК, в военкомат и т.д.)...
Уроки истории как средство интеграции учебной и внеурочной деятельности в контексте духовно-нравственного развития учащихся.
Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся должны быть интегрированы в основные виды деятельности: урочную, внеурочную, внешкольную и общественно-полезную. Учебный процесс тесно связан с нрав...
Развитие учебной самостоятельности школьников через познавательную, творческую деятельность учащихся на уроках и внеурочной деятельности по физике.
Как удивить человека, когда он профессионал. Учителя - мастера, который посещает с тобой одинаковые курсы, читает одну и ту же методическую литературу. Да практически невозможно. Тогда дав...
Развитие учебной самостоятельности школьников через познавательную, творческую деятельность учащихся на уроках и внеурочной деятельности по физике.
Развитие учебной самостоятельности школьников через познавательную, творческую деятельность учащихся на уроках и внеурочной деятельности по физике. Как удивить человека, когда он профессион...
Рабочая учебная программа внеурочной деятельности «Ментальная математика» (общеинтеллектуальное направление) Срок реализации рабочей учебной программы – один учебный год
Рабочая программа по ментальной математике для 5-6 классов составлена в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного о...
"Повышение мотивации к изучению татарского языка в учебной и внеурочной деятельности учащихся"
quot;Повышение мотивации к изучению татарского языка в учебной и внеурочной деятельности учащихся"...