Формирование правовой культуры школьников на уроках технологии
статья по технологии
В данной статье рассмотрено такое понятие, как правовая культура школьников. Ее основные составляющие, а также возможность осуществления междисциплинарного синтеза двух образовательных дисциплин («Технология» и «Обществознание»),кроме того развитие правовой культуры в рамках технологической.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pravovaya_kultura_shkolnikov.docx | 17.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся взгляд молодых
Правовая культура школьников
Иванова Александра Александровна
Социальный педагог/учитель технологии ГБОУ СОШ №185 с углубленным изучением английского языка
ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА ШКОЛЬНИКОВ
Проблема повышения уровня правовой культуры личности становится все более актуальной в педагогике и юриспруденции. Она привлекает к себе пристальное внимание ученых, которые затрагивают в своих научных работах различные аспекты данной темы. Исследование вопросов, связанных с формированием правовой культуры, позволит не только более адекватно осознать данный феномен, но и создать педагогические технологии, способные решать насущные проблем в области правового воспитания.
В настоящее время правовое образование в целом слабо нацелено на содействие и формирование ценностных ориентаций, правовых умений и навыков современного человека в обществе, а центрировано главным образом на трансляцию юридических знаний учащимися. В результате этого выпускник образовательного учреждения зачастую имеет определенные правовые знания, но не готов полностью к успешной социализации в обществе, не вполне наделен важнейшими для жизни в правовом государстве качествами, такими как законоуважение, активная гражданская позиция, способность к социальному творчеству и толерантность. Недостаток данных качеств выпускников школ негативно сказывается на социальной ситуации в обществе: растет количество правонарушений среди молодежи. Чаще встречаются случаи асоциального поведения среди детей. Поэтому сегодня важнейшая задача – формирование правовой культуры учащихся.
Правовая культура, включает в себя правосознание, которое состоит из трех компонентов: когнитивного (знания), аксиологического (ценности) и поведения. Из них первые два относятся к сфере правосознания. В качестве системообразующего фактора здесь выступают именно правовые ценности.
Процесс формирования правовой компетентности и позитивного типа правосознания и поведения школьников оказывают влияние следующие факторы:
1. характер воспитания и моральный климат в семье, законопослушное поведение родителей;
2. качественный уровень воспитания и обучения в образовательных учреждениях различного типа и вида, в том числе закрепление и развитие у школьников основ правосознания (совершенствование содержания обучения школьников теоретическим основам права, активизация внеучебной деятельности школьников);
3. распространение и использование доступных для восприятия информационных материалов, формирующих правовую грамотность и правосознание населения, в печатном, электронном, аудиовизуальном и ином виде, а также с помощью средств массовой информации, интеграция деятельности социальных институтов, занимающихся проблемами правового образования и воспитания.
Правовое образование, формируя правовые установки школьников, позволяет ориентировать их на соблюдение и укрепление правопорядка, закладывает основы правовой воспитанности, способствует становлению правосознания, побуждающего личность к правомерным действиям и поступкам.
Педагогическая теория и практика условно выделяет три подхода к правовому образованию: предметный, интегрированный, институциональный, которые показывают, что его непременными компонентами, выступающими в единстве и взаимосвязи, являются правовой уклад школы, правовые курсы (автономные и интегрированные в обществознании), внеклассная и внеурочная деятельность, правовое просвещение родителей.
На практике в ГБОУ СОШ № 185 с углубленным изучением английского языка была предпринята попытка через образовательную область «Технология» рассмотреть содержание ряда правовых вопросов, способствуя осуществлению междисциплинарного синтеза двух образовательных дисциплин («Технология» и «Обществознание»), а также развитию правовой культуры в рамках технологической. Наряду с экономическим воспитанием правовое воспитание, связано с трудовым (технологическим) воспитанием, являясь его дополнением. Согласно данному утверждению, технологическая подготовка учащихся подразделяется на три составляющие: первая — технологическая подготовка; вторая — экономическая подготовка; третья — правовая подготовка. В последнее время все более актуальным становится вопрос интеграции правовых знаний как важнейшей составляющей социально-правовой и технологической подготовленности учащихся к будущей самостоятельной профессиональной деятельности. Рассмотрение правовых вопросов в рамках технологического образования школьников позволяет сформировать столь необходимое на сегодняшний день правовое мышление, создавая при этом предпосылки развития правовой грамотности и правовой культуры общества в целом.
Обязательный минимум содержания основных образовательных программ по курсу «Технология» содержит вопросы экономического содержания: сущность предпринимательства и индивидуальной трудовой деятельности; структура бизнес-плана; основные направления менеджмента; продвижение продукции на рынке товаров и услуг; инновационные продукты, инновационные технологии; интеллектуальная собственность и способы ее защиты; формы, порядок найма и увольнения с работы. Во всех из них можно выделить правовой аспект. Технологическая подготовка, также предусматривает изучение ряда вопросов правового характера: в сфере управления, коммерции, страхового дела, рекламного дела, в сфере сервиса, декоративно-прикладного искусства.
Не остаётся без внимания и правовое просвещение родителей, поскольку отношение к праву в семье, правовая грамотность родителей помогает ребёнку осознать важность права в его жизни, воспитывает законопослушание, и наоборот, «правовой беспредел» в семье, правовой нигилизм родителей отрицательно влияет на осознание важности права в жизни ребёнка. Видя пример жизни в обход закона или в ситуации его нарушения, ребёнок не воспринимает право, как ценность общества, как его основу, сам может своими делами и поступками тоже нарушать закон. В подобной ситуации правовая оценка деятельности ребёнка варьируется в зависимости от традиций семейного воспитания. Именно это обстоятельство определило важность правового просвещения родителей.
В школе на основе ценности и приоритета правового образования школьников реализуются различные активные и интерактивные методики, новые технологии, способы формирования критического мышления, собственной активной позиции учащихся, способности участвовать в дискуссиях, понимать и руководствоваться правовыми установками, слушая − слышать, не только знать, но и жить по нормам права.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование экологической культуры школьников на уроках географии
Как, какими методами и формами реализуется формирование экокультуры на уроках географии. как привить учащимся экомышления. Этот материал может использоваться учителем как тема самообразования по геогр...
Формирования полиэтнической культуры школьников на уроках истории и обществознания.
Создание полиэтнического пространства в образовательном пространстве-это наиважнейшая цель в работе современной школе. Многое зависит от учителей истории и обществознания.В статье я показала некоторые...
«Формирование исполнительской культуры школьников на уроках оркестра русских народных инструментов»
В данной исследовательской работе раскрыты основные аспекты формирования исполнительской культуры школьников....
Работа с учебной книгой, как способ формирования информационной культуры школьников на уроке биологии
Работа с учебной книгой, как способ формирования информационной культуры школьников на уроке биологии...
"Формирование духовной культуры школьника на уроках музыки в контексте медиаобразования"
проблемы моего исследования: формирование духовной культуры школьника на уроках музыки в контексте медиаобразования. Объект исследования: духовно-нравственная сфера обучающихся. Предме...
Статья "Формирование правовой культуры студентов на уроках обществознания"
В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года также говорится о необходимости усиления гражданско-правовой составляющей:«Обновленное образование...
Формирование правовой культуры школьников в рамках предметной внеурочной деятельности
Методическая разработка недели правовых знаний...