Формирование правовой культуры школьников на уроках технологии
статья по технологии

Иванова Александра Александровна

В данной статье рассмотрено такое понятие, как правовая культура школьников. Ее основные составляющие, а также возможность осуществления междисциплинарного синтеза двух образовательных дисциплин («Технология» и «Обществознание»),кроме того развитие правовой культуры в рамках технологической.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pravovaya_kultura_shkolnikov.docx17.89 КБ

Предварительный просмотр:

Духовно-нравственное развитие и воспитание  учащихся взгляд молодых

Правовая культура школьников

Иванова Александра Александровна

Социальный педагог/учитель технологии ГБОУ СОШ №185 с углубленным изучением английского языка

ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА ШКОЛЬНИКОВ

Проблема повышения уровня правовой культуры личности становится все более актуальной в педагогике и юриспруденции. Она привлекает к себе пристальное внимание ученых, которые затрагивают в своих научных работах различные аспекты данной темы. Исследование вопросов, связанных с формированием правовой культуры, позволит не только более адекватно осознать данный феномен, но и создать педагогические технологии, способные решать насущные проблем в области правового воспитания.

В настоящее время правовое образование в целом слабо нацелено на содействие и формирование ценностных ориентаций, правовых умений и навыков современного человека в обществе, а центрировано главным образом на трансляцию юридических знаний учащимися. В результате этого выпускник образовательного учреждения зачастую имеет определенные правовые знания, но не готов полностью к успешной социализации в обществе, не вполне наделен важнейшими для жизни в правовом государстве качествами, такими как законоуважение, активная гражданская позиция, способность к социальному творчеству и толерантность. Недостаток данных качеств выпускников школ негативно сказывается на социальной ситуации в обществе: растет количество правонарушений среди молодежи. Чаще встречаются случаи асоциального поведения среди детей. Поэтому сегодня важнейшая задача – формирование правовой культуры учащихся.

Правовая культура, включает в себя правосознание, которое состоит из трех компонентов: когнитивного (знания), аксиологического (ценности) и поведения. Из них первые два относятся к сфере правосознания. В качестве системообразующего фактора здесь выступают именно правовые ценности.

Процесс формирования правовой компетентности и позитивного типа правосознания и поведения школьников оказывают влияние следующие факторы:

1. характер воспитания и моральный климат в семье, законопослушное поведение родителей;

 2. качественный уровень воспитания и обучения в образовательных учреждениях различного типа и вида, в том числе закрепление и развитие у школьников основ правосознания (совершенствование содержания обучения школьников теоретическим основам права, активизация внеучебной деятельности школьников);

3. распространение и использование доступных для восприятия информационных материалов, формирующих правовую грамотность и правосознание населения, в печатном, электронном, аудиовизуальном и ином виде, а также с помощью средств массовой информации, интеграция деятельности социальных институтов, занимающихся проблемами правового образования и воспитания.

 Правовое образование, формируя правовые установки школьников,  позволяет ориентировать их на соблюдение и укрепление правопорядка, закладывает основы правовой воспитанности, способствует  становлению правосознания, побуждающего личность к правомерным действиям и  поступкам.

Педагогическая теория  и практика  условно выделяет три подхода к правовому образованию: предметный, интегрированный, институциональный, которые показывают, что  его непременными компонентами,  выступающими в единстве и взаимосвязи, являются   правовой уклад школы, правовые курсы (автономные и интегрированные в обществознании), внеклассная и внеурочная деятельность, правовое просвещение родителей.

На практике в ГБОУ СОШ № 185 с углубленным изучением английского языка была предпринята попытка через образовательную область «Технология» рассмотреть содержание ряда правовых вопросов, способствуя осуществлению междисциплинарного синтеза двух образовательных дисциплин («Технология» и «Обществознание»), а также развитию правовой культуры в рамках технологической. Наряду с экономическим воспитанием правовое воспитание, связано с трудовым (технологическим) воспитанием, являясь его дополнением. Согласно данному утверждению, технологическая подготовка учащихся  подразделяется на три составляющие: первая — технологическая подготовка; вторая — экономическая подготовка; третья — правовая подготовка. В последнее время все более актуальным становится вопрос интеграции правовых знаний как важнейшей составляющей социально-правовой и технологической подготовленности учащихся к будущей самостоятельной профессиональной деятельности. Рассмотрение правовых вопросов в рамках технологического образования школьников позволяет сформировать столь необходимое на сегодняшний день правовое мышление, создавая при этом предпосылки развития правовой грамотности и правовой культуры общества в целом.

Обязательный минимум содержания основных образовательных программ по курсу «Технология» содержит вопросы экономического содержания: сущность предпринимательства и индивидуальной трудовой деятельности; структура бизнес-плана; основные направления менеджмента; продвижение продукции на рынке товаров и услуг; инновационные продукты, инновационные технологии; интеллектуальная собственность и способы ее защиты; формы, порядок найма и увольнения с работы. Во всех из них можно выделить правовой аспект. Технологическая подготовка, также предусматривает изучение ряда вопросов правового характера: в сфере управления, коммерции, страхового дела, рекламного дела, в сфере сервиса, декоративно-прикладного искусства.

Не остаётся без внимания и правовое просвещение родителей, поскольку отношение к праву в семье, правовая грамотность родителей помогает ребёнку осознать важность права в его жизни, воспитывает законопослушание, и наоборот, «правовой беспредел» в семье, правовой нигилизм родителей отрицательно влияет на осознание важности права в жизни ребёнка. Видя пример жизни в обход закона или в ситуации его нарушения, ребёнок не воспринимает право,  как ценность общества, как его основу, сам может своими делами и поступками тоже нарушать закон. В подобной  ситуации правовая оценка деятельности ребёнка варьируется в зависимости от традиций семейного воспитания. Именно это обстоятельство определило важность  правового  просвещения родителей.

В школе на основе ценности и приоритета правового образования школьников реализуются различные активные и интерактивные методики, новые  технологии, способы формирования критического мышления, собственной  активной позиции учащихся, способности участвовать  в дискуссиях, понимать и руководствоваться правовыми установками, слушая − слышать, не только знать, но и жить по нормам права.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование экологической культуры школьников на уроках географии

Как, какими методами и формами реализуется формирование экокультуры на уроках географии. как привить учащимся экомышления. Этот материал может использоваться учителем как тема самообразования по геогр...

Формирования полиэтнической культуры школьников на уроках истории и обществознания.

Создание полиэтнического пространства в образовательном пространстве-это наиважнейшая цель в работе современной школе. Многое зависит от учителей истории и обществознания.В статье я показала некоторые...

«Формирование исполнительской культуры школьников на уроках оркестра русских народных инструментов»

В данной исследовательской работе раскрыты основные аспекты формирования  исполнительской культуры школьников....

Работа с учебной книгой, как способ формирования информационной культуры школьников на уроке биологии

Работа с учебной книгой, как способ формирования информационной культуры школьников на уроке биологии...

"Формирование духовной культуры школьника на уроках музыки в контексте медиаобразования"

проблемы моего исследования: формирование духовной культуры школьника на уроках музыки в контексте медиаобразования. Объект исследования:  духовно-нравственная сфера обучающихся. Предме...

Статья "Формирование правовой культуры студентов на уроках обществознания"

В Концепции модернизации российского образования  на период до  2010 года  также говорится о необходимости  усиления гражданско-правовой составляющей:«Обновленное образование...