Социальные сети как средство развития коммуникативных навыков старшеклассников с нарушением слуха
статья (10 класс)
Статья "Социальные сети как средство развития коммуникативных навыков старшеклассников с нарушением слуха"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
antilogova_l.n._krylova_s.v.doc | 38 КБ |
Предварительный просмотр:
СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ СТАРШЕКЛАССНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА
С.В. Крылова, Л.Н. Антилогова
ФГБОУ ВО «Омский государственный педагогический
университет, г Омск, Россия
Общение – одна из важнейших сфер в жизнедеятельности любого человека. Без сформированных коммуникативных навыков эффективность общения, как правило, снижается, а следом снижается и уровень жизни личности. В связи с этим в ФГОС выделяют группы планируемых результатов, в структуре которых особое внимание уделяется коммуникативным универсальным учебным действиям. Коммуникативные УУД должны отражать умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью [1]. Таким образом, мы видим, что развитию коммуникативных навыков как результатов освоения образовательной программы уделяется огромное внимание. Формирование и развитие коммуникативных навыков обучающихся является общей задачей как для психологов, так и для учителей школ.
Г.У. Солдатовой было выявлено, что 25% подростков в возрасте от 12 до 17 лет - это «сетевые коммуникаторы», которые, в первую очередь, используют именно социальные сети, чтобы общаться и связываться с кем-либо, тем самым оттачивая мастерство общения не только в реальной жизни [2].
С целью определения уровня развития коммуникативных навыков у старшеклассников с нарушением слуха мы использовали методы анкетирования и тестирования.
Согласно И.Н. Зотовой, коммуникативные навыки состоят из трёх компонентов: эмоционально-мотивационный, когнитивный и поведенческий. Нами были подобраны методики для диагностики каждого компонента: опросник В.В. Синявского, В.А. Федорошина «Коммуникативные и организаторские склонности», методика изучения потребности в общении в модификации А.Г. Грецова, тест коммуникативных умений Л. Михельсона в адаптации Ю.З. Гильбуха.
Исследование было организовано и проведено на базе казенного общеобразовательного учреждения Омской области «Адаптивная школа-интернат №15». Старшеклассников с нарушением слуха в возрасте 16-19 лет на первом отделении 8 человек, они и составили выборку. Выборка была поделена на две группы: 1 группа – обучающиеся с хорошим уровнем развития речи, 2 группа – обучающиеся с более низким уровнем развития речи.
В результате анкетирования мы получили следующие результаты: из второй группы обучающиеся используют минимум две социальные сети, в то время, как обучающиеся из первой группы предпочитают только одну социальную сеть (ВКонтакте). Количество проведённых часов в день в социальной сети не зависит от уровня развития речи, а имеет прямую связь только с целями использования социальных сетей. Так, 4-6 часов в день и 2-3 часа в день в социальной сети проводят те, кто, кроме общения, ещё слушает музыку, смотрит фильмы и комментирует те или иные новости в различных группах. Те, кто в социальных сетях предпочитает только общение с друзьями и родственниками, тратят один час в день или менее одного часа. Использование социальной сети как средства для общения более приоритетно для учащихся второй группы. Обучающиеся из второй группы знакомились с кем-то в социальных сетях, а затем встречались с этими людьми в реальной жизни. Обучающиеся из первой группы тоже знакомились с новыми людьми, но встречался только один человек. Трое учащихся из первой группы не хотели бы, чтобы им писал кто-то незнакомый в социальной сети. В это же время трое учащихся из второй группы хотели бы, чтобы им кто-то написал для знакомства, а также они указали, что испытывали бы при этом радость, удовольствие, интерес. Трое учеников из первой группы и трое из второй группы отметили, что могли бы сами завязать знакомство в социальной сети. По одному ученику из обеих групп ответили, что не смогли бы сами написать кому-то для знакомства.
В результате диагностики нами было выявлено, что потребность в общении у обеих групп одинаковая, но у второй группы с более низким уровнем развития речи, где учащиеся чаще используют социальные сети как средство общения, более развит навык положительного реагирования на желание незнакомого человека вступить в контакт с испытуемым в реальной жизни. Эти же учащиеся в анкетировании отвечали, что они желают знакомиться с кем-то в социальной сети, и если бы им написал кто-то незнакомый, то они бы испытывали интерес, радость, удовольствие.
По результатам теста коммуникативных умений Л. Михельсона в адаптации Ю.З. Гильбуха было выявлено, что учащиеся как в первой, так и во второй группе в своём общении используют компетентный стиль общения, что говорит о тенденции к адекватному реагированию на поведение окружающих в зависимости от ситуации, наличию навыков в большинстве случаев вступать в контакт с другими людьми, выражать положительные чувства и оценки по отношению к ним, обращаться за помощью и поддержкой и самому ее оказывать, говорить: "Нет!" в случае необходимости, контролировать себя в конфликтных ситуациях.
Таким образом, наше исследование показало, что социальные сети могут выступать как средство развития коммуникативных навыков для старшеклассников с нарушением слуха, в особенности для учащихся, у которых уровень развития речи ниже, чем у одноклассников.
Список литературы
- Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 года № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» // Официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации. – Режим доступа: https://минобрнауки.рф/документы/543 (дата обращения: ).
- Солдатова Г.У. Цифровая компетентность подростков и родителей. Результаты всероссийского исследования / Г.У. Солдатова, Т.А. Нестик, Е.И. Рассказова, Е.Ю. Зотова. — М.: Фонд Развития Интернет, 2013. — 144 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Изучение и освоение современных педагогических технологий в обучении иностранному языку как средство развития коммуникативных навыков учащихся"
В данной статье описаны современные методы и педагогические технологии, используемые учителем Зуботаревой Е.Н.в обучении английскому языку...
Кружок «Юный корреспондент» как средство развития коммуникативной компетентности старшеклассников
Анализ школьной практики и результатов нашей работы показывает, что данная проблема (развитие коммуникативной компетентно...
статья "ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА"
Из опыта работы...
Доклад "Развитие коммуникативных умений обучающихся с нарушением слуха во внеклассное время"
Развитие речи во внеклассное время является неотъемлемой частью общей системы обучения языку. Формирование и совершенствование навыков словесного общения – основное направление...
Проектная деятельность как технология совершенствования коммуникативных навыков обучаемых с нарушениями слуха
Из опыта работы над педагогическими проектами...
Доклад "Дидактическая игра как средство развития внимания у детей с нарушением слуха"
Внимание — это форма организации познавательной деятельности, основное условие осуществления познавательного процесса....
Доклад"Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи у детей с нарушениями слуха."
Доклад "Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи у детей с нарушениями слуха."...