Доклад « Методы лечебной педагогики, в работе с детьми с ТМНР, с глубокой и тяжелой умственной отсталостью, обучающимися на дому по 2 варианту АООП».
статья
Доклад на тему « Методы лечебной педагогики в работе с детьми с ТМНР, с глубокой и тяжелой умственной отсталостью, обучающимися на дому по 2 варианту АООП» был заслушан на ШМО учителей начальных классов и специалистов в МКОУ ШИ г. Королев, в июне 2019г. По материалам доклада написана даная статья, в которой представлен практический опыт применения метода лечебной педагогики в работе с детьми с ТМР в условиях обучения на дому.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_.shmo_.iyun2019gmetody_lechebnyupedagog.docx | 188.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Аманова М.Б.
Доклад « Методы лечебной педагогики, в работе с детьми с ТМНР,
с глубокой и тяжелой умственной отсталостью,
обучающимися на дому по 2 варианту АООП».
«03» 06.2019г. МКОУ ШИ, г. Королев
Для детей с интеллектуальными нарушениями характерно наличие синкинезий, тонических движений, слабость мышц, неловкость движений, излишняя расторможенность. Моторное недоразвитие тормозит овладение жизнеобеспечивающей ориентировкой в окружающем мире.
«Умение сосредотачивать внимание, мобилизовать сенсомоторную память, активизировать зрительно-моторные координации лежит в основе формирования познавательной деятельности обучающегося. КИНЕТИЧЕСКИЙ ФАКТОР, или МОТОРНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ, является ведущим при осуществлении зрительно-моторных, слухо-моторных, рече-моторных, ритмико-моторных факторов. Отклонения в развитиии моторики сказываются на динамике не только двигательных навыков, но и мыслительных процессов, формировании элементов устной речи» ( Миненкова И.И. «Использование метода базальной стимуляции в коррекционно-педагогической работе с детьми с тяжелыми и множественныеми нарушениями психофизического развития».-учебно-метод.пособие,2007г. УОБГПУ им. М. Пранка).
Для улучшения моторных навыков в своей работе с детьми с умереной и тяжелой у.о. применяются следующие методы:
1.Метод мозжечковой стимуляции
2.Метод Графокоррекции
3.Метод Базальной стимуляции ( вестибулярная базальная стимуляция, соматическая базальная стимуляция)
I. МЕТОДЫ МОЗЖЕЧКОВОЙ СТИМУЛЯЦИИ.
Симптомы мозжечковой недостаточности (вестибулярная недостаточность):
При вестибулярной мозжечковой актаксии видны сл.нарушения :
- - ребенок с трудом может стоять с закрытыми глазами, вытянув руки вепед;
- - ребенок плохо удерживает равновесие, когда стоит на одной ноге;
- - ребенок демонстирует плохую координацию дижений, несогласованность действий рук и ног (например, не умеет маршировать);
- - у детей с мозжечковой недостаточностью отмечается низкий мышечный тонус в руках ( слабый нажим на карандаш при рисовании), дрожание рук.
- -неспособность вовремя остановиться и переключиться на другое движение при письме (т.е.ребенок «не видит» строчки во время письма или контур рисунка), - т.е. «когда пишет не рука, а слабый мозжечок».
- - ребенок не может застегнуть пуговицу, дотронуться до кончика носа, манипуляции становытся неточными.
Мозжечковая недостаточность ( мозжечковая атаксия) до определенной степени подается коррекции специальными упражнениями. Эти упражнения я и мои коллеги применяем в своей практической работе в условиях надомного обучения на коррекционных занятиях с обучающимися с умеренной и тяжелой у.о.
Применяются упражнения на сохранение равновесия и баллистические упражения, игры на тренажере «шнуровка» и упражнения на графокоррекцию.
Упражнения на сохранения равновесия:
- Поддержание равновесия тела, в положении стоя, за счет изменения опорной площади (стоя на одной ноге).
- Поддержание равновесия тела, в положении стоя. Усложнение за счет уменьшения опорной площади с добавлением дополнительных движений в руках (стоя на одной ноге хлопать в ладоши).
- Упражнения, основывающиеся на отключении одного из органов чувств – ходьба в наушника, ходьба с закрытыми глазами (Рис. 1).
- Перемещение босиком по неровной поверхности (сенсорной дорожке, канату)
- Перемещение боком или спиной вперед.
Рис.1. Ходьба с закрытыми глазами
Баллистические упражнения:
- метание и броски мяча в цель
- Игра «поймай рыбку»
- Игра «Дартс» (Рис.2).
- Игра «Кольцеброс»
- Игры на тренажере «Шнуровка»
- Пальценосовая проба (дотронуться кончиком пальца до носа, поочередно левой и правой рукой).
- Упражнения на графокоррекцию (раскраска контуров предмета).
Рис.2. Игра «Дартс»
II. МЕТОД ГРАФОКОРРЕКЦИИ.
Методика заключается в ежедневной работе с цветными карандашами. Графокоррекция при помощи цветных карандашей формирует умение производить точные согласованные движения руки и глаз, контролировать силу нажима и скорость движения руки. На каждом занятиии ребенок раскрашивает контурную картинку. (Рис.3).
Раскрашивание контурной картинки формирует у ребенка такое свойство нервной системы, как вовремя остановиться и переключиться на другое движение. «Проблема не в том, что ребенок «не видит» строки во время письма или контур рисунка во время раскраски, а в том, что у него нетренированная нервная система и несформированная способноть «остановиться-переключиться» (Миненкова И.И. 2007 г. УОБГПУ им. М. Пранка).
Рис.3. Раскраска контуров.
III. МЕТОД БАЗАЛЬНОЙ СТИМУЛЯЦИИ.
«Через простые сенсорные упражнения ребенку с проблемами в развитиии удается «найти себя», освоить свое тело. Для детей с ТМНР соматическая стимуляция – один из немногих каналов развития. Педагог своими руками лепит тело ребенка, обозначая его границы, воздействуя при этом на тактильную и мышечно-суставную чувствительности.» (Миненкова И.И,2007г. УОБГПУ им.М.Пранка)..
Прикасания выполняются каждый раз в одной и той же последовательности и направленности: а) туловище, б) конечности рук, ноги, в) лицо.
Для соматической стимуляции можно использовать след. вспомогательные материалы:
- Губки, массажные перчатки, полотенца,
- мячики, (фото Насти),
- мягкие игрушки,
- Фен, тесто.
Длительность процедуры от 5-10 минут до 30 минут ( в зависимости от количества обхватываемых областей).
Комплекс специальных игр и упражнений для детей с ТМНР с использованием метода Базальной стимуляции
- Обведение контура тела массажным мячиком, мягкой щеткой.
- Растирание поверхности тела, конечностей руками, массажером.
- Поглаживание различных частей тела с их называнием.
- Постукивание, похлопывание различных частей тела ребенка, в т.ч. и его руками.
- Прикосновение и надавливание на тело ребенка предметами различной формы и температуры (тесто холодное и теплое, мячик теннисный войлочный, кисточка, зубная щетка и др.)
- Вкладывание в руку контрастных предметов различной формы, веса, фактуры (орех, мягкая игрушка, карандаш, мячик идр.)
- Стучать по ладошке ребенка погремушой, трешеткой.
- Рассматривание себя в зеркале.
- Упражнение в захвате и удержании ложки, зубной щетки, кандаша,орешка.
- Толкание предметов руками, ногами ребенка.
- Выполнение ПАССИВНЫХ МАНИПУЛЯЦИЙ различными частями тела («пассивная ходьба», манипуляции руками ребенка с помощью педагога).
- Покачивание на фитболе – большом мяче. (Рис.4).
Рис.4. Покачивание на фитболе
- Пальчиковая гимнастика с массажными шариками, грецким орехом.
Все перечисленные упражнения выполняются при физической помощи педагога ( 1/3 времени занятия уходит на отдых).
Базальная стимуляция дает возможность детям с ТМНР осознать свое тело в элементарных и важных ситуациях в коррекционно-развивающей области по уходу за ребенком.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Миненкова И.И. «Использование метода базальной стимуляции в коррекционно-педагогической работе с детьми с тяжелыми и множественныеми нарушениями психофизического развития».-учебно-метод.пособие,2007г. УОБГПУ им. М. Пранка
2. «Сборник программ коррекционных курсов для детей и подростков с глубокой умственной отсталостью» . Под ред. Н.Н.Яковлевой, СПб ЦДК проф. Баряевой 2015г.
3.Метиева Л.А., Удалова Э.Я. «Развитие сенсомоторики детей с ограниченными возможностями здоровья», М.: Нациоальный книжный центр, 2016г.
4. Аманова М.Б. « Индивидуальное занятие с учащимися с умеренной умственной отсталостью и аутизмом "Формирование пространственных представлений», 2017г. https://urok.1sept.ru.
Доклад подготовила учитель Аманова М. Б.
ШМО учителей нач.кл.и специалистов МКОУ ШИ , г.Королев, 2019г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад "Методы оздоровления детей в условиях школы и дома"
В рамках школьной программы "В здоровом теле здоровый дух" может быть разработан план реализации здоровьесберегающих условий...
Социализация детей с ЗПР в условиях дошкольного подразделения Центр лечебной педагогики и дифференцируемого обучения
ТОГБОУ «Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения» (отделение дошкольного и начального образования)«Социализация детей ЗПР в условиях дошкольного подразделения центра»...
Доклад «Методы оздоровления детей в условиях школы и дома».
Здоровье — одна из важнейших жизненных ценностей человека, залог его благополучия и долголетия. Однако здоровье не выдается как выигрыш по лотерее. Ученые доказали, ч...
" Лечебная педагогика"
Учебно-воспитательная работа в учреждении здравоохранения....
ДОКЛАД по теме «Лечебная педагогика как здоровьесберегающая технология в логопедической практике»
Доклад к выступлению на педагогическом совете школы....
Карта индивидуального развития обучающегося по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Вариант 2)
Аттестация обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тя...
Контрольно - измерительные материалы для проведения промежуточной аттестации обучающегося с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) АООП 1-12(вариант 2).
Промежуточная аттестация проводится с целью установления фактического уровня освоения СИПР обучающимся по учебным предметам и коррекционно-развивающим занятиям в соответствии с ФГОС ОВЗ....