Доклад « Методы лечебной педагогики, в работе с детьми с ТМНР, с глубокой и тяжелой умственной отсталостью, обучающимися на дому по 2 варианту АООП».
статья

Аманова Мая

Доклад на тему  « Методы лечебной педагогики в работе  с детьми  с ТМНР,  с глубокой  и тяжелой умственной  отсталостью, обучающимися на дому по 2 варианту АООП» был заслушан   на  ШМО учителей начальных классов и специалистов в МКОУ ШИ  г. Королев, в июне 2019г.  По материалам доклада написана даная  статья, в которой  представлен  практический опыт применения метода лечебной педагогики в работе с детьми с ТМР в условиях обучения на дому.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_.shmo_.iyun2019gmetody_lechebnyupedagog.docx188.06 КБ

Предварительный просмотр:

Аманова М.Б.  

Доклад « Методы лечебной педагогики, в работе  с детьми  с ТМНР,

 с глубокой  и тяжелой умственной  отсталостью,

обучающимися на дому по 2 варианту АООП».

 «03» 06.2019г.                                                МКОУ ШИ, г. Королев

Для детей с интеллектуальными нарушениями характерно наличие синкинезий, тонических движений, слабость мышц, неловкость движений, излишняя расторможенность. Моторное недоразвитие  тормозит овладение жизнеобеспечивающей  ориентировкой в окружающем мире.

«Умение сосредотачивать внимание, мобилизовать сенсомоторную память, активизировать зрительно-моторные координации лежит в основе формирования познавательной деятельности обучающегося.  КИНЕТИЧЕСКИЙ ФАКТОР, или  МОТОРНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ, является ведущим при осуществлении зрительно-моторных, слухо-моторных, рече-моторных, ритмико-моторных факторов.  Отклонения в развитиии моторики сказываются на динамике не только двигательных навыков, но и мыслительных процессов, формировании элементов устной речи» ( Миненкова И.И. «Использование метода базальной стимуляции в коррекционно-педагогической работе с детьми с тяжелыми и множественныеми нарушениями  психофизического развития».-учебно-метод.пособие,2007г. УОБГПУ  им. М. Пранка).

Для улучшения моторных навыков в своей работе с детьми с умереной и тяжелой у.о. применяются  следующие методы:

1.Метод мозжечковой стимуляции

2.Метод Графокоррекции

3.Метод Базальной стимуляции ( вестибулярная базальная стимуляция, соматическая базальная стимуляция)

I. МЕТОДЫ МОЗЖЕЧКОВОЙ СТИМУЛЯЦИИ.

Симптомы  мозжечковой недостаточности  (вестибулярная недостаточность):  

При вестибулярной мозжечковой актаксии  видны сл.нарушения :

  • - ребенок с трудом может стоять с закрытыми глазами, вытянув руки вепед;
  • - ребенок плохо удерживает равновесие, когда стоит на одной ноге;
  • - ребенок демонстирует плохую координацию дижений, несогласованность действий рук и ног (например, не умеет маршировать);
  • - у детей с  мозжечковой недостаточностью отмечается низкий мышечный тонус в руках ( слабый нажим на карандаш при рисовании),  дрожание рук.
  • -неспособность вовремя остановиться и переключиться на другое движение при письме (т.е.ребенок  «не видит» строчки во время письма  или контур рисунка), - т.е. «когда пишет не рука, а слабый мозжечок».  
  • - ребенок не может застегнуть пуговицу, дотронуться до кончика носа, манипуляции становытся неточными.

Мозжечковая недостаточность ( мозжечковая атаксия) до определенной степени подается коррекции специальными упражнениями. Эти упражнения  я и мои коллеги  применяем   в своей практической работе  в условиях надомного обучения на  коррекционных занятиях с обучающимися  с умеренной и тяжелой у.о.

Применяются  упражнения на сохранение равновесия и   баллистические упражения,   игры на тренажере «шнуровка» и упражнения на графокоррекцию.

Упражнения на сохранения равновесия:

  • Поддержание равновесия тела,  в положении стоя, за счет изменения опорной площади (стоя на одной ноге).
  • Поддержание равновесия тела, в положении стоя. Усложнение за счет уменьшения опорной площади с добавлением дополнительных движений  в руках (стоя на одной ноге хлопать в ладоши).
  • Упражнения, основывающиеся на отключении одного из органов чувств – ходьба в наушника, ходьба с закрытыми глазами  (Рис. 1).
  • Перемещение  босиком по неровной поверхности (сенсорной  дорожке, канату)
  • Перемещение боком или спиной вперед.

Рис.1. Ходьба  с закрытыми глазамиC:\Users\Батыр\Documents\КАМЕРА.ВОТСАП..Надомники.Анапа,Мышкин\ФОТОВИДЕО.Линник,Савинков2019\3..jpg

Баллистические упражнения:

  • метание и броски мяча в цель
  • Игра «поймай рыбку»
  • Игра «Дартс»  (Рис.2).
  • Игра «Кольцеброс»
  • Игры на тренажере «Шнуровка»
  • Пальценосовая проба (дотронуться кончиком пальца  до носа, поочередно левой и правой рукой).
  • Упражнения на графокоррекцию (раскраска контуров предмета).

Рис.2. Игра «Дартс» C:\Users\Батыр\Documents\КАМЕРА.ВОТСАП..Надомники.Анапа,Мышкин\ФОТОВИДЕО.Линник,Савинков2019\5..jpg

II. МЕТОД ГРАФОКОРРЕКЦИИ.

Методика заключается в ежедневной работе с цветными карандашами. Графокоррекция  при помощи цветных карандашей формирует умение производить точные согласованные движения руки и глаз, контролировать силу нажима и скорость движения руки. На каждом занятиии ребенок раскрашивает контурную картинку. (Рис.3).
Раскрашивание контурной картинки формирует у ребенка такое свойство нервной системы, как  вовремя остановиться  и переключиться на другое движение
.  «Проблема не в том, что ребенок «не видит»  строки во время письма  или контур рисунка во время раскраски, а в том, что у него  нетренированная нервная система и несформированная способноть «остановиться-переключиться» (Миненкова И.И. 2007 г. УОБГПУ  им. М. Пранка).

Рис.3. Раскраска контуров. C:\Users\Батыр\Documents\КАМЕРА.ВОТСАП..Надомники.Анапа,Мышкин\ФОТОвидео.Надомники4кл..2019г.окт\20191003_114833.jpg

III. МЕТОД БАЗАЛЬНОЙ СТИМУЛЯЦИИ.

«Через простые сенсорные упражнения ребенку с проблемами в развитиии удается «найти себя», освоить свое тело. Для детей с ТМНР соматическая стимуляция – один из немногих каналов развития. Педагог своими руками лепит тело ребенка, обозначая его границы, воздействуя при этом на тактильную и мышечно-суставную чувствительности  (Миненкова И.И,2007г. УОБГПУ им.М.Пранка)..

Прикасания выполняются каждый раз в одной и той же последовательности и направленности: а) туловище, б) конечности рук, ноги, в) лицо.

Для соматической стимуляции можно использовать след. вспомогательные материалы:

  • Губки, массажные перчатки, полотенца,
  •  мячики, (фото Насти),
  • мягкие   игрушки,
  • Фен, тесто.

Длительность процедуры от 5-10 минут до 30 минут ( в зависимости от количества обхватываемых областей).

Комплекс специальных игр и упражнений для детей с ТМНР с использованием метода Базальной стимуляции

- Обведение контура тела массажным мячиком, мягкой щеткой.

- Растирание поверхности тела, конечностей руками, массажером.

-  Поглаживание различных частей тела с их называнием.

- Постукивание, похлопывание различных частей тела ребенка, в т.ч. и его руками.

- Прикосновение и надавливание на тело ребенка предметами различной формы и температуры (тесто холодное и теплое, мячик теннисный войлочный, кисточка, зубная щетка и др.)

- Вкладывание в руку контрастных предметов различной формы, веса, фактуры (орех, мягкая игрушка, карандаш, мячик идр.)

- Стучать по ладошке ребенка погремушой, трешеткой.

- Рассматривание себя в зеркале.

- Упражнение в захвате и удержании ложки, зубной щетки, кандаша,орешка.

- Толкание предметов руками, ногами ребенка.

- Выполнение ПАССИВНЫХ МАНИПУЛЯЦИЙ  различными частями тела («пассивная ходьба», манипуляции руками ребенка с помощью педагога).

- Покачивание на фитболе – большом мяче. (Рис.4).

Рис.4. Покачивание на фитболе C:\Users\Батыр\Documents\КАМЕРА.ВОТСАП..Надомники.Анапа,Мышкин\ФОТОВИДЕО.КУЗНЕЦОВА Н.1б\9..jpg

- Пальчиковая  гимнастика с массажными шариками, грецким орехом.

Все перечисленные упражнения выполняются при физической помощи педагога ( 1/3 времени занятия уходит на отдых).  

Базальная стимуляция  дает возможность детям с ТМНР осознать свое тело в элементарных и важных  ситуациях в коррекционно-развивающей  области по уходу за ребенком.

  ЛИТЕРАТУРА:

1. Миненкова И.И. «Использование метода базальной стимуляции в коррекционно-педагогической работе с детьми с тяжелыми и множественныеми нарушениями  психофизического развития».-учебно-метод.пособие,2007г. УОБГПУ  им. М. Пранка

2. «Сборник программ коррекционных курсов для детей и подростков с глубокой умственной отсталостью» . Под ред. Н.Н.Яковлевой, СПб ЦДК проф. Баряевой 2015г.

3.Метиева Л.А., Удалова Э.Я. «Развитие сенсомоторики детей с ограниченными возможностями здоровья», М.: Нациоальный книжный центр, 2016г.

4. Аманова М.Б. « Индивидуальное занятие с учащимися с умеренной умственной отсталостью и аутизмом "Формирование пространственных представлений», 2017г. https://urok.1sept.ru.

Доклад подготовила  учитель Аманова М. Б.

ШМО учителей нач.кл.и специалистов МКОУ ШИ , г.Королев, 2019г.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Методы оздоровления детей в условиях школы и дома"

В рамках школьной программы "В здоровом теле здоровый дух" может быть разработан план реализации здоровьесберегающих условий...

Социализация детей с ЗПР в условиях дошкольного подразделения Центр лечебной педагогики и дифференцируемого обучения

ТОГБОУ «Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения»  (отделение дошкольного и начального образования)«Социализация детей ЗПР в условиях дошкольного подразделения центра»...

Доклад «Методы оздоровления детей в условиях школы и дома».

      Здоровье — одна из важнейших жизненных ценностей человека, залог его благополучия и долголетия. Однако здоровье не выдается как выигрыш по лотерее. Ученые доказали, ч...

" Лечебная педагогика"

Учебно-воспитательная работа в учреждении здравоохранения....

Карта индивидуального развития обучающегося по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Вариант 2)

Аттестация обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тя...

Контрольно - измерительные материалы для проведения промежуточной аттестации обучающегося с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) АООП 1-12(вариант 2).

Промежуточная аттестация проводится с целью установления фактического уровня освоения СИПР обучающимся по учебным предметам и коррекционно-развивающим занятиям в соответствии с ФГОС ОВЗ....