Доклад «Методы оздоровления детей в условиях школы и дома».
материал (физкультура и спорт) на тему
Здоровье — одна из важнейших жизненных ценностей человека, залог его благополучия и долголетия. Однако здоровье не выдается как выигрыш по лотерее. Ученые доказали, что фундамент здоровья или наоборот, предпосылки к болезням у человека закладываются как до рождения, так и в период младенчества и детства. А позже, в зрелом возрасте, усилия тратятся уже на то, чтобы сохранить имеющийся потенциал здоровья.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_metody_ozdorovleniya_detey_v_usloviyakh_shkoly_i_doma.doc | 44 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №5» пос. Айгурский»
Апанасенковского района Ставропольского края.
Доклад
На тему:
«Методы оздоровления детей
в условиях школы и дома».
Учитель физической культуры МКОУ СОШ №5
Ткачев Александр Владимирович
Здоровье — одна из важнейших жизненных ценностей человека, залог его благополучия и долголетия. Однако здоровье не выдается как выигрыш по лотерее. Ученые доказали, что фундамент здоровья или наоборот, предпосылки к болезням у человека закладываются как до рождения, так и в период младенчества и детства. А позже, в зрелом возрасте, усилия тратятся уже на то, чтобы сохранить имеющийся потенциал здоровья.
В современных условиях социально-экономического развития российского общества pешениe проблемы сохранения здоровья человека является одной из самых актуальных. Особенно это касается здоровья
подрастающего поколения. Реализация этого направления актуализируется сейчас в связи с тем, что по данным Министерства здравоохранения России лишь 14 % детей школьного возраста практически здоровы, 50 % имеют функциональные отклонения и 36 % хронически больны.
Ребенок, рано утративший здоровье - это человек с комплексом проблем, ибо на пути его самореализации возникает непреодолимая преграда -болезнь, борьба с которой может отнять все силы. Усилиями одних медиков тут не обойтись. Добиться реальных успехов можно только в том случае, если на помощь врачам придут представители других профессий — эколога, педагога, воспитатели яслей, детских садов, психологи, родители и другие.
Главным девизом работы педагогического коллектива должны стать слова «Учим и учимся быть здоровыми». Достижение этой непростой цели станет возможным только через создание принципиально нового образа мышления детей на разных ступенях воспитания, через привитие детям мотива сохранения собственного здоровья. Важным в этом процессе является мотивированность родителей и учителей на сохранение здоровья детей и собственного здоровья.
Работа в этом направлении должна вестись начиная с дошкольного возраста. Например, уже сегодня в детском саду можно не только сохранить, но и укрепить здоровье малышей. В детских садах могут работать физиотерапевтические кабинеты, которые оснащены специальной аппаратурой (ингаляторы, лампа «Солка», электрофорез, люстра Чижевского, УФО и т.д.), что позволяет принимать различные лечебно-профилактические процедуры. Вся работа должна строиться с учетом физической подготовленности детей и имеющихся отклонений в состоянии здоровья.
Школа также должна ставить перед собой задачи сохранения здоровья учащихся, так как она стала не только школой новых педагогических технологий, нового содержания образования, но и школой болезней. Вот почему одна из основных проблем в образовании - это проблема сохранения здоровья детей, перешагнувших двери школы. Чтобы ребенок рос умным и рассудительным, надо научить его быть крепким и здоровым. Современная школа призвана давать ребенку, как знания, так и гарантировать сохранение его здоровья.
Проблемы, стоящие в такой ситуации, можно сформулировать следующим образом:
поиск здоровьесберегающих оптимальных режимов учебно -
воспитательной работы; валеологический анализ уроков; разработка, внедрение в практику лучшего опыта, совершенствование здоровьесохраняющих технологий обучения и воспитания, адекватных возможностям детей; содействие гармоничному развитию детей путем профилактики и коррекции возможных отклонений физического состояния и здоровья на каждом возрастном этапе; вооружение педагогов необходимыми знаниями в области здоровья; оказание педагогам конкретной помощи в изучении физиологических возможностей организма детей, определении уровня физического развития, соответствия биологического возраста паспортному;
пропаганда среди родителей, педагогов и детей основ здорового
образа жизни.
Учителям школы № 5 совместно с медицинским персоналом провели собственные исследования здоровья учащихся с 1 по 11 классы. Данные показали, что почти половина учащихся имеет хронические заболевания желудочно-кишечного тракта, расстройства нервной системы, органов кровообращения. Тревожен факт, что с каждым годом снижается уровень здоровья детей, поступающих в 1 класс. И если в 2012 году среди первоклассников было 32 % здоровых детей, то, в 2013 Г. в школу пришли только 19 % здоровых учеников. Также выявлено, что к концу занятий ухудшалось самочувствие школьников, многие дети на подготовку домашних заданий тратили более 2,5- 3 часов, более 60 % ребят не могут сразу заснуть, что свидетельствовало о нервном переутомлении. Все это Говорило о том, что учащиеся были подвержены серьезным учебным перегрузкам. Поэтому перед коллективом учителей встала задача — создать в шкоде условия, сохраняющие здоровье школьников.
Организацию здоровьесберегающего учебного процесса было решено
своевременное и гармоничное физическое и психическое развитие
ребенка; обучение на фоне положительных эмоций, являющихся залогом
психического здоровья; предупреждение чрезмерного умственного напряжения, приводящего к значительному утомлению;
предотвращение возможных психотравмируюпшх ситуаций;
развитие умений, навыков и привычек ЗОЖ у учащихся, учителей и
родителей.
С целью повышения эффективности оздоровительной и УВ работы посредством создания мотивации и условий для формирования сохранения и укрепления здоровья внимание было направлено на :
II. Учебно-воспитательная работа по формированию ЗОЖ:
а) повышение образования учителей в области здоровьесберегающих
технологий (лекции, семинары);
б) лекторий для родителей по вопросам здоровья;
в) воспитательная работа (мероприятия: «День здоровья», «КВН - здоровья», и т.д.)
III. Оздоровление учебно-воспитательного процесса:
а) проведение уроков в комфортном психо-эмоциональном состоянии, обеспечивающем мотивацию к учебной деятельности, уверенность детей в себе, своих возможностях;
б) создание разнообразных стартовых условий для развития и обучения каждого ребенка (предоставление возможности снятия напряжения и утомления исходя из склонностей, желаний, потребностей детей через погружение в предмет изучения и исследования, кружки по интересам);
в) личностно-ориентированное образование школьников, в результате которого снижается закомплексованность, уменьшается стрессовое напряжение, создается ситуация успешности;
г) физкультминутки, музыкотерапия.
Учитывая комплексный характер проблемы здоровья детей и подростков, необходимо опираться на комплексный подход к решению возникшей проблемы. Это означает, что должны быть задействованы все возможные каналы как урочного, так и внеурочного образования.
В системе урочного образования до последнего времени остаются неиспользованными возможности разных школьных предметов. Это касается и биологии — единственной дисциплины, раскрывающей учащимся вопросы строения и функционирования организма человека, а также факторы, обуславливающие его здоровье и болезни. До сих пор в системе биологического образования слабо обозначены и недостаточно раскрыты здоровье-сберегающие условия (ЗСУ), оказывающие положительное воздействие на воспитание личности учащихся. Следовательно, полноценное существование подрастающего поколения не представляется возможным без улучшения состояния здоровья при учете возможностей школьного биологического образования. Под ЗСУ в биологическом образовании понимают обстоятельства, оказывающие положительное воздействие на здоровье всех субъектов образовательного процесса и обеспечивающие улучшение показателей уровня их воспитанности.
В рамках школьной программы «В здоровом теле здоровый дух» может быть разработан план реализации здоровьесберегающих условий.
Для каждой школы он свой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на педсовете "Обеспечение безопасности жизни и здоровья детей в условиях школы-интерната"
Безопасность жизни и деятельности— насущная потребность человека. Сохранение здоровья детей и подростков, будущих матерей и отцов, обеспечение достойных условий жизнедеятельности является общего...
Доклад "Методы оздоровления детей в условиях школы и дома"
В рамках школьной программы "В здоровом теле здоровый дух" может быть разработан план реализации здоровьесберегающих условий...
Роль воспитателя в укреплении здоровья детей в условиях школы – интерната.
Из опыта работы по здоровьесбережению....
Доклад "Роль воспитателя в укреплении здоровья детей в условиях школы – интерната"
Доклад на МО воспитателей "Роль воспитателя в укреплении здоровья детей в условиях школы – интерната"...
«Цветотерапия как технология развития и оздоровления детей в условия ФГОС ДО»
Для решения данной проблемы внедряю в образовательный процесс здоровьесберегающие технологии, использую элементы цветотерапии...
План по самообразованию "Современные подходы к оздоровлению детей в условиях ФГОС ДО"
План по саммобразованию педагога...
Доклад - презентация "Развитие коммуникативных навыков школьников с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями) в условиях школы и дома.
Важнейшей социальной потребностью любого человека является общение. Через него человек познаёт окружающий мир и самого себя, оно является важнейшим фактором формирования личности и играет особую роль ...