ДОКЛАД по теме «Лечебная педагогика как здоровьесберегающая технология в логопедической практике»
материал на тему
Доклад к выступлению на педагогическом совете школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lechebnaya_pedagogika_kak_zdorovesberegayushchaya_tehnologiya.doc | 62.5 КБ |
Предварительный просмотр:
2014-2015 учебный год
ДОКЛАД
по теме самообразования
Основой соматического и физического здоровья ребёнка следует считать уровень развития его органов (мозга, двигательного аппарата, анализаторов), который проявляется в особенностях функционирования этих органов. Крайне высокий уровень патологии у школьников указывает на приоритетность проблемы подрастающего поколения. Практика показывает, что решать данную проблему одной медицине в настоящее время не под силу. Поэтому значительную часть этой работы, в частности, решение задачи формирование здоровья учащихся, обязаны взять на себя образовательные учреждения.
Охрана и поддержка здоровья учащихся в процессе коррекционно – оздоровительного обучения является одним из главнейших аспектов в работе учителя – логопеда.
Сама организация работы школьного логопункта базируется на данных медицинского обследования и диагностики, включает в себя обязательное первичное знакомство с медицинскими картами учащихся с целью сбора и составления анамнеза для более полного представления о состоянии здоровья детей – логопатов.
Это позволяет своевременно выявить и зафиксировать в речевой карте ребёнка все патологии развития: пре- и постнатальные заболевания, ЦНС, родовые травмы, асфиксии и время оживления плода, врождённые дисплазии и пороки развития. Сюда же вносятся и наследственные факторы, заключения невролога и психиатра.
Все занятия проводятся в рамках соблюдения охранительного режима школьника. Сюда входят: дозировка заданий, двигательная активность, смена видов преподавания, смена видов учебной деятельности, индивидуальная работа. Главное место в работе с логогруппами занимает дифференциация способов обучения в зависимости от дефекта и его сложности.
Валеологический подход в реализации логопедической работы осуществляется различными приёмами и методами.
Сейчас широко используются (в том числе и в логопедии) массаж, фитотерапия, хромотерапия, звукотерапия, ароматерапия и др. С их помощью воздействуют на процессы, происходящие в организме человека (улучшают метаболизм, усиливают крово- и лимфоток, газообмен, гармонизируют энергетику), и повышают качество его жэизни.
На логопедических занятиях осуществляется профилактика и коррекция расстройств и недоразвития познавательной деятельности, ВПФ (восприятия, внимания, памяти, мышления), слуха и зрения, моторики.
Для профилактики снижения зрения на занятиях систематически проводится зрительная гимнастика. Для её проведения могут быть использованы различные офтальмотренажёры, схемы звуковых волн (биоэнергопластика), специально разработанные комплексы упражнений для активизации работы мышц глаза
Для снятия физического утомления, коррекции общей моторики используются двигательно – оздоровительные моменты, а именно:
- динамические паузы (физминутки, подвижные игры);
- алфавит телодвижений;
- логоритмика - логоритмотерапия (данные занятия укрепляют мышечный аппарат, развивают дыхание, моторные функции, воспитывают правильную осанку, грацию движений, силу, выносливость, координацию движений, силу и тембр голоса, воспитывается темп, ритм, дыхание речи, фонематический слух);
- фонетическая ритмика (система двигательных упражнений, в которых различные движения (корпуса, головы, ног, рук) сочетаются с произнесением определённого речевого материала);
- корригирующая гимнастика (включает в себя специально подобранные упражнения, которые позволяют воздействовать на различные звенья опорно – двигательного аппарата, мышечные группы и системы, корригировать недостатки развития. Эти упражнения оказывают положительное влияние на сердечно – сосудистую, дыхательную, нервную системы);
- ритмотерапия (специфические упражнения под музыку с использованием танцевальных движений. Способствуют развитию чувства ритма, упорядочивают темп и ритм, снижают общую скованность, напряжение, формируют плавность, пластичность движений, умение владеть своим телом);
- динамотерапия (двигательные упражнения, направленные на общее физическое оздоровление и коррекцию нарушений в двигательной сфере).
Для коррекции мелкой моторики применяются разнообразные игры и задания. Например:
- пальчиковая гимнастика с речевым и без речевого сопровождения, с предметами и без;
- танцы пальчиками;
- лепка из пластилина;
- работа с проволокой, природным материалом;
- зарисовка и раскрашивание по контуру, обводки по опорным точкам, рисование по клеточкам, рисование орнаментов, росчерки на уроках письма;
- письмо по кальке и многие другие задания.
Для развития артикуляционной моторики и формирования правильного звукопроизношения на занятиях систематически проводится артикуляционная гимнастика, речевые зарядки и разминки с использованием чистоговорок, биоэнергопластики, элементов самомассажа лицевых мышц, мимическая гимнастика.
Для общего оздоровления детей и профилактики простудных заболеваний с учащимися проводится дыхательная гимнастика, которая может сочетаться с фонационной гимнастикой. Фонационная гимнастика имеет и свои лечебные свойства. Так, например,
«А» - заставляет вибрировать грудь и приводит в действие всю звуковую гамму в организме, даёт команду всем клеткам настроиться на работу. В то же время происходит углубление дыхания и увеличения потребления кислорода.
«О» - вибрирует грудь, но уменьшается глубина дыхания.
«Н» - заставляет вибрировать головной мозг, активизирует правую половину и лечит болезни мозга, а также стимулирует интуитивные процессы и творческие способности.
«В» - исправляет неполадки в нервной системе головном и спинном мозге.
«Е» - особый вибрационный звук. Он используется практически во всех сочетаниях. Этот звук – чистильщик нашего организма от грязи. Он создаёт вокруг человека энергетический барьер для защиты от энергоинформационного загрязнения.
«М» - замечательный звук. Не случайно одним из первых слов в жизни ребёнок произносит слово «мама»: этот звук определяет энергетическую связь матери и ребёнка. Если нарушаются вибрации этого звука, нужно подумать об отношениях матери и ребёнка. Этот звук – любовь и покой.
«РЭ» - помогают снять стрессы, страхи, заикание.
«ТЭ» - очищают душу от тяжести, укрепляют сердечно-сосудистую систему.
«У» - вызывает колебания в глотке, гортани. Укрепляет уверенность в своих силах.
«СУ» - вызывают колебания в нижней части лёгких.
«Я» - укрепляет уверенность в своих силах. Работают семь рефлексов. Этот звук – резонатор и генератор психологических процессов, он восстанавливает связь через разум с больными органами. Слово «семья» отражает эти семь воздействий, гармони. И психическую энергию.
«ХА, ХО» - очищают душу и тело от всех болезней.
Важное значение в логопедической работе с детьми, имеющими интеллектуальное недоразвитие, занимает «гимнастика мозга» или кинезиологичексая гимнастика. Она состоит из упражнений, направленных на развитие межполушарного взаимодействия., которые улучшают мыслительную деятельность, синхронизируют работу полушарий, способствуют улучшению запоминания, повышают устойчивость внимания, облегчают процесс письма. Помимо этого, в кинезиологии есть антистрессовый комплекс упражнений.
Для снятия психофизиологического напряжения также применяются элементы психогимнастики. Это специально подобранные игровые задания, направленные на совершенствование у детей внимания, памяти, воображения, эмоций, нравственных представлений. Желательно данные задания проводить под музыку, так как известна огромная роль музыкотерапии в лечебной педагогике. Самый большой эффект от музыки - это профилактика и лечение нервно-психических заболеваний. Музыкотерапевтическое направление работы способствует: улучшению общего эмоционального состояния детей, улучшению исполнения качества движений (развиваются выразительность, ритмичность, координация, плавность, серийная организация движений), коррекции и развитию ощущений, восприятий, представлений, стимуляции речевой функции, нормализации просодической стороны речи.
Наукой установлено, что бесшумная обстановка (которую очень любят учителя) отрицательно влияет на психику человека, поскольку абсолютная тишина не является для него привычным окружающим фоном, что следует учитывать в повседневной практике.
В связи с тем, что резкие громкие звуки негативно влияют на нервную систему во многих школах вместо школьного звонка используют различные мелодии (весёлые – на перемены, спокойные, умеренные – на урок).
На занятиях музыкотерапию можно сочетать с ароматерапией (лечение запахами, которые успокаивающе действуют на перевозбуждённую нервную систему). Эти направления занимают достойное положение в работе с гиперактивными детьми.
Более подробную информацию о лечении музыкой и запахами можно получить из книги «Справочник логопедов».
В логопедии широко используется такой метод как массаж. При помощи массажа можно успокоить, снять боль, помочь победить болезнь и даже способствовать умственному, речевому и физическому развитию детей. Логопедический массаж является частью комплекса лечебно – оздоровительных и коррекционно – развивающих мероприятий. Массаж может быть нескольких видов:
- сегментарно – рефлекторный массаж;
- точечный массаж (массаж БАТ);
- массаж стоп и кистей, ушных раковин, волосистой части головы (т.е. массажа рефлексогенных зон);
- массаж профессора Ауглина.
Можно обучить детей самомассажу мышц головы и шеи, лица, языка, ушных раковин. Проведение самомассажа БАТ (биологически активных точек). Существует точечный массаж:
- при дизартрии,
- при писчем спазме;
- при заикании;
- забывчивости, рассеянности, невозможности сосредоточиться;
- при робости, боязливости, застенчивости;
- немотивированном упрямстве, непослушании.
Можно использовать по рекомендациям медиков (так как возможны аллергические реакции) в лечебной педагогике фитотерапию – лечение лекарственными травами. Важно привлечь внимание врачей, педагогов, дефектологов и родителей к необходимости использования лекарственных растений как эффективного лечебного и профилактического средства при различных речевых аномалиях, для восстановления умственной и физической работоспособности, устранения усталости, вялости, астенического синдрома, профилактики нарушений мозгового кровообращения, расстройств памяти, устранения бессонницы, нервозности, восстановления мышечного тонуса. Особенно рекомендуется использовать настои трав при лечении детей с дизартрией и заиканием.
Таким образом, включение в коррекционную работу всех вышеперечисленных приёмов, использование нетрадиционных методов лечебной педагогики как основы здоровьесберегающих технологий всеми сотрудниками школы в той или иной мере, помогут добиться нам не только положительных результатов в работе с детьми, имеющими речевые дефекты, но и в целом со всеми воспитанниками интерната.
Список литературы:
- Айрес Э.Д. Ребенок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития. - М.: Теревинф, 2009.
2. Битова А.Л. Формирование речи у детей с тяжелыми речевыми нарушениями:
начальные этапы работы // Особый ребенок: исследования и опыт помощи: Научно - практический сборник. — М.: Центр лечебной педагогики, 1999. — Вып. 2. —С.44–52.
3. Визель Т.Г. Аномалии речевого развития ребенка. В помощь родителям. — М.: В. Секачёв, 2012. — 46 с.
4. Винарская Е.Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии: Периодика раннего развития. Эмоциональные предпосылки освоения языка. — М.: Просвещение, 1987.
5. Грибова О.Е. Что делать если Ваш ребенок не говорит. — М.: Айрис-пресс, 2004.
— 48 с.
6. Дедюхина Г.В., Яньшина ТА., Могучая Л.Д. Логопедический массаж и лечебная физкультура с детьми 3—5 лет, страдающими детским церебральным параличом. — М.: «Гном - Пресс», 1999.
7. Кислинг У. Сенсорная интеграция в диалоге. - М.: Теревинф,2014.
8. Коноваленко С.В., Кременецкая М.И. Развитие психофизиологической базы речи у детей дошкольного возраста с нарушениями развития. — СПб.: ООО «Издательство «Детство Пресс», 2012. —112 с.
9. Кузьмина Н. И., Рождественская В.И. Воспитание речи у детей с моторной алалией. — М., 1977.
10. Нестерюк Т.В. Психосоматическая гимнастика. — М.: Книголюб, 2006. — 24 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Здоровьесберегающие технологии в практике учителя истории и обществознания. Из опыта работы
Изучение истории и обществознания, особенно в старших классах связано с усвоением большого объёма информации. Учащиеся узнают много новых понятий, имён, событий. Всё это требует постоянного напряжения...
Здоровьесберегающие технологии в практике преподавателя математики
Доклад "Здоровьесберегающие технологии в практике преподавателя математики"...
Презентация к докладу "Здоровьесберегающие технологии в практике преподавателя математики"
Презентация к докладу "Здоровьесберегающие технологии в практике преподавателя математики"...
Презентация "Здоровьесберегающие технологии в практике"
В презентации рассказывается о здоровьесберегающих технологиях в практике начальной школы. Здоровье человека зависит :на 50% - от образа жизнина 25% - от состояния окружающей сре...
Здоровьесберегающие технологии и практика их применения на уроках физической культуры и спорта в условиях реализации ФГОС»
1.Сужение понятия (преобладание физической составляющей)2.Низкий уровень мотивации на сохранение и укрепление индивидуального здоровья3.Идеализация медицинской помощи4.«Забалтывание" проблемы здоровья...
Здоровьесберегающие технологии в практике работы учителя, работающего с детьми с интеллектуальной недостаточностью.
Здоровьесберегающие технологии на уроках в коррекционной школе с интеллектуальной недостаточностью - важный аспект педагогического процесса. Здоровьесберегающая технология - это система мер, включающа...
доклад на тему "Здоровьесберегающие технологии и практика их применения на уроках физической культуры в условиях реализации ФГОС"
Доклад в форме презентации на районном МО учителей физической культуры. "Здоровье -это достояние не только каждого человека, но и всего общества." Именно в школьном возрасте закл...