Исследование уровня развития саморегуляции учащихся в процессе обучения
статья
В статье приводится пример мини исследования уровня саморегуляции учащихся в урочной деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoregulyatsiya_statya.doc | 80.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Исследование уровня развития саморегуляции учащихся
в процессе обучения
Рыбкина Ю.Г.,
учитель английского языка
Одна из наиболее сложных задач современного обучения - формирование у учащихся системы саморегуляции, необходимой для эффективного выполнения ими учебной (или иной другой) деятельности. Сегодня уже известны основные принципы саморегуляции деятельности человека (системность, активность, осознанность), ее структура, основные механизмы, влияние на продуктивность деятельности и личностное развитие.
Саморегуляция учебной деятельности - это специфическая регуляция, осуществляемая учеником как субъектом деятельности. Ее назначение состоит в том, чтобы привести в соответствие возможности ученика с требованиями учебной деятельности, т. е. ученик должен осознать свои задачи в качестве субъекта учебной деятельности. Для примера проведения наблюдения и мониторинга развития саморегуляции школьников разного уровня был взят предмет английский язык. Для исследования уровня саморегуляции проведено наблюдение за учащимися: ученик А-высокий уровень саморегуляции – В.Т, ученик В - среднего уровня – Р.М. и ученик уровня С - низкого уровня – А.С.
Саморегуляция, проявляемая и востребованная в учебной деятельности, имеет структуру, аналогичную саморегуляции всех иных видов деятельности. Она состоит из таких компонентов, как осознанные цели деятельности, модель значимых условий, программы действий, оценка результатов и коррекция. На уроках английского языка были проведены наблюдения разных компонентов саморегуляции при индивидуальной, парной и групповой работе. При наблюдении были получены следующие результаты:
ЛИСТ НАБЛЮДЕНИЯ ЗА СОВМЕСТНОЙ ГРУППОВОЙ РАБОТОЙ
Участник | Пример обучения ученика Слова/язык тела | Вывод |
В.Т. (уровень А) | Давайте обсудим, соберем доказательства, воспользуемся ресурсами, твое мнение, помоги, оценим, подведем итоги, планируй время, прийти к согласию. Выражение эмоций мимикой, движение руками, прикосновения к руке, наклон головы, изменение положения тела ( сидит-встает) | Активно работает в группе |
Роман М ( уровень Б) | Поясните, давайте, используйте, где можно взять? Напишите, слушайте, помогите, как хотите, не перебивайте, спросите. Движение руками, эмоции на лице, почесывание головы, наклон к товарищам. | Нуждается в уточнении, подсказке |
Азамат С ( уровень В) | Что надо делать? Где это написано? Покажите, откройте, где писать? Это подходит? Откуда ты знаешь? Растерянность на лице, суетливость, неуверенные движения, пассивность в движении. | Не может работать без пояснений, подсказки. |
ЛИСТ НАБЛЮДЕНИЯ
Самостоятельное обучение учащихся разного уровня
Ученики | Примеры саморегуляции при работе в группе
| Вывод |
Ученик В Т (уровень А) | Эмоциональная : -Решает новые задачи, предлагает пути решения проблемы, может контролировать внимание и сопротивляться отвлекающим факторам, не боится трудностей; Социальная: -решает социальные проблемы внутри своей группы, берет на себя ответственность за принятые решения, исполняет роль лидера группы, Когнитивная: - может рефлексировать свои действия, строить план совместной работы по решению проблемы, задает вопросы и предлагает ответы, использует ранее обученные стратегии; Мотивационная: - находит собственные ресурсы без помощи учителя, разрабатывает собственные способы решения задач, предлагает новые действия, планирует собственные задачи и цели, любит работать самостоятельно и во взаимодействии. | Обладает ярко выраженными лидерскими способностями, повышает свой образовательный уровень, не боится ошибок. |
Ученик Р М (уровень Б) | Эмоциональная : -Решает новые задачи, но не исключена ситуация, при которой он не сможет справиться с поставленной перед ним задачей, может контролировать внимание и сопротивляться отвлекающим факторам, систематически выбирает безопасный путь во всех учебных процессах; Социальная: -внутри своей группы может выполнять любую роль, в том числе и лидера группы, но нуждается в постоянном утверждении того, что он совершает правильный выбор, ему не хватает самоуверенности в своих социальных навыках для того, чтобы другие относились к нему с искренним уважением; Когнитивная: - рефлексируя свои действия, ищет легких путей для решения задач, исключая творческий подход, считает, что достаточно «умен», чтобы принимать участие в любой дополнительной работе, предпочитает не рисковать, чтобы не испытать поражения ; Мотивационная: - считает обязательным учиться средне, но не прилагает усилий для демонстрации и развития своего творческого потенциала, работает на оценку «4», переживает ,если не получает ее , но не стремиться заработать «5», его устраивает, что имеется уважение со стороны сверстников и учителей, но и только. | Обладает хорошими способностями, но ему необходимо поработать над своей саморегуляцией и самооценкой. Для этого нужно проявлять себя не только в учебной деятельности, но и в каких-либо творческих направлениях, больше общаться со сверстниками, учиться отстаивать свое мнение. |
Ученик А С (уровень С) | Эмоциональная : - Боится трудностей, очень шаткая самооценка, незначительную удачу воспринимает с огромной радостью, признает, что нуждается в помощи окружающих, о собственном поведении говорит только положительно, не отмечая своих негативных качеств; Социальная: - при взаимодействии пытается выполнить предложенную ему работу, но без конкретного указания лидера группы не знает, как подойти, и даже с чего начать свою работу. В группе ведет себя доброжелательно, может предложить простейшие умения: написать, нарисовать, начертить, но только то, что ему диктуют остальные члены группы, то есть быть хорошим секретарем группы. Иногда может выдать эвристическую идею, но это бывает крайне редко, и группа с настороженностью относится к такой идее, не может аргументировать правильность гипотезы. Когнитивная: - о своих способностях не может высказаться адекватно, занижает их или завышает, рефлексирует свою работу поверхностно, потому что не всегда понимает, что от него хотят, самостоятельно не может сделать выбор в пользу той или иной гипотезы, потому что не хватает знаний оценить ее с разных сторон. Может процитировать или повторить чье-то высказывание, потому что оно ему понравилось внешне, а содержание подчас остается ему непонятно. Может формулировать вопросы «низкого» порядка, а отвечать даже на них не всегда способен. Мотивационная: - нуждается в постоянной помощи учителя, одноклассников, собственные ресурсы и собственные решения задач разработать способен, но на примитивном уровне, очень сложно обстоят дела с планированием работы, причем неудачи может объяснять не своей некомпетентностью, а находить какие-то другие причины, оправдывая себя. Его состояние характеризуется безнадежностью, отчаянием и, вероятно, поэтому он проводит мало времени, работая над заданием, его одолевает скука. | Имеет низкие достижения, поэтому необходимо добросовестно относиться к подготовке к урокам, тщательно и систематически учить домашние задания. При системной работе Лейла может добиться успеха, но для этого ей надо потрудиться. Нужно поработать над самооценкой, чтобы не бояться отстаивать свою точку зрения, пусть даже неправильную в начале. Больше читать дополнительной литературы. |
Таблица подсчетов
Участники разговора | 1 В Т | 2 Р М | 3 А С |
Действие | Уровень А | Уровень Б | Уровень В |
Задали хороший вопрос | 5 | 3 | 0 |
Высказал интересную критику или возражение | 5 | 4 | 0 |
Сделал хорошее предложение | 5 | 4 | 1 |
Изменил их мнение | 5 | 2 | 0 |
Дал хороший результат | 5 | 1 | 0 |
Поделился соответствующей информацией | 5 | 4 | 4 |
Внимательно слушал | 5 | 3 | 5 |
Пытался придти к соглашению | 5 | 2 | 0 |
В результате мы видим, что ученики уровня А и В в процессе выполнения учебной деятельности умеют приспособить друг к другу «модель условий» и «программу действий». И хотя ученики существенно отличаются друг от друга по характеру моделирования условий, по выбору предпочитаемой программы действий, они работают сосредоточенно, целенаправленно и результативно. Что касается ученика С, то здесь мы наблюдали не только отсутствие саморегуляции, но и отсутствие заинтересованности в достижении результата, неумение распоряжаться своим временем, недостатком компетенций для коррекции своих действий. Однако нужно отметить, что при поиске информации и он проявил себя достаточно динамично и быстро.
В процессе выполнения учебной деятельности каждое из звеньев психической регуляции выполняет свою роль целеполагания и целеосуществления действий. Именно осознание своих целей позволяет ученику оставаться субъектом учебной деятельности, т. е. самому принимать решение о необходимости внесения изменений в осуществляемые действия, об очередности решения задач. Благодаря саморегуляции учебной деятельности происходят изменения в самом ученике и в тех средствах, которые он использует.
Анализируя собранные наблюдения, хочется отметить, что саморегуляции зависит от этапа обучения, от опыта ученика. Отдельные структурные звенья системы саморегуляции изменяются при развитии познавательных процессов (мышления, восприятия, памяти, воображения), включенных в акты регуляции. В ходе обучения функции ученика как субъекта постепенно уточняются, совершенствуются. Если отдельные звенья саморегуляции оказываются недостаточно сформированными, целостная система регуляции учебной деятельности нарушается, а продуктивность действий - снижена. Такую картину мы наблюдали с учеником С, который демонстрирует отсутствие активности и в других видах деятельности, а не только в учебной.
Бесспорно, опытный учитель способен достаточно быстро определить особенности индивидуального стиля саморегуляции того или иного учащегося, а также уровень развития ее отдельных компонентов. Такие данные делают педагогическую коррекцию целенаправленной. Учителю легче обнаружить недостатки саморегуляции, связанные с моделированием значимых условий и их влиянием на результаты учебной деятельности, так как они наглядно проявляются в психических процессах учащихся.
Развитие саморегуляции у учащегося находится в большой зависимости от профессионализма педагога, который должен предвидеть ход учебного процесса, степень новизны для ученика излагаемого материала, его интересность и значимость. Поэтому в его арсенале должны быть средства, помогающие сохранению усваиваемого материала, его дублированию в слуховой, зрительной, двигательной и других формах, а также способы сосредоточения и направления внимания учащихся на необходимое содержание, создания ассоциаций, использования схем и наглядных пособий. Не менее значимо для развития саморегуляции у учащихся владение учителем глубокими психологическими знаниями, касающимися особенностей их восприятия, памяти, мышления, воображения и личности в целом. Учитель должен понимать, что развитие у учащихся функции моделирования условий осуществления учебной деятельности связано с познавательными процессами.
Саморегуляция находится в большой зависимости от представления ученика о себе, о своих реальных способностях и возможностях. Если ученики имеют неадекватную самооценку (завышенную или заниженную), то это сказывается на их умении анализировать достижения и неудачи, на неточном осознании своих возможностей. С расширением индивидуального опыта, с усвоением эталонов и средств для сопоставления своих сил и достигаемых результатов самооценка может стать более адекватной, т. е. соответствующей оценкам соучеников, учителей, родителей. Повышению точности самооценок способствует доброжелательное и внимательное отношение педагога к учащемуся даже в случае неуспеха. При внедрении самооценивания и взаимооценивания на уроке мы столкнулись с разными проявлениями учащихся уровней А, В и С. Ученик А оценивает себя объективно, из ее рефлексии видно, что «сегодня я недостаточно быстро работала при выполнении домашнего задания, поэтому получила «4» или «сегодня я быстро справилась со всеми заданиями, поэтому получила «5». Ученик «Б» колеблется, сомневается, ему не хочется ставить себе завышенную или заниженную оценку, поэтому его объективность нуждается в корректировке, осознании своей деятельность. В анкете видно, что «сегодня я работал хорошо, но не успел выполнить все задания, потому что не хватило времени». Ответственность за полученную оценку ученик В не спешить полностью взять на себя, находя оправдания в виде нехватки времени, а то, что недостаточная подготовка была причиной его неуспеха во времени, он признавать не торопится. С учеником С ситуация наглядная: «на уроке работал, но не успел ничего сделать, с оценкой не согласен» или «на уроке работал, но одноклассник оценил мою работу на «3». Из этого следует, что развитие системы самооценки и как следствие, саморегуляции, требует пристального внимания как со стороны педагогов, так и со стороны учащихся. Школьники постепенно учатся устанавливать и поддерживать отношения, осознавать правила и нормы отношений, их значимость и избирательность. Предметом саморегуляции являются действия, направленные на преобразование предметного мира, на регуляцию исполнительской деятельности. Такая саморегуляция называется деятельностной, другой вид саморегуляции - личностная, в которой важна регуляция отношений.
Саморегуляция каждого вида осуществляется в определенном действии, связанном с принятием решения и следованием ему. Программирование действий и отношений происходит по-разному, но в ходе осуществления и предметного действия, и поступка ученик опирается на свой личный опыт.
Поступок связан преимущественно с социальными, личностными оценками, с сопоставлением с социальными нормами и идеалами.
В результате наблюдений за учащимися 9 «А» класса трех уровней саморегуляции мы пришли к выводу, что
-саморегуляция деятельности обусловливает последовательность продвижения учащихся по всем этапам учебной деятельности - от начала (мотива) до завершения (результата);
-личностная саморегуляция проявляется в рефлексировании учащимися смысла и значения своих поступков, в следовании своим принципам и умении их аргументировать;
-оба вида саморегуляции осуществляются и закрепляются в поступках, действиях и отношениях, но содержательно они отличаются друг от друга;
-процесс личностной саморегуляции есть более высокий уровень регуляции. Этот вид саморегуляции часто обозначается как самодетерминация (Б. Ф. Ломов). Она состоит в том, что на определенных стадиях своего развития личность начинает сознательно организовывать свою жизнь, самостоятельно определять свое развитие.
Технология обучения предметной и личностной саморегуляции включает формирование обобщенных навыков своевременного и качественного анализа условий, в которых обучаемому приходится решать ту или иную задачу и добиваться результата; навыков выбора действий, соответствующих условиям и заданным целям; способов решения задач, оценки совершенных действий и коррекции ошибочных.
Развитие саморегуляции в обучении есть не что иное, как переход от системы внешнего управления учебной деятельностью к самоуправлению. Такой переход - одна из ведущих закономерностей возрастного развития. Л. С. Выготский, рассматривая процесс овладения ребенком знаками, созданными в истории развития человечества, отмечал, что этот процесс есть путь овладения собственным поведением, путь к саморегулированию.
Механизм самоуправления учебной деятельностью находит свое выражение в том, что обучаемый выступает для себя и как объект (Я-исполнитель) и как субъект (Я-контролер) управления, который планирует, организует и анализирует собственные действия. Такое самоуправление Ю. Н. Кулюткин называет рефлексивным, так как оно основано на осознании обучаемым собственных действий (деятельностная саморегуляция) и себя (своего Я) в системе Я и другие (личностная саморегуляция).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ценностно-смысловое развитие личности в процессе обучения истории и обществознанию. Обобщение опыта работы.
Из опыта работы учителя истории и обществознания, высшей категории Акатьевой В.И....
Презентация к выступлению "Ценностно-смысловое развитие личности в процессе обучения истории и обществознанию"
Из опыта работы учителя истории и обществознания, высшей категории Акатьевой В.И....
Анкетирование"Исследование уровня развития самоуправления в классе (5-9 классы)
Для родителей и классного руководителя....
Статья "Формирование и оценка личностных, метапредметных и предметных результатов учащихсяв процессе обучения географии"
Статья может быть использована учителями географии на педагогических советах и методических обхединениях....
Исследование уровня развития духовно-нравственных качеств у студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования
Практикозначимая работа, выполненная на курсах повышения квалификации в АСОУ г.Москва...
Эффективность использования методов саморегуляции в процессе обучения
Эффективность использования методов саморегуляции в процессе обучения...
Повышение уровня развития учащихся в процессе внедрения современных образовательных технологий и новых методик по учебному предмету «Основы безопасности жизнедеятельности»
Докдад, раскрывающий суть современных образовательных технологий.Для того чтобы реализовать творческую и познавательную активность ученика, в учебном процессе необходимо применять современные образова...