Исследование уровня развития духовно-нравственных качеств у студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования
статья на тему
Практикозначимая работа, выполненная на курсах повышения квалификации в АСОУ г.Москва
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
praktikoznachimaya_rabota.docx | 44.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Практикозначимая работа
выполнила Деревицкая В.А.
Тема: Исследование уровня развития духовно-нравственных качеств у студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
1. Изучение уровня развития духовно-нравственных качеств 5
у студентов
2. Диагностика уровня духовно-нравственного развития 14
Заключение 19
Список литературы 21
ВВЕДЕНИЕ
Глобальные изменения, происходящие в современном российском обществе, отражаются не только на социально-экономической сфере жизни, но и на иерархии нравственных ценностей, где материальные блага предпочтительнее духовных ценностей. Подобные трансформации отражаются, в первую очередь, на молодежи, в частности, на студенчестве. Возрастает роль среднего профессионального образования, которое призвано развивать не только профессиональные знания, умения и навыки, но и содействовать формированию духовно-нравственной культуры личности. Ведь итогом обучения в данном техникуме должна стать профессиональная компетентность, в которой будут интегрированы личностная (мотивационно-ценностное отношение к своей деятельности), духовная и нравственная позиции, а также профессиональные знания, умения, навыки.
Духовно-нравственная культура отражает уровень развития нравственности, является хранилищем положительного нравственного опыта в форме ценностей и рекомендаций человеческого поведения, самостоятельным фактором нравственной жизни. Каждое проявление нравственной культуры несет в себе нормативность, характеризующую нравственную культуру как общества в целом, так и отдельной личности, в частности. Комплексный подход позволяет анализировать нравственную культуру как неотъемлемый компонент формирования духовного мира личности студента. Исходя из этого, механизм ее функционирования можно представить в виде определенной системы: формирование нравственного мировоззрения (знания, взгляды, убеждения) влечет за собой духовное обогащение личности. Это позволяет выработать верные целевые установки и основы нравственного мировосприятия, которые, в свою очередь, способствуют формированию социально-ценностной мотивации деятельности. Выработка у студентов нравственной культуры как составной части процесса формирования ее духовного мира преследует одну цель: формирование духовно развитой личности.
ИЗУЧЕНИЕ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У СТУДЕНТОВ
Вопросы о решающей роли нравственного воспитания в развитии и формировании личности осознавались и ставились в педагогике с давних времен. Подчеркнем, что они связывались главным образом с тем, что только нравственное воспитание обеспечивает формирование у личности добродетельного характера и доброжелательных отношений к людям. Вот что писал об этом Я.А. Коменский. В своем трактате «Наставление нравов» он приводил изречение древнеримского философа Сенеки: «Научись сперва добрым нравам, а затем мудрости, ибо без первой трудно научиться последней». Там же он цитировал народное изречение: «Кто успевает в науках, но отстает в добрых нравах, тот больше отстает, чем успевает».
Такую же большую роль нравственному воспитанию отводил выдающийся швейцарский педагог-демократ Г. Песталоцци. Нравственное воспитание он считал главной задачей детского воспитательного учреждения. По его мнению, только оно формирует добродетельный характер и сочувственное отношение к людям.
Разрабатывая вопросы педагогики, нравственное воспитание выдвигал на первый план немецкий педагог И. Гербарт. Другое дело, что в соответствии с идеалами общества, в котором он жил, он вкладывал в понятие нравственного воспитания насаждение в детях покорности, дисциплины и безропотного подчинения авторитету власти. Он писал: «Единую задачу воспитания можно целиком выразить в одном только слове: нравственность»[1].
Очень высоко оценивал нравственное воспитание Л.Н. Толстой: «Из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра».
Однако из педагогов-классиков прошлого наиболее полно и ярко характеризовал роль нравственного воспитания в развитии личности К.Д. Ушинский. В статье «О нравственном элементе в воспитании» он писал: «Конечно, образование ума и обогащение его познаниями много принесет пользы, но увы, я никак не полагаю, чтобы ботанические или зоологические познания... могли сделать гоголевского городничего честным чиновником, и совершенно убежден, что будь Павел Иванович Чичиков посвящен во все тайны органической химии или политической экономии, он останется тем же, весьма вредным для общества пронырой...
Убежденные в том, что нравственность не есть необходимое последствие учености и умственного развития, мы еще убеждены и в том, что... влияние нравственное составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума вообще, наполнение головы познаниями...»
Но если педагоги-классики признавали огромную роль нравственности в развитии и формировании личности, тем большее значение имеет эта проблема в системе современного воспитания. Мы создаем правовое общество с высокой культурой отношений между людьми, которые будут определяться социальной справедливостью, совестью и дисциплинированностью. Понятно, что такое общество обусловливает необходимость нравственной воспитанности каждого его члена.
В последние годы, как и много лет назад, идёт дискуссия на тему об измерении уровня воспитанности и о том, как проводить это измерение. По мнению одних специалистов, воспитанность не измеряется количественно. О ней можно говорить лишь в общем, без конкретных показателей. По мнению других, например П.П.Блонского, - количественное измерение допустимо в том смысле, что всегда можно ответить на вопрос: сколько раз проявляется то или иное качество ученика в его поведении. Этой же точки зрения придерживается и автор. Мы представим читателю отработанную в течение последних десяти лет конкретную модель методики. Вобравшей в себя всё лучшее. Что было накоплено отечественными учёными и практикой – Н.И.Монаховым, М.И.Шиловой, К.Вазиной, Н.Е.Щурковой и многими другими.
Рассмотрим основные требования к целям воспитания.
1. Наличие основания, на котором строится вся система воспитания. В последнее десятилетие стало модным утверждение: «Система общечеловеческих ценностей является основой воспитания». Против этого трудно возразить, если не принимать во внимание содержание учебного процесса (программы, учебники), в котором эта проблема никогда не разрабатывалась.
Поэтому, анализируя теоретические работы отечественных учёных – педагогов, психологов, социологов, философов, мы пришли к выводу, что за основу воспитания необходимо взять систему отношений человека с миром, т.е. все его реальные связи с окружающей средой, в которой он живёт и выстраивает свои отношения. Задача воспитания заключается в том, чтобы помочь ребёнку сознательно выбирать способ поведения в соответствии с ценностями-нормами, позитивно воспринимаемыми обществом. В качестве базовой духовной ценности выступает мораль (этика). Основными моральными ценностями являются честность, справедливость, человечность, которые выступают в качестве основных показателей в отношениях человека с миром.
Среди этих отношений можно выделить отношение к знаниям, обществу, труду, природе, прекрасному, к себе.
2. Объективность. Цели отражают исторические закономерности, учитывают научно-технические достижения человека. Другими словами. Цели не могут быть конъюнктурными. В угоду каких-то идей, не проверенных опытом. Нравственность, культура, эстетика, право, сложившиеся исторически и помогающие человеку выстраивать свои отношения, включенные в систему целей воспитания, реализуют указанное требование.
3. Системность, т.е. выход целей на все группы отношений: к знаниям, обществу, труду, природе, прекрасному, к себе.
4. Дифференциация целей по возрастам учащихся, т.е. усложнение целей по мере взросления ребёнка.
5. Реализуемость в учебно-воспитательном процессе. Это означает, что цели воспитания достигаются во всех формах учебно-воспитательного процесса на уроках и во внеурочное время за счёт содержания, форм, методов, условий, средств работы с детьми.
6. Измеряемость – это наличие таких методик, с помощью которых фиксируются результаты воспитательного процесса и их соответствие целям воспитания.
Таковы основные требования к целям воспитания. В качестве главной цели воспитания мы избираем развитие нравственного самосознания и нравственных мотивов. Нравственное сознание помогает ребёнку выстраивать свои отношения с окружающей средой в созидательном плане, отношения, заключающие в себе честность, справедливость и человечность.
Сформулируем цели воспитания для различных групп в соответствии с указанными выше отношениями и с учётом главной цели.
Главная цель: развитие нравственного сознания, нравственного самосознания и нравственных мотивов.
Ожидаемый результат: нравственная позиция. Нравственное поведение.
Нравственная позиция – это выражение взглядов, убеждений, мировоззрения человека через знаковую систему, внешнюю речь, жесты, мимику, письменную речь и т.д. Нравственное поведение – это конкретная деятельность человека, направленная на изменение ситуации в соответствии с мотивами, целями, подчинёнными нравственным принципам. Нравственное поведение – это выражение нравственной позиции в реальных отношениях человека к окружающему миру.
Отношения | Цели воспитания (цели среднего уровня) | |||
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Для оценки уровня воспитанности учащихся были разработаны критерии, соответствующие названным выше целям. Каждый критерий включает показатели, которые отражают отношение учащегося к объектам, отраженным в целях воспитания.
Критерии оценки уровня воспитанности ученика
Критерии оценки должны отвечать следующим требованиям:
1. Соответствовать целям нравственного сознания, нравственного самосознания, нравственных мотивов.
Критерий оценки – нравственная позиция, нравственное поведение. Это соответствие самого высокого уровня. Оно устанавливается и на уровне целей среднего уровня.
8 - 9 классы
Развитие познавательной активности – Эрудиция
Уважение к обществу и власти - Отношение к общественным нормам и закону
Потребность в труде - Отношение к труду
Экологическая культура- Отношение к природе
Эстетическая культура - Отношение к прекрасному
Самоуважение. Взаимоуважение. Отношение к себе Здоровье.
10 – 11-е классы
Развитие познавательной потребности Критерии оценки совпадают с целями воспитания
Гражданская позиция
Готовность к профессиональному самоопределению
Экологическая потребность
Эстетическое отношение к действительности
Долг и ответственность
Честь и достоинство
Готовность к личностному и мировоззренческому самоопределению.
Каждый критерий состоит из показателей, которые отражают связи (отношения) ученика с объектами, отражёнными в целях воспитания.
2. Доступность пониманию, т.е. осознание ожиданий школы, родителей, наконец, общества.
3. Требование конкретной, не нарушающей этики человека, количественной оценки, в которой заключена качественная сторона вопроса – частота проявления тех или иных отношений, фиксируемая в пятибалльной системе, к которой привыкли и родители (сами когда-то учились), и их дети. Вот эта самая пятибалльная система и не даёт покоя критикам такого подхода. Когда-то оппонентам отвечал П.П.Блонский, говоря о том, что воспитателю важно знать, сколько раз проявилось то или иное качество в поведении ребёнка. В предлагаемой методике оценивается частота проявлений тех или иных отношений и в зависимости от этого ставится тот или иной балл. Но это лишь одна сторона дела. Другая заключается в том, что, например, уровневый подход, который никто не критикует, совсем не подходит для рефлексивной методики, а балльный такую возможность предоставляет.
4. Методика должна быть рефлексивной, т.е. предоставлять возможность для сочетания внешней оценки с внутренней самооценкой (рефлексией), только в этом случае она способствует самовоспитанию, так как даёт возможность сравнивать самого себя с идеальной моделью.
5. Системность в отслеживании результатов воспитания. Исследование уровня воспитанности проводится раз в год – в апреле – мае. Только при таком подходе можно видеть динамику изменений в уровнях воспитанности и своевременно реагировать на тенденции, внося изменения в воспитательный процесс. Ежегодные исследования – это лишь один из показателей системности, скорее всего это систематичность. Системность заключается в том, что отслеживаются результаты всего образовательного процесса и по всем целям воспитания. Тем самым фиксируется единство воспитания и обучения в образовательном процессе СПО.
6. Фиксирование и хранение информации об уровнях воспитанности учащихся школы. Для этого разработана карта воспитанности на весь срок обучения того или иного ученика.
Исходя из указанных требований и разработана система оценивания уровня воспитанности ученика. Для этого под каждый критерий вводятся показатели критерия, которые дают возможность участвовать в оценке и самооценке уровня воспитанности.
Методика оценки уровня воспитанности ученика.
Для каждого ученика разрабатываются анкеты, в которых содержатся критерии, по которым и оценивается результат. Учащимся не сообщается, что это анкета служит для измерения уровня воспитанности. Педагог говорит, что каждый человек стремится всегда достичь лучших результатов в учёбе, работе, в отношениях с людьми, в жизни, а потому всегда приходится задумываться над тем, как это сделать. Далее учащиеся знакомятся с содержанием анкеты, обсуждают её. Иногда классный руководитель тратит на это обсуждение 2-3 классных часа, главное, чтобы учащиеся поняли смысл того, о чём говорится в анкете.
Разъяснив студентам смысл анкет, классный руководитель объясняет правила оценивания по пятибалльной шкале. Отметка «пять» ставится тогда, когда отношение или качество личности, отмеченное в анкете, имеет место всегда. Отметка «четыре» ставится тогда, когда отношение или качество проявляется часто, но не всегда. Отметка «3» в том случае, если указанное отношение проявляется редко, отметка «два», если оно не проявляется никогда. Отметка «1» не используется.
Процедура оценивания состоит в том, что учащиеся во время классного часа выставляют себе отметки по всем показателям, затем им разрешается взять анкеты домой и попросить родителей провести оценивание. Предварительно на классном родительском собрании родителям сообщается методика оценивания. После родителей оценки выставляет классный руководитель. В случае если родители или классный руководитель затрудняются оценить то или иное качество, отметка не ставится. Затем все отметки за каждый показатель складываются, и сумма делится на их число. Получается средний балл за каждый критерий. Например, по одному критерию было пять показателей. Сумма всех отметок составила 48. Разделив 48 на 15, получим 3,2. это и будет средний балл за данный критерий. В результате получим 6 средних отметок, потому что всего 6 критериев. Сложив все средние баллы, получим общий балл ученика за данный год обучения. Ученик, набравший наибольшую сумму, в рейтинге классного коллектива занимает первое место. А тот, кто набрал меньшую сумму, - последнее место. Все остальные располагаются между этими двумя позициями.
Обычно просят сохранить анкеты, чтобы на следующий учебный год видеть свои результаты за прошедший учебный год.
ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ
Взгляды отечественных психологов на проблему духовно-нравственного развития опираются на представление о том, что оно не является изолированным процессом, а органично включено в целостное психическое и социальное развитие личности (К.А.Абульханова-Славская, Г.В.Акопов, Б.Г.Ананьев, Е.В.Бондаревская, Б.С.Братусь, А.В.Брушлинский, Ф.Е.Василюк, М.И.Воловикова, Л.С.Выготский, В.А.Елисеев, В.В.Знаков, Е.И.Исаев, Д.А.Леонтьев, В.Н.Мясищев, В.В.Рыжов, С.Л.Рубинштейн, В.И.Слободчиков, Д.Н.Узнадзе, В.Д.Шадриков и др.). При этом на каждом возрастном этапе особое значение приобретают те механизмы, которые позволяют решать актуальные проблемы личностного развития в целом.
Каждой определенной профессиональной группе присущ свой смысл деятельности, своя система ценностей, определяемых, прежде всего, направленностью деятельности на ее объект. Мы остановимся на рассмотрении профессиональной деятельности специалистов социономических профессий, чья деятельность как форма самореализации личности обусловлена морально-этическими принципами по отношению к своему объекту, то есть профессии, имеющие деонтологический статус.
Социономические профессии предполагают и особый тип взаимодействии, так называемое «помогающее поведение». «Помогающая деятельность» становится главной фундаментальной смыслообразующей основой профессиональной деятельности.
Рассматривая развитие духовно-нравственного сознания у студентов социономических профессий, мы предлагаем к рассмотрению следующие компоненты психологической структуры духовно-нравственного сознания:
- Наличие широкого спектра человековедческих знаний, подразумевает не только освоение индивидом психолого-педагогических основ, но и знание духовно-нравственного наследия своей страны, знание культуры и этики отношений.
- Позитивные характеристики я-образа, я-концепции, являются суть основанием веры, как условия любой сложноорганизованной деятельности.
- Особенности социально-профессиональной рефлексии. Любая профессиональная деятельность, для ее успешной реализации, подразумевает наличие определенных способностей и качеств, требующих развития. Профессиональная деятельность, в свою очередь накладывает отпечаток на формирование мировозрения и ценностной системы, как центрального элемента нравственного сознания.
В исследовании под духовно-нравственным сознанием у будущих специалистов социономических профессий рассматривается интегрированная система личностных смыслов, общих и профессиональных ценностей и установок, необходимых для осуществления успешной просоциальной деятельности, формирующихся на основе профессиональных компетенций в процессе обучения в техникуме.
С целью удобства диагностирования, выделяется 3 уровня профессиональной компетенции у будущих специалистов социономических профессий: 1 уровень (начальный) – достаточный уровень ЗУНов, для начала профессиональной деятельности; 2 уровень (практический) – уровень корректировки теоретических ЗУНов в условия практической деятельности; 3 уровень (профессиональное мастерство) – уровень мастерского владения профессией, с использованием авторских подходов, методов и т.д.
Выделяют следующие уровни развития основных компонентов психологической структуры духовно-нравственного сознания (описанных выше) будущих специалистов социономических профессий: высокий уровень свидетельствует о наличии не только развитых профессиональных навыков, но и необходимых духовно-нравственных качеств; средний уровень свидетельствует о недостаточной подготовленности специалиста, в силу несистематичности проявления необходимого уровня профессиональной компетенции и низкий уровень развития основных компонентов психологической структуры духовно-нравственного сознания будущих специалистов социономических профессий, свидетельствует о недостаточной сформированности или безразличии к осуществляемой профессиональной деятельности.
Применительно к теме исследования предлагается следующая этапность освоения содержания студентами социономических специальностей: изучение духовно-нравственного наследия; развитие духовно-нравственных способностей (эмпатии, рефлексии, социальной перцепции и т.д.); становление веры, как условия любой сложноорганизованной деятельности; духовно-нравственное состояние, как основу профессиональной деятельности специалистов помогающих профессий.
ФГОС довольно подробно прописаны общекультурные компетенции выпускников данных социономических направлений. Вариативный подход к формированию общекультурных компетенций позволяет в процессе обучения формировать духовно-нравственное сознание у будущих специалистов.
Основными условия формирования духовно-нравственного сознания являются: создание духовно-нравственной атмосферы, в учебном заведении; знакомство с классическими образцами духовно-нравственной литературы, с дискуссиями и обсуждениями, апеллирующими к эмоциональному миру человека; нравственный пример через образовательно-воспитательную деятельность педагогов; личный опыт участия студента, в благотворительных, добровольческих и волонтерских движениях.
Для экспериментальной работы были привлечены 54 студента, из них 22 (студенты 3-го курса) испытуемых составили экспериментальную группу и 32 – контрольную группу (студенты 2-го курса).
В соответствии с подобранным психодиагностическим инструментарием, были изучены уровни сформированности духовно-нравственного сознания у студентов, обучающихся социономическим профессиям.
Сравнивая студенческие выборки, можно отметить, что в группе второго курса больше студентов показавших высокий уровень нравственной воспитанности. Среди обучающихся 3-го курса не выявлено студентов с низким уровнем нравственной воспитанности. Возможно, это объясняется более высоким уровнем успеваемости и мотивации.
По результатам исследования нравственной самооценки студентов мы снова наблюдаем преобладание среднего уровня. Однако можем отметить, что студенты 3-го курса дают более высокие показатели, чем в предыдущей методике. Возможно, это объясняется завышенной самооценкой данных респондентов.
На следующем этапе исследования исследовали «этику поведения». Студентам было предложено закончить предложенные ситуации и обосновать и прокомментировать свой выбор. Большинство ответов студентов носили альтруистичную направленность, что отражает в целом их жизненную позицию и нравственную направленность. Это является необходимым условием для успешного овладения профессиональными компетенциями, особенно это касается социономических профессий, где нравственный и морально-этический выбор является очень важной частью профессии.
Мы также зафиксировали преобладание высокого уровня нравственной мотивации у студентов всех уровней подготовки, обучающихся социономических профессиям.
Для оценки «источника» смысла жизни, мы использовали тест «Смысложизненные ориентации» (методика СЖО) Д. А. Леонтьева.
Высокий уровень среди студентов всех направлений обучения, отмечен по шкале «Процесс жизни». Данный показатель говорит о том, что респонденты воспринимают сам процесс своей жизни как интересный, эмоционально насыщенный и наполненный смыслом. Высокие баллы по этой шкале и относительно низкие по остальным характеризуют гедониста, живущего сегодняшним днем, это общая тенденция отмеченная нами. То есть студенты не ставят перед собой долгосрочных целей и живут лишь сегодняшним днём.
Наряду с этим хочется отметить, что студенты, достаточно критично относятся к достигнутым жизненным результатам, полагают, что могли бы достичь большего. Некоторые высказывают явное недовольство прожитой жизнью, но склонны винить в этом внешние обстоятельства, а не самих себя.
Выявленное отсутствие долгосрочных целей, может быть объяснено недостаточной сформированностью жизненных ценностей. Период становления ценностной системы, может характеризоваться нечеткостью жизненных целей и/или их частой сменой.
Большинство выборов студентов из терминальных ценностей пришлось на такие ценности как: «Материально обеспеченная жизнь», «Здоровье», «Счастливая семейная жизнь». Также в число выбранных ценностей попали ценности: «Наличие хороших друзей», «Любовь» и единичные выборы «Интересная работа». Наиболее значимой инструментальной ценностью студенты «Образование». Также приоритетными среди инструментальных ценностей, будущие специалисты социономических профессий отмечают: «Воспитанность», «Ответственность», «Твердая воля», «Смелость в отстаивании своего мнения», «Терпимость» и «Жизнерадостность».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В качестве показателей нравственной зрелости отечественными психологами (Б.С.Братусь, Ф.Е.Василюк, М.И.Воловикова, Л.С.Выготский, В.В.Знаков, Е.И.Исаев, Д.А.Леонтьев, В.Н.Мясищев, В.В.Рыжов, В.И.Слободчиков, С.Н.Сорокоумова, В.Д.Шадриков и др.) выделяются: готовность самостоятельно решать ситуацию нравственного выбора, принимать ответственность за свое решение; устойчивость нравственных качеств, что проявляется в возможности переноса сформированных в определенных жизненных ситуациях нравственных взглядов, отношений и способов поведения в новые, ранее не имевшие места в жизни человека, ситуации; проявление сдержанности в ситуациях, когда человек негативно реагирует на нравственно значимые для него события; возникновение нравственного конфликта как следствия осознания нравственной несостоятельности отдельных взглядов, поступков, действий.
Рассматривая содержание нравственного воспитания, мы отмечали, что оно должно быть направлено на формирование у личности нравственных отношений к идеологии и политике страны, родине, труду, общественному достоянию, охране природы, к людям и самой себе. Но моральные отношения не возникают не существуют сами по себе. Они органически связаны с деятельностью человека и обусловливаются ею. Это очень важное положение. Из него следует, что нравственное воспитание представляет собой сознательно осуществляемый процесс формирования у учащихся положительных моральных отношений в системе организуемой разнообразной учебной и внеклассной деятельности и выработки на этой основе соответствующих личностно-этических качеств.
Исходя из содержания нравственных отношений, необходимо включать учащихся в следующие виды деятельности: общественную, патриотическую, учебную, трудовую, в деятельность по сбережению материальных ценностей и охране природы, общение с другими людьми и др. В процессе активного участия в разнообразной деятельности (при педагогически правильной ее организации) у учащихся развивается понимание (осознание) того, как ее необходимо осуществлять, формируются чувства совести и ответственности, вырабатываются навыки поведения и укрепляется воля, что в своей совокупности и характеризует те или иные нравственные отношения (патриотизм, трудолюбие и т.д.). Без хорошо организованной практической деятельности и ее умелого педагогического стимулирования нельзя эффективно формировать нравственные отношения.
Не менее существенным является и другое положение. Процесс нравственного воспитания должен быть направлен на то, чтобы вырабатывать, развивать и совершенствовать нравственные качества учащихся. В частности, речь должна идти о формировании таких качеств, как устойчивость научного мировоззрения, патриотизм и культура межнациональных отношений, трудолюбие, бережное отношение к материальным ценностям общества и личному имуществу, коллективизм, сознательная дисциплина и культура поведения.
Но чтобы вырабатывать эти личностные качества, необходимо формировать у учащихся соответствующую потребностно-мотивационную сферу, включать их в морально-познавательную деятельность по овладению нормами и правилами нравственности, развивать их взгляды и убеждения, вырабатывать навыки и привычки поведения и укреплять волевые свойства.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Богданова О.С., Катаева Л.И., Шамшурина А.И. О нравственном воспитании подростков. – М., 1979.
2. Богданова О.С., Черепкова С. В. Нравственное воспитание старшеклассников. – М., 1988.
3. Болдырев Н.И. Нравственное воспитание школьников: Вопросы теории. – М., 1979.
4. Гавршювец К.В., Кашмирская И.И. Нравственно-эстетическое воспитание школьников. – Минск, 1988.
5. Гурин В.Е. Формирование нравственного сознания и поведения старшеклассников. – М., 1988.
6. Зарецкая И.И. Нравственное воспитание учащихся. – М., 1986.
7. Зосимовский А.В. Диагностика моральной воспитанности школьников // Сов. педагогика. – 1970. – № 7.
8. Харламов И. Ф. Нравственное воспитание школьников. – М., 1983.
9. Харламов И.Ф. Педагогика. – М.: Гардарики, 1999. – 520 с.
10. Шилова М.И. Изучение нравственности школьников. – М., 1982.
11. Штольц X, Рудольф. Р. Как воспитывать нравственное поведение? / Пер. с нем. – М., 1986.
12. Яновская М.Г. Эмоциональные аспекты нравственного воспитания. – М., 1986.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Реализация непрерывного образования в условиях Государственного автономного образовательного учреждения среднего профессионального образования Московской области «Губернский профессиональный колледж»
В статье раскрыается проблема непрерывного образования в колледже....
Программа кружка по основам безопасности жизнедеятельности для студентов младших курсов образовательных учреждений среднего профессионального образования и учащихся общеобразовательных школ.
Программа кружка по ОБЖ разработана для студентов младших курсов и учащихся общеобразовательных школ разработана для выработки умений и навыков для обеспечения личной безопасности в повседневной жизни...
Лингафонный кабинет, как средство улучшения качества знаний студентов в учреждениях среднего профессионального образования
Работа в лингафонном кабинете – это интерактивность и наглядность, которая превращает обучение в увлекательную, интересную игру. В лингафонных кабинетах можно одновременно изучать совершенно разные пр...
Методические указания и контрольные задания для студентов заочной формы обучения и экстерната неязыковых специальностей образовательных учреждений среднего профессионального образования
Методические указания предназначены для студентов заочного отделения неязыковых специальностей. Весь материал подобран с учетом ...
Контрольные задания для студентов-заочников образовательных учреждений среднего профессионального образования по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
Методические рекомендации и контроьные задания для студентов-заочников образовательных учреждений среднего профессионального образования по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА на тему: «Физическая культура для студентов специальных медицинских групп (СМГ) образовательных учреждений среднего профессионального образования»
Физическая культура для студентов специальных медицинских групп (СМГ) образовательных учреждений среднего профессионального образования...