Повышение уровня развития учащихся в процессе внедрения современных образовательных технологий и новых методик по учебному предмету «Основы безопасности жизнедеятельности»
статья
Докдад, раскрывающий суть современных образовательных технологий.
Для того чтобы реализовать творческую и познавательную активность ученика, в учебном процессе необходимо применять современные образовательные технологии, которые дают возможность максимально эффективно использовать учебное время. Эти технологии ориентированы на индивидуализацию процесса образования и его вариативность.
Спектр педагогических технологий, применяемых в современных школах, достаточно широк. Они позволяют учителю закрепить знания и умения, отработать их применение в различных областях общественной и индивидуальной деятельности каждого ученика. Современные образовательные технологии позволяют развивать аналитическое мышление и способствуют умению школьников самостоятельно планировать свой учебный процесс. Использование современных методик вырабатывает привычку четко следовать требованиям дисциплины в организации занятий.
С введением современных образовательных технологий педагоги могут продуктивно использовать учебные часы, добиваясь при этом высоких знаний среди школьников.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 21»
ЭМР Саратовской области.
Повышение уровня развития учащихся в процессе внедрения современных образовательных технологий и новых методик по учебному предмету «Основы безопасности жизнедеятельности»
Сочнева Наталья Владимировна
преподаватель-организатор ОБЖ
первой квалификационной категории
2019 г.
Введение.
Современная школа меняется. При этом есть изменения, появившиеся независимо от педагогики, более того - вопреки ей. Воздействие социокультурного окружения, воздействие СМИ и Интернета настолько сильно и вездесуще, что целенаправленная педагогическая деятельность отступает, становится менее существенной.
Как следствие, школа сдает позиции перед массовым безразличием к учебе не только детей, но и их родителей. Вследствие этого к нам ежегодно поступают подростки с низким уровнем базовой подготовки, познавательной активности, навыками учебной деятельности, отрицательной мотивацией к изучению многих дисциплин, в том числе и ОБЖ.
Кроме этого ни для кого не секрет и то, что сама система образования в России переживает сложный период, который связан с изменением целей образования. В учебных планах сокращается количество часов для изучения такой дисциплины, как ОБЖ, в то самое время, когда вводятся новые предметы. Все это требует применение новых методик преподавания, поиска современных средств и форм обучения.
Необходимость новых технологий в образовании.
Для того чтобы реализовать творческую и познавательную активность ученика, в учебном процессе необходимо применять современные образовательные технологии, которые дают возможность максимально эффективно использовать учебное время. Эти технологии ориентированы на индивидуализацию процесса образования и его вариативность.
Спектр педагогических технологий, применяемых в современных школах, достаточно широк. Они позволяют учителю закрепить знания и умения, отработать их применение в различных областях общественной и индивидуальной деятельности каждого ученика. Современные образовательные технологии позволяют развивать аналитическое мышление и способствуют умению школьников самостоятельно планировать свой учебный процесс. Использование современных методик вырабатывает привычку четко следовать требованиям дисциплины в организации занятий.
С введением современных образовательных технологий педагоги могут продуктивно использовать учебные часы, добиваясь при этом высоких знаний среди школьников.
Виды современных образовательных технологий
Технология уровневой дифференциации
Каждый ученик - уникальное явление.
Задача учителя -помочь каждому ученику реализовать свой потенциал, достичь своих учебных целей и развить личностные смыслы обучения.
Цель: создание оптимальных условий для выявления интересов и способностей каждого ученика.
Такая методика вызывает у более способных учеников желание глубже продвигаться в образовании, а остальные ученики испытывают учебный успех, что повышает мотивацию обучения.
Урок становится насыщенным, занимательным, и в то же время понятным для учеников разного уровня.
Результатом применения данной технологии является отработка образовательных стандартов, предупреждение неуспеваемости и повышение качества обучения по предмету.
Проектно-исследовательская технология
Современное общество предъявляет серьезные требования к качеству образования молодого поколения: владение различными способами деятельности (познавательной, творческой, проектной), умение ориентироваться в огромном информационном потоке, обладание способностью к самостоятельному конструированию своих знаний, умение критически мыслить, владение навыками коллективного труда
Все эти способности трудно развивать, используя только обычную фронтальную форму проведения уроков, поэтому очень часто на уроках я использую метод создания проектов, которые в дальнейшем могут использоваться как учебные материалы и пополнить школьную медиатеку.
Проектные методы обучения развивают творческий потенциал школьников, заставляют их более осознанно подходить к профессиональному и социальному самоопределению.
Исследовательские методы обучения дают возможность ученикам самостоятельно изучать интересующие их проблемы и предлагать способы из решения.
Цель: развитие исследовательских умений и системного мышления обучающихся
Результат: развитие у обучающихся умений в создании социальных проектов
В ходе реализации проектной деятельности учащиеся смогут совершенствовать свои знания, умения и навыки при:
-возникновении опасности в природных условиях;
-организации деятельности в экстремальных условиях, составлении плана действий и поэтапного его выполнения;
-заблаговременном изучении необходимой информации, в том числе при использовании инновационных технологий и Интернет-ресурса, по решению проблем, связанных с экологической безопасностью человека, возникающей в экстремальных ситуациях, угрожающих здоровью и жизни подростка.
Другими словами проектно-исследовательская технология является наиболее благоприятным способом создать условия деятельности, максимально приближенные к реальным для формирования качеств человека, позволяющих ему быть востребованным и успешным в современном обществе, а именно: компетентности решения проблем, коммуникативной и информационной культуры.
Обучение в сотрудничестве
Цель: организация активности обучающихся, отработка навыков группового анализа проблем и принятия решений
Результат: разработка новых подходов к объяснению темы, моделирование содержания учебной деятельности, организация активности обучающихся, развитие взаимоответственности.
Технология коммуникативного обучения
Цель: обучение пониманию и продуктивному взаимодействию между людьми Результат: целостное осмысление и обобщение полученной информации, развитие языковых коммуникативных навыков, чувства взаимоуважения партнеров.
Технология модульного обучения
Цель: приспособление к индивидуальным потребностям личности, уровню его базовой подготовки
Результат: индивидуальный темп обучения, развитие самостоятельности обучающихся
Мотив использования модульной технологии:
гарантированность достижения результатов обучения;
возможность работать обучающихся в группах, в парах;
возможность работать в индивидуальном темпе;
знание конечных результатов обучения;
контроль в процессе освоения учебного материала.
Привлекательность технологии модульного обучения объясняется ее ориентированностью на развитие учебной и познавательной деятельности обучающихся, уровня самозанятости на уроке, индивидуальный подход к обучению.
Кейс-метод технология анализа конкретной ситуации
Цель: обучение анализу предложенной практической ситуации и нахождению путей ее решения
Результат: ориентир на формулировку проблемы и поиск вариантов ее решения, в результате чего сформируется сознательное отношение к способам деятельности, схемам, организации мышления и деятельности (что и обеспечивает активность человека в любой жизненной ситуации). Я начала применять ситуационное обучение, так как данная технология предполагают, что учащиеся приобретают и пополняют знания за счет анализа ошибок и нарушений других людей, попадавших в различного рода экстремальные ситуации. Конечная цель ситуационного обучения — приучить человека к системе аналитического поведения в окружающей среде: предвидение опасных ситуаций, оценка и прогнозирование их развития, принятие целесообразных решений и действия с целью предупреждения возникновения экстремальной ситуации или смягчения тяжести ее последствий.
Технология игровой деятельности
Игровая деятельность рассматривается как наиболее доступный эффективный метод обучения школьника его собственной активной позиции, связанный с инициативой, фантазией, творчеством.
Игровые формы обучения позволяют использовать все уровни усвоения знаний: от воспроизводящей деятельности через преобразующую к главной цели - творческо-поисковой деятельности. Игровая деятельность способствует развитию у школьников мышления, памяти, внимания, творческого воображения, способности к анализу и синтезу, восприятию пространственных отношений, развитию конструктивных умений и творчества, воспитанию у учащихся наблюдательности, обоснованности суждений, привычки к самопроверке, учить детей подчинять свои действия поставленной задаче, доводить начатую работу до конца.
Лекционно – семинарская форма обучения
Я использую данную форму для того, чтобы приблизить условия учебного труда старшеклассников к ВУЗовским условиям обучения; формировать творческую личность, способную рационально организовывать свой труд; подготовить учащихся 10-11 классов не только к полноценному включению в трудовую жизнь, но и к продолжению образования в средних специальных или высших учебных заведениях. Лекционно – семинарская форма обучения - развивает умственные способности учащихся, активизирует их мышление и познавательные способности, прививает интерес к дисциплине, формирует умения и навыки рационального учебного труда и творческого подхода к изучению дисциплины.
Вывод:
Современные образовательные технологии дали положительный результат в моей педагогической деятельности. Применяемые мною элементы данных технологий позволили повысить эффективность учебного процесса, уровень информированности и подготовки учащихся, индивидуализировать обучение. Позволили вовлечь учащихся в учебный процесс, повысилась результативность обучения, а также, в максимальной степени учесть личностно – ориентированные потребности и особенности учащихся. Использование новых методик дало мне, как учителю продуктивно использовать учебное время и добиться высоких результатов. Подтверждение всему выше сказанному – участие в олимпиадах, конкурсах разных уровней и их результативность.
Использование современных образовательных технологий - один из критериев успешности учителя и повышения уровня развития учащихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Об особенностях преподавания учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в 2018-2019 учебном году
Приложение к письму Министерства образования и науки Челябинской области от 28 июня 2018 г. № 1213/6651...
Рабочая программа учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» 9-А класс 2020 - 2021 учебный год
Комплексная учебная программа по основам безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) для 9-х классов - разработана на основе федерального компонента Государственного стандарта по основам безопасности ж...
Рабочая программа учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» 9-Б,В,Д класс 2020 - 2021 учебный год
Комплексная учебная программа по основам безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) для 9-х классов - разработана на основе федерального компонента Государственного стандарта по основам безопасности ж...
"Современные методики преподавания учебного предмета "Основы безопасности жизнедеятельности" в условиях реализации ФГОС ООО"
Современные тенденции развития системы образования требуют строить модель деятельности преподавателя в многовариантном образовательном пространстве. От этого напрямую зависит эффективность реализации ...
КОНЦЕПЦИЯ преподавания учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы
Изменения в преподавании учебного предмета ОБЖ...
Рабочая программа (АООП ООО для учащихся с ЗПР) по учебному предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» для 8 классов срок реализации программы: 2022-2023 учебный год
Рабочая программа по ОБЖ для 8 класса составлена в соответствии с комплексной программой для общеобразовательного учреждения «Основы безопасности жизнедеятельности », А.Т. Смирнов,...