Современные воспитательные технологии, их применение в работе воспитателя.
статья
Воспитание - это не набор неких действий и операций, которым педагога можно обучить и совершая которые он гарантированно достигает успеха, а деятельность, которую педагог должен выстраивать сам, определяя ее цели, насыщая ценностями, подбирая методы и средства, сообразуя с имеющимися условиями, рефлексируя процесс этой деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Современные воспитательные технологии, их применение в работе воспитателя. | 20.76 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ «Новоселенгинская школа-интернат среднего общего образования»
Доклад на тему:
«Современные воспитательные технологии,
их применение в работе воспитателя»
Подготовила: воспитатель Галсанова И.Ю.
2019 г.
Современные воспитательные технологии,
их применение в работе воспитателя.
Воспитание - это не набор неких действий и операций, которым педагога можно обучить и совершая которые он гарантированно достигает успеха, а деятельность, которую педагог должен выстраивать сам, определяя ее цели, насыщая ценностями, подбирая методы и средства, сообразуя с имеющимися условиями, рефлексируя процесс этой деятельности.
Воспитательная технология – совокупность форм, методов, способов, приемов обучения и воспитательных средств, позволяющего достигать поставленные воспитательные цели. Это один из способов воздействия на процессы развития, обучения и воспитания ребенка.
Воспитатель прогнозирует, анализирует, организует, сотрудничает, контролирует повседневную жизнь и деятельность обучающихся своего класса. Современный воспитатель в своей деятельности применяет не только известные формы воспитательной работы, но и включает в свою практику новые воспитательные технологии с ученическим коллективом.
Современные воспитательные технологии:
- технология КТД И. П. Иванова;
- технология здоровьесберегающая;
- технология создания ситуации успеха;
- технология индивидуального воспитания;
- ситуативные технологии;
- ИКТ-технологии;
- АРТ-технология;
- шоу-технологии;
- технология учебной деловой игры.
Рассмотрим отдельные современные воспитательные технологии:
1. Технология КТД (коллективные творческие дела) Игорь Петрович Иванов.
Направленность КТД – стремление к общению, к познавательной активности. Результатом КТД является позитивная активность школьников, причем не зрительская, а деятельностная.
В технологии различают шесть этапов:
- совместное решение о проведении дела;
- коллективное планирование;
- коллективная подготовка;
- проведение дела;
- коллективный анализ;
- решение о последействии.
Виды коллективных дел:
Трудовые КТД («Трудовой десант»).
Интеллектуальные КТД («Поле-чудес»).
Художественные КТД (изготовление поделок, оформление газет , «Коллаж» предполагает изучение темы или проблемы путем создания плакатов из найденных иллюстраций, цитат и других имеющихся средств).
Спортивные КТД («Спартакиада», организация игр на прогулке, эстафеты).
Экологические КТД (экскурсии в эколого-биологический центр).
2. Здоровьесберегающие технологии.
Это системный подход к обучению и воспитанию, направленный на сохранение здоровья обучающихся: охрана здоровья и пропаганда здорового образа жизни.
Охрана здоровья ребенка предполагает не только создание необходимых гигиенических и психологических условий для организации учебной деятельности, но и профилактику различных заболеваний, а также пропаганду здорового образа жизни.
3. Технология создания ситуации успеха.
Одним из важнейших аспектов является именно психологический комфорт школьников во время классного часа и группы продленного дня, внеурочной деятельности. С одной стороны, таким образом, решается задача предупреждения утомления обучающихся, с другой — появляется дополнительный стимул для раскрытия творческих возможностей каждого ребенка.
Доброжелательная обстановка, спокойная беседа, внимание к каждому высказыванию, позитивная реакция на желание ребёнка выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, уместный юмор или небольшое историческое отступление — вот далеко не весь арсенал, которым может располагать педагог, стремящийся к раскрытию способностей каждого ребенка. Педагог поощряет стремление ученика к самоанализу, укрепляет его уверенность в собственных возможностях.
Примеры создания ситуации успеха.
Приветствие: используется яркий мяч, его бросают тому, кого приветствуют.
Рисунок:
Приглашается к доске один из участников. Ему предлагается нарисовать корову. Но прежде чем задание будет исполнено, всем присутствующим предлагается сказать (сделать) что-то такое, что бы помогло успеху художественной деятельности. «Не бойся, ничего страшного, если не получится…», «Вспомни, как выглядит корова», «Только на тебя вся надежда!». Разброс суждений самый различный. Приглашенный художник смело приступает к рисунку, остальные поддерживают его радостными поощрениями. Руководитель занятия предельно внимателен, фиксирует все реплики, советы, фразы. Рисунок получается, потому что была организована ситуация успеха. Производится оценка рисунка (эта деталь удалась, у коровы характер добрый…). Художник анализирует свое состоянии и называет те реплики, которые оказались для него сильной поддержкой. Сфера доброжелательности: - снятие страха («Ничего страшного…»), - скрытая инструкция («Ты же помнишь, что…»), - авансирование («У тебя все получится…»), - персональная исключительность («Только у тебя и может получиться…»), - усиление мотива («Нам это так нужно для…»), - педагогическое внушение («Приступай же!»), - высокая оценка детали («Вот эта часть у тебя замечательно…»).
«Волшебный стул» (ребёнок сидит на стуле, а дети называют все его достоинства)
4. Технология индивидуального воспитания.
Индивидуальное воспитание – такая организация педагогического процесса, при которой:
1) воспитатель взаимодействует лишь с одним ребенком (на уровне «личность – личность»);
2) ребенок воспринимает воздействие только одной личности из всех окружающих его людей;
3) ребенок самостоятельно взаимодействует лишь с педагогическим средством (книга, компьютер и т.п.)
5. Ситуативные технологии.
Групповая проблемная работа – это работа с вербальным (словесным) поведением школьников в проблемной ситуации. Её цель – разработка, принятие организационных решений, прояснение, обсуждение. Они разрабатываются и применяются в связи с определёнными обстоятельствами: например, в классе регулярно возникают ссоры между детьми. Воспитатель специально выстраивает технологию «ситуацию анализа очередной ссоры»:
1. задаёт участникам ссоры вопросы, позволяющие каждому из них описать суть происходящего;
2. даёт «пострадавшей стороне» понять, что он (классный руководитель, воспитатель ГПД) понимает его ситуацию;
3. выводит поссорившихся на размышления о том, почему произошла ссора;
4. обсуждает с детьми пути решения произошедшего.
Тренинг общения – форма педагогической работы, имеющая цель – создание у ребят средствами групповой практической психологии различных аспектов позитивного педагогического опыта, опыта общения (опыта взаимопонимания, опыта общения, опыта поведения в проблемных школьных ситуациях).
6. ИКТ – технологии.
С целью повышения качества воспитательной работы, развития познавательного интереса в систему воспитания вводятся информационно-коммуникационные технологии.
Использование ИКТ в воспитательной работе:
- Поиск и сбор информации;
- Диагностика (психологическое тестирование, экспресс -диагностики);
- Данные для родителей (памятки, рекомендации, презентации для родительских собраний и пр.);
- Информация для классных часов;
- Виртуальный музей;
- Игры, конкурсы, викторины.
Использование ИКТ в воспитательной работе предоставляет широкие возможности для реализации различных проектов.
Основные «плюсы» в использовании ИКТ: наглядность, доступность и относительно низкие затраты на оборудование.
7. Арт-технология.
Воспитание, образование, развитие личности осуществляются средствами искусства, как классического, так и народного, наряду с содержанием изучаемого предметного курса.
Техника и приемы арт-педагогики: музыкальная, театральная и изобразительная арт-педагогики, сказкотерапия, фотоколлаж другие. Все выше перечисленные техники и приемы взаимосвязаны. Арт-технология основана на деятельностном подходе и соответствует стандартам нового образования.
8. Шоу-технологии.
Шоу имеет три особенности: деления участников на выступающих («сцену») и зрителей («зал»), соревновательность на сцене, заготовленный организаторами сценарий.
В любом развёрнутом педагогическом действии есть три блока: подготовка-реализация-анализ итогов.
Реализация проекта, плана, проведение праздника основана на использовании элементов соревновательности, импровизации или игры, приёмов создания общей эмоциональной атмосферы. Соревновательность подразумевает процедуру оценивания и подведения итогов.
9. Технология деловой игры.
Цель проведения деловой игры – расширить представления учащихся о том или ином событии, получить новые знания в доступной ненавязчивой (игровой) форме, учить детей слушать и слышать друг друга, взаимодействовать и помогать друг другу.
Задачи игр:
· научиться планировать ответы на заданные классом вопросы, вопросы педагога;
· развивать проективные умения у обучающихся;
· воспитывать ответственное отношение ко всем заданиям определенной деловой игры.
Для создания деловых игр важно знать признаки этой формы организации обучения:
· Имитация реальной жизненной ситуации.
· Распределение ролей между участниками.
· Различение интересов у участников игры.
· Привязка моделируемых в игре событий к определенным моментам времени.
· Наличие системы группового и индивидуального оценивания.
Любая деловая игра включает следующие этапы:
I ориентировочный.
На ориентировочном этапе игры должны быть определены условия её проведения, объявлены участники, разработан план проведения, обозначены цели и задачи, распределены роли.
II исполнительный.
Исполнительный этап включает выполнения участниками различных заданий.
III итогово-оценочный.
Итогово - оценочный этап включает в себя выставление баллов после выполнения каждого задания и объявления результатов игры после её завершения.
Например: деловая игра «Семейный бюджет», деловая игра «Путешествие в мир профессий».
В заключении следует отметить, что школа для очень многих детей становится основной моделью социального мира, и от того, как будет построен процесс воспитания, зависит приобретение социального опыта детьми, основ человеческих взаимоотношений, умений и навыков обеспечения личной жизни и деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Научная работа - "Современные воспитательные технологии в области духовно-нравственного развития личности в 5-6 кл"
В "Программе патриотического воспитания граждан Российской Федерации" одной из решаемых задач является формирование патриотических чувств и сознания граждан на основе исторических ценностей и по...
МО на ТЕМУ: "ЭФФЕКТИВНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ ВОСПИТАТЕЛЯ"
...
Из опыта работы классного руководителя МБОУ Димитровская СОШ Дусталиевой Г.А. Современные воспитательные технологии в работе классного руководителя, на примере классного часа "Семья. Традиции семьи"
Обобщение опыта работы классного руководителя 6 класса - Дусталиевой Гульнары Акимгалиевны, в использовании современных педагогических технологий в воспитании школьников.Выст...
«Современные воспитательные технологии, их применение в работе воспитателя» Педагогический совет №4 от 26.03.2019 г. «Эффективные технологии воспитательной деятельности, как средство реализации ФГОС ООО»
Воспитательные технологии – это система научно обоснованных приемов и методик, способствующих установлению таких отношений между субъектами процесса, при которых в непосредственном контакте дост...
Применение современных воспитательных технологий в учебно-тренировочном процессе
Одним из возможных путей совершенствования воспитательной работы является освоение педагогами продуктивных педагогических идей. Чтобы повысить качество деятельности всех субъектов воспитания, участник...
"Воспитательные технологии и опыт их применения в работе воспитателя коррекционной школы"
Статья с Сетевом издании "Образовательные материалы"...
Консультация "Применение технологии "Педагогика сотрудничества" в работе воспитателя"
В консультации даны рассуждения на тему использования технологии "Педагогика сотрудничества" в работе воспитателя семейного центра....