Научная работа - "Современные воспитательные технологии в области духовно-нравственного развития личности в 5-6 кл"
статья (5 класс) по теме
В "Программе патриотического воспитания граждан Российской Федерации" одной из решаемых задач является формирование патриотических чувств и сознания граждан на основе исторических ценностей и понимания роли России в судьбах мира, сохранение и развитие чувства гордости за свою страну.
Следовательно, вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым из нас: родителями, воспитателями, обществом, государством. Ведутся активные поиски путей решения их, эффективности, как в теории воспитания, так и в педагогической практике образовательных учреждений.
Цель работы – проанализировать, насколько эффективны воспитательные технологии, применяемые в классе для развития духовно-нравственной культуры учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
научно-исследовательская работа | 224.91 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №7
СОВРЕМЕННЫЕ ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
В ОБЛАСТИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ
ЛИЧНОСТИ В 5-6 КЛАССЕ
Работа
Капленко Ирины Сергеевны
учителя иностранных языков
и информатики
х.Бойко-Понура
2013г.
Содержание
Введение ……………………………………………………………………...…...….………………3
Глава 1. Понятие духовности. Критерии уровня оценки духовно-нравственной воспитанности ………………………………………………………….………………….………………..……… ..4
Глава 2. Роль учителя в духовно-нравственном воспитании ………………….………………...6
Глава 3. Современные воспитательные технологии ……………………………...……………….8
Глава 4. Система воспитательной работы в 5-6 классе…………………………………………...11
Заключение ………………………………………………………………………...…..……………13
Список литературы ……………………………………………………………….…...………..…..14
Приложение
Введение
"Программа развития воспитания в системе образования России" начинается со слов: "Духовно-нравственное становление детей и молодежи, подготовка их к самостоятельной жизни есть важнейшая составляющая развития общества, государства".
Воспитание рассматривается как целенаправленная деятельность, ориентированная на создание условий для развития духовности обучающихся на основе общечеловеческих и отечественных ценностей; оказание им помощи в жизненном самоопределении, нравственном, гражданском и профессиональном становлении; создание условий для самореализации личности.
В "Программе патриотического воспитания граждан Российской Федерации" одной из решаемых задач является формирование патриотических чувств и сознания граждан на основе исторических ценностей и понимания роли России в судьбах мира, сохранение и развитие чувства гордости за свою страну.
Следовательно, вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым из нас: родителями, воспитателями, обществом, государством. Ведутся активные поиски путей решения их, эффективности, как в теории воспитания, так и в педагогической практике образовательных учреждений.
Об актуальности духовно-нравственного воспитания в школе свидетельствуют многие кризисные явления современной жизни: наркомания, криминализация детской среды, низкий уровень общественной морали, утрата семейных ценностей, упадок патриотического воспитания и др. Из этого вытекает необходимость выделения духовно-нравственного воспитания в особую воспитательную область, обладающую своими методологическими доминантами, структурой, целями и способами реализации
Цель работы – проанализировать, насколько эффективны воспитательные технологии, применяемые в классе для развития духовно-нравственной культуры учащихся. В соответствии с целью мною поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать состояние проблемы духовно-нравственного воспитания школьников в среднем звене в научной литературе.
2. Разработать план воспитательной работы, основным направлением которого будет развитие духовно-нравственных качеств личности школьника.
3. Подобрать технологии и приёмы работы по формированию духовно-нравственных качеств школьников.
4. Провести диагностику уровня нравственной воспитанности учащихся.
Глава 1. Понятие духовности. Критерии уровня оценки духовно-нравственной воспитанности
Основными сферами жизни растущего человека, в которых происходит непрерывный процесс духовно-нравственного становления его личности, являются семья, Церковь и система образования. В этих сферах сложно переплетены государственные, народные, национальные и религиозные традиции. В педагогической практике и теории достаточно полно рассмотрены проблемы духовно-нравственного становления личности в каждой из названных сфер жизнедеятельности. На практике основные противоречия возникают при переходе из одной сферы в другую или при взаимодействии этих сфер. Противоречия, часто приводящие к конфликтам, связаны с постановками целей образовательного процесса, его содержания, используемых методов и так далее.
Необходима такая система образования, которая позволила бы в полной мере передавать от одного поколения к другому знания, опыт созидательной и творческой деятельности, ценности, присущие народу, опыт духовной жизни. Если мы попытаемся создать такую школу, то неминуемо придем к школе, основанной на православных традициях.
В Федеральном государственном стандарте общего образования духовно-нравственное развитие и воспитание и социализация учащихся определены как задачи первостепенной важности в соответствии с Законом «Об образовании» (ст. 9, п. 6). Воспитание и социализация должны быть интегрированы во все виды деятельности школьника: учебную, внешкольную, семейную, общественную.
Духовность также тесно связана с национальной идеей процветания и защиты современной России, без чего невозможно добиться серьезного результата ни в политике, ни в экономике, ни в системе образования.
Цель духовно-нравственного воспитания в школе - формирование человека, способного к принятию ответственных решений, к проявлению нравственного поведения в любой жизненной ситуации.
Становление и развитие духовно-нравственного потенциала при использовании рационального фактора реализуется несколькими путями:
1) через приобщение школьников к искусству, живописи, музыке, театру, а также к различным видам творческой деятельности;
2) через развитие образно-эмоциональной сферы молодых людей в повседневной жизни;
3) через оценку и самооценку уровня развития знаний, навыков и умений.
Духовность и нравственность - понятия, существующие в неразрывном единстве. При их отсутствии начинается распад личности и культуры.
Под "духовно-нравственным воспитанием" понимается процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, формированию у него:
- нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма),
- нравственного облика (терпения, милосердия, кротости, незлобивости),
- нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний),
- нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли).
При этом нужно учитывать, что духовная составляющая отражает внутренний мир человека. Становление и развитие духовно-нравственного потенциала при использовании рационального фактора реализуется несколькими путями:
Критериями уровня оценки и самооценки духовно-нравственной воспитанности могут быть следующие:
– наличие у молодого человека научного мировоззрения;
– наличие чувства внутренней свободы у учащихся, которое представляет собой гармонию со своим внутренним миром, природой и социумом;
– стремление к самореализации;
– успешность ведущей, в нашем случае, образовательной деятельности;
– адекватность самооценки;
– формирование мотивов поведения в согласии с высшими принципами нравственности.
Исходя из приведенных положений, можно заключить, что духовно-нравственное воспитание – организованная и целенаправленная деятельность преподавателей и родителей, направленная на формирование высших нравственных ценностей у студентов, а также качеств патриота и защитника Родины.
Глава 2. Роль учителя в духовно-нравственном воспитании
В школе центральной фигурой, осуществляющей воспитательный процесс, является классный руководитель, на которого фактически возложены все воспитательные функции. Классный руководитель – это посредник между обществом и ребенком, он организует систему отношений через разнообразные виды воспитывающей деятельности, создает условия для индивидуального выражения каждого ребенка и помогает осуществлять развитие личности. Большинство школ имеет проблемы теоретического осмысления и практической подготовки классного руководителя. На некоторых из них хотелось бы остановиться подробнее.
Сегодня к классным руководителям предъявляют высокие требования, поэтому им просто необходимо пересмотреть отношение к своим обязанностям – учиться новым методикам, технологиям работы с детьми, больше общаться с родителями, проводить диагностику, а это огромная затрата моральных, физических сил.
Остановимся более подробно на характеристике основных источников нравственного опыта детей. Прежде всего, это учебная деятельность. Нравственное развитие воспитанников на уроках осуществляется через содержание программного и дидактического материала, самой организацией урока, личностью учителя. Колоссальные потенциальные возможности для нравственного влияния на школьников имеет учебный материал, особенно по литературе и истории. В нём содержится большое количество морально-этических суждений. На уроках преподаватель напрямую выводит учеников на осмысление отношений к человеку и обществу.
Но, пожалуй, самое сильное влияние на нравственное развитие школьников в процессе обучения оказывает личность педагога. Нравственный облик педагога раскрывается детям в системе его отношений к своей работе, к учащимся и другим людям, к самому себе. Эти отношения являются для ребенка убедительным комментарием к тем нравственным идеям, которые утверждаются в процессе обучения. Примеры увлечённого, ответственного отношения к своему делу, принципиальности, чуткости и заботы в отношениях с коллегами и учащимися укрепляют в подростках веру в торжество морали. И, напротив, если учащиеся были свидетелями равнодушного или бестактного отношения педагога к кому-то, нравственному развитию подростков наносится существенный урон.
Действенность нравственного воспитания определяется личным примером самого воспитателя. Духовная близость и уважение к педагогу, побуждающие ему подражать, формируются из многих слагаемых и, в частности, зависят от степени его компетентности, профессионализма, характера повседневных взаимоотношений с детьми. Особенно важно не допускать, чтобы слова, даже искренние, страстные, расходились с его делами, поступками. Если учитель провозглашает одни нормы жизни, а сам придерживается других, то он не вправе рассчитывать на действенность своих слов.
Учитель - посредник между ребенком и духовными ценностями прошлых и современных поколений. Эти ценности, знания, морально-этические нормы не доходят до детей в стерилизованном виде, а несут в себе личностные черты учителя, его оценки.
Психологи подтверждают: отношение к требованиям у детей зависит от отношения к требующему. Если требования исходят от уважаемого, духовно близкого учащимся педагога, они воспринимают эти требования как целесообразные и лично значимые. В противном случае дети подчиняются требованию под нажимом педагога, но это требование вызывает внутреннее сопротивление подростков.
Другим важным источником нравственного опыта школьников является разнообразная внеклассная работа. В ней удовлетворяются их насущные потребности в общении, более глубоком взаимоузнавании, самовыражении и самоутверждении в коллективе сверстников. Во внеклассной работе создаются особенно благоприятные условия для включения учащихся в систему реальных нравственных отношений взаимопомощи, ответственности, принципиальной требовательности и т.д. Индивидуальные склонности, творческие способности в более полной мере развиваются именно в этой деятельности.
Известно, что такие нравственные черты личности, как мужество, ответственность, гражданская активность, единство слова и дела нельзя воспитать только в рамках учебного процесса. Для становления этих качеств необходимы жизненные ситуации, требующие непосредственного проявления ответственности, принципиальности и инициативы. Такие ситуации чаще возникают во внеучебной деятельности. Различные нравственные установки, усваиваемые в учебном процессе, во внеклассной деятельности как бы испытываются. Проверяется их целесообразность, аспекты тех или иных нравственных положений раскрываются с большей очевидностью. Тем самым обеспечивается перевод знаний в убеждения.
Глава 3. Современные воспитательные технологии
Технология обучении – это совокупность методов и средств обработки, представления, изменения и предъявления учебной информации, с другой - это наука о способах воздействия преподавателя на учеников в процессе обучения с использованием необходимых технических или информационных средств.
В технологии обучения содержание, методы и средства обучения находятся во взаимосвязи и взаимообусловленности. Педагогическое мастерство учителя состоит в том, чтобы отобрать нужное содержание, применить оптимальные методы и средства обучения в соответствии с программой и поставленными образовательными задачами.
Понятие "педагогическая технология" шире, чем понятие "методика обучения". Технология отвечает на вопрос - как наилучшим образом достичь целей облучения, управления этим процессом. Технология направлена на последовательное воплощение на практике заранее спланированного процесса обучения.
Проектирование педагогической технологии предполагает выбор оптимальной для конкретных условии системы педагогических технологий. Оно требует изучения индивидуальных особенностей личности и отбора видов деятельности, адекватных возрастному этапу развития обучающихся и уровню их подготовленности.
При составлении плана воспитательной работы я выбрала непростую, на первый взгляд, но тем не менее интересную цель– повысить уровень духовно-нравственного развития учащихся среднего звена школы. Для реализации этой цели во время воспитательного процесса необходимо решать следующие задачи:
- Воспитывать уважение к нравственным формам христианской морали, учить различать добро и зло, любить добро, творить добро;
- Формировать чувство любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций;
- чтить героические подвиги своих предков, ценить историю своей земли, дорожить ее памятниками;
- Развивать способность воспринимать, анализировать литературные произведения, обогащать словарный запас, умение выражать свои чувства;
- Осуществлять целенаправленную работу по физическому воспитанию;
- Прививать трудовые навыки, обучать основам ручного труда, продуктивной деятельности.
Ожидаемые результаты воспитательной работы:
- Усвоение ребёнком добродетели, направленность и открытость его к добру;
- Формирование позитивного отношения к окружающему миру, к другим людям;
- Потребность к сопереживанию;
- Воспитание чувства патриотизма, потребности в самоотверженном служении на благо Отечества; формировании истинных ценностей: любовь, долг, честь, Родина, вера;
- Приобщение к опыту православной культуры;
- Деятельное отношение к труду;
- Ответственность за свои дела и поступки.
Все поставленные изначально цели и задачи было принято реализовывать через различные школьные и внеклассные мероприятия. Учащиеся активно принимают участие в каждом из запланированных мероприятий, не забывая о конкурсах районного и краевого уровня.
Следует заметить, что на настоящий момент применяются различные виды технологий. Развитие духовно-нравственной компетенции предполагает использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности. Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий наиболее адекватными поставленным целям и наиболее универсальными, на мой взгляд, являются:
- обучение в сотрудничестве
- метод проектов
- игровые технологии
- дифференцированный подход к обучению.
Рассмотрим более подробно каждый вид.
Обучение в сотрудничестве
В технологиях, основанных на коллективном способе обучения, обучение осуществляется путем общения в динамических или статических парах, динамических или вариационных группах, когда каждый учит каждого, особое внимание обращается на варианты организации рабочих мест учащихся и используемые при этом средства обучения. Преимущества такой технологии заключаются в следующем:
- Развиваются навыки мыследеятельности, включается работа памяти;
- Актуализируются полученные опыт и знания;
- Каждый ученик имеет возможность работать в индивидуальном темпе;
- Повышается ответственность за результат коллективной работы;
- Совершенствуются навыки логического мышления, последовательного изложения материала.
Игровые технологии
Игра является, пожалуй, самым древним приемом обучения. В отличие от игры вообще педагогические игры обладают существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, учебно-познавательной направленностью.
Игровая форма занятий создается при помощи игровых приемов и ситуаций, которые позволяют активизировать познавательную деятельность учащихся. При планировании игры дидактическая цель превращается в игровую задачу, учебная деятельность подчиняется правилам игры, учебный материал используется как средства для игры, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую, а успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
Метод проектов
Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник в самом начале XX века. Но суть ее остается прежней - стимулировать интерес ребят к определенным проблемам, предполагающим владение некоторой суммой знаний и умение практически применять полученные знания, развитие критического мышления.
Это комплексный метод обучения, позволяющий строить учебный процесс исходя из интересов учащихся, дающий возможность учащемуся проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей учебно-познавательной деятельности, результаты которой должны быть "осязаемыми". Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот метод органично сочетается с методом обучения в сотрудничестве, проблемным и исследовательским методом обучения.
Таким образом, вышеозначенные технологии позволяют добиться решения основной задачи: развития познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развития критического и творческого мышления, и соответственно, развиваться духовно.
Глава 4. Система воспитательной работы в 5-6 классе
Свою работу в воспитательном направлении я начала в августе, ещё до встречи со своими подопечными. И сначала я составила для себя алгоритм действий:
- Провести начальную диагностику уровня духовно-нравственного развития (сентябрь);
- Составить систему классных часов, основным направлением которых будет духовно-нравственное развитие качеств личности ребёнка (сентябрь);
- Вести целенаправленную, систематическую воспитательную работу по составленному плану (в течение года);
- Подобрать методы и приёмы духовно-нравственного воспитания в учебном процессе (в течение года);
- Подвести итоги работы, сделать анализ результатов (с помощью диагностики) в конце учебного года и наметить план воспитательной работы на следующий учебный год (в конце года).
В моей воспитательной работе я использую различные формы мероприятий:
- ·нравственные беседы;
- ·родительские собрания;
- ·«Уроки доброты», «Уроки мужества», «Уроки памяти»;
- ·акции;
- ·«Вахта памяти»;
- ·встречи с ветеранами;
- ·соревнования;
- ·праздники;
- ·конкурсные программы;
- ·конкурсы сочинений, плакатов, рисунков, чтецов;
- ·просмотр видеофильмов;
- ·митинги;
- ·экскурсии, походы;
- ·читательские конференции;
- ·викторины;
- ·фольклорные праздники;
- ·трудовые и экологические десанты;
- ·фестивали;
- предметные недели;
- познавательные игры и др.
Отрадно, что начало моего классного руководства совпало с празднованием юбилея образования Краснодарского края. И первая встреча с ребятами состоялась 1 сентября во время классного часа «Земля отцов – моя земля», посвященном празднованию 75-летия Краснодарского края. В продолжении темы 13 сентября – в день 74 годовщины образования Краснодарского края – ребята приняли участие в конкурсной программе «По станциям родного края».
Еще в начальной школе ребят приняли в казаки. И я решила, что и в среднем звене вся воспитательная система должна основываться на тех традициях, что уже были заложены в начальной школе. Изучив план мероприятий классов казачьей направленности, я сделала вывод, что если взять за основу содержание плана, то духовно-нравственное развитие учащихся будет эффективнее. Ребята будут осознанно принимать участие в делах школы и класса.
Так на первых организационных классных часах ребята самостоятельно выбрали атамана (лидера) класса, распределили поручения согласно комитетам школьного ученического самоуправления, наметили план работы на год. Мне, как учителю и наставнику, оставалось лишь скорректировать общую работу и подсказать основные моменты. Конечно, нельзя сказать, что работа была легкой, но когда видишь, как горят детские глаза, как полны они воодушевления и энергии, понимаешь – работа получится.
На высоком уровне в течение года проходили и другие мероприятия в классе – «День Матери», «Символы России», «Защитники Родины», «Мамин день – 8 Марта», «Защитим воду – защитим Землю», «Я выбираю ЗОЖ» и др.
Стало традиционным у ребят участие в различных спортивных соревнованиях. Команда девочек неоднократно становилась победителем районных соревнований по волейболу. Команда ребят – занимала призовые места по футболу.
Также ребята являются активными участниками тимуровского отряда «Альтаир» - оказывают помощь ветеранам по дому и хозяйству во дворе, поздравляют с праздниками и всегда с радостью участвуют в беседах за чашкой чая.
Все это, несомненно, стало хорошим основанием для духовно-нравственного развития учащихся. Положительными моментами в воспитательной системе также следует отметить и улучшение межличностных отношений в классе, появление сплоченности и готовности помочь.
Периодически во время нетематических классных часов я провожу различные диагностики на определение уровня духовно-нравственного развития учащихся. Используя тесты Шиловой М.И., Кулешовой Н.В., я смогла выявить уровень развития учащихся моего класса. Он оказался достаточно высоким.
Заключение
Возрождение России, поддержание ее статуса как великой державы сегодня связано не только с решением политических, экономических, социальных проблем, но, прежде всего, с воспитанием Человека в человеке, формированием у него духовности, нравственности, исторически сложившейся российской ментальности.
Отечественные традиции названы одной из основ обновления содержания и структуры воспитания. По-новому оценивается роль религии в истории России и признается ее большое влияние на духовно-нравственное развитие человека.
Развитие духовно-нравственной компетенции предполагает использование разнообразных форм и методов организации учебно-воспитательной деятельности. Сегодня педагогами применяются различные виды технологий. Но не стоит забывать, что одна и та же технология в руках разных исполнителей может каждый раз выглядеть по-иному: здесь неизбежно присутствие личностной компоненты мастера, особенностей контингента учащихся, их общего настроения и психологического климата в классе.
Результаты, достигнутые разными педагогами, использующими одну и ту же технологию, будут различными, однако близкими к некоему среднему индексу, характеризующему рассматриваемую технологию. То есть педагогическая технология опосредуется свойствами личности, но не определяется ими.
Человек не рождается богатым в духовном и нравственном смысле, поэтому нужно внешнее воздействие преподавателей, родителей, всей образовательной среды. Формирование доброго, жертвенного гражданина и сына Отечества - основная задача воспитания
Согласно поставленной в работе цели можно сделать вывод, что все технологии, приемы и методы, применяемые в воспитательной работе учителем, эффективны и дают свои положительные результаты.
Список литературы
Российская педагогическая энциклопедия. М., 1993.
Современные воспитательные системы. "Классный руководитель" 1998 г. № 3
Создание и развитие воспитательных систем. "Классный руководитель" 2001 г. № 5, 6.
Справочник классного руководителя (5-9 классы)/ Под ре. И.С. Артюховой.–М.: ВАКО, 2006.
Интернет-ресурсы
http://kpip.kbsu.ru/pd/index.html
http://www.orenipk.ru/rmo_2009/rmo-pred-2008/1blok/12vosp.html
http://do.gendocs.ru/docs/index-87690.html
Приложение 1
Субъективный тест классного руководителя
(предложен М.И.Шиловой, «Учитель о воспитанности школьников», адаптирован Н.В.Кулешовой)
Цель: изучение сформированности нравственного уровня развития и воспитания школьников.
Процедура предусматривает:
- анализ поступков, мотивов поведения обучающихся;
- сравнение с диагностической картой показателей;
- регистрацию результатов наблюдений в таблицу.
Диагностическая карта показателей.
Показатель | Критерии | Признаки проявляются | ||
Ярко 3 балла | Средне 2 балла | Слабо проявляются или отсутствуют 1 балл | ||
Социальная культура | Долг, товарищество, ответствен- ность | Охотно выполняет общественные поручения и побуждает к этому других. | Без особого желания выполняет поручения, необходим контроль учителя. | Уклоняется от выполнения поручений, безответственный. |
Трудолюбие | Понимает общественную значимость труда, имеет навык самообслуживания, умеет организовать труд других | Трудится при наличии соревнования или конкуренции | Уклоняется от труда даже при наличии требований. | |
Дисциплини- рованность, отношение к учёбе | Примерно ведёт себя в школе и дома и призывает к этому других. | Соблюдает правила поведения при контроле со стороны старших. | Нарушает дисциплину, слабо реагирует на внешнее воздействие. | |
Семейная культура | Следование семейным ценностям | Знает и следует ценностям семьи, отстаивает их в споре | Знает и частично следует ценностям семьи. | Ценности семьи не интересуют. |
Уважение, забота о родителях | Почитает родителей, проявляет о них заботу. | Проявляет уважение к родителям, иногда проявляет о них заботу. | Считает, что родители должны заботиться о нём. | |
Авторитет семьи | Воспринимает семейную иерархию, уважает старших. Побуждает других поступать также. | Ситуативно вопринимает семейную иерархию, не всегда проявляет уважение к старшим | Не признает авторитет старших членов семьи, склонен к бродяжничеству. | |
Личностная культура | Доброта, отзывчивость | Добрый, заботливый, охотно помогает всем, кто нуждается в его помощи. | Помогает другим если поручит учитель. | Недоброжелателен, груб со сверстниками и старшими. |
Честность | Верен слову, правдив, добровольно признается в своих поступках. | Не требует честности от других, не всегда выполняет поручения, в поступках признается лишь после замечаний старших. | Часто неискренен, обманывает старших и сверстников. | |
Милосердие | Внимателен к проблемам других, имеет высокий уровень эмпатии, готов прийти на помощь и других призывает к действию. | Может иногда помогать другим, инициативу не проявляет. | Держится высокомерно, безразличен к чужому горю. |
Выявляется три уровня нравственного воспитания:
Высокий – характеризуется наличием устойчивого положительного опыта и нравственного поведения, с хорошей саморегуляцией и стремлением детей положительно влиять на других.
Средний – активная позиция не проявляется, частичное проявление нравственных качеств и использование положительного опыта, поведение регулируется взрослыми.
Низкий – слабое проявление положительного поведения, неразвитость саморегуляции и самоорганизации.
Приложение 2
Анкета «Я и моя семья»
Цель: изучение уровня сформированности семейных ценностей и значимости семьи в жизни школьника.
Инструкция: Ребёнку предлагается ответить на 9 вопросов.
- Тебе нравится твоя семья?
- Нравится
- Не очень нравится
- Не нравится
- Охотно ли ты выполняешь просьбы и поручения родителей?
- Да
- Бывает по-разному
- Нет
- Тебя часто наказывают за проступки?
- Да
- Бывает по-разному
- Нет
- Тебе нравится ухаживать и помогать младшим братьям или сестрам?
- Да
- Бывает по-разному
- Нет
- Ты хотел бы, чтобы у тебя в будущем была семья похожая на ту в которой ты сейчас живёшь?
- Хотел бы
- Не знаю точно
- Не хотел бы
- Тебе нравится делать уборку, мыть посуду, выносить мусор?
- Да, делаю сам без просьб
- Не всегда
- нет
- Часто ли ты слушаешь своих родителей?
- Часто
- Иногда
- Почти никогда
- Если родители делают тебе замечание, ты обижаешься на них?
- Да
- Бывает по-разному
- Нет
- Ты часто помогаешь дедушке и бабушке?
- Часто
- Иногда
- Почти никогда
Интерпретация результатов (уровни сформированности семейных ценностей):
Высокий – у детей сформированы основы семейных ценностей, сформировано почитание родителей, уважение к старшим, забота о младших, без напоминания готовы помочь всем членам семьи, готовы передавать семейные ценности своим детям.
Средний – существует взаимопонимание и взаимопомощь в семье, но семейные ценности не принимаются полностью, есть моменты, которые не устраивают школьника, привлекают больше отдых, досуговые стороны. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в семье, однако бывают разногласия и непонимание, с отстаиванием своих интересов. Ориентированы на деятельность по удовольствию.
Низкий – школьники в семье чувствуют себя некомфортно, неохотно участвуют в семейных делах, предпочитают деятельность по удовольствию. Испытывают серьёзные затруднения в установлении контактов между членами семьи. Могут совершать побеги из дома. Нередко семья воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой для них невыносимо. Часто у школьников отмечаются нарушения нервно-психического здоровья.
Приложение 3
«Я разный»
(определение особенностей формирования личностной сферы школьников, автор – Н.В.Кулешова)
Цель: изучение уровня определения особенностей формирования личностной сферы школьников.
Инструкция: детям предлагается написать по два слова, которые приходят в голову в связи со словами:
Семья –
Дом –
Отдых –
Школа –
Труд –
Поступок –
Далее дети должны выстроить написанные слова (рисунки) по порядку личной значимости.
Критерии оценивания:
- Количественный показатель – количество категорий (духовно-нравственная ориентация, духовные ценности и переживания, социальные роли, умения, знания, навыки; интересы, предпочтения; личностные свойства; оценочные суждения).
1 балл – 1-2 определения, относящихся к перечисленным категориям;
2 балла – 3-5 определений, преимущественно относящихся к категориям социальные роли, интересы, предпочтения.
3 балла – от 6 определений и более, включая более 4 категорий, в том числе характеристику личностных свойств.
- Деятельностный показатель.
1 балл – указывают конкретные действия («я учусь в школе»), свои интересы;
2 балла – совмещение 1 и 3 уровней, нечто среднее;
3 балла – указывают социальные роли («я ученик»), обобщенные личностные качества (сильный, смелый).
- Качественный показатель – соотношение положительных и отрицательных оценочных суждений.
1 балл – преобладание отрицательных оценочных суждений или равенство отрицательных и положительных суждений (низкое самопринятие или отвержение);
2 балла – незначительное преобладание положительных суждений или преобладание нейтральных суждений (амбивалентное или недостаточное позитивное самоотношение).
3 балла – преобладание положительных суждений (положительное самопринятие).
№ п/п | Ф.И.ученика | Количественный показатель | Деятельностный показатель | Качественный показатель | Суммарный балл |
Уровни сформированности личностной сферы младшего школьника:
0-3 б. – низкий
4-6 б. – средний
7 б. и выше - высокий
Приложение 4
Диагностика нравственно-этической культуры младших школьников
Комплексная диагностика следующих компонентов нравственной воспитанности:
1) знаний (в виде представлений и понятий) о нравственных категориях;
2) мотивации, отражающей отношения учащихся, как к моральным нормам, так и к поступкам людей в ситуациях межличностного взаимодействия;
3) способов реального поведения в моделируемых ситуациях морального выбора, т. е. действенности нравственных знаний, проявляющихся в обобщенности и переносе определенных форм поведения в различные жизненные ситуации.
Определение уровня сформированности знаний детей о нравственных категориях, нормах осуществляется с учетом таких критериев, как правильность, полнота и глубина знаний о способах поведения в ситуациях морального выбора, о нравственных переживаниях, возникающих в случае соблюдения или нарушения моральных требований, а также степень обобщенности высказываний детей. Для диагностики представлений и понятий детей о некоторых нравственных категориях и нормах используется методика игровых ситуаций.
Дежурная чашка
Цель: выяснить понимание детьми понятия "порядочность".
Функции: диагностическая, воспитывающая.
Организация: учитель читает рассказ "Чашка".
В старшей группе детского сада было двадцать пять ребят, а новеньких чашек с голубыми незабудками и золотыми каемочками по краям - двадцать четыре. Двадцать пятая чашка была совсем старая. Картинка на ней почти стерлась, краешек в одном месте был чуть-чуть отбит. Никто не хотел пить чай из старой чашки.
- Противная чашка, - говорили ребята, - хоть бы она скорей разбилась.
Однажды всем ребятам достались новые чашки. Они удивились. А где же старая чашка?
Нет, она не раскололась, не потерялась. Лена, которая в тот день была дежурной, взяла чашку себе. На этот раз чай пили тихо, без ссор и слез.
- Молодец, Лена, догадалась сделать так, чтобы всем было хорошо, - думали ребята.
И с тех пор дежурные пили чай из старой чашки. Ее так и называли "наша дежурная чашка". (ПоВ.Осеевой.).
Ответ на вопрос "Каким одним словом можно назвать поступок Лены?" каждый ученик записывает на карточке.
Обработка данных: делается вывод о степени осознания детьми сути понятия "порядочность".
Ромашка
Цель: определить знание детьми полноты, обобщенности понятий, а также сути некоторых нравственных категорий.
Функции: диагностическая, развивающая, воспитывающая.
Организация: на лепестках ромашки, сделанной из бумаги, написаны слова: добро, зло, истина, ложь, красиво, безобразно, трагично, комично. Детям предлагается поочередно отрывать лепесток ромашки и раскрывать суть понятия, записанного на нем.
Обработка данных: учитель фиксирует высказывания детей с точки зрения полноты, правильности, обобщенности понятия (добро - это проявление вежливости, сочувствия и т. д.; истина предполагает справедливость, честность, правдивость и т. п.; красиво - значит аккуратно, скромно, великодушно, порядочноидр.). На основании анализа ответов может быть выявлен уровень сформированности таких этических представлений и понятий у детей, как любовь, радость, искренность, долг, честь, ненависть, зависть, враждаит. п., соотношение различных понятий ("добро - зло", "истина - ложь" и т. д.).
Философ
Цель: выявить умения детей формулировать определения нравственных понятий.
Функции: диагностическая, развивающая, воспитывающая.
Организация: на доске или на плакате записано несколько определений того или иного нравственного понятия (доброта, мир, долг и др.).
Например:
Счастье - это быть здоровым.
Счастье – это успехи в учебе.
Счастье - хорошие друзья.
Счастье – это мир в семье.
Счастье - это мир на Земле.
Счастье - это, когда тебя понимают.
Счастье – это свобода.
Счастье - это много денег.
Счастье – это получение удовольствия.
Счастье - это власть над людьми.
Каждый ученик выбирает четыре определения и мотивирует свой выбор.
Обработка данных: осуществляется качественный анализ ответов детей.
Словарь добродетелей
Цель: определить уровень сформированности у школьников этических представлений и понятий (полнота, степень существенности, мера обобщенности).
Функции: диагностическая, развивающая, коррекционная.
Организация: с детьми проводится традиционная в рамках модели "Ориентир" игра "Волшебный сундучок". Организуется она необычно: в течение трех дней дети "путешествуют" со словами-добродетелями по алфавиту от "А" до "Я" соответственно остановкам:
1."Аккуратность-любовь".
2."Миролюбие-сострадание".
3."Творчество-щедрость".
На остановках учитель (экспериментатор) инструктирует детей: каждый вынимает из "волшебного сундучка" своеобразную по форме, разноцветную книжку-малышку - "словарь добродетелей", подписывает его.
На первой странице словаря выписаны все слова-добродетели, эти же слова записаны по одному на отдельной странице.
На первой остановке "Аккуратность - любовь" для проработки даются слова: аккуратность, благодарность, вежливость, верность, дисциплинированность, доброта, дружелюбие, заботливость, любовь.
По условию игры каждый ребенок должен письменно объяснить (по выбору) значения не менее пяти слов. Кроме этого, он должен сверить свое объяснение слов с эталоном - на каждой странице, где дети дают объяснение, внизу имеется запись "Сверь со словарем" и дается трактовка понятия по словарю.
После завершения работы класс делится на микрогруппы (не более 5 человек), в которых дети обмениваются мнениями, рассматривают книжки-малышки, подсчитывают общее количество объясненных слов-добродетелей и т. п.
Аналогично в игровой форме проводится работа и на следующих остановках.
На остановке "Миролюбие - сострадание" объясняются слова: миролюбие, мужество, нежность, ответственность, правдивость, скромность, совестливость, справедливость, сострадание. Остановка "Творчество - щедрость" предполагает объяснение значений слов и выражений: творчество, трудолюбие, уважение, умение прощать, умение радоваться, целеустремленность, честность, чуткость, щедрость.
Обработка данных: осуществляется качественный анализ знаний детей.
Примечание: "Словарь добродетелей" остается у каждого ребенка в личном пользовании.
Игровые ситуации.
Реши задачу
Цель: изучить отношение детей к поступкам окружающих.
Функции: диагностическая, воспитывающая.
Организация: учитель предлагает детям проанализировать ситуации, каждый должен дать краткий письменный ответ на вопрос задачи. Диагностический эксперимент организуется в несколько этапов.
Задача 1. Жил в лесу волчонок с матерью. Ушла мать на охоту. Словил волчонка человек, положил в мешок и принес в город. Посредине комнаты мешок положил. (Е.Чарушин.). Что скажете охотнику?
Задача 2. Жил в лесу волчонок со своей матерью. Ушла мать на охоту, а волчонок заблудился. Вы увидели его, и вам показалось, что мать его оставила. Ваши действия?
Задача 3. Жил в Синем лесу Волк, который никогда не загубил ни одного домашнего животного. Но один раз и ему захотелось попробовать овечьего мяса. А как подкрасться к овцам, что паслись на поле, как схватить овцу, он совсем не знал. Да и пастуха, который был при овцах, очень боялся, так как тот имел толстую палку. Врежет этой палкой по спине - все кости переломает. Но не был бы Волк волком. Если намерится что-то своровать - сворует. (З.Беспалый.) Ваше отношение к намерению Волка?
Задача 4. На уроке математики детям дается задача: человек весной надрезал ствол березы и получил за день пять литров сока. Сколько сока он получит за десять дней? Как вы относитесь к подобным действиям людей?
Обработка данных: осуществляется качественный анализ высказываний детей. За основу берутся следующие показатели: эмоциональное переживание ребенка, его оценочные суждения о нравственных (безнравственных) поступках людей.
Волшебный стул
Цель: выявить отношение детей к поступкам одноклассников, к качествам их личности.
Функции: диагностическая, воспитывающая, коррекционная.
Организация: организуется игра "Волшебный стул" (идея Н. Е. Щурковой).
Перед игрой учитель обращает внимание ребят на то, что каждый человек хорош по-своему: один - прекрасно поет; другой - приветлив, добр к людям, всегда готов помочь; третий - надежен в деле и т. п.
Дети делятся на группы по 4 - 5 человек. Один садится на "волшебный" стул, а остальные поочередно говорят только о хороших его (ее) поступках и качествах личности. Например: "Марина вежливая, потому что...", "Она добрая, так как..." и др. Подобным образом через обсуждение в микроколлективах проходят все дети. Игра может быть организована в несколько этапов (дней), чтобы ребята не устали, не потеряли к ней интерес.
Обработка данных: делается качественный анализ результатов на основе фиксации данных (учитель избирает свободную форму записи). За основу берутся такие показатели, как умение оценивать поступки, качества одноклассников, эмоционально выражать свое отношение к их действиям и др.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на педагогическом совете на тему: «Работа с родителями обучающихся в направлении духовно- нравственного развития личности гражданина РФ»
В выступлении ставится задача рассмотреть возможные формы работы с родителями обучающихся в направлении духовно- нравственного развития личности гражданина РФ...
Работа с родителями обучающихся в направлении духовно-нравственного развития личности
Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед родителем и школой. Учителю сложно самостоятельно справиться с такой задачей, помощником в данном н...
СОВРЕМЕННЫЕ ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБЛАСТИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ В МЛАДШИХ КЛАССАХ КАДЕТСКОГО КОРПУСА
Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России является ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации. В статье рассматриваются совреме...
Развитие основных потенциалов личности через использование современных воспитательных технологий
Обобщение опыта работа воспитательной работы. ...
СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ФОРМИРОВАНИЮ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА НА УРОКАХ ОСНОВ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ
Статья посвящена современным педагогическим технологиям, которые способствуют формированию духовно-нравственного развития ребенка на уроках основ православной культуры. В современном мире перед школой...
Презентация программы внеурочной деятельности духовно-нравственного направления развития личности для учащихся 1-4 классов "Волшебная шкатулка" (техники декоративно-прикладного искусства и авторская игрушка).
В презентации программы внеурочной деятельности "Волшебная шкатулка" (техники декоративно-прикладного искусства и авторская игрушка) представлены цель и задачи курса, формы и режим проведени...
Развитие духовно-нравственного, творческого потенциала личности на уроках технологии
На протяжении двух лет я также работаю над темой самообразования: «Развитие творческой личности на уроках технологии». Наиболее ярким примером в достижении поставленной цели является творч...