Образовательные технологии, способствующие развитию способностей учащихся
материал

Создание условий для оптимального развития одарённых детей, чья одарённость в настоящий момент может быть ещё не проявившейся, а так же просто способных детей является одним из главных направлений системы работы с такими детьми.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Образовательные технологии, способствующие развитию способностей учащихся

Развитие современного общества ориентирует школу на формирование личности с учетом её индивидуальных особенностей.

Закон “Об образовании” говорит о том, что в настоящее время важнейшими задачами школы является “создание условий, обеспечивающих возможность выявления, развития и реализации склонностей и способностей личности для её успешной социализации” [1].

Создание условий для оптимального развития одарённых детей, чья одарённость в настоящий момент может быть ещё не проявившейся, а так же просто способных детей является одним из главных направлений системы работы с такими детьми.

В классе чаще всего находятся дети с разным уровнем подготовки и разными возможностями. Поэтому сегодня перед учителем стоит задача, построить работу на уроке так, чтобы она была направлена на максимальное развитие способностей каждого ребёнка.

В основу такой работы должны быть заложены принципы образовательных технологий открытого типа:

  • технология проблемно-диалогического обучения;
  • дифференцированное обучение;
  • технология работы с текстом;
  • групповые технологии;
  • проектная деятельность;
  • игровые технологии.

Работать с одарёнными детьми и сложно, и интересно. К кропотливой, однообразной работе они быстро теряют интерес, поэтому требуется постоянная смена деятельности. Им интересно в поиске, исследовании. Задача учителя – создать проблемную ситуацию.

Система работы с одаренными детьми может включать следующие этапы:

  • выявление одаренных детей;
  • развитие творческих способностей на уроках;
  • развитие способностей во внеурочной деятельности (олимпиады, конкурсы, исследовательская работа, творческие проекты).

Особую роль в работе со способными учащимися играет формирование самостоятельной деятельности. Опыт показывает, что общие для всего класса задания не могут быть доступны одинаково для всех учащихся. Необходимо предъявлять “достаточно высокие требования к более подготовленным ученикам, обеспечивая их максимальное интеллектуальное развитие и в т то же время создавать условия для успешного развития менее подготовленных учащихся”. [7]

Для этого можно использовать систему дифференцированных заданий. Каждый ученик самостоятельно выбирает уровень сложности, оценивая собственные силы. Для работы над новой темой создаются индивидуальные маршруты (карточки – информаторы), рассчитанные на разные возможности учеников. Работая с параграфом учебника, сильный ученик самостоятельно составляет опорную схему-конспект и предлагает её классу. Важное место на уроках литературы и русского языка и во внеурочное время принадлежит технологии домашних (дифференцированных и индивидуальных: по желанию обучающихся) заданий.

Составление схем-конспектов, опорных таблиц, алгоритмов, кластеров, презентаций вовлекает ученика в активную деятельность, которая направлена не только на запоминание или воспроизведение заученного, но и на размышление, установление причинно-следственных связей.

Благодатной почвой для развития творческих способностей является работа с текстом:

  • дополнение текста (написание вступления и заключения),
  • трансформация текста (разного уровня сложности),
  • восстановление деформированного текста (разного уровня сложности),
  • составление текста по модели.
  • создание собственного текста. [2]

Особую роль в формировании самостоятельной деятельности учащихся играет работа в группе. Она формирует аналитические, коммуникативные навыки, формирует навыки участия в дискуссии (если работа носит проблемный характер). Здесь проявляются лидерские качества ребенка, так как именно способные ученики, как правило, выступают организаторами работы в группе, они направляют в целом работу группы, учат других анализировать и систематизировать материал, так как групповая работа подразумевает охват материала большого объема, они помогают каждому члену группы высказаться.

Одним из важных направлений в работе учителя с одарёнными детьми является проектная технология. Она позволяет сделать для каждого учебный процесс значимым, даёт возможность полностью раскрыть свой творческий потенциал, проявить свои исследовательские способности, фантазию, активность, самостоятельность.

Элементы технологии критического мышления позволяют развивать аналитические и творческие навыки. Сочинения, эссе, письма формируют умение грамотно выстраивать письменное монологическое высказывание. Такую работу можно проводить на любом этапе урока. Она помогает выработать у учащихся приёмы эффективной переработки информации. Размышляя о проделанной работе, дети осознают приобретённый опыт и стараются его использовать на практике. Когда домашнее задание дается на выбор, ученики делают чаще творческие работы. Это позволяет говорить о формировании самостоятельности выбора и творческом потенциале учеников.

Огромную роль в развитии и воспитании ученика принадлежит игре – важнейшему виду детской деятельности. Игра является эффективным средством формирования личности школьника, его волевых качеств, в игре реализуется потребность к добыванию знаний. “Игра” – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности”, – писал В.Сухомлинский. [6]

Применение игр возможно не только для младших школьников, но и детей любого другого возраста. Именно такая работа обеспечивает базу для формирования важнейших умений и навыков в аудировании, чтении, письме и говорении.

В процессе работы с занимательными играми развивается не столько память, сколько интеллект ребенка, его аналитические возможности.

Игра вызывает у детей чувство удивления, “живой интерес к процессу познания, помогает ученикам усвоить любой учебный материал. В связи с этим у детей более активно развивается способность к языковой догадке”. [8]

В процессе игры учащиеся незаметно для себя выполняют различные упражнения. Игра ставит ученика в условия поиска, пробуждает интерес к победе, а отсюда стремление быть быстрым, собранным, ловким, находчивым, уметь четко выполнять задания, соблюдать правила игры. Во время учебных игр происходит многократное повторение учебного материала в различных формах, что повышает качество знаний. Сложные учебные задачи решаются при использовании разных игровых моделей уроков:

учебные – наиболее простые и традиционные игры, помогающие закрепить учебный материал и приобрести устойчивый навык применения знаний;

комбинаторные – достаточно широко известные игры, в которых играющий работает с материальной стороной языкового знака, обычно слова; эти игры требуют умения быстро и эффективно просчитать варианты, подбирать комбинации, а, кроме того, существенно активизируют словарный запас ребёнка;

аналитические – игры, которые развивают аналитическое мышление, помогают приобрести навык свободного, раскованного, но вместе с тем корректного логического анализа, научиться видеть закономерности, общность и различие, причину и следствие;

ассоциативные – игры, в основе которых лежит обращение к ассоциативному мышлению, поиск сравнения, разгадывание намека;

контекстные - игры, привлекающие внимание к сложным смысловым связям в тексте, развивающие способность интерпретировать, понимать то, что прямо не выражено, а наоборот – передать информацию самыми разными способами;

языковые – игры, в которых играющие экспериментируют с языковыми единицами и закономерностями; эти игры разработаны в наименьшей степени, хотя для языкового образования являются самыми значимыми;

творческие задания - разнообразные задания на сочинительство, обычно с соблюдением некоторых более или менее трудных условий, они способствуют развитию, с одной стороны, фантазии и изобретательности в использовании средств языка, с другой – способности контролировать и критически оценивать свою творческую работу.

Работа со способными учениками не может ограничиваться рамками урока. Внеурочная деятельность позволяет реализовывать её в полной мере. Для этого есть много возможностей:

  • предметные недели ("Неделя английского языка");
  • научно-практические конференции ("Шаг в будущее", "Леонардо");
  • олимпиады по предмету разных уровней;
  • участие в различных конкурсах на иностранном языке (“На великом чайном пути”);
  • конкурсы рисунков (в рамках тематики урока, например, "Школа моей мечты", "Здоровый образ жизни").

Каждое из предложенных направлений развивает способности ребёнка. Олимпиады позволяют выявить способных и одаренных детей. При подготовке к олимпиадам различного уровня мы обращаемся как к репродуктивным методам обучения, так и к тем, которые максимально развивают ученика: аналитическим и творческим. Учитель может сформировать навыки сравнительного анализа, интерпретации художественного текста, учит грамотно выстраивать письменное монологическое высказывание.

Важную роль играет участие в различного рода конкурсах исследовательских работ, где ребенок в максимальной степени проявляет свои возможности, выступает в так называемой роли начинающего ученого.

Участвуя в конкурсах рисунков талантливые дети отражают свое видение мира, образа, проявляют свои художественные и актёрские способности.

Охотно творчески одарённые дети принимают участие в дистанционных конкурсах, сочиняя стихи, рассказы, создавая рисунки.

Требования к современной школе нацеливают каждого учителя на поддержку познавательного интереса своих учеников, формирование потребности и способности личности к саморазвитию, создание максимальных условий к перерастанию потенциальной одарённости в развившуюся.


Список использованной литературы:

  1. Закон РФ “Об образовании” от 2 февраля 2011 г. http://529spb.edusite.ru/DswMedia/zakon_obr.pdf
  2. Купцова Е.Ю. Работа с одаренными детьми на уроках русского языка и литературы – http://nsportal.ru/shkola/russkii-yazyk/library/rabota-s-odarennymi-detmi-na-urokakh-russkogo-yazyka-i-literatury
  3. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – rudocs.exdat.comdocs/index-425361.html
  4. Харламова Е.А. Современные образовательные технологии http://www.uchportal.ru/publ/15-1-0-1305
  5. Николаева О.А. Развитие творчества и самостоятельности ребенка через проектную деятельность http://festival.1september.ru/articles/413528/
  6. Колмагорова Е.Е. Духовно-нравственная составляющая деятельности В.А. Сухомлинского(1918–1970 гг) 68.uralschool.rudialogs/get_file.php?…file&id=547
  7. Тицкая Л.А. Современные образовательные технологии выявления и поддержки талантливых детей – http://www.numi.ru/downloadrus.php?id=43822
  8. Платонова Г.Ф. Использование современных образовательных технологий как средство интеллектуального развития школьников на уроках русского языка и литературы. – http://nsportal.ru/shkola/russkii-yazyk/library/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система перспективной деятельности кабинета естествознания для создания условий, способствующих наиболее полному развитию способностей учащихся.

Создание перспективного плана для кабинета естествознания , способствующего наиболее полному развитию способностей учащихся....

Обобщение педагогического опыта учителя химии и биологии «Использование приемов и методов современных образовательных технологий для развития личности учащихся на уроках химии».

Обобщение педагогического опыта учителя химии и биологии «Использование приемов и методов современных образовательных технологий для развития личности учащихся на уроках химии»....

«Использование современных образовательных технологий для развития творческих способностей учащихся на уроках башкирского языка и литературы в рамках реализации ФГОС».

Использование современных образовательных технологий для развития творческих способностей учащихся на уроках башкирского языка и литературы в рамках реализации ФГОС....

Использование метода проектов на уроках технологии, способствующее развитию творческих способностей учащихся

Под творческой деятельностью в нашем исследовании понимается учебная творческая деятельность с исследовательским компонентом как многогранное, объемное понятие, включающее мотивационные, интеллектуаль...

Использование образовательных технологий, способствующих повышению мотивации учащихся на уроках в начальных классах

Учитель года - 2023 "Методическая мастерска" - Использование образовательных технологий, способствующих повышению мотивации учащихся на уроках в начальных классах...