Использование современных образовательных технологий, способствующих толерантному сознанию учащихся.
статья по истории ( класс) на тему

Обобщение опыта по теме по самообразованию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchenie_opyta_raboty_po_teme_samoobrazovaniya.docx21.33 КБ

Предварительный просмотр:

             

            Обобщение опыта работы по теме самообразования

           

             Моя тема по самообразованию «Использование современных  образовательных технологий, способствующих толерантному сознанию учащихся»

           Важность формирования толерантного сознания у учащихся обуславливается тем, что вопрос об уровне толерантности российского общества является сегодня критически важным. Обострение межнациональных конфликтов – животрепещущая проблема современной России. Сложная социально-экономическая обстановка, геополитические изменения и значительные миграционные по Процессы интеграции, глобализации, происходящие в современном мире, приводят к росту интенсивности соприкосновения различных государств и культур. Международная практика определила толерантность в качестве необходимого условия общения людей разных культур, этнических и межконфессиональных групп. Эта тенденция отражена в «Декларации принципов толерантности», подписанной в ноябре 1995 года 185 государствами - членами ЮНЕСКО, включая и Россию. В документе указано, что «толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание всего многообразия культур, форм самовыражения и проявления человеческой индивидуальности». . 
Исходя из этого, формирование толерантности и установок толерантного сознания выступает и как условие успешного развития современного полиэтнического общества, и как социальный заказ системе образования.

Поэтому  необходимо формировать толерантное отношение к  людям разных национальностей, чтобы избежать межнациональных конфликтов и столкновений. Здесь на помощь приходят уроки истории, обществознания и внеклассная работа учителя.

           Формирование толерантности предполагает воспитание уважения к своему народу, гордости за его историю, традиции, постижение многообразия культурного и этнического мира, отказ от противопоставления «меньшинство - большинство», принятие другого вне зависимости от его национальности и вероисповедания, понимание непохожести и единения как двух сторон одного и того же процесса.

Изучение истории дает чрезвычайно богатый материал по воспитанию толерантности у учащихся. Это длительный и сложный процесс, основой которому служит материал школьного курса истории, при использовании современных образовательных технологиях.  Обращение к формированию толерантности при изучении исторического материала крайне необходимо. Во многом это связано с содержанием самого материала учебников истории. По-прежнему значительное место в них отведено изучению войн, социальных катаклизмов и других явлений, дающих учащимся, прежде всего, представление о возможности силового решения возникающих проблем. Вместе с тем, опыт работы в этом направлении показывает, что каждый курс школьного исторического образования дает обширный материал для формирования толерантного сознания. У формирования толерантности на уроках истории и обществознания есть ряд особенностей. Они заключаются в следующем: в глубоком и всестороннем овладении культурой своего народа; в формировании осознанных позитивных ценностных ориентаций личности по отношению к культурному наследию России; в воспитании уважения к истории и культуре других народов; в формировании способности учащегося к личностному культурному самоопределению.

В своей работе я использую, следующие методические приемы:

I.Ролевая игра.

Ролевая игра – это маленькая пьеса, разыгрываемая учениками.

Ее цель – оживить обстоятельства или события, знакомые ученикам. Ролевые игры могут повысить понимание ситуации и вызвать сопереживание по отношению к оказавшимся в ней людям. Например, в ролевой игре о нападении ученики, играя роль потерпевшего, могут понять, каково быть жертвой преступления.

II. Пары и группы.

Деление на пары и группы можно использовать, когда нужно, чтобы быстро были высказаны различные идеи или чтобы класс поразмыслил над той или иной абстрактной идеей с точки зрения своего собственного опыта. Например, если вы обсуждаете экстремизм, то прежде чем обсуждать этот вопрос всем классом, вы можете дать парам или группам пять минут для решения вопроса о том, «правильно ли убивать кого-либо в какой бы то ни было ситуации?»

III. «Мозговая атака».

«Мозговая атака» - это способ поощрения активности учеников и быстрого генерирования идей. Этот прием может быть использован для решения конкретной проблемы или поиска ответа на вопрос. Например, класс может начать изучение прав наций путем «мозговой атаки» вопроса «Как вы думаете, какие поводы может использовать правительство для дискриминации прав нации?»

IV. Общая дискуссия в классе.

Главным звеном в формировании толерантного сознания является дискуссия. Она призвана выявить существующее многообразие точек зрения участников на какую-либо проблему и при необходимости инициировать всесторонний анализ каждой из них, а затем и формирования собственного взгляда каждого ученика на ту или иную историческую проблему.

Из всех типов дискуссий в своей работе я чаще всего использую структурированную дискуссию. Её смысл заключаются в том, что «малые группы» изучают какую-либо «частную» проблему как часть какой-либо общей проблемы, которую предстоит решить в классе. Такая форма урока позволяет обобщать, сравнивать, вести полемику, а значит, воспитывает умения слушать своего товарища, тактичность, доброжелательность.

V. Проекты.

Проекты - это самостоятельное исследование различных тем, проводимое учениками в течение длительного периода, в конце которого они представляют работу. Проекты полезны в формировании и толерантности, потому что они учат учеников представлять и защищать публично результаты своих исследований и свое мнение.

VI. Интервьюирование.

Чтобы при формировании толерантного сознания у человека свериться с буквой закона, надо заглянуть в книги, но чтобы найти конкретные примеры прав в действии, достаточно оглядеться вокруг себя там, где мы живем. Например, если класс изучает права ребенка, то важным источником информации о том, как изменилась жизнь детей за прошедшие годы, будут их собственные родители, дедушки и бабушки.

В ходе изучения Истории Древнего Мира в 5 классе и Истории Средних веков в 6 классе учащиеся знакомятся с многообразием этнических, религиозных и культурных традиций многочисленных народов, заселявших нашу планету в древности и в эпоху Средневековья. К тому же история пестрит примерами того, как взаимообогащение двух резко различавшихся культур приводило к расцвету искусства и служило толчком к обретению новых знаний. Так, начиная с XIII века, на архитектуру и живопись Индии оказало большое влияние искусство мусульманских завоевателей. Правители строили дворцы, мечети и роскошные гробницы — мавзолеи. Лишенные скульптур, они привлекали пропорциями и четкостью линий. В них сочетались индийские колонны и резные украшения, арабские арки, купола и минареты. В свою очередь арабы заимствовали индийские цифры, что привело к научным открытиям не только в математике, но и в астрономии. Используя эти примеры, учитель призывает учащихся интересоваться не только культурой своего народа, но и поближе знакомиться с достижениями народов всего мира.

В каждой теме по обществознанию есть вопросы самопознания и человеческих взаимоотношений. Например: тема «Что такое общество?» раскрывает взаимосвязь человека и общества, учит терпимости и устойчивости, способности реализовать свои личностные позиции, поэтому у учащихся формируется представление о терпимости как о средстве, ведущем к стабильности.

Тема «Духовная сфера общества» раскрывает духовную жизнь человека, дает представление о сознательном отношении к себе и к окружающему миру, показывает, что людей объединяют духовные ценности, идеалы и согласие.

Тема «Правила и нормы поведения в обществе» раскрывает основные регуляторы отношений между людьми, потому что во все времена мораль, правила поведения, обычаи и традиции считаются важнейшими факторами единения людей и способствуют формированию моральных принципов.

В темах «Семья», «Семейные правоотношения»  рассматриваются вопросы формирования межпоколенной толерантности и отчасти гендерной толерантности, что также имеет важной значение при воспитании гармонично развитой личности.

Таким образом, формирование толерантности на уроках истории и обществознания должно быть направлено на противодействие влиянию, вызывающему чувство страха, отчуждения и ненависти по отношению к другим народам, вероисповеданиям; противостоять получившему распространение в последние годы национализму; способствовать развитию у молодежи навыков независимого мышления, критического осмысления и выработке суждений, основанных на моральных ценностях.

           Во внеклассной работе на формирование толерантного сознания оказывают Уроки Мужества  (Урок Мужества, посвящённый к 100-летию Первой мировой войны, Урок  Мужества, посвященный 70-летию Победы «Зачем ты, война, у мальчишек их детство украла?», «Нюрнбергский процесс»).  Внеклассные мероприятия «Традиции и обряды, связанные со строительством жилья», «Старинные и памятные вещи в нашей семье», посещение краеведческого музея.

Таким образом, постепенно, шаг за шагом, формируется у учащихся толерантное сознание и мироощущение, и создаются условия для толерантного поведения. Воспитание гражданственности, патриотизма, нравственности, любви к Родине и семье – один из основополагающих принципов государственной политики в области образования, закрепленной в законе РФ об образовании.

Важно научить ребенка, с одной стороны, принимать другого как значимого и ценного, а с другой стороны - критически относиться к своим собственным взглядам. Воспитание толерантности должно быть направлено на «обучение и воспитание личности, не разделяющей мир на противоположные вещи и предметы, а объединяющей в себе в единое целое одновременно становясь целостной личностью, способной принять мир как единство в разнообразии, привнося в него культуру своего этноса, как принадлежащую человечеству, социуму.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме "Числительное как часть речи" с использованием педагогической технологии "Развитие критического мышления учащихся"

Формирование навыков фиксации мыслей и образов, удерживать их, рассматривать со всех сторон, активизировать процесс познания. ...

Статья "Возможности использования игровых технологий в развитии у учащихся ведущих умений и навыков"

В статье представлен опыт моей работы по теме  "Возможности использования игровых технологий в развитии у учащихся ведущих умений и навыков"...

Образовательные технологии, способствующие развитию способностей учащихся

Создание условий для оптимального развития одарённых детей, чья одарённость в настоящий момент может быть ещё не проявившейся, а так же просто способных детей является одним из главных направлений сис...

Использование новых технологий, способствующих развитию и поддержанию у школьников стремления к успеху.

Использование новых технологий, способствующих развитию и поддержанию у школьников стремления к успеху....

Использование образовательных технологий, способствующих повышению мотивации учащихся на уроках в начальных классах

Учитель года - 2023 "Методическая мастерска" - Использование образовательных технологий, способствующих повышению мотивации учащихся на уроках в начальных классах...