Дистанционный сетевой узел сельских школ
проект

Дистанционный сетевой узел сельских школ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_distan_setevoy_uzel_selskih_oo.docx42.22 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное Казенное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа с. Тихменево

ПРОЕКТ

 «Дистанционный сетевой узел образовательных организаций»

Срок реализации 3года

Авторы  программы: Нестеркова Наталья Ильинична

                                  Учитель биологии-химии

        Арсентьева Маргарита Григорьевна

               Учитель истории

        2016г.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность создания сетевого взаимодействия.

Стратегическая цель государственной политики в области образования – повышение  доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного  развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина.   В концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года  в основу  развития системы образования  заложены  такие принципы, как открытость образования к внешним запросам, применение проектных методов, конкурсное выявление и поддержка лидеров, успешно реализующих новые подходы на практике, адресность инструментов ресурсной поддержки и комплексный характер принимаемых решений.

     Эти принципы позволяют реализовать модель сетевого взаимодействия образовательных учреждений, предполагающая  использование современных информационно–телекоммуникационных технологий, средств телекоммуникаций  с использованием сети Интернет.

      В отличие от городских школ в школах села процесс выбора стратегии своего сохранения и развития во многом пошел «постепенно-сетевым» путем. 
Предпосылки для появления сетевого образования: сокращение численности обучающихся, дефицит педагогических кадров, ограниченность социума,

уже достаточно ясно осмыслены теми, кто пришел к нему «от жизни». «Вариться лишь в собственном соку», оставаться один на один с нарастающим комом проблем даже при самом тесном взаимодействии со своим селом недостаточно – это во многом вымирающая стратегия, в особенности это касается малочисленной школы, расположенной далеко от районного центра. Для того, чтобы сохраниться и определить вектор развития, малокомплектные сельские школы начали поиск разрешения проблем объединенными усилиями, создавая педагогические условия для обеспечения школьникам села качественного образования, разнообразия предлагаемых образовательных услуг, обеспечения дифференциации, индивидуализации обучения. Любое образовательное пространство – это специально созданное сетевое взаимодействие субъектов образования, которое позволяет им включиться в совместное решение общих проблем.

Форма сетевого взаимодействия образовательных организаций  сегодня актуальна и за ней будущее.

Сетевое взаимодействие – это горизонтальное взаимодействие между образовательными учреждениями по распространению функционала и ресурсов.

Инновационная составляющая

Есть ли необходимость образовательным учреждениям создавать инновационное сетевое взаимодействие?

Таких «необходимостей», или причин можно выделить несколько. Вот некоторые из них.

Во-первых, организационная:

- инновационные сельские образовательные учреждения не могут развиваться в закрытой системе (в рамках одной школы), им необходим поиск единомышленников для реализации общей образовательной стратегии, приводящей к системным изменениям структуры, содержания и дидактического обеспечения деятельности образовательного учреждения.

Во-вторых, программно-методическая:

- организация методической работы в современных условиях развития образования.

В-третьих, информационная:

 - потребность оперативного удовлетворения профессиональных запросов педагогов.

В-четвёртых, доступности  информации:

-  для большинства учащихся, стремящихся повысить свой уровень образованности, компетентности.

В-пятых, социальный заказ:

- необходимость получения дополнительного образования в условиях современного развития общества.

Вышеизложенные причины указывают на то, что для эффективной работы инновационного образования нужна новая система взаимодействия, управления и распределения ресурсов, а именно – сетевое взаимодействие.

Цель  проекта:

- создание условий для взаимодействия всех участников образовательного процесса в сети с использованием информационно – коммуникационных технологий и современных средств телекоммуникации.

Задачи проекта

- разработка сетевого стандарта ( плана) деятельности педагогов, входящих в сеть;

- совершенствование единого информационного и деятельностного образовательного пространства для сетевого взаимодействия, а также его открытость и публичность;

- выработка практических рекомендаций по корректировке процесса реализации, по принятию управленческих решений  сетевого взаимодействия в условиях школьной (сельской) образовательной среды;

- построение конструктивного диалога образовательного сообщества с сельским сообществом, управлением образования для разработки инструментариев мониторинга результативности и социальных последствий сетевого взаимодействия;

- формирование ключевых компетентностей  педагогов и учащихся.

Сроки реализации проекта  3 года.

Методы реализации проекта:

- изучения опыта работы школ РФ по сетевому взаимодействию;

- создание нормативно – правовой базы;

-  создание материально – технической базы;

- обучение администрации и педагогов методам работы в сетевом взаимодействии;

- составление  плана интеграции и партнерства образовательных организаций

Ожидаемые результаты реализации проекта:

- Результаты итоговой аттестации.

- Уровень сформированности ключевых компетенций и УУД.

-  Имидж и рейтинг школы, конкурентоспособность её выпускников.

-  Степень удовлетовренности образовательно-воспитательным процессом.

-  Статус образовательного учреждения.

Краткий анализ теоретических источников по проблематике реализуемого проекта.

5 сентября 2005 года Президент Российской Федерации Владимир Путин объявил о старте  приоритетного национального  проекта: "Образование".

Проект "Образование" призван ускорить модернизацию российского образования, результатом которой станет достижение современного качества образования, адекватного меняющимся запросам общества и социально-экономическим условиям.

 Одно из  направлений повышения качества образования это организация сетевого взаимодействия образовательных учреждений, реализующих инновационные программы, с другими образовательными учреждениями.

 В нашей стране только в последнее десятилетие информационные образовательные технологии получили интенсивное развитие, но уже уверенно стали завоевывать свое место в образовательном процессе вместе с традиционными формами обучения. Среди них все  чаще мы начинаем говорить  о дистанционном обучении, одном из самых свободных и простых методов обучения. Развитие дистанционного образования признано одним из ключевых направлений основных образовательных программ ЮНЕСКО «Образование для всех», «Образование через всю жизнь», «Образование без границ».
Изучив материалы на сайте WEB-SOFT «Краткая история развития дистанционного образования» пришли к выводу, что идея учиться у других на расстоянии далеко не нова. Начиная с 1840 года и до настоящего времени

миллионы людей разных государств мира получили дистанционно качественное образование.

http://www.websoft.ru/db/wb/85281100A7E9E25AC3256F26003E3762/doc.html

Изучив опыт школ регионов РФ, мы увидели различные модели сетевого взаимодействия.

Чувашская Республика МБОУ «СОШ №3» г. Шумерли, опыт «Маршруты дистанционного обучения» по направлениям:

- дистанционная форма обучения для системы профильного обучения, а также при подготовке обучающихся к сдаче ЕГЭ;

- обучения для детей-инвалидов и других категорий учащихся.

  http://shumer-shumr.edu.cap.ru

МБОУ СОШ №2 города Томска накоплен опыт сетевого  взаимодействия со многими образовательными учреждениями по различным направлениям:

- «Организация внеурочной деятельности в рамках организации ФГОС»;

- «Организация предпрофельной подготовки» и.т.д.

     http://anyanova.tomsk.ru/wp-content/uploads/2013/02/cetevoy.pdf

Востребованность этой формы обучения растет с каждым годом и отвечает меняющимся запросам общества и социально-экономическим условиям.

 Содержание проекта

Первый этап 2016-2017 учебный год

Подготовительный

  1.  разработка положения о дистанционном сетевом узле ОУ
  2. создание пакета документов организационного, методического, нормативно-правового характера, обеспечивающего

функционирования сети ОУ;

  1. создание сетевого объединения на основе действующих школьных творческих групп.
  2. создание структуры управления Сетью на всех ее уровнях;
  3. проведение обучающих семинаров для педагогов по использованию технологий дистанционного взаимодействия с ОУ;
  4. определение  направлений взаимодействия:

- нормативно регулирующая деятельность;

-деятельность, направленная на повышение уровня профессиональной компетентности педагогических коллективов школ сети;

-  работа с одаренными  школьниками;

               -  инновационная и опытно - экспериментальная деятельность;

-деятельность по предоставлению услуг дополнительного образования и услуг учреждений социально - культурной сферы.

  1. организация обучения педагогов технологии дистанционного обучения, знакомство с электронными ресурсами.
  2. обследование инновационной образовательной среды с целью определения ключевых направлений научно-методической работы на уровне отдельных образовательных учреждений;

9. определение внутренних ресурсов и внешних связей с другими образовательными ресурсами для расширения и развития инновационного потенциала;

    10.распределение функций и полномочий между всеми участниками сети;

    11.определение критериев и показателей эффективности работы сети.

Второй этап  2017-2018 учебный год

Практический

Реализация мероприятий по намеченным направлениям дистанционного взаимодействия:

1.ведение курсов профельного обучения обучающихся 10-11 классов

2.работа с одаренными  школьниками, сетевые научно-практические видеоконференции, КВН;

3.инновационная и опытно - экспериментальная деятельность педагов, обмен опытом в применении инновационных технологий в режиме реального времени  в форме вебинаров, трансляций открытых уроков и внеурочных мероприятий;

4.деятельность по предоставлению услуг дополнительно образования.

        

Третий этап  2018 - 2019 годы.

1. Организация  мониторинга реализации инновационного проекта. 2.Выполнение анализа  дистанционного обучения.

      3.Организация информирования о ходе реализации программы участников   образовательного процесса, общественности через публичный отчет, сайт школы.

4.Составление рекомендаций по дальнейшему развитию дистанционного сетевого узла ОО.

    5.Проведение сетевого дистанционного научно-практического семинара по проблеме «Разработка системы мониторинга реализации инновационного проекта»

   6.Обобщение и подготовка к диссеминации.

Практическая значимость реализации проекта

- Результаты итоговой аттестации.

- Уровень сформированности ключевых компетенций и УУД.

-  Имидж и рейтинг школы, конкурентоспособность её выпускников.

-  Степень удовлетовренности образовательно-воспитательным процессом.

-  Статус образовательного учреждения.

для учителя

- Повышение профессиональной компетентности учителя;

- Повышение  доли  учителей  использующих  дистанционные

  технологии  в  образовательном  процессе;  

- Повышение  доли  учителей,  транслирующих  свой  опыт  в

области  применения  современных  технологий,  в  условиях

сетевого взаимодействия.

для обучающихся

- положительная динамика развития ключевых компетенций обучающихся;  

- формирование метапредметных компетенций обучающихся;

- повышение доли выпускников, определившихся с выбором профиля при обучении в 10-11 классах школы;

для родителей

- повышение  степени  удовлетворенности  образовательным

процессом.

для образовательной организации

-  рост достижений всех участников инновационного процесса

-  повышение рейтинга школы в муниципалитете.

- повышение качества образования;

-расширение возможностей получения качественного образования обучающимся с разными потребностями и возможностями (одаренные дети и дети с ОВЗ).

Формы результатов проекта в практику ОО

1.сетевое  взаимодействия  между субъектами образовательного процесса (школа – обучающийся, школа – школа,);

2.модель сетевых профильных классов на базе школы;

3.разработка  совместных  сетевых  профильных  программ;        

4.расширение  спектра  внеурочных,  элективных  и  профильных  курсов  для

обучающихся  школы  посредством  сетевого  взаимодействия  образовательных учреждений;

 

Риски реализации проекта и компенсационные меры по их устранению

Не готовность к реализации Проекта и недопонимание частью педагогов, обучающихся, родителей (законных представителей) сути инновационных изменений, обеспечивающих реализацию Проекта.

Разъяснительная работа с использованием различных методов и способов формирования понимания сути инновационных изменений в рамках реализации проекта. Семинары, круглые столы, индивидуальные консультации.

Недостаточный уровень профессиональной подготовки педагогических работников в работе по форме дистанционный сетевой узел.

Система непрерывного профессионального образования (очные и дистанционные курсы ПК, семинары, вебинары), обеспечивающие каждому педагогу возможность формирования восходящей траектории компетентностного подхода к образованию.

Ошибки при выборе механизмов управления  Проектом могут привести к недостаточной координации деятельности заказчиков и исполнителей.

Корректировка хода реализации Проекта  и включение изменений в ежегодные планы деятельности школы, структурных подразделений

Недостаточный уровень финансирования

Выделение средств в рамках Проекта модернизации  системы образования и средств субвенции на обеспечение государственных гарантий граждан на получение обязательного доступного бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования. Привлечение внебюджетных средств.

Недостаточный уровень мониторинговых исследований реализации Проекта может существенно повлиять на объективность принятия решений и его эффективность.

Разработка системы мониторинговых исследований, широкое внедрение рейтинговой оценки в образовательный процесс. Поиски новых форм и механизмов в оценки  и контроля деятельности школы в рамках реализации Проекта. Внешняя независимая оценка.

Финансово-экономическое обоснование затрат

п/п

Направление

Название

(марка)

Сумма

1.

Программно-системное обеспечение

Программа Skupe

4000руб.

2.

Сервер

Amd Atlon 64 X2 dual

         10000руб.

3.

Выход в сеть Internet (скорость)

3 МБайт/С

4.

Компьютеры

6

180000руб.

Список использованных источников и интернет-ресурсов:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внедрение дистанционных образовательных технологий в практику работы с одаренными детьми сельских школ-интернатов Крайнего Севера (из опыта работы)

Номинация: «Современные технологии в работе с одаренными детьми»Одаренность – совокупность свойств личности, обеспечивающих реальное и потенциально успешное выполнение деятельности и получение результ...

Внедрение дистанционных образовательных технологий в практику работы с одаренными детьми сельских школ-интернатов Крайнего Севера (из опыта работы)

Статья посвящена вопросу внедрения дистанционных образовательных технологий в практику работы с одаренными детьми сельских школ-интернатов Крайнего Севера. Материалы апробированы на базе Панаевской шк...

Сельские школы России. Заметки сельского учителя.

Все мы родом из школы, она оказывает мощное  воздействие на всю нашу дальнейшую жизнь. А на селе - это источник добра, света, порядочности, любви, творчества и очень важно, чтобы этот источник ос...

«Внедрение технологий сетевого взаимодействия» в сетевой этно-экологической школе «Селенга-Байкал»

Использование цифровой лаборатории PASCO в сетевой школе "Селенга-Байкал"...

Анализ дистанционного ведения уроков в период карантина. Сельская школа.

Делюсь опытом работы  на дистанционке. Рассказываю о проблемах, с которыми пришлось с толкнуться....

Отличия в проведении дистанционных мероприятий для сельской и городской школ

Сравнительная характеристика дистанционных мероприятий ...

Инновационный проект «Потенциал квеста как педагогической технологии для активизации учебной деятельности учащихся в малочисленных сельских школах и развитии сетевого взаимодействия»

Аннотация проектаПеред современным образованием стоит задача поиска новых видов иформ организации учебной деятельности. Обучение должно быть развивающимв плане развития самостоятельного критического и...