Анализ дистанционного ведения уроков в период карантина. Сельская школа.
материал по русскому языку
Делюсь опытом работы на дистанционке. Рассказываю о проблемах, с которыми пришлось с толкнуться.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Анализ дистанционного периода в обучении | 20.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Анализ дистанционного ведения уроков русского языка и литературы в период карантина. Опыт работы (Сельская школа).
Хочу сказать, что этот трудный период дистанционного обучения имеет один безусловно положительный результат. Отмена экзаменов в 9 классе! На мой взгляд, их необходимость спорна. Изменения ГИА в 11 классе тоже упростили жизнь учащимся , родителям и учителям. Из опыта работы мы знаем, что не все школьники идут в 10 класс для последующего поступления в вузы. Я придерживаюсь той точки зрения, что ГИА в 11 классе выпускники могут сдавать по выбору в этом году или через год, два (когда им это действительно станет нужным, но не в обязательном порядке).
Переходя к теме самого выступления, хочу подчеркнуть, что есть огромная разница межу сельскими и городскими школами. И это касается не только материального, технического обеспечения, но и коммуникативной стороны. В наших школах учитель близко знаком с семьей ученика, в которой требования и замечания педагога могут восприниматься за личную обиду. В городских школах время занятий на период дистанционного обучения строго ограничено. Учитель в праве потребовать на проверку работу любого ученика сразу после завершения урока. В сельских школах это не представляется возможным. Родители разрешают поспать подольше, другой учитель не так требует (нет солидарности в этом вопросе), ребенок устроил перерыв на обед и др. В результате мы имеем следующее. В конце дня педагог обзванивает учеников и «ПРОСИТ» прислать работу, а то и кого-то будит. А потом еще до полуночи проверяет электронные письма, непонятно как написанные и сфотографированные. Да и родители добавляют: «Ну что тут такого, пришлет на час позже или завтра». Работа превращается в унизительный для педагога процесс. Сложно все это назвать системой обучения и воспитания.
Планирование дистанционных занятий у меня полностью соответствовало моим рабочим программам по предметам. Для своих уроков я создала отдельные группы в ватсапе: «Русский язык и литература 5 класс», «Русский язык и литература 7 класс» и др. Это дало возможность обсуждать с учащимися все возникающие вопросы, делать пояснения к заданиям, анализировать работы и объяснять ошибки. В конце каждой недели в группе выкладывала журнал с оценками, чтобы ребята могли следить за своей успеваемостью.
Буду говорить больше о проблемах, с которыми я и другие педагоги столкнулись.
Предложенные платформы не пошли, так как интернет не везде был скоростной, компьютер или хороший телефон не у каждого. Да и сами дети плохо ориентировались в виртуальном мире. Мне приходилось ездить домой к пятиклассникам и показывать, как отправлять почту. Мы работали с платформой resh.edu . Но по-своему. Я копировала ссылку урока и отправляла ребятам по ватсапу в группу. К концу года я перешла на видеоуроки по нужным мне темам из YouTube. Это небольшие занятия до 7-10 минут, где учитель рассказывает материал, потом предлагала детям выполнить упражнения по нашему учебнику.
Как вы понимаете, у каждого ученика была возможность воспользоваться решебником. Чтобы избежать «повальных» пятерок, я обязательно добавляла свое задание. В основном это были разборы.
Кроме учебников мы работали с интернет-тренажерами, тестами. Все по той же схеме: я им - ссылку на задание, они мне – фото или скрин.
Последующий урок я начинала с анализа ошибок и объяснений. Выкладывала в группу звуковой файл или видео. Но некоторые родители стали жаловаться, что у детей уходит больше времени на русский, чем можно. Выяснилось также, что кто-то совсем не слушает мои послания, а просто делает задания, как захочется. Работу каждого ученика проверяла в программе Paint красным маркером и отправляла назад для исправления ошибок. Это тоже было сложно контролировать: кто присылал повторно, а кто и нет.
Администрация настоятельно рекомендовала переходить на новые формы работы. Но если с уроками литературы это было просто (видеоурок, видеолекция, интернет-экскурсия, фильм), то с русским языком это сложнее. Литература – это уроки чтения и обсуждения, в первую очередь. И мы обсуждали. А русский язык – это знания и опыт, что невозможно без труда. Как научить трудиться ребенка самостоятельно? Отдельный вопрос.
На уроках литературы предлагала детям задания и вопросы из учебника. По биографии писателя составляли хронологические таблицы и конспекты, создавали презентации. Чтение наизусть иногда заменяла выразительным чтением и вопросом по тексту. Школьники стеснялись показывать свое лицо, себя, поэтому прямой эфир, вебинар в ватсапе не всегда получались. Пришлось уйти от такой формы. Ребята присылали звуковые файлы(аудиофайлы).
Для того чтобы ребята читали произведения, а работы были самостоятельными, давала задания такого плана:
-прочитать произведение и найти отрывок, который показывал или доказывал бы, что….
- прочитать произведение и найти отрывок, в котором был бы ответ на вопрос «почему…»
Кроме того, часто задания давала разные, дабы избежать списывания. Нескольким учащимся требовался индивидуальный подход. Им сокращала задания, давала полегче упражнения, уменьшала объем и количество заданий. Особого внимания требовали пятиклассники: практически каждый урок они перезванивали, задания им объясняла по телефону.
Сложнее всего было писать сочинения. Я практиковала следующее. Записывала свое рассуждение по теме сочинения. Выкладывала в группу, предлагала учащимся по плану и на основе прослушанного написать сочинение. Другая форма - выкладывала ссылки на видеолекции и видеоуроки других педагогов, предлагала ребятам записать материал и составить план сочинения.
На уроках русского языка я использовала те же формы работы, что на уроках литературы. Ребята могли составлять схемы, конспекты по видеоуроку или по учебнику, выполняли упражнения, заполняли таблицы . Если задания выполнялись в онлайн-режиме, то они присылали мне скриншоты страниц с результатом.
Нам было рекомендовано использовать проектную деятельность. Конечно, это не просто, но все же. Когда ребята уже слишком увлеклись интернет-подсказками, мне пришлось прибегать и к такой форме работы. На мой взгляд, вышло не плохо.
Примеры мини-проектов.
7 класс. После изучения темы «Частицы Не и Ни. Омонимия частиц и других частей речи» я предложила ребятам каждому выбрать творчество какого-то писателя( у всех разные, в группе определились с фамилиями писателей) и подготовить проект « НЕ – НИ в произведениях писателя…..». Необходимо было:
1 урок- выписать 25 предложений с частицами НЕ- НИ или их омонимами,
2 урок – дать объяснение правописанию(орфографическая работа) и прислать на проверку,
3 урок – исправить ошибки и оформить работу.
8 класс. «Способы цитирования в газетах и журналах». Ребята находили предложения с цитированием, вырезали, клеили, распределяя по способам цитирования. Не менее 5-7 предложений по каждому способу.
Хочу поделиться одной из форм работы, которую я открыла для себя. Это Google-документ. Есть Google-презентация, Google-класс. Можно создать Google-документ, разместить его в ватсапе в группе, и дети будут в нем работать. Получится групповая работа, где ученики смогут друг друга исправлять , дополнять, а вы контролировать. Каждый, вносящий изменения в документ, пишет свое имя. Учитель может оценить как всю работу, так и работу каждого ученика в отдельности. Варианты заданий:
Литература:
10 класс Назовите причины, толкнувшие Раскольникова на преступление (используйте цитаты из текста).
8 класс Шекспир «Ромео и Джульетта». Дискуссия «Примиряющая сила – любовь или смерть?».
Русский язык:
8 класс Вводные конструкции. Заполните таблицу своими примерами.
5 класс Мягкий знак после шипящих. Заполните недостающую информацию. (Каждый ученик заполняет 2-3 пропуска).
Хотелось еще раз назвать те проблемы, с которыми пришлось столкнуться при организации дистанционного обучения:
-ограничение занятий во времени (недостаточно для самостоятельного изучения и закрепления),
-соблазн для учащихся воспользоваться подсказками,
- отсутствие системы организации времени всего учебного дня,
- неудобство в общении с преподавателем,
- необходимость жесткой самодисциплины, самоконтроля для учащихся,
- необходимость использования специальной техники (персональный компьютер, доступ в Интернет),
- сложности при проверке знаний,
- недостаток практических умений и навыков как педагогов, так и учащихся.
Вот как-то так….
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Реферат"Здоровьесберегающие технологии на уроках физкультуры в условиях сельской школы"
Состояние здоровья подрастающего поколения - важнейший показатель благополучия общества и государства. Своей задачей я считаю: создание оптимальных условий для реализации здоровьесберегающих технологи...
Здоровьесберегающие технологии на уроках физкультуры в условиях сельской школы
Состояние здоровья подрастающего поколения - важнейший показатель благополучия общества и государства. Своей задачей я считаю: создание оптимальных условий для реализации здоровьесберегающих технологи...
Создание ситуации успеха на уроках математики в условиях сельской школы
Ученье – свет, дающий человеку уверенность в своих действиях и поступках. Приобрести эту уверенность помогает школа. Однако часто приходится слышать от учащи...
Дистанционные задания по информатике на период карантина 6.04. - 11.04.2020
Здесь представлены задания по информатике на дистанционное обучение учащихся 8 - 9 классовучитель Осипова С.Л. на период карантина с 6.04 по 11.04.2020 Предмет информатика Все задания ...
Краеведение на уроках немецкого языка (в сельской школе)
Демократизация и гуманизация школы, проводимая в нашей стране, требует обновления процесса воспитания. Одним из ведущих принципов становится принцип культурообразности, ...
Исследование "Анализ потребности профессионального роста учителя в условиях сельских школ ЯНАО через систему стимулирования"
Автор проводит исследование потребности учителей Панаевской школы-интерната в профессиональном росте. В ходе анализа полученных результатов, выявлены особенности мотивации профессионального развития п...
Использование ИКТ на уроках истории в условиях сельской школы
В статье приводятся размышления автора об особенностях использования информационных технологий на уроках истории, а также анализируются проблемы, с которыми столкнулся автор, впрочем как и многие друг...