Анализ дистанционного ведения уроков в период карантина. Сельская школа.
материал по русскому языку

Чернова Елена Викторовна

Делюсь опытом работы  на дистанционке. Рассказываю о проблемах, с которыми пришлось с толкнуться.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Анализ дистанционного ведения уроков русского языка и литературы в период карантина. Опыт работы (Сельская школа).

    Хочу сказать, что этот трудный период дистанционного обучения имеет один безусловно положительный результат. Отмена экзаменов  в 9 классе! На мой взгляд, их необходимость спорна. Изменения ГИА в 11 классе тоже упростили жизнь учащимся , родителям и учителям. Из опыта работы мы знаем, что не все школьники идут  в 10 класс для последующего поступления в вузы. Я придерживаюсь той точки зрения, что ГИА в 11 классе выпускники могут сдавать по выбору в этом году или через год, два (когда  им это действительно станет нужным, но не в обязательном порядке).

      Переходя к теме самого выступления, хочу подчеркнуть, что есть огромная разница межу сельскими   и городскими школами. И это касается не только материального, технического обеспечения, но и коммуникативной стороны. В наших школах учитель близко знаком с семьей ученика, в которой   требования и замечания педагога могут восприниматься за личную обиду. В городских  школах время занятий на период дистанционного обучения строго ограничено. Учитель в праве потребовать на проверку работу любого ученика сразу после завершения урока. В сельских школах это не представляется возможным. Родители разрешают поспать подольше, другой учитель не так требует (нет солидарности в этом вопросе), ребенок устроил перерыв на обед и др. В результате мы имеем следующее. В конце дня педагог обзванивает учеников и «ПРОСИТ» прислать работу,  а то и  кого-то будит. А потом еще  до полуночи проверяет электронные письма,  непонятно как написанные и сфотографированные. Да и родители добавляют: «Ну что тут такого, пришлет на час позже или завтра». Работа превращается в унизительный для педагога процесс.  Сложно все это назвать системой обучения и воспитания.

            Планирование дистанционных занятий  у меня полностью соответствовало моим рабочим программам по предметам. Для своих уроков я создала отдельные группы в ватсапе: «Русский язык и литература 5 класс», «Русский язык и литература 7 класс» и др. Это дало возможность обсуждать с учащимися все возникающие вопросы, делать пояснения к заданиям,  анализировать работы и объяснять ошибки. В конце каждой недели в группе выкладывала журнал с оценками, чтобы ребята могли следить за своей успеваемостью.

         Буду говорить больше о проблемах, с которыми я и другие педагоги столкнулись.

Предложенные платформы  не пошли, так как интернет не везде был скоростной, компьютер или хороший телефон не у каждого. Да и сами дети плохо ориентировались в виртуальном мире. Мне приходилось ездить домой к пятиклассникам и показывать, как отправлять почту.  Мы работали с платформой  resh.edu .  Но   по-своему. Я копировала ссылку урока и отправляла ребятам по ватсапу в группу. К концу года я перешла на видеоуроки по нужным мне темам из YouTube.  Это небольшие занятия до 7-10 минут, где учитель рассказывает материал, потом предлагала детям выполнить упражнения по нашему учебнику.

Как вы понимаете, у каждого ученика  была возможность воспользоваться решебником. Чтобы избежать «повальных» пятерок, я обязательно добавляла свое задание. В основном это были разборы.

Кроме учебников мы работали с интернет-тренажерами, тестами. Все по той же схеме: я им - ссылку на задание, они мне – фото  или скрин.

Последующий урок я начинала с анализа ошибок и объяснений. Выкладывала в группу звуковой файл или видео. Но некоторые родители стали жаловаться, что у детей уходит больше времени на русский, чем можно. Выяснилось также, что кто-то совсем не слушает мои послания, а просто делает задания, как захочется. Работу каждого ученика проверяла в программе Paint красным маркером и отправляла назад для исправления ошибок. Это тоже было сложно контролировать: кто присылал повторно, а кто и нет.

Администрация настоятельно рекомендовала переходить на новые формы работы. Но если с уроками литературы это было просто (видеоурок, видеолекция, интернет-экскурсия,  фильм), то  с русским языком это сложнее. Литература – это уроки чтения и обсуждения, в первую очередь. И мы обсуждали. А русский язык – это знания и опыт, что невозможно без труда. Как научить трудиться ребенка самостоятельно? Отдельный вопрос.

На уроках литературы предлагала детям задания и вопросы из учебника. По биографии писателя составляли хронологические таблицы и конспекты, создавали презентации. Чтение наизусть иногда заменяла выразительным чтением и вопросом по тексту. Школьники стеснялись показывать свое лицо, себя, поэтому прямой эфир, вебинар в ватсапе не всегда получались. Пришлось уйти от такой формы. Ребята присылали звуковые файлы(аудиофайлы).

Для того чтобы ребята читали произведения, а  работы были самостоятельными,  давала задания такого плана:

-прочитать произведение и найти отрывок, который показывал или доказывал бы, что….

- прочитать произведение и найти отрывок, в котором был бы ответ на вопрос «почему…»

Кроме того, часто задания давала разные, дабы избежать списывания. Нескольким учащимся требовался индивидуальный подход. Им  сокращала задания, давала полегче упражнения, уменьшала объем и количество заданий. Особого внимания требовали пятиклассники: практически каждый урок они перезванивали, задания им объясняла по телефону.

       Сложнее всего было писать сочинения. Я практиковала следующее. Записывала свое рассуждение по теме сочинения. Выкладывала в группу, предлагала учащимся по плану и на основе прослушанного написать сочинение. Другая форма - выкладывала ссылки на видеолекции и видеоуроки других педагогов, предлагала ребятам записать материал и составить план сочинения.

          На уроках русского языка я использовала те же формы работы, что на уроках литературы.  Ребята могли составлять схемы, конспекты  по видеоуроку или по учебнику, выполняли упражнения, заполняли таблицы . Если задания выполнялись в онлайн-режиме, то они присылали мне скриншоты страниц с результатом.

            Нам было рекомендовано использовать проектную деятельность. Конечно, это не просто, но все же. Когда ребята уже слишком увлеклись интернет-подсказками, мне пришлось прибегать и к такой форме работы. На мой взгляд, вышло не плохо.

Примеры мини-проектов.

7 класс. После изучения темы «Частицы Не и Ни. Омонимия частиц и других частей речи» я предложила ребятам каждому выбрать творчество какого-то писателя( у всех разные, в группе определились с фамилиями писателей) и подготовить проект « НЕ – НИ в произведениях писателя…..». Необходимо было:

1 урок- выписать 25 предложений с  частицами НЕ- НИ или их омонимами,

2 урок – дать объяснение правописанию(орфографическая работа) и прислать на проверку,

3 урок –  исправить ошибки  и оформить работу.

8 класс. «Способы цитирования в газетах и журналах». Ребята находили предложения с цитированием, вырезали, клеили, распределяя по способам цитирования. Не менее 5-7 предложений по каждому способу.

                Хочу поделиться одной из форм работы, которую я открыла для себя. Это Google-документ. Есть Google-презентация, Google-класс. Можно создать Google-документ, разместить его в  ватсапе в группе, и дети будут в нем работать. Получится групповая работа, где  ученики смогут друг друга исправлять , дополнять, а вы контролировать. Каждый,  вносящий изменения в документ, пишет свое имя. Учитель может оценить как всю работу, так и работу каждого ученика в отдельности. Варианты заданий:

Литература:

10 класс Назовите причины, толкнувшие Раскольникова на преступление (используйте цитаты из текста).

8  класс    Шекспир «Ромео и Джульетта». Дискуссия «Примиряющая сила – любовь или смерть?».  

Русский язык:

8 класс Вводные конструкции. Заполните таблицу своими примерами.

5 класс Мягкий знак после шипящих. Заполните недостающую информацию. (Каждый ученик заполняет 2-3 пропуска).

Хотелось еще раз назвать те проблемы, с которыми пришлось столкнуться при организации дистанционного обучения:

-ограничение занятий во времени (недостаточно для самостоятельного изучения и закрепления),

-соблазн для учащихся воспользоваться подсказками,

- отсутствие системы организации времени всего учебного дня,

- неудобство в   общении с преподавателем,

- необходимость жесткой самодисциплины, самоконтроля для учащихся,

- необходимость использования специальной техники (персональный компьютер, доступ в Интернет),

- сложности  при проверке знаний,

- недостаток практических умений и навыков как педагогов, так и учащихся.

Вот как-то так….


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реферат"Здоровьесберегающие технологии на уроках физкультуры в условиях сельской школы"

Состояние здоровья подрастающего поколения - важнейший показатель благополучия общества и государства. Своей задачей я считаю: создание оптимальных условий для реализации здоровьесберегающих технологи...

Здоровьесберегающие технологии на уроках физкультуры в условиях сельской школы

Состояние здоровья подрастающего поколения - важнейший показатель благополучия общества и государства. Своей задачей я считаю: создание оптимальных условий для реализации здоровьесберегающих технологи...

Создание ситуации успеха на уроках математики в условиях сельской школы

 Ученье – свет, дающий человеку уверенность в своих действиях и поступках. Приобрести эту уверенность помогает школа. Однако часто приходится слышать от учащи...

Дистанционные задания по информатике на период карантина 6.04. - 11.04.2020

Здесь представлены задания по информатике на дистанционное обучение учащихся 8 - 9 классовучитель Осипова С.Л.  на период карантина с 6.04 по 11.04.2020 Предмет информатика Все задания ...

Краеведение на уроках немецкого языка (в сельской школе)

Демократизация и гуманизация школы, проводимая в нашей стране,  требует обновления процесса воспитания. Одним из ведущих принципов становится принцип культурообразности, ...

Исследование "Анализ потребности профессионального роста учителя в условиях сельских школ ЯНАО через систему стимулирования"

Автор проводит исследование потребности учителей Панаевской школы-интерната в профессиональном росте. В ходе анализа полученных результатов, выявлены особенности мотивации профессионального развития п...

Использование ИКТ на уроках истории в условиях сельской школы

В статье приводятся размышления автора об особенностях использования информационных технологий на уроках истории, а также анализируются проблемы, с которыми столкнулся автор, впрочем как и многие друг...