Внедрение дистанционных образовательных технологий в практику работы с одаренными детьми сельских школ-интернатов Крайнего Севера (из опыта работы)
статья по теме
Статья посвящена вопросу внедрения дистанционных образовательных технологий в практику работы с одаренными детьми сельских школ-интернатов Крайнего Севера. Материалы апробированы на базе Панаевской школы-интерната и будут интересны ОУ района, округа, сельских поселений страны, оторванных от других населенных пунктов, где школа является основным, а порой и единственным, социокультурным центром. Адресуется школам, для которых использование ДОТ для обучения и развития одаренных детей, может рассматриваться как альтернатива индивидуального обучения и развития творческого и организаторского потенциала. Дистанционное обучение является перспективным способом получения образования и развития творческого и организаторского потенциала изолированными сельскими одаренными и талантливыми учениками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
работа с одареными детьми с применением ДОТ | 134 КБ |
Предварительный просмотр:
Материалы для первого выпуска электронного журнала «Образование Ямала»
Рубрика: ИННОВАЦИИ
Ничкова Татьяна Анатольевна, заместитель директора по методической работе
Дубникова Елена Васильевна, заместитель директора по воспитательной работе
Подгорных Нина Анатольевна, учитель географии и биологии
Ничков Николай Викторович, учитель технологии
МКУОШИ «Панаевская школа-интернат среднего (полного) общего образования»,
село Панаевск
Краткая аннотация
Статья посвящена вопросу внедрения дистанционных образовательных технологий в практику работы с одаренными детьми сельских школ-интернатов Крайнего Севера. Материалы апробированы на базе Панаевской школы-интерната и будут интересны ОУ района, округа, сельских поселений страны, оторванных от других населенных пунктов, где школа является основным, а порой и единственным, социокультурным центром. Адресуется школам, для которых использование ДОТ для обучения и развития одаренных детей, может рассматриваться как альтернатива индивидуального обучения и развития творческого и организаторского потенциала. Дистанционное обучение является перспективным способом получения образования и развития творческого и организаторского потенциала изолированными сельскими одаренными и талантливыми учениками.
Внедрение дистанционных образовательных технологий в практику работы с одаренными детьми сельских школ-интернатов Крайнего Севера (из опыта работы)
Одаренность – совокупность свойств личности, обеспечивающих реальное и потенциально успешное выполнение деятельности и получение результатов в одной или несколько областях выше среднего
В школе мы работаем в среднем более 15 лет, из них 10 – на Крайнем Севере. За это время на своем опыте убедились, что сегодня, когда коренным образом изменились социальная ситуация и отношения в обществе, встал вопрос об обновлении системы отечественного образования, причем не только в области содержания, но и в области форм и методов обучения и воспитания. Постепенно мы придем к тому, что содержание образования станет не самоцелью, а средством приобретения личного опыта, условием самоопределения и самореализации личности. И это правильно, ведь лучших успехов в любой из сфер деятельности достигают те государства, которые имеют высокий интеллектуальный и творческий потенциал нации. Будущее человеческой цивилизации зависит исключительно от реализации одаренности детей. Поэтому проблема детской одаренности в последнее время вызывает все больший интерес. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» обращает внимание на то, что ключевой характеристикой современного российского образования становится не только передача знаний и технологий, но и формирование творческих компетентностей у детей. Именно такой подход к образованию способствует формированию у них инициативности, способности творчески мыслить и находить нестандартные решения. Главным результатом школьного образования должно стать его соответствие целям опережающего развития.
Каждый ребёнок рождается на свет с удивительной способностью – бескорыстным стремлением к познанию окружающего мира. Способность мыслить, творить – величайший из полученных человеком природных даров. Есть те, кто одарён больше, есть те, кто одарён меньше, но даром этим отмечен каждый. Но где проходит граница между одарённым и неодарённым ребёнком, никому точно не известно. Ещё сложнее определить, кто в будущем достигнет высот гения, а кому уготована более скромная роль. Одно бесспорно – в специальном развитии нуждается интеллектуально-творческий потенциал и одарённых детей, и тех, кто к этому разряду не отнесён. Среда, воспитание либо подавляют этот дар, либо помогают ему раскрыться.
Выявление, поддержка, развитие и социализация одаренных детей становится одной из приоритетных задач современного образования в России, поскольку от ее решения в итоге зависит интеллектуальный и экономический потенциал села, города, области, государства. Образовательная практика показывает снижение заинтересованности и реальных возможностей родителей и педагогов в выявлении и работе с одаренными учащимися.
Что же такое «одаренность», «одаренная личность»?
Одаренность – совокупность свойств личности, обеспечивающих реальное и потенциально успешное выполнение деятельности и получение результатов в одной или несколько областях выше среднего (по К. К. Платонову и А. М. Чередник).
Одаренная личность – личность, отличающаяся от среднего уровня функциональными или потенциальными возможностями в ряде областей: интеллектуальной, академической, творческой, художественной, сфере общения (лидерство), психомоторной.
Мы живем в постиндустриальном обществе. Мир, вступив в новую стадию развития – качественно изменился: стремительно обновляющийся поток информации, новые технологии приводят к быстрому устареванию знаний и делают процесс обучения постоянным и непрерывным, «образованием длительностью в жизнь». В этом контексте проблема формирования высокой информационной культуры личности и освоения Интернет-технологий приобретает особое значение, а поиск способов ее формирования становятся приоритетным направлением модернизации сферы образования. Дистанционные образовательные технологии открывают доступ к нетрадиционным источникам информации, повышают эффективность самостоятельной работы, дают совершенно новые возможности для творчества, позволяют реализовывать принципиально новые формы и методы обучения.
В настоящее время идея внедрения дистанционных образовательных технологий в практику работы с одаренными детьми не нова, однако до сегодняшнего дня аналогов работы с одаренными учащимися сельских школ-интернатов Крайнего Севера не было. В 2011 году нашей творческой группой была создана и начала апробацию программа по организации работы с одаренными детьми «Экология одарённости: Покорители вершин» (внедрение дистанционных образовательных технологий в практику работы с одаренными детьми), ставшая победителем окружного конкурса инновационных программ (г. Салехард), победителем Всероссийского форума «Образовательный потенциал России-2012» (г. Обнинск), призером районного этапа I Всероссийского открытого конкурса авторских программ, учебно-методических материалов и электронных ресурсов по развитию творческой активности детей, подростков и молодежи «Поддержка творческих инициатив обучающихся и воспитанников в системе российского образования» и отмеченная особым мнением жюри на окружном этапе данного конкурса. В данной программе рассмотрен процесс внедрения дистанционных образовательных технологий в практику работы с одаренными учащимися сельских школ-интернатов Крайнего Севера. Этим обусловлена новизна и актуальность программы - она призвана обеспечить ориентиры поступательного развития одного из направлений деятельности школы-интерната – работы с одаренными детьми посредством привлечения возможностей дистанционных образовательных технологий.
Применение дистанционных технологий для обучения и развития одаренных детей, может рассматриваться как альтернатива индивидуального обучения и развития творческого и организаторского потенциала. При этом значительно развиваются навыки самостоятельной работы, исследовательской деятельности, коммуникативные навыки. Важнейшее достоинство дистанционного обучения заключается, прежде всего, в том, что при его организации появляется реальная возможность наиболее полно учитывать индивидуальные особенности одаренного ребенка и его образовательные потребности. Дистанционное обучение является перспективным способом получения образования и развития творческого и организаторского потенциала изолированными сельскими одаренными и талантливыми учениками.
Использование технологий дистанционного обучения позволит:
снизить затраты на проведение обучения (не требуется затрат на аренду помещений, поездок к месту учебы, как учащихся, так и преподавателей и т. п.);
проводить обучение большого количества человек;
повысить качество обучения за счет применения современных средств, объемных электронных библиотек и т.д.
создать единую образовательную среду (особенно актуально для корпоративного обучения).
Дистанционные образовательные технологии эффективны и для повышения квалификации педагогов, работающих с одаренными детьми. Это и дистанционные конференции, дистанционный всероссийский педсовет, сетевые сообщества учителей-предметников и межпредметные сообщества работников образования (например, фестиваль "Содружество"); курсы и конкурсы федерации Интернет-образование, дистанционные проекты и олимпиады центра "Эйдос"; ДOO (дистанционная обучающая олимпиада по географии, информатике и т.д.), мастер-классы, профильные классы по предметам для учащихся; конкурс "Дистанционный учитель года" (Центр "Эйдос") и т.д.
Дистанционные проекты способствуют развитию творчества, инициативности, помогают осознать, сравнить свои собственные умения со способностями одноклассников, коллег. При этом среда дистанционных форм обеспечивает интенсивный образовательный рост, в некоторых случаях в условиях "повышенной сложности".
Главная идея заключается в создании условий для оптимального развития одаренных детей (включая детей, чья одаренность на настоящий момент может быть еще не проявившейся), а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей, посредством привлечения возможностей дистанционных образовательных технологий, а также в оказании им финансовой поддержки для развития творческого потенциала.
С горечью приходится констатировать, что, очевидно, современная средняя общеобразовательная школа в принципе не может решить задачу обеспечения полномасштабного развития творческих способностей одаренных детей, подготовки выпускника к вузу. Это не вина школы, а ее беда. Перегруженность школьных программ, не всегда достаточная квалификация учителей, а в некоторых сельских школах и отсутствие учителей по ряду предметов – все это приводит к тому, что без дополнительной подготовки (в данном случае с применением ДОТ) выпускники средней школы не способны выдержать вступительные испытания в вузы и в дальнейшем успешно обучаться в них. Особенно это касается одаренных детей, которые нередко теряются в общей массе школьников и, не получая должного внимания, нередко оказываются безнадежно потерянными для развития интеллектуального потенциала России.
В сравнении с традиционным способом организации обучения дистанционные образовательные технологии оказываются значительно более эффективными. Их развитию способствует ряд факторов и, прежде всего, оснащение образовательных учреждений мощной компьютерной техникой, спутниковым оборудованием и развитие сообщества сетей Интернет.
Цель: создание современными средствами ИКТ условий для индивидуализации обучения, построение адекватной запросам личности индивидуальной образовательной траектории, развитие творческого потенциала одаренного человека, а также оказание финансовой поддержки одаренным детям, стремящимся развивать свой творческий потенциал.
Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными детьми, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности школы. В целях создания оптимальных условий для реализации вышеназванных принципов в учебно-воспитательном процессе внеурочная деятельность учащихся организуется через индивидуальные формы (групповые занятия с одаренными учащимися), участие в олимпиадах, работу по индивидуальным планам, исследовательскую деятельность, а также через работу кружков, секций, студии, научного общества учащихся, детских организаций. Особую значимость приобретают дистанционные образовательные технологии. Тем не менее, необходимо признать, что наиболее перспективной и эффективной является работа с одаренными детьми на основе смешанного обучения при условии осуществления дифференцированного и индивидуализированного подходов.
Целесообразно условно распределить одаренных детей по 3 секциям: «ШКОЛЯРЫ», «ТВОРЧЕСКИЙ БОМОНД», «ГЕНЕРАТОРЫ ИДЕЙ». В основу необходимо положить многоуровневую работу с одаренными учащимися и систему накопления баллов. Каждый ребенок, обладающий теми или иными способностями, накапливает результаты своей деятельности: 1 уровень – работа педагогов с одаренными учениками внутри школы – институциональный, 2 уровень – муниципальный, 3 – региональный, 4 – всероссийский, 5 – международный. Таким образом, одаренный ребенок имеет возможность проявить себя, участвуя в мероприятиях различного уровня. В соответствии с рейтинговой системой он «зарабатывает» баллы, которые суммируются в течение одного учебного года. Обладатели наибольшего количества баллов получает денежное поощрение в виде индивидуального школьного Гранта. Размер Гранта варьируется в зависимости от количества победителей.
Для каждого уровня в соответствии с секцией должна быть разработана образовательная траектория, включающая список традиционных дистанционных мероприятий.
Секция «ШКОЛЯРЫ» строит свою работу согласно Плану проведения дистанционных олимпиад различного уровня, Плану работы НОУ и дифференцированному подходу к учащимся на уроке.
Главными отличительными особенностями психолого-педагогического портрета данной категории одаренных детей являются высокая мотивация к обучению и потребность в индивидуальной образовательной траектории. Это определяет наличие проблемы организации самостоятельной деятельности учащегося. Целью работы с одаренными детьми является максимальное раскрытие их творческих способностей, на этом основана специализация такой работы. Для этого необходимо создать особую образовательную среду, которая в наибольшей степени способствовала бы этому. И здесь, прежде всего, необходимо обеспечить полный доступ обучающегося к учебной информации. В этом случае основным техническим средством обучения является компьютер.
Специфика развития творческих способностей одаренных детей проявляется в том, что доля активных методов обучения в педагогической деятельности увеличивается.
Активный характер обучения, основанного на компьютерных технологиях, тесно связан с принципом самообразования. Особое место займут продуктивные методы, основанные на активном участии обучающегося в учебно-воспитательном процессе. Активные методы по типу коммуникаций между преподавателем и учеником относятся к группе "многие многим" и подразделяется на ролевые игры, дискуссионные группы, форум, проектные группы и т.п. И в связи с этим следует отметить, что организация обучения в соответствии с указанными методами позволяет реализовать в педагогической деятельности такую специфическую особенность творческой личности ребенка, как потребность (и способность) углублять и развивать свои знания в условиях образовательного полилога.
Основной отличительной чертой электронных средств учебного назначения, предназначенных для развития творческих способностей одаренных детей, является их взаимодополняемость, обеспечивающая комплексность предъявления всех компонентов учебной деятельности, в ходе которой используются все сенсорные функции организма.
Учебно-познавательная деятельность с применением ДОТ осуществляется посредством следующих технологий:
1) педагогического общения преподавателя с обучающимся в аудитории или с использованием электронных средств связи;
2) педагогического общения тьютора с обучающимся в аудитории или с использованием электронных средств связи;
3) самостоятельной работы обучающегося с учебными материалами.
Секция «ТВОРЧЕСКИЙ БОМОНД» функционирует согласно программам дополнительного образования и дистанционным конкурсам изобразительного, вокального, танцевального творчества различного уровня, а также включает в себя работу органа школьного самоуправления, детской организации, организации лидеров волонтёрского движения.
Работа с одаренными детьми данной категории предполагает создание многоуровневой и многофункциональной обогащенной образовательной среды для развития одаренных детей, в которую входит:
конкурсная деятельность (дистанционная форма)
деятельность научных обществ учащихся, ориентированных научно-техническое творчество школьников;
социально-образовательные программы и проекты школы;
областные, окружные фестивали детского художественного творчества;
областные, окружные выставки изобразительного искусства, научно-технического творчества;
физкультурно-спортивные соревнования;
форумы победителей, форумы талантливых школьников;
реализация специальных образовательных программ элективных курсов для групповых занятий с одаренными детьми (с применением ДОТ);
реализация программ дополнительного образования для одаренных детей;
использование метода проектов, технологии инновационного образования, развивающих образовательных технологий, в общем образовании.
Основным результатом деятельности учащихся будет являться некий продукт, который можно оценить.
Секция «ГЕНЕРАТОРЫ ИДЕЙ». Основная составляющая одаренности данной категории детей – креативность. Она охватывает совокупность мыслительных и личностных качеств, способствующих становлению способности к творчеству. Креативность – это способность порождать необычные и оригинальные идеи, отклоняться в мышлении от традиционных схем, быстро разрешать проблемные ситуации и разрабатывать новые гипотезы.
К началу XXI века сложилось три основных варианта самореализации людей, способных генерировать новые идеи
1. Вы придумывайте и реализуете свою идею сами;
2. Вы придумывайте и в соавторстве реализуете идею;
3. Вы продаете идею другим людям.
В рамках внедрения новых стандартов образования основная цель подготовки школьников - создание конкурентоспособной модели выпускника. Одаренные дети, имеющие креативное мышление, должны не только научиться пользоваться своей интеллектуальной собственность, но и развивать её. Особенность этой группы детей состоит в том, что творят они легко, помногу и на лету. Конечно, «генераторы идей» нередко изобретают «велосипеды» или рожают проекты, неспособные себя окупить. Однако при фильтрации в осадке все равно остается столько продуктивных идей, сколько не способна «переварить» ни одна корпоративная структура – ни «своя», ни «чужая» (исключения только подтверждают правило). Поэтому активному генератору идей непросто самореализоваться в своем деле и ребенку в последующем правильно выбрать профессию. Самое главное для таких детей создать условия, в которых генераторы идей будут чувствовать себя, как рыба в воде, и смогут реализовать свой недюжинный потенциал.
От того как правильно построится работа с детьми в данной группе, зависит их дальнейшее развитие. Развитие и изобретения, совершаемые в каждой отрасли нашей жизни, строятся на потенциале таких одарённых детей. Использование дистанционных технологий позволяют уже сейчас проявить себя в новой так называемой информационной нише, которая набирает все больше оборотов в настоящее время.
Экономический кризис дал толчок к распространению такого вида деятельности, как телеработы. Сейчас нет необходимости тратить деньги на поездку и представление своих работ на конкурсах и конференциях, дистанционные задания дают возможность свободного и творческого представления своего труда. Именно поэтому данная группа учащихся имеет неограниченные возможности для представления своих идей.
Сегодня, не имея мощных лабораторий и научной базы, не составляет большого труда найти нужную информацию воспользоваться окружающей каждого учащегося техникой: персональным компьютером, ноутбуком, нетбуком, смартфоном и т.д., и оформить свою идею в виде мультимедийной презентации, проектов, информационной продукции (буклетов, брошюр, эл. писем и т.д.). Взяв за основу уже существующую элементную базу, подбирается набор функций, разрабатывается конструктивная схема, дизайн, придумываете свою «изюминку» – и вскоре можно демонстрировать готовый продукт в компьютерной прессе
Школьный сайт — универсальное и эффективное средство, позволяющее донести до аудитории необходимую информацию — расписание уроков, события школьной жизни, анонс предстоящих мероприятий, фотографии, проекты учеников и учителей. Школьный сайт также может стать средством общения с администрацией школы и включать множество других полезных функций. Школьный сайт является институциональным публичным органом информации, доступ к которому открыт всем желающим
При подведении промежуточных итогов реализации данной программы можно отметить, что она реально работает:
1. Улучшилась общая успеваемость по школе-интернату
2. Произошло повышение % качественной успеваемости по школе-интернату
3. Наметилось увеличение доли одаренных детей, получающих образование и творческое развитие посредством применения ДОТ
4. Увеличился охват одаренных школьников участием в разнообразных видах и формах деятельности с применением ДОТ состязательного и творческого характера, организуемых на различных уровнях
5. Виден рост продуктивной активности личности в образовательной среде: положительная динамика процента участников и призеров дистанционных конкурсов, олимпиад, конференций различного уровня (в том числе ОД)
6. Произошло увеличение количества учащихся, занимающихся исследовательской деятельностью
- (в рамках НОУ)
- (в рамках спец. кусов по ФГОСНОО) и экспериментальной площадки
7. Повысилась ИКТ-компетентность и уровень информационной культуры как составляющей профессионального мастерства учителя: вырос % использования в работе с ОД ИКТ.
8. Произошло увеличение доли педагогических работников ОУ, прошедших специальную подготовку и обладающих необходимой квалификацией для организации работы с одаренными детьми
9. Увеличилась доля педагогов от количества участвовавших, ставших победителями и призерами конкурсов профессионального мастерства, в том числе по реализации работы с ОД
10. Идет развитие, работа, численное увеличение посещений школьного сайта «Покорители вершин»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внедрение дистанционных образовательных технологий в практику работы с одаренными детьми сельских школ-интернатов Крайнего Севера (из опыта работы)
Номинация: «Современные технологии в работе с одаренными детьми»Одаренность – совокупность свойств личности, обеспечивающих реальное и потенциально успешное выполнение деятельности и получение результ...
Система методической работы с педагогами по внедрению новых образовательных технологий (из опыта работы школы)
Внедрение новых образовательных технологий тем эффективнее, чем больше педагогов активно применяют их в своей практике. Найдите единомышленников и внедряйте НОТ в соответствии с предложенной в статье ...
Руководство для работы начинающему воспитателю с одаренными детьми в школе-интернат
Данное руководство разработано мною для работы начинающему воспитателю с одаренными детьми в школе-интернат....
Контрольная работа "Дистанционные образовательные технологии в практике учителя в соответствии с ФГОС"
ДОТ в практике учителя. Отчет о создании дистанционного курса по истории....
Внедрение дистанционных образовательных технологий в практику работы с одаренными детьми
Информационный материал, помогающий в работе с одаренными детьми...
Содействие сохранению здоровья учащихся в рамках традиционного обучения и с применением дистанционных образовательных технологий (из опыта работы муниципальной опорной площадки «Подросток и общество»)
На базе муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Центр дополнительного образования детей» города Тамбова действует муниципальная опорная площадка по работе с детьм...
"Внедрение дистанционных образовательных технологий из опыта работы учителя английского языка ГБОУ ЦО №167 Красовской Светланы Аликовны"
Внедрение дистанционных образовательных технологий из опыта работы учителя английского языка ГБОУ ЦО №167 Красовской Светланы Аликовны...