Доклад на тему: «Какие проблемы может решить инклюзия в дополнительном образовании?»
материал

Аржаникова Инна Владимировна

На протяжении многих лет в доме детского творчества п. Ханымей организуется работа с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья. Работа ведётся по дополнительным общеразвивающим программам, технической направленности: компьютерные технологии и лего-конструирование (робототехника).

Инклюзивное образование – процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с ограниченными возможностями здоровья (М.М. Семаго, Н.Я. Семаго).

Основная задача инклюзивного образования - создание доброжелательной и доступной среды, позволяющей обучающимся получать знания, в максимальной степени реализовать собственные возможности в постановке и достижении жизненных целей.

Таким образом, в основе инклюзивного обучения лежит идея принятия индивидуальности каждого отдельного учащегося и, следовательно, обучение должно удовлетворять особые потребности каждого ребенка, а система дополнительного образования детей обладает уникальным потенциалом, обеспечивающим развитие разнообразных способностей детей. В связи с этим можно сказать, что педагог является важным звеном в системе инклюзивного образования. Настоящий профессионал должен обладать комплексом педагогических знаний, умений и навыков, а также иметь безграничные моральные, психологические и личностные возможности для собственного развития, развития и обучения своих учащихся, а также развития системы образования в целом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_arzhanikova.docx23.99 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад на тему:

«Какие проблемы может решить инклюзия в дополнительном образовании?»

Аржаникова Инна Владимировна, педагог дополнительного образования

МБОУ ДО «ДДТ» п. Ханымей

«Дополнительное образование – образование через успех»

На протяжении многих лет в доме детского творчества п. Ханымей организуется работа с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья. Работа ведётся по дополнительным общеразвивающим программам, технической направленности: компьютерные технологии и лего-конструирование (робототехника).

Инклюзивное образование – процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с ограниченными возможностями здоровья (М.М. Семаго, Н.Я. Семаго).

Основная задача инклюзивного образования - создание доброжелательной и доступной среды, позволяющей обучающимся получать знания, в максимальной степени реализовать собственные возможности в постановке и достижении жизненных целей.

Используя в своей работе инклюзивное образование я считаю, что главной и основной  целью является обеспечение равного доступа к получению того или иного вида образования и создание необходимых условий для достижения успеха в образовании всеми без исключения детьми независимо от их индивидуальных особенностей, прежних учебных достижений, родного языка, культуры, социального и экономического статуса родителей, психических и физических возможностей.

В учреждениях дополнительного образованиях процесс обучения носит более неформальный характер, чем в традиционной школе, акцент ставится не на информационном способе обучения, а на общении, на передаче опыта от старшего к младшему. Социально-позитивная деятельность обучающихся с ОВЗ в первую очередь, ориентирована на создание ситуации успеха для учащегося, имеющего ограниченные возможности здоровья (ОВЗ).

А вместе с тем, именно дополнительное образование практически без препятствий дает возможность детям с особыми потребностями попробовать свои силы, развивать свои способности и возможности, занимаясь совместно со здоровыми детьми. Дополнительное образование, не ограниченное рамками классно-урочной системы и обязательными стандартами, располагает большим потенциалом в организации социально-значимой деятельности и досуга детей и подростков, в том числе и детей с особыми образовательными потребностями. В процессе такого образования неисчерпаемы возможности переживания каждым ребенком ситуации успеха, что благотворно сказывается на повышении его самооценки, укреплении его личностного достоинства. Особенно важно это для детей, испытывающих трудности в процессе школьного обучения. Кроме того, дополнительное образование позволяет не только дать возможность «особым» детям почувствовать себя полноценными членами общества, но и учит обычных детей сочувствовать, думать о другом человеке, помогать ему, видеть в нем равноценного и равноправного партнера.

Организуя работу с учащимися, имеющими ограниченные возможности здоровья, мы смогли достичь больших побед, благодаря своему желанию ребята неоднократно становились победителями, призерами различных конкурсов, выставок:

- Всероссийского робототехнического конкурса для детей с ограниченными возможностями здоровья «ИКаРёнок без границ»;

- районный фестиваль творчества детей и молодежи «Мы все можем»;

- районная выставка изобразительного и декоративно-прикладного творчества «Своими руками»;

- Всероссийский творческий конкурс для детей с ОВЗ «Мир на ладони»;

- Всероссийский конкурс детского творчества для детей с ОВЗ «Подари улыбку миру» и другие.

Несмотря на то, что ребятам бывает тяжело, не всегда все получается, они никогда не задаются и доводят свои дела до конца, даже если у них на это уходит много времени.

Педагог играет важную роль в создании моральной и материальной среды, адаптированной непосредственно к образовательным потребностям любого ребенка. Но достичь желаемых результатов мы можем только при тесном сотрудничестве с родителями, другими педагогами, руководством образовательной организации и т.д., т.е. в сплоченном командном взаимодействии всех участников образовательного процесса.

Для осуществления работы педагогу необходимо иметь базовый материал. Он должен быть высокообразованным, знать основы физиологического, психологического и личностного онтогенетического развития детей, уметь работать в коллективе (как с учениками и их родителями, так и с коллегами), знать педагогические и воспитательные программы работы, быть психологически готовым к своей работе и т.д. Все это касается работы со всеми категориями детей. Но важной составляющей педагога инклюзивного образования является именно осведомленность о характере нарушений ученика, а также о специфических способах работы с ним. Также важно, чтобы педагог стремился к новым знаниям, непрерывно совершенствовался и каждый раз еще в большей степени интересовался своей педагогической сферой деятельности.

Таким образом, в основе инклюзивного обучения лежит идея принятия индивидуальности каждого отдельного учащегося и, следовательно, обучение должно удовлетворять особые потребности каждого ребенка, а система дополнительного образования детей обладает уникальным потенциалом, обеспечивающим развитие разнообразных способностей детей. В связи с этим можно сказать, что педагог является важным звеном в системе инклюзивного образования. Настоящий профессионал должен обладать комплексом педагогических знаний, умений и навыков, а также иметь безграничные моральные, психологические и личностные возможности для собственного развития, развития и обучения своих учащихся, а также развития системы образования в целом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий выступления агитбригады «Эко-Star» по теме «Проблемы города решить можем»

Агитбригада выступала в рамках общешкольного экологического марафона, и посвящена завершению социально-значимых проектов «Радуга лета» и «Школьное лесничество «Эко-Star» - победителей городского ...

Доклад на тему "Актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания на современном этапе"

В даном докладе представлен материал по духовно-нравственному воспитанию из опыта работы МБОУ СОШ№6....

Доклад к семинару "Выделение проблемы. Определение темы и целей проекта"

Данный материал поможет научится ставить проблему, определять тему и цели проекта...

авторская разработка тренингового занятия по проблеме здоровьесбережения в инклюзии

Данная разработка представляет собой пример проведения занятия с элементами психогимнастики, арт - терапии, релаксации. направленными на достижение психологического комфорта на урочной и внеурочной де...

Доклад на тему: «Каким должен быть современный дефектолог»

Доклад на тему: «Каким должен быть современный дефектолог»...

проект " Есть проблема - можем решить!"

Проблемы современного руссского языка и способы их решения...