проект " Есть проблема - можем решить!"
проект по русскому языку (9 класс)

Галкина Лариса Юрьевна

Проблемы современного руссского языка и способы их решения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл проектная деятельность 50.34 КБ

Предварительный просмотр:

1.Обоснование актуальности проекта, цели и задачи

В своём обращении к потомкам великий русский писатель  И. С. Тургенев завещал : « Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием. В руках умелых оно в состоянии совершать чудеса» И предметом моего исследования является современный русский язык , его использование современным обществом. Я поставила задачу- изучить отношение к  русскому  языку в современном мире. Бесспорно, что приобщение человека к речевой культуре происходит, под влиянием той речевой среды, в которую он погружен, от которой зависим постоянно, ежедневно, ежечасно. А что же делать, если мы видим, что естественная речевая среда, окружающая нас, - язык радио, телевидения, газет, современных книг, речь взрослых и сверстников – не только не приобщает нас к культуре, но и отторгает от неё?

Сколько же словесной отравы, словесного яда ежедневно принимаем мы в себя, когда включаем телевизор, когда видим рекламу, когда слушаем, как говорят вокруг! Снижение и огрубение речи в наши дни, конечно, связано с недостаточностью речевой и общей культуры, снижением уровня интеллигентности говорящих и пишущих. Экология языка становится одной из актуальнейших задач современности. Состояние современного языка волнует писателей, журналистов, учёных и нас, школьников XXI века. Этим и объясняется актуальность выбранной   темы.

2. Основная часть (содержание проекта)

Начну свой проект с восклицания-восторга русского философа XX века Ивана Александровича Ильина о нашем русском языке: «И еще один дар дала нам Россия: это наш дивный, наш могучий, наш поющий язык . В нем вся она – наша Россия. В нем все дары ее: и ширь неограниченных возможностей, и богатство звуков, и слов, и форм; и стихийность, и нежность; и простота, и размах, и парение; и мечтательность, и сила; и ясность, и красота. Все доступно нашему языку. Он сам покорен всему мировому и надмирному и потому властен все выразить, изобразить и передать.»

Язык – фундамент культурно-исторического ареала любого народа. Однако то состояние, в котором находится сегодня мой родной великий русский язык, оставляет желать лучшего. Сегодня обучение русскому языку протекает на фоне общего снижения речевой культуры. Где торжественность, выразительность и благозвучие русского языка?                                                                                                                         Часто сейчас можно услышать: русский язык в опасности, чуть ли не смертельной; разговорный язык сводится к очень небольшому набору слов, загрязняется чужеземными словами, теряет свое «лицо».  На мой взгляд, сохранение, развитие и свободное владение русским языком способствует утверждению национального характера, патриотизма и гражданственности. И, бесспорно, в государственной политике по сохранению русского языка первая и главная роль принадлежит школе, и нам, сегодняшним школьникам, предстоит сделать многое, чтобы данная проблема  была решена. 

                                       

  3.Механизм реализации проекта

Реализация проекта ведётся по нескольким направлениям.

Раздел «Семья» предусматривает комплекс мероприятий, повышающих социальную роль семьи в воспитании речевой культуры школьников.

Данный раздел включает в себя следующие направления:

  1. «Любовь к книге». Акция «Читать престижно!»  

Многие смирились с тем, что школьники мало читают, что общение с книгой вытесняется общением с компьютером, с телевизором, что давно исчезла традиция семейного чтения вслух.

В тридцатые годы прошлого столетия М.М.Пришвин писал о целебном действии любимых произведений русских классиков, о потребности их перечитывать «на сон грядущий»: «Я держу один из самых мне близких томов Пушкина на столике возле своей постели, вместе с некоторыми другими целебными источниками нашего русского языка. Ежедневно на сон грядущий я принимаю некоторую дозу целебной речевой воды, чтобы отделаться от словесной отравы, которую вынужден принимать в себя ежедневно».

Чтение расценивается как важнейшее коммуникативное умение, на базе которого развиваются и совершенствуются другие коммуникативные умения, прежде всего умение излагать свои собственные мысли (развивается речь).

2.)  Родительские чтения «Книга в нашей семье». Возрождение семейного чтения.

Родительские чтения помогают родителям пересмотреть свои взгляды на воспитание, по-иному посмотреть на своего ребёнка.

Родительские чтения – это прекрасная возможность знакомства родителей с интересной детской литературой, новыми именами, которые на слуху у детей, но неизвестны их родителям.

Раздел «Предмет» предусматривает реализацию цели проекта через преподавание учебных предметов.

Раздел «Личность» представляет собой ряд мероприятий, направленных на развитие и совершенствование коммуникативных умений, прежде всего умения излагать свои собственные мысли.

В данный раздел входит:

  1. Проведение устного журнала  «Наш дар бесценный – речь».

Цель раздела – выработка у учащихся культуры речи, исправление речевых недочётов и постановка правильного произношения. Работа с произведениями мастеров художественной литературы, которая помогает учащимся открыть всю красоту. выразительность и гармоничность родного языка.

          Всё это формирует речетворческие навыки, а главное – это формирует личность, способствует правильному, грамотному общению.

          Наш русский язык - это национальная гордость, большая ценность для каждого, кто считает его своим родным языком.

       2) Постоянное напоминание учащимися друг другу о речевой грамотности. Зачастую мы слышим в различных сферах жизни:

Вам завтра  позвОнят, и тогда мы заключим дОговор, у нас их  более восьмиСТА.”   “Наши жАлюзи более красивЕе ихних”. “Как вы проводите дОсуг”.

3) Одна из главных задач современного русского языка- искоренение сквернословия . В пословице сказано: «Брань на вороту не виснет» -  ученые, однако, доказали: плохие слова и  ауру имеют плохую. Они не только портят настроение окружающих, они наносят вред здоровью всем людям, в том числе, и самому сквернослову. Матерная ругань есть явное проявление зла в человеке. Причиной сквернословия уже не служат раздражение, гнев; скверные слова стали частью обыденной речи, ими перекидываются даже влюбленные. Это признак особой деградации нашей культуры, когда уничтожается всякое понятие меры, такта общения между людьми. Что такое мат? Во все времена наш народ любил и почитал Матерь Божию, Матерь Церковь, свою мать, мать-землю и мать-Родину. Когда Русь 300 лет находилась под татаро-монгольским игом, захватчики, зная, кого почитает русский народ, старались специально нанести оскорбление ему. Матерные слова они направили против Матери Церкви, против Матери Божией, против всего дорогого русской душе. В мате сатанинский дух, мат - язык общения с демоническими силами. Привычка к сквернословию - признак духовного и нравственного разложения человека, готового к совершению нечистых дел.  Об этом необходимо говорить на уроках ОДНКНР, где изучается духовность и культура человека. Тогда станет понятно ученикам, что  сквернослов не только отдает свою душу во власть бесов, он влияет на состояние души окружающих его людей, развращая их содержанием матерщины. Сквернословие  очень быстро разрушает интеллект!!!

«…ДНК реагирует на нашу речь. …Воздействие брани равносильно
радиационному облучению в 10–40 тысяч рентген: рвутся цепочки ДНК, распадаются хромосомы».
 (Из исследований Института квантовой генетики)

Каждая мелодия, мотив или симфония настраивают на свою волну. Звуки вообще очень воздействуют на нервную систему и на психику человека. Каждое слово, фраза, ряд фраз несут в себе звуковые энергии такого воздействия.

О ритме речи никто не думает, а ведь в этом ритме скрыта сила влияния речи на человека. Некоторые наши слова и выражения заключают в себе особую силу.

Люди, сознательно скупые на слова, знают ценность каждого звука. Мало того, что произнесенное слово производит взрыв в пространстве, оно в то же самое время поглощает энергию говорящего. Конечно, пустые слова, не подкрепленные мыслью и лишенные сердечной энергии, заряда огненной силы в себе не несут, но даже и они обессиливают пустослова.

         Сквернословие не только российская проблема. Например, в США по требованию Федеральной комиссии по связи во всех телевизорах, выпущенных после 01.01.2000 г., должна быть реализована специальная технология V-чипов. Она позволяет осуществлять определённый контроль за тем, что смотрят дети, не допускать просмотра фильмов и программ, для них не предназначенных. (Технология основана на оценочных системах, разработанных, в том числе, и американской киноассоциацией).
          Новая технология, созданная в Канаде, блокирует сквернословие, звучащее с экранов телевизоров на платных каналах. Здесь слова и выражения, вошедшие в специальный список (он включает 400 позиций), при просмотре автоматически закрываются в титрах и заглушаются.        

4)  Еще одна проблема - молодежный сленг.

Сленг – разновидность речи, используемой преимущественно в устном общении отдельной относительно устойчивой социальной группой, объединяющей людей по признаку профессии или возраста.

Предположим, что сленг в речи учащихся является средством повседневной речи. Возникают вопросы:

Почему именно так разговаривают школьники, почему сленг прочно вошел в обиход?

Существует хоть малая вероятность того, что великий русский язык все же очистится от жаргонных слов и понятий? 

4.

«Для чего вы употребляете жаргонизмы?»

Анкетирование было проведено среди учащихся 8 – 9 -х классов.

8 класс:

9 класс:

Сленг ведёт к упрощению человека, как личности, провоцирует отсутствие навыков общения на деловом и научном уровнях, то есть, как я полагаю, сленг сводит общение к примитивной коммуникации. Существуют социально широкие и социально узкие источники пополнения молодежного сленга. Пути и способы образования молодежного жаргона весьма разнообразны. Например, словообразование, создающееся при помощи суффиксации, чаще передающих экспрессию грубости, пренебрежительности, ироничности: кликуха, заказуха, спокуха (¬ образованы сленги при помощи суффикса ух), журналюга, общага, тюряга ( образовали суффиксы ¬юг, ¬ аг, ¬ яг).  Прижилось и в семье, и в школьном общении слово «блин», его употребляют чуть ли не ежеминутно. «Нравятся» и следующие слова: «круто», «норм», тупость», «клёво», класс». Бессмысленными связующими в предложениях нередко являются слова¬-паразиты - такие выражения, как «собственно говоря», «так сказать», «стало быть», «в принципе», «в общем¬ то».  

5) Существует угроза насыщения современной речи  жаргонными выражениями, характерными для представителей криминального мира. Все эти "наезды", "разборки" и тому подобные выражения часто используются сегодня не только российской молодёжью, но также и людьми старшего поколения. Мы часто слышим их в автобусе, школе, парке и других общественных местах, «вирус» проникает даже в источники массовой информации. Позволяют себе нецензурные выражения и некоторые общественные деятели в прямом эфире. Употребление нецензурных выражений свидетельствует о бедном словарном запасе человека, который необходимо пополнять, читая литературу русских и зарубежных писателей. Жаргонная лексика в устах молодежи – явление далеко не новое. Наш опрос выявил причину употребления жаргонизмов среди подростков – это  извечное стремление «детей» хоть в чем-то противопоставить себя «отцам», желание подчеркнуть свою взрослость, мнимую независимость поведения и суждений. Возрастные различия в наборе слов были раньше, есть и теперь. Пожилой человек скажет деньги, у юношей это называется зелень, взрослые говорят автомобиль или машина, подростки – конь или телега, а иногда и тачка. К жаргонной лексике относятся также слова «прикольно», «цивильно», «потрясно». Некоторые молодые люди не представляют свою речь без таких слов, считая их основой своего общения. Каким же видит подросток современного человека? «Шнобель» вместо носа, «лупы» вместо глаз, «грабли» вместо рук, а там, где рот вообще «хлеборезка». Это уже не человек, а помесь какая¬-то с роботом! Все самые сложные мысли и чувства молодой человек может выразить с помощью слова «прикольно». Из повседневной речи молодежи можно услышать: «Сегодня прикольная погода!» «Выставка была прикольная!» «Прикольно!». Но разве это не ведет к обеднению словарного запаса, если одним - ¬единственным словом можно выразить и хорошую погоду на улице, и хорошее настроение, и даже шедевр искусства?!

6) Без сомнения, наш современный язык страдает от засорения устной и письменной речи различного рода американизмами. Они всё шире используются не только в рекламе и названиях торговых организаций, но также и в бытовом общении и даже в выступлениях общественных и политических деятелей. Все эти "ток-шоу", "хит-парады", "прайс-листы" и "супермаркеты", а также "спикеры", "саммиты", "имиджмейкеры" и тому подобные выражения мы слышим сегодня и с экранов телевизоров, и в печатных изданиях - буквально на каждом шагу. Мало того, сегодня довольно часто используются гибридные англо-русские словосочетания, которые не соответствуют никаким нормам русской грамматики. Например, "Горбачев-фонд" (имеется в виду Фонд Горбачева), "Айс-Фили", "Иванушки-Интернешнл" и тому подобное. Причем такого рода словосочетания используются и на вывесках учреждений, и в рекламных объявлениях, и в сообщениях средств массовой информации. Все это не только засоряет литературный и бытовой русский язык, но и проникает в подсознание граждан России, привнося в него элементы чуждой им культуры другой страны. К сожалению, никаких действенных мер для противодействия этому процессу в России сегодня не принимается, так как его опасность как информационной угрозы еще должным образом не воспринимается. А напрасно. Эта опасность вполне реальна, и она нарастает.

   Хорошим примером для России в решении данной проблемы могла бы стать Франция, где ничего подобного не допускается, а забота о сохранении чистоты французского языка является одной из основных задач Института Франции, который выполняет в этой стране функции Национальной академии наук. Поэтому в современной французской литературе, включая газеты и журналы, вы не найдете не только американизмов, но и, за редким исключением, вообще никаких текстов и терминов на других иностранных языках.

 Рекомендую избегать употребления иностранных слов, если в языке есть русские слова с таким же значением, например.:

лимитировать – ограничивать,

ординарный – обыкновенный,

индифферентно – равнодушно,

корректив – исправление,

 игнорировать – не замечать.

Мы с одноклассниками  провели исследование  в нашем Лицее  с целью выявления актуальных проблем необоснованного употребления заимствованных слов и слов сниженной лексической окраски. В результате исследования современной речи мы, к сожалению, выявили отклонения от норм литературного языка обучающимися . В первую очередь к ним относится употребление молодёжных сленгов, слов-паразитов,  бранных слов, которые обедняют речь, делают ее грубой и некрасивой. Но общество привыкает к таким словам, не пытаясь их искоренить, так они становятся обыденным явлением в нашей речи.

7) Для борьбы свыше перечисленными негативными явлениями в языке необходимы изучение и пропаганда образцов правильного литературного языка. Например, можно рассмотреть и обсудить на уроках русского языка и литературы «Письма о добром и прекрасном» академика Дмитрия Сергеевича Лихачева, изданные в 1989 году. Академик точно дает понять, что употребление «плохих» слов – показатель вкуса, интеллекта, мироощущения человека. Язык- это сам человек.

Вот фрагменты из главы «Как говорить?»:

«Язык в еще большей мере, чем одежда, свидетельствует о вкусе человека, о его отношении к окружающему миру, к самому себе.

Есть разного рода неряшливости в языке человека… Говорящий стремится грубой шуткой, резким выражением, иронией, циничностью подавить в себе чувство страха, боязни, иногда просто опасения. Грубыми прозвищами учителей именно слабые волей ученики хотят показать, что они их не боятся… Этим грубо говорящие люди как бы хотят показать, что они выше тех явлений, которых на самом деле они боятся. В основе любых жаргонных, циничных выражений и ругани лежит слабость…«Плюющиеся словами» люди потому и демонстрируют свое презрение к травмирующим их явлениям в жизни, что они их беспокоят, мучают, волнуют, что они чувствуют себя слабыми, не защищенными против них.…»

                    4. Перспективы реализации проекта

Но я могу обозначить и позитивные процессы в современном русском языке , несмотря на то что современная разговорная речь порой раздражает обилием речевых ошибок, и   кажется, что русский язык разрушается. На самом деле просто расширилась сфера говорения, сфера использования живой, спонтанной речи. Люди теперь не читают по бумажке написанное заранее, а говорят вживую. В расцвете публичная речь, жанры диалога, интервью. Благодаря этому в языке ярко проявляется личность, характер, оригинальная мысль. В говорящем сразу обнаруживаются культура и бескультурье, образованность и невежество. Разве это не позитивные явления и процессы в современном русском языке?

 Русский язык - абсолютно состоявшийся язык. Его развитие закреплено в таких выдающихся текстах, письменных и звучащих, что ему ничто уже не может повредить. Он как скрипка Страдивари, которая может оказаться в руках мастера или профана, и от того, что профан сыграет на ней собачий вальс, она не перестанет быть уникальным музыкальным инструментом.

Русский язык постоянно изменяется, совершенствуется, а значит, живёт, а это тоже здоровый процесс. В последние десятилетия заметно возрос авторитет науки. Это нашло отражение и в языке. Современный язык сближается с языком науки, и эта тенденция, видимо, усилится в будущем. Стали совершенно обыденными такие слова, как: акселерация, антибиотики, биополе, биотоки, геронтология, запрограммировать, канцерогенный и тысячи других. Ещё недавно мало кто слышал о книжном слове аура (термин физиков и медиков). Сейчас это слово звучит повсюду: в прямом и переносном смысле, к месту и не к месту.

Я хочу сказать, что в последние годы в отношении к русскому языку на государственном уровне произошли серьёзные изменения к лучшему. Мы знаем, что есть у нас разные институты: педагогический, сельскохозяйственный, политехнический, авиационный …

5. В заключение я могу сделать такие выводы:

Безусловно, в настоящий момент русский язык переживает своеобразный кризис: он насыщен ненормативной лексикой, американизмами и многочисленными жаргонами.

Но нужно помнить, что наше Государство - это Россия , одарённая самым великим и могучим языком. И чтобы сберечь этот дар , не нужно впускать  сюда противников русского язык (американизмы, нецензурные выражения, сленги, жаргоны)

Во- вторых, нет на свете глубже и богаче языка, чем наш «великий и могучий». И нам нужно осознать это и понять, что мы просто обязаны беречь, уважать и сохранять « великое русское слово».

Нужно помнить, что в нашем языке  запечатлена миссия русской нации, что подтверждает И.С. Тургенев словами: «…Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу».

 Поэтому только  от нас зависит будущее русского языка. Продолжит ли он быть одним из самых могущественных и насыщенных языков мира или пополнит ряды исчезающих.

                       6. Ожидаемые результаты:

1.Создание инновационного пространства, объединяющего педагогов, учащихся и родителей для улучшения процесса формирования речевой культуры школьников.

2.Одновременное развитие интеллектуальной, духовно – нравственной, эмоциональной и волевой сфер личности.

3.Воспитание толерантности в процессе развития языковой личности, в процессе речевого развития ребёнка.

                       

                         7. Список литературы:

  1.  Архипова Е.В. Основы методики развития речи учащихся. – М, 2004.
  2. Береговская Э.М. Молодежный сленг: формирование и функционирование // Вопросы языкознания. - 2006. - 3. - С.32-41.
  3. Борисова - Лукашанец Е.Г. Лексические заимствования и их нормативная оценка (на материалах молодежного жаргона 80-90 годов). - М, 2005. - 102 с.
  4. Лихачёв Д.С. Экология культуры// Д.С.Лихачёв. Прошлое – будущему. – Л., 1985.
  5. Журнал «Русский язык в школе».  - №1, 1994.
  6. Журнал «Русский язык в школе». - №4, 2005.
  7. И.С. Тургенев. Стихотворения в прозе.

                                                                                                                                             

                                                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий выступления агитбригады «Эко-Star» по теме «Проблемы города решить можем»

Агитбригада выступала в рамках общешкольного экологического марафона, и посвящена завершению социально-значимых проектов «Радуга лета» и «Школьное лесничество «Эко-Star» - победителей городского ...

"У тебя есть проблемы с друзьями" проверочная работа

Проверочная работа по английскому языку в 7 классе...

проект "Вместе мы можем ВСЁ!"

проект направлен на помощь детям с инвалидностью в социальной адаптации...

проект "Вместе мы можем ВСЁ!"

проект направлен на помощь детям с инвалидностью в социальной адаптации...

проект "Вместе мы можем ВСЁ!"

проект направлен на помощь детям с инвалидностью в социальной адаптации...

Доклад на тему: «Какие проблемы может решить инклюзия в дополнительном образовании?»

На протяжении многих лет в доме детского творчества п. Ханымей организуется работа с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья. Работа ведётся по дополнительным общеразвивающим программам, те...