Доклад на тему: «Каким должен быть современный дефектолог»
методическая разработка

Доклад на тему: «Каким должен быть современный дефектолог»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx16.47 КБ

Предварительный просмотр:

       Государственное казенное  общеобразовательное

учреждение Краснодарского края специальная (коррекционная)

школа-интернат ст-цы Шкуринской

Доклад

на тему: «Каким должен быть настоящий дефектолог»

        Учитель Колесова О.И.

В настоящее время в обществе происходят гуманистические и демократические преобразования, напрямую связанные  с развитием специального образования в стране. Кануло в лету выражение «необучаемый ребенок». Введение федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) способствует созданию специальных условий для получения качественного и доступного образования этими обучающимися, раскрытию их интеллектуального и личностного потенциала.

     В связи с этим более востребованной становится профессия «учитель-дефектолог». Между тем сохраняются предубеждения: обратиться за помощью к дефектологу - значит, признать факт «дефективности», «ненормальности» своего ребенка. Конечно, «ломать стереотипы» всегда трудно, но, все же, возможно… . Позвольте поделиться размышлениями об этой профессии, моей профессии.

       1)Дефектология-это наука, область которой находится в непосредственной близости сразу к нескольким наукам: психологии, педагогике, медицине. Поэтому дефектологу необходимо владеть  глубокими знаниями в различных научных областях. Но это необходимо для того, чтобы понять причину проблем ребенка, разобраться в клинической картине, структуре дефекта и правильно построить коррекционное воздействие. Но, самое главное, видеть при этом не «дефект», а ребенка, который развивается по тем же законам, что и сохранный ребенок, только с определенными особенностями. Видеть не «особого», а обычного ребенка, но только нуждающегося в большей заботе, любви, внимании…

 2)    Учитель-дефектолог-это творческая личность, постоянно находящаяся в поиске методов, способов, приемов работы с каждым конкретным ребенком. Педагог должен быть  профессионально компетентен, стремиться к инновационной деятельности, экспериментировать, искать новые формы и методы работы.

      Работая с учащимися с интеллектуальными нарушениями, хочу отметить следующее: сказать, что ребенок умственно отсталый - значит  не сказать ничего. Дети, относящиеся к данной категории, обладают различными потенциальными, адаптивными  возможностями, а также обучаемостью. Очень часто интеллектуальные нарушения осложнены нарушениями речи, эмоционально-волевой сферы, поведения. Выбрать правильную тактику в организации воспитательных воздействий, «подобрать ключик» к сердечку каждого ребенка, «заслужить» высокую  степень доверия ребенка - это «высший пилотаж», требующий от педагога высокой профессиональной квалификации и постоянного самосовершенствования. Необходимо постоянно «держать руку на пульсе», осваивать и применять инновационные технологии.

3)Учитель-дефектолог-неравнодушный человек, умеющий  тонко, экологично, корректно выстраивать отношения с семьями учащихся, их родителями (законными представителями). Ведь от того, насколько профессионально оказана своевременная помощь детям и  семьям, зависит то, насколько ребенок сможет максимально адаптироваться в окружающем мире и своей дальнейшей жизни, зависит будущее семьи.   Но самое главное - это своевременно поддержать, помочь родителям справиться с психологической  травмой. Ведь установление диагноза-травмирующее событие для всей семьи. Узнать о недуге своего ребенка, который будет сопутствовать ему всю жизнь - огромное потрясение. Иногда это приводит к тому, меняется и рушится вся семейная структура. Родителям очень сложно принять своего «особого» ребенка и отклонения в его развитии, это очень травмирующий процесс, который подразумевает смену различных стадий: шок и неверие, отрицание, гнев, беспомощность, депрессию, вину, стыд (смущение), тревожность (ранимость), сделку, изоляцию, надежду, принятие. Эти стадии - не односторонняя дорога. В тот или иной момент родители могут вернуться на любой из этих этапов. Принятие означает, что родители, глядя на ребенка, видят в нем уникальную личность, а не его проблему.

        Результат будет только в том случае, если с детьми с интеллектуальными нарушениями, их семьями работают неравнодушные люди, которые не только оказывают своевременную, конструктивную, квалифицированную помощь, но и просто проявляют заботу, сочувствие, сопереживание.

4)Велика роль личности учителя-дефектолога, гуманистического характера его деятельности в обучении и воспитании ребёнка с интеллектуальными нарушениями. Можно согласиться с существующим мнением, что у «исключительных», «особых» детей  должны быть «исключительные» учителя. Педагог должен стремиться к совершенствованию собственных личностных качеств, профессиональному росту, самоактуализации. Изучение личностных особенностей учителей, анализ результатов отечественных и зарубежных исследований, профессиональных компетентностей учителя позволило выделить блок профессионально важных качеств:

- эмпатийность,  умение сопереживать, сочувствовать;

 - креативность, творческий подход;

 -толерантность, терпимость к психологическим и физическим особенностям ребёнка;

 -рефлексия, самонаблюдение, самопознание, размышление, осмысление собственных действий;

 -фасилитация, стимулирование процесса учения, создание атмосферы психолого-педагогической поддержки;

 -аутентичность, способность быть естественным в отношении с людьми, быть самим собой;

 -аффилиация, стремление быть в обществе других людей, эмоциональная связь с ними, взаимное принятие и расположение;

 -гибкость, выдержанность, уравновешенность, умение брать ответственность на себя;

 -педагогический оптимизм, вера в положительный результат своей деятельности;

 -педагогическая этика, такт, деликатность, уважение чужого мнения, направленность на личность.

      Профессия учителя-дефектолога требует  достижения высокого профессионального уровня,  зависит от личностных качеств, мотивации и системы ценностей человека. Учитель-дефектолог-это профессия будущего!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Каким должен быть современный учитель?"

сочинение-эссе, размышления на тему "Каким должен быть современный учитель?"...

Каким должен быть современный учитель?

Размышления о современном учителе. Статья была написана и отправлена на конкурс "Мой дебют". Номинация «Мои воспоминания». Тема: «Каким должен быть современный учитель?»...

"Каким должен быть современный учитель?"

Современный учитель - это человек постоянно находящийся в поиске, выявляющий проблемы, ставящий цели, достигающий результата....

Каким должен быть современный учитель?

Современный учитель.… Каким он должен быть? Вопрос интересный. Он должен быть родным!  Но таким учитель должен быть всегда – и в прошлом, и в настоящем, и в будущем. Потому что он учитель! Труд е...

Каким должен быть современный урок иностранного языка?

Я считаю, что современный урок должен быть интересным, познавательным, добрым, таким, чтобы ребенок шел на него с удовольствием, а не считал каждую минуту до его конца....

Каким должен быть современный учитель.

Совеременная школа- это школа, где хорошо учат по всем предметам, где работать  должны  высококвалификационные педагоги.  А с другой стороны в школу приходят абсолютно разные  ребя...

Эссе на тему "Каков должен быть современный учитель?"

Мои размышления на тему: " Учитель в наши дни, его задачи перед учениками и обществом."...