Доклад на тему: «Каким должен быть современный дефектолог»
методическая разработка
Доклад на тему: «Каким должен быть современный дефектолог»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.docx | 16.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное казенное общеобразовательное
учреждение Краснодарского края специальная (коррекционная)
школа-интернат ст-цы Шкуринской
Доклад
на тему: «Каким должен быть настоящий дефектолог»
Учитель Колесова О.И.
В настоящее время в обществе происходят гуманистические и демократические преобразования, напрямую связанные с развитием специального образования в стране. Кануло в лету выражение «необучаемый ребенок». Введение федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) способствует созданию специальных условий для получения качественного и доступного образования этими обучающимися, раскрытию их интеллектуального и личностного потенциала.
В связи с этим более востребованной становится профессия «учитель-дефектолог». Между тем сохраняются предубеждения: обратиться за помощью к дефектологу - значит, признать факт «дефективности», «ненормальности» своего ребенка. Конечно, «ломать стереотипы» всегда трудно, но, все же, возможно… . Позвольте поделиться размышлениями об этой профессии, моей профессии.
1)Дефектология-это наука, область которой находится в непосредственной близости сразу к нескольким наукам: психологии, педагогике, медицине. Поэтому дефектологу необходимо владеть глубокими знаниями в различных научных областях. Но это необходимо для того, чтобы понять причину проблем ребенка, разобраться в клинической картине, структуре дефекта и правильно построить коррекционное воздействие. Но, самое главное, видеть при этом не «дефект», а ребенка, который развивается по тем же законам, что и сохранный ребенок, только с определенными особенностями. Видеть не «особого», а обычного ребенка, но только нуждающегося в большей заботе, любви, внимании…
2) Учитель-дефектолог-это творческая личность, постоянно находящаяся в поиске методов, способов, приемов работы с каждым конкретным ребенком. Педагог должен быть профессионально компетентен, стремиться к инновационной деятельности, экспериментировать, искать новые формы и методы работы.
Работая с учащимися с интеллектуальными нарушениями, хочу отметить следующее: сказать, что ребенок умственно отсталый - значит не сказать ничего. Дети, относящиеся к данной категории, обладают различными потенциальными, адаптивными возможностями, а также обучаемостью. Очень часто интеллектуальные нарушения осложнены нарушениями речи, эмоционально-волевой сферы, поведения. Выбрать правильную тактику в организации воспитательных воздействий, «подобрать ключик» к сердечку каждого ребенка, «заслужить» высокую степень доверия ребенка - это «высший пилотаж», требующий от педагога высокой профессиональной квалификации и постоянного самосовершенствования. Необходимо постоянно «держать руку на пульсе», осваивать и применять инновационные технологии.
3)Учитель-дефектолог-неравнодушный человек, умеющий тонко, экологично, корректно выстраивать отношения с семьями учащихся, их родителями (законными представителями). Ведь от того, насколько профессионально оказана своевременная помощь детям и семьям, зависит то, насколько ребенок сможет максимально адаптироваться в окружающем мире и своей дальнейшей жизни, зависит будущее семьи. Но самое главное - это своевременно поддержать, помочь родителям справиться с психологической травмой. Ведь установление диагноза-травмирующее событие для всей семьи. Узнать о недуге своего ребенка, который будет сопутствовать ему всю жизнь - огромное потрясение. Иногда это приводит к тому, меняется и рушится вся семейная структура. Родителям очень сложно принять своего «особого» ребенка и отклонения в его развитии, это очень травмирующий процесс, который подразумевает смену различных стадий: шок и неверие, отрицание, гнев, беспомощность, депрессию, вину, стыд (смущение), тревожность (ранимость), сделку, изоляцию, надежду, принятие. Эти стадии - не односторонняя дорога. В тот или иной момент родители могут вернуться на любой из этих этапов. Принятие означает, что родители, глядя на ребенка, видят в нем уникальную личность, а не его проблему.
Результат будет только в том случае, если с детьми с интеллектуальными нарушениями, их семьями работают неравнодушные люди, которые не только оказывают своевременную, конструктивную, квалифицированную помощь, но и просто проявляют заботу, сочувствие, сопереживание.
4)Велика роль личности учителя-дефектолога, гуманистического характера его деятельности в обучении и воспитании ребёнка с интеллектуальными нарушениями. Можно согласиться с существующим мнением, что у «исключительных», «особых» детей должны быть «исключительные» учителя. Педагог должен стремиться к совершенствованию собственных личностных качеств, профессиональному росту, самоактуализации. Изучение личностных особенностей учителей, анализ результатов отечественных и зарубежных исследований, профессиональных компетентностей учителя позволило выделить блок профессионально важных качеств:
- эмпатийность, умение сопереживать, сочувствовать;
- креативность, творческий подход;
-толерантность, терпимость к психологическим и физическим особенностям ребёнка;
-рефлексия, самонаблюдение, самопознание, размышление, осмысление собственных действий;
-фасилитация, стимулирование процесса учения, создание атмосферы психолого-педагогической поддержки;
-аутентичность, способность быть естественным в отношении с людьми, быть самим собой;
-аффилиация, стремление быть в обществе других людей, эмоциональная связь с ними, взаимное принятие и расположение;
-гибкость, выдержанность, уравновешенность, умение брать ответственность на себя;
-педагогический оптимизм, вера в положительный результат своей деятельности;
-педагогическая этика, такт, деликатность, уважение чужого мнения, направленность на личность.
Профессия учителя-дефектолога требует достижения высокого профессионального уровня, зависит от личностных качеств, мотивации и системы ценностей человека. Учитель-дефектолог-это профессия будущего!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Каким должен быть современный учитель?"
сочинение-эссе, размышления на тему "Каким должен быть современный учитель?"...
Каким должен быть современный учитель?
Размышления о современном учителе. Статья была написана и отправлена на конкурс "Мой дебют". Номинация «Мои воспоминания». Тема: «Каким должен быть современный учитель?»...
"Каким должен быть современный учитель?"
Современный учитель - это человек постоянно находящийся в поиске, выявляющий проблемы, ставящий цели, достигающий результата....
Каким должен быть современный учитель?
Современный учитель.… Каким он должен быть? Вопрос интересный. Он должен быть родным! Но таким учитель должен быть всегда – и в прошлом, и в настоящем, и в будущем. Потому что он учитель! Труд е...
Каким должен быть современный урок иностранного языка?
Я считаю, что современный урок должен быть интересным, познавательным, добрым, таким, чтобы ребенок шел на него с удовольствием, а не считал каждую минуту до его конца....
Каким должен быть современный учитель.
Совеременная школа- это школа, где хорошо учат по всем предметам, где работать должны высококвалификационные педагоги. А с другой стороны в школу приходят абсолютно разные ребя...
Эссе на тему "Каков должен быть современный учитель?"
Мои размышления на тему: " Учитель в наши дни, его задачи перед учениками и обществом."...