Современные образовательные технологии
учебно-методический материал
Представленный материал содержит краткий обзор современных образовательных технологий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obrazovatelnye_tehnologii.docx | 30.1 КБ |
Предварительный просмотр:
СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ
Аннотация: По мнению авторов данной статьи, для реализации познавательной и творческой активности школьника в учебном процессе используются современные образовательные технологии, дающие возможность повышать качество образования, более эффективно использовать учебное время и снижать долю репродуктивной деятельности учащихся за счет снижения времени, отведенного на выполнение домашнего задания. В школе представлен широкий спектр образовательных технологий.
«Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он будет только подражать, копировать»
Л.Н. Толстой
В настоящее время в сфере российского образования происходят кардинальные изменения. Стандарты второго поколения нацеливают учителя на формирование у школьников универсальных учебных действий, которое может быть обеспечено только в результате деятельности ученика в условиях выбора и при использовании учителем индивидуально-ориентированных технологий, что делает освоение и внедрение последних особенно актуальными.
Обратимся, прежде всего, к самому понятию «технология», «педагогическая технология».
Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).
Педагогическая технология – совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т. Лихачев).
Таким образом, педагогическая технология функционирует и в качестве науки, исследующей наиболее рациональные пути обучения, и в качестве системы способов, принципов и регулятивов, применяемых в обучении, и в качестве реального процесса обучения.
Для реализации познавательной и творческой активности школьника в учебном процессе используются современные образовательные технологии, дающие возможность повышать качество образования, более эффективно использовать учебное время и снижать долю репродуктивной деятельности учащихся за счет снижения времени, отведенного на выполнение домашнего задания. Современные образовательные технологии ориентированы на индивидуализацию, дистанционность и вариативность образовательного процесса, академическую мобильность обучаемых, независимо от возраста и уровня образования. В современной школе на первое место выходит личность ребенка и его деятельность. Поэтому среди приоритетных технологий выделяют:
- Информационно-коммуникационная технология.
- Технология развития критического мышления.
- Проектная технология.
- Технология развивающего обучения.
- Здоровьесберегающие технологии.
- Игровые технологии.
- Модульная технология.
- Технология мастерских.
- Кейс-технология.
- Технология интегрированного обучения.
- Педагогика сотрудничества.
- Технологии уровневой дифференциации.
- Групповые технологии.
- Традиционные технологии (классно-урочная система).
- Мировоззренческое кино
- Мировое кафе
Таким образом, используя инновационные образовательные технологии, можно решить следующее взаимообусловленные проблемы:
- Способствовать развитию личности учащихся с активной гражданской позицией, умеющей ориентироваться в сложных жизненных ситуациях и позитивно решать свои проблемы.
- Изменить характер взаимодействия субъектов школьной системы образования: учитель и ученик – партнеры, единомышленники, равноправные члены «одной команды».
- Повысить мотивацию обучающихся к учебной деятельности.
- Позитивная мотивация к учебе у ребенка может возникнуть в том случае, когда ученику интересно чему его учат, кто учит и понятно для чего.
- Высокая мотивация к учебной деятельности также обусловлена многогранностью учебного процесса. Идет развитие разных сторон личности обучающихся, путем внедрения в учебный процесс различных видов деятельности учащихся.
- Овладение современными педагогическими технологиями, позволяет существенно изменить методы организации образовательного процесса, характер взаимодействия субъектов системы, и, наконец, их мышление и уровень развития.
Итак, современные педагогические технологии по-новому реализуют содержание обучения и обеспечивают достижение поставленных дидактических целей, подразумевая научные подходы к организации учебно-воспитательного процесса, изменяют и предоставляют новые формы, методы и средства обучения. Использование современных педагогических технологий – одно из самых перспективных направлений развития образования, способствующих большей индивидуализации учебного процесса, и формированию личности.
Метод «Мировое кафе»
Организация деятельности педагога в условиях ФГОС НОО с использованием технологии «Мировое кафе».
Метод «Мировое кафе»
Технология организационного развития и изменений «Мировое кафе» (The World Cafe) -
это технология и искусство разговора по делу, разговора о сути дела в непринужденной и открытой атмосфере - в уютной обстановке привычного кафе.
Метод «Мировое кафе» позволяет вовлечь в процесс обсуждения коллективный интеллект участников и располагает их к масштабному, многоуровневому диалогу.
Метод зародился в Калифорнии, 1995 год. Авторы метода Хуанита Браун и Дэвид Айзакс. Они считают, что «здоровье любого сообщества определяется качеством разговора между его участниками».
Технология «Мировое кафе» идеально подходит, когда необходимо собрать информацию, организовать обмен мнениями большого количества людей по важным для организации или сообщества вопросам и проблемам; изучить возможности для дальнейших действий и принятия нестандартных решений. Важно, чтобы «все поговорили со всеми»; выработали общее видение проблемы; существует несколько точек зрения на один и тот же вопрос, и необходимо их упорядочить. Технология требует минимальной подготовки — определение темы и вопросов для обсуждения, но этот этап является важнейшим и определяет успех всего мероприятия.
Цель «Мирового кафе» - создание возможности для контакта не столько профессионального, сколько, в первую очередь, личного, по принципу: «Если заладились человеческие отношения, то и результат делового общения всегда будет успешным».
Задача участников «Мирового кафе» – собрать по возможности максимальный объем информации: впечатлений, мнений и оценок опытных специалистов.
А результатом такой работы должна стать «картина мира», полученная за весьма короткое время, отражение ситуации в умах присутствующих, иными словами, «срез общего мнения» по теме Круглого стола (в данном случае). Подробная рефлексия и наметки совместной деятельности за счет генерации идей.
Технологию проведения «Мировое кафе», могут применять в своей профессиональной деятельности учителя-предметники, методисты, классные руководители, педагоги дополнительного образования, социальные педагоги и психологи.
Приглашением участников, организацией пространства для проведения кафе занимается ведущий.
Алгоритм действий
Участники Круглого стола делятся на группы в количестве 5-8 человек и распределяются за столиками под номерами от № 1 до № 7.
За каждым столиком постоянно сидит «хозяин» – модератор, а остальные участники – «гости» перемещаются от столика к столику всякий раз, когда объявляется новый круг смены темы и стола – «раунд обсуждения» (каждые 5-8 минут).
Каждому гостю хозяин выдает стикеры (не менее 3-4 -по количеству вопросов, обсуждаемых за столом), на которых гости должны написать свое видение темы, свой ответ на вопрос (свой опыт, свои идеи, рассуждения, ощущения, предложения).
После 3-4 раундов (когда круг замкнулся и гости вернулись к своему первому хозяину, за свой первый столик) проводится «сбор урожая» - анализ и подведение итогов Круглого стола. Происходит рефлексия, обозначение перспектив совместной работы. На «скатерти» - листах бумаги А-4 или ватмане, гости с помощью хозяина, размещают основные идеи и мысли, рожденные в ходе работы кафе по их теме всеми участниками кафе.
Завершается «Мировое кафе» презентацией от каждого стола. Делегаты от каждого столика (1-3 человека) сообщают остальным участникам свой результат - свои выводы ОБЩЕЙ работы по теме данного стола.
Вопросы для обсуждения модераторам-хозяевам столов.
Стол № 1 Тема: «Проблемы, с которыми Вы сталкиваетесь в ходе реализации ФГОС НОО (можно графически) Хозяин стола ___________________
Вопросы от хозяина стола, на которые гости отвечают письменно на клейких листочках бумаги
Какие проблемы, мешают формированию УУД (кто, что, как)?
Что могут сделать педагоги для повышения уровня знаний современных школьников?
Стол № 2 Тема: «Успешный педагогический опыт и достижения в ходе реализации ФГОС НОО (можно графически). Хозяин стола ___________________
Вопросы от хозяина стола, на которые гости отвечают письменно на клейких листочках бумаги
Какие формы, методы, технологии используются на уроке в Вашей школе с учётом введения ФГОС НОО
Какие из них на Ваш взгляд считаете самыми эффективными?
Стол 3: Проблемы и перспективы организации внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС.
1. С какими проблемами вы столкнулись при организации внеурочной деятельности?
2. Пути решения возникших проблем организации внеурочной деятельности в вашей школе в процессе введения и реализация ФГОС?
Стол № 4 Тема: «Современные вызовы - угроза или ресурс для успешной работы по внедрению ФГОС НОО?» (можно графически) Хозяин стола ___________________
Вопросы от хозяина стола, на которые гости отвечают письменно на клейких листочках бумаги
1.Чем отличаются современные дети? Плюсы – минусы. «Успеваем» ли мы за ними или нам и не нужно «успевать»?
2. Какие современные формы, приемы, программы Вы используете в своей работе с детьми во внеурочной деятельности?
Стол 5: «Организация сотрудничества семьи и школы в условиях введения ФГОС НОО»
1. Какие направления и формы работы с семьёй на Ваш взгляд в рамках реализации ФГОС являются самыми эффективными и результативными
2. Какова роль родительской общественности в реализации ФГОС НОО?
Стол № 6 Тема: «Вопросы введения ФГОС НОО и новое понимание качества образования»
1. Какие методические приемы или педагогические технологии освоены или планируются к освоению педагогами Вашей школы в связи с введением ФГОС?
2. Какие предложения по методическому сопровождению может предложить Ваша группа?
Стол 7: Различные УМК, новшества методических рекомендаций к УМК с учетом ФГОС.
1. Какому УМК отдаете предпочтение?
2. Почему предпочитаете именно этот УМК?
Рекомендации ведущему и хозяевам стола
Этап
раунд Деятельность
ведущий «хозяин стола» Участники/ «гости» кафе
Вводный рассказывает об особенностях работы, правилах и ожидаемом результате;
знакомит с хозяевами столов приглашает гостей за столики;
фокусирует внимание на теме работы столика
Предлагает рассмотреть вопрос распределяются и объединяются в группы;
знакомятся с хозяевами столов
начинают обсуждать, искать ответы
Начальный раунд обсуждений (разговоров) во время разговора прохаживается вокруг столиков, поддерживает и подталкивает всех к участию;
вежливо сообщает, что настало время пересесть за другой столик и начать следующий
раунд разговора;
напоминает участникам, что следует фиксировать ключевые идеи, набрасывать схемы и рисовать на скатерти;
следит за тем, чтобы по возможности все ключевые идеи были записаны и
визуализированы, собраны и обсуждены;
напоминает участникам, что, если им некомфортно по какой-то причине за столиком, то они могут отойти в сторонку, записать свои мысли на стикере. без критики фиксирует помогает фиксировать идеи (не пропустить ни одной);
направляет вектор обсуждения в нужное русло (без явного вмешательства) получают время на поиск всех вариантов ответа на вопрос, записывают, зарисовывают и набрасывают ключевые идеи на стикерах -«скатертях» или делают заметки на стикерах ОДНО высказывание на ОДНУ стикер-«скатерть»
Раунд путешествий
(2 перехода) приветствует новых «гостей»;
вводит в тему разговора;
напоминает сидящим за столиком о том, что следует кратко записывать ключевые идеи, мысли, как только они «всплывают»;
при возвращении «своих» гостей после всех раундов, помогает разбирать все полученные в процессе работы идеи, мысли, рефлексии и помогает гостям сделать общий вывод по теме «своего» стола становятся путешественниками или «послами понимания, значений и смысла»;
в качестве новых участников стола дополняют имеющийся список своими идеями, для наглядности записывают
Окончательный раунд обсуждений (разговоров) возвращаются за свои столы и подводят итоги обсуждения, систематизируют идеи, делают выводы и представляют их наглядно на скатерти: например, выделяют несколько ключевых идей
Галерея идей
(«Сбор урожая»): - идеи столов озвучиваются Объединяет все высказывание в общее видение. Помогает выдвинуть 1-2 человек для презентации результатов работы» своего» стола участвуют в обсуждении, кластеризации идей, консолидации идей
Ссылки на источники:
Мартынова А.В. Фасилитация как технология организационного развития и изменений. //Организационная психология. 2012 № 2. С 53-91. или на Официальном сайте журнала «Организационная психология» http://orgpsyjournal.hse.ru/data/2011/12/29/1262441531/OrgPsy_2011-2_Martynova_53-91.pdf
Официальный сайт журнала «Организационная психология» www.orgpsyjournal.hse.ru
«Мировоззренческое кино»
- Наименование технологии.
«Мировоззренческое кино»
- Целевые установки (для чего предназначена технология?)
- Расширение возможности интегративного подхода в образовательном процессе, благодаря обращению к аудиовизуальному языку кино и телевидения.
- С помощью кино влиять на мировоззрение и гражданское самоопределение детей.
- Вызывать эмоции; возможность достучаться до сердец учеников посредством показа фильмов с дальнейшим обсуждением увиденного.
- Выработка навыка вдумчивого просмотра кино.
3. Общие сведения о технологии (принципы, методы, условия, средства и т.п.)
Условия:
-самостоятельное прочтение литературного произведения, представленного на обсуждение;
- предварительный совместный или групповой просмотр документального или художественного фильма.
А какие фильмы смотреть и обсуждать с подростками? Критерии отбора следующие: наличие проблемы, затрагивающей мировоззрение и самосознание современного молодого человека; наличие российского контекста этой проблемы; определенная парадоксальность, неоднозначность; эмоциональная насыщенность; философичность и др.
Средства: мультимедиа.
Методы:
Беседа;
Дискуссия;
Полемика и др.
Принципы:
-возможность высказать свою точку зрения, даже, если она отличается от остальных;
- общение «на равных»;
-принятие любой точки зрения.
- Описание технологии (пошаговый алгоритм/ суть технологии)
- Просмотр фильма.
- Проблематизация исходного понимания.
- Позиционное обсуждение фильма в группе.
- Совместная рефлексия итогов обсуждения.
Вот несколько учебно-игровых процедур.
Учебно-игровая процедура «Поиск позиции»:
- просмотр фильма;
- определение «веера» возможных позиций по отношению к нему (от самых простых: нравится - не нравится, понятно - непонятно, «задело» - не «задело», к более сложным: «оптимист» - «пессимист»; «автор», «читатель», «критик», «цензор» и т.п.);
- самоопределение в позициях (образование микрогрупп);
- объявление условия: позицию в процессе коммуникации можно менять;
- «запуск» позиционного общения ;
- организация рефлексии:
кто поменял позицию? Почему? Кто был готов поменять позицию? Почему не сделал этого? Кто нашел свою позицию сразу? Вы уверены в своем выборе или есть «тень сомнения»? Достаточно ли одной позиции для полноценного понимания текста? Почему позиции кооперируются или конфликтуют друг с другом?
Что дает многопозиционность? И т.д.;
Учебно-игровая процедура «Автора!»:
-знакомство «автора» (одного или нескольких членов группы) с предполагаемым к обсуждению кинофильмом;
- беседа ведущего группы с «автором» (выявление особенностей прочтения и понимания) - знакомство группы с фильмом;
- выступление «автора»;
- диалог участников группы с «автором» в форме пресс-конференции;
- рефлексия: возможно ли понимание читателем авторского замысла? Принадлежит ли текст автору? Есть ли разница между смыслами автора и читателя? И т.д.;
Учебно-игровая процедура «Пойми меня»:
-просмотр фильма;
- высказывание своей точки зрения на фильм первым желающим;
- установление правила: каждый может высказать свое мнение только после того, как он пересказал идеи, выраженные говорившим до него, так, чтобы тот выразил согласие с пересказом;
- продолжение дискуссии с соблюдением установленного правила;
- итоговая рефлексия: легко ли встать на точку зрения другого? Изменилось ли что-либо в вашей позиции после воспроизведения позиции другого? Стали ли вы лучше понимать других? И т.д.;
Учебно-игровая процедура «Взаимопонимание»:
- предварительный просмотр фильма потенциальными «смысловыми» лидерами (3-4 человека) ;
- подготовка ими собственных текстов-рассуждений по мотивам увиденного;
- знакомство всей группы (класса) с текстами-рассуждениями лидеров;
- образование микрогрупп вокруг позиций лидеров;
- диалог микрогрупп (перекрестные вопросы-ответы);
- итоговая рефлексия: почему вы объединились вокруг этой позиции? Хорошо ли вы понимали друг друга в микрогруппе? Вы были рядом или вместе? Возникали ли у вас моменты несогласия с микрогруппой? Как вы действовали в этой ситуации? И т.д.;
Учебно-игровая процедура «Переговоры»:
- знакомство группы с фильмом;
- определение полярных, диаметрально-противоположных точек зрения на фильм;
- разделение группы (класса) на три подгруппы: две отстаивают крайние точки зрения, третья пытается организовать их переговоры с целью сближения позиций;
– рефлексия: возможно ли сближение противоположностей? Какими средствами оно достижимо? В чем можно идти на компромисс, а в чем нельзя уступать ни при каких обстоятельствах? Можно ли одновременно удерживать несколько пониманий? Всегда ли определенность лучше неопределенности, однозначность - неоднозначности? Достижима ли истина или человек всегда в приближении к ней? И т.д.
5. Предполагаемые результаты применения.
Интерес у современных школьников вызывают фильмы про добро и зло, милосердие и сострадание, смирение, совестливость, которые позволяют сформировать позитивный зрительский опыт и вкус, способствовать развитию воображения, фантазии и внимания. А последующее обсуждение и рецензирование оказывает благоприятное воздействие на общую коммуникативную культуру.
6. Общее впечатление о технологии.
Достаточно интересная СОТ, которая имеет право на жизнь в образовательной среде. Позволяет задуматься, оспаривать противоположную и отстаивать свою точку зрения. Посредством применения ее, обучающиеся оттачивают свои коммуникативные навыки, учатся общению, ведению диалога с оппонентом.
7. Пример применения (например, при изучении каких тем целесообразно применять эту технологию).
Целесообразно применять данную технологию при изучении литературных произведений, затрагивающих темы религии, патриотизма, моральных принципов человека и др.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования современных образовательных технологий, в том числе, информационных технологий
Всякое обучение по своей сути есть создание условий для развития личности. В своей практической образовательной деятельности я ставлю более конкретную цель - развитие индивидуальных ...
Выступление на педсовете по теме "Современные образовательные технологии" (технология современного проектного обучения)
Выступление на педсовете по теме "Современные образовательные технологии" (технология современного проектного обучения"...
Использование современных образовательных технологий на уроках химии: личностно- ориентированные технологии и современный урок химии
Использование современных педагогических технологий во многом определяет уровень творческого подхода учителя к уроку иэффективность достигнутых результатов...
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВЫСОКОГО КАЧЕСТВА ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА НА ОСНОВЕ ЭФФЕКТИВНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, В ТОМ ЧИСЛЕ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ИЛИ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ.
Статья к науч-но практической конференции " Совершенствование организации образования, образовательных технологий и программ физического воспитания в условиях внедрения ФГОС и всероссийского физк...
Современные образовательные технологии на уроках биологии. Роль современных образовательных технологий
В современной России образование становится личностно-ориентированным, предусматривает обращение к сфере личных интересов и потребностей ученика. Сегодня ученик должен получить возможность выбора инди...
Продуктивное использование новых образовательных технологий. Результативность использования современных образовательных технологий, в том числе ИКТ. Применение средств ИКТ, сетевых и дистанционных технологий для ведения документации и организации работы
В настоящее время в образовательном процессе активно создается возможность применение современных технологий, в основе которых лежат достижения научно-технического прогресса. Актуальность использовани...
Продуктивное использование новых образовательных технологий. Результативность использования современных образовательных технологий, в том числе ИКТ. Применение средств ИКТ, сетевых и дистанционных технологий для ведения документации и организации работы
В настоящее время в образовательном процессе активно создается возможность применение современных технологий, в основе которых лежат достижения научно-технического прогресса. Актуальность использовани...