Метод активного обучения как одна из форм познавательной деятельности учащихся
учебно-методический материал
Предварительный просмотр:
Тема: «Метод активного обучения как одна из форм познавательной деятельности учащихся»
Помните, как в школьные годы Вам нравилось играть с друзьями во дворе или на переменках, и как огорчала необходимость читать серые скучные учебники и запоминать придуманные взрослыми длинные заумные фразы? На самом деле – сегодня ничего не изменилось, и дети точно так же хотят играть и не любят заниматься непонятными, скучными и неинтересными делами которые упорно навязывают взрослые. Детям не нравится неподвижно и молча сидеть на уроках, запоминать огромную массу информации и затем пытаться непонятно для чего ее пересказывать.
Возникает резонный вопрос – а имеет ли смысл продолжать использовать те самые методы обучения, которые вызывали скуку и раздражение у нас. Ведь можно, даже в условиях существующих ограничений, внедрить в привычную практику новые формы и методы реализации образовательных программ, тем более, что серьезная потребность в этом уже давно существует.
Освоение и применение эффективных технологий и методов обучения, новых форм организации образовательного процесса, формирование новых отношений в школе – это на сегодняшний день требование времени. К сожалению, классическое педагогическое образование ни по форме, ни по содержанию уже не соответствует современным требованиям, обостряя конфликт между потребностями сегодняшних учеников, их родителей, в целом общества, и теми образовательными услугами, которые сегодня предлагает школа. В первую очередь, от учителя зависит – каким будет школьное образование, какими будут наши выпускники, каким будет наше будущее. Освоение технологии активных методов обучения дает в руки учителя инструменты, которые позволяют реально менять ситуацию в школе.
Активные методы обучения – это система методов, стимулирующая познавательную деятельность учащихся, обеспечивающая активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе усвоения учебного материала.
При системном использовании активных методов роль учителя принципиально меняется. Он становится консультантом, наставником, старшим партнером, что принципиально меняет отношение к нему обучающихся – из «контролирующего органа» учитель превращается в более опытного товарища, играющего в одной команде с обучающимися. Растет доверие к учителю, растет его авторитет и уважение у обучающихся. Это требует психологической перестройки и специальной подготовки учителя, знания активных методов обучения, психофизиологических особенностей школьников. Но все эти вложения с лихвой окупаются эффектами от внедрения АМО.
Идеи активизации обучения высказывались учеными на протяжении всего периода становления и развития педагогики задолго до оформления ее в самостоятельную научную дисциплину
К родоначальникам идей активизации относят Я.А. Коменского, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, Г. Гегеля, К.Д. Ушинского и других. Однако идеи, получившие наиболее последовательное изложение в работах данных авторов, берут свое начало из высказываний ученых и мыслителей античного мира. Всю историю педагогики можно рассматривать как борьбу двух взглядов на позицию ученика.
Приверженцы первой позиции настаивали на исходной пассивности ученика, рассматривали его как объект педагогического воздействия, а активность, по их мнению, должен был проявлять только преподаватель. Сторонники второй позиции считали ученика, равноправным участником процесса обучения и отдавали его активности главенствующую роль в обучении.
Одним из заметных сторонников активной позиции ученика в процессе обучения был Мишель Монтень (1533−1592). Он советовал, чтобы больше говорил ученик и больше слушал учитель.
Особую роль в современном становлении активного обучения сыграло стихийное развитие игротехнического движения, которое возникло после зарождения деловых игр. (30-е года прошлого века)
Большую роль в распространении методов сыграла их практическая деятельность по пропаганде игровых методов как основы активного обучения, и личное участие в создании и развитии игротехнического движения.
Признаки активных методов обучения
- активизация мышления, причем учащийся вынужден быть активным;
- длительное время активности — учащийся работает не эпизодически, а в течение всего учебного процесса;
- самостоятельность в выработке и поиске решений поставленных задач;
- высокая степень мотивации к обучению
- постоянное взаимодействие учителя и обучающегося
Классификация АМО
Неимитационные | Имитационные | |
неигровые | игровые | |
Тематическая дискуссия Научно-практическая конференция | Анализ конкретных ситуаций Имитационные упражнения Действия по инструкции | Деловая игра Разыгрывание ролей Игровое проектирование |
К непосредственно активным методам, относятся методы, использующиеся внутри образовательного мероприятия, в процессе его проведения. Для каждого этапа урока используются свои активные методы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи этапа.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Дистанционное обучение как одна из форм учебной деятельности, стимулирующих познавательную активность и самостоятельность учащихся."
Дистанционное обучение как одна из форм учебной деятельности, стимулирующих познавательную активность и самостоятельность учащихся....

Групповая форма как одна из форм учебной деятельности учащихся на уроке
Представление, обобщение о работе в группах, типология групп....

Дифференцированное обучение как способ активизации учебно-познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка.
обощение опыта по теме...

Проблемность в обучении - один из приёмов активизации познавательной деятельности учащихся нат уроках русского языка и литературы
Статья для учителей русского языка и литературы "Проблемность в обучении - один из приёмов активизации познавательной деятельности учащихся нат уроках русского языка и литерату...

Обмен опытом. Интеграция – одна из форм познавательной деятельности учащихся коррекционной школы VIII вида в условиях надомного обучения.
Дети с отклонениями в умственном развитии, в отличие от нормально развитых детей, трудно усваивают учебный материал, у них низкая работоспособность, неустойчивое внимание, они быстро утомляемые, ...

ИСТОРИЧЕСКАЯ РЕКОНСТРУКЦИЯ ОБЪЕКТОВ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ, КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
Актуальность данной статьи продиктована сразу несколькими факторами. Во-первых, многие историко-культурные памятники, связанные с архитектурой, в наши дни находятся под угрозой исчезновения. Опа...