ИСТОРИЧЕСКАЯ РЕКОНСТРУКЦИЯ ОБЪЕКТОВ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ, КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
статья

Акулинин Константин Владимирович

Актуальность данной статьи продиктована сразу несколькими факторами. Во-первых, многие историко-культурные памятники, связанные с архитектурой, в наши дни находятся под угрозой исчезновения.  Опасность дня них представляют как отсутствие по тем или иным причинам ремонта на протяжении долгого времени, так и действия со стороны людей: банальный вандализм, а также снос подобных сооружений. Нельзя также не брать в расчет природные катаклизмы, пожары и многие другие риски, которые могут нанести вред объектам культурного наследия. Во-вторых, внедрение в процесс обучения инновационных методов и междисциплинарных подходов, к которым без сомнения можно отнести 3-D моделирование архитектурных объектов историко-культурного наследия, способствует развитию у детей базовых и дополнительных умений и навыков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_akulinin_k_v_1.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

ИСТОРИЧЕСКАЯ РЕКОНСТРУКЦИЯ ОБЪЕКТОВ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ, КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

Акулинин К.В.

кандидат исторических наук, учитель истории МАОУ СОШ №24 г.Тамбова, e-mail: ackulinin.constantin@yandex.ru

Актуальность данной статьи продиктована сразу несколькими факторами. Во-первых, многие историко-культурные памятники, связанные с архитектурой, в наши дни находятся под угрозой исчезновения.  Опасность дня них представляют как отсутствие по тем или иным причинам ремонта на протяжении долгого времени, так и действия со стороны людей: банальный вандализм, а также снос подобных сооружений. Нельзя также не брать в расчет природные катаклизмы, пожары и многие другие риски, которые могут нанести вред объектам культурного наследия. Во-вторых, внедрение в процесс обучения инновационных методов и междисциплинарных подходов, к которым без сомнения можно отнести 3-D моделирование архитектурных объектов историко-культурного наследия, способствует развитию у детей базовых и дополнительных умений и навыков.

Цель данной статьи – это анализ возможностей технологии 3-D моделирования и исторической реконструкции в целом в контексте школьного обучения, приобщения учащихся к их культурному наследию, а также охраны исторических памятников.

Природа и культура образуют жизненную среду обитания человека, они являются главными и непременными условиями его существования. Природа составляет фундамент, а культура — само здание бытия человека. Природа обеспечивает существование человека как физического существа. Культура, будучи «второй природой», делает это существование собственно человеческим. Она позволяет человеку становиться интеллектуально-духовной, нравственной, творческой личностью. Поэтому сохранение культуры столь же естественно и необходимо, как сохранение природы.

Культурное наследие представляет собой фактически главный способ существования культуры. То, что не входит в культурное наследие, перестает быть культурой и в конечном счете прекращает свое существование [1] . 

В рамках человеческой деятельности культурное наследие создает ощутимые представления о системах ценностей, верованиях, традициях и образе жизни. Как неотъемлемая часть культуры в целом, «Культурное наследие» содержит эти видимые и ощутимые следы от древности к недавнему прошлому.

Объекты культурного наследия являются частью нашей истории, они представляют собой важнейший компонент нашей культурной памяти. Их сохранение демонстрирует признание необходимости прошлого и вещей, которые рассказывают его историю.

В начале 90-х годов Россия вступила в новый этап развития. Кардинально изменяется политическая ситуация. Сфера охраны памятников испытала на себе все плюсы и минусы рыночной экономики. Особо остро встал вопрос застройки исторических центров городов [2] .

Охрана объектов культурного наследия подразумевает  их реставрацию, модернизацию, если это не наносит вреда объекту и организацию доступа публики. В связи с этим проблема сохранения культурного наследия России сложна и многообразна. Очевидно, что только государство не в состоянии решить эту проблему [3] .

Поэтому мы предлагаем обратиться к такому явлению, как историческая реконструкция. Она представляет собой деятельность, направленную на восстановление определенного исторического периода с помощью создания макетов, 3-D моделей, воссоздания быта, традиций, обычаев того времени. Источниковой базой здесь выступают археологические памятники, летописи, устное народное творчество, исторические документы и т.п.

В рамках школьного обучения, как нам кажется, оптимальной формой продвижения идей исторической реконструкции является клуб. Естественно, участие в подобном клубе должно быть добровольным, четко регламентированным, а перед его участниками должна быть поставлена конкретная цель пребывания в нем.

Одним из направлений деятельности подобного клуба может стать введение учеников в проблематику виртуальной реконструкции объектов историко-культурного наследия. Данное направление на сегодняшний день является один из наиболее перспективных методов исторической реконструкции. Суть его заключается в создании компьютерных 3D моделей архитектурных памятников. Плюсы данного метода заключаются, во-первых, в том, что дети получают навыки работы со специализированным программным обеспечением, включая трёхмерные редакторы. Во-вторых, качественно выполненная 3D модель здания пусть и не заменит оригинал, но все же позволит сохранить его, пусть и в виртуальном виде, для потомков.

Благодаря исторической реконструкции возможно не только повысить интерес учащихся к прошлому, но и развивать их творческие способности, умение работать в группе, отточить навыки по поиску дополнительной информации, находящейся за пределами учебника. Также хотелось бы отметить, что историческая реконструкция позволяет детям не просто взглянуть на события прошлого со стороны, но, по сути, она дает им возможность ненадолго стать их частью и на себе прочувствовать некоторые нюансы жизни наших предков.

Целью школьного клуба исторической реконструкции должно стать создание культурного пространства образовательного учреждения, где школьники разного возраста могли бы сотрудничать в области исторических исследований, художественного отображения прошлого, исторического моделирования и реконструкций, совершенствуя свои когнитивные и социальные навыки.

Содержание программы внеурочной деятельности клуба исторической реконструкции позволяет осуществлять связь данного курса с другими школьными дисциплинами. В частности, речь идет об истории и информатике. Такой подход открывает широкие возможности в контексте развития учащихся, позволяя им применять свои знания в новых условиях, а также оттачивать их в процессе выполнения практических работ, выполняемых в рамках этих предметов.

Работа в клубе исторической реконструкции поспособствует личностному росту учеников, сформирует у них свое мировоззрение и собственный взгляд на прошлое, выработает новые, а также закрепит уже имеющиеся навыки и умения, научит уважительно относиться к культурному наследию своего народа.

Результатом деятельности участников клуба должны стать индивидуальные проекты – 3D реконструкции выбранных ими объектов историко-культурного наследия (несохранившегося или дошедшего до нас в плохой сохранности).

Мы живем в динамичном постоянно изменяющемся мире. Мире цифровых технологий. Если мы хотим идти в ногу со временем и пытаться не только научить детей, но и заинтересовать их, привлечь внимание, то мы неизбежно должны внедрять в процесс обучения новые методы и практики. В этом нам как раз может помочь историческая реконструкция. Находясь на стыке сразу нескольких учебных дисциплин, она дает возможность ученикам  в полной мере раскрыть свой творческий потенциал, а элементы 3D моделирования позволят решить другую не менее важную проблему, связанную с сохранением и приобщением молодого поколения к объектам историко-культурного наследия.

Список литературы

  1. Сохранение культурного наследия // Grandars-ru. URL: http://www.grandars.ru/college/sociologiya/sohranenie-kulturnogo-naslediya.html 
  2. Современные проблемы охраны объектов культурного наследия (актуализация объектов культурного наследия, реституция культурных ценностей, приватизация) // Moscow-museums. URL: http://moscow-museums.ru/sovremennyie-problemyi-ohranyi-obektov-naslediya/   
  3. Петрова Е.Е. Проблемы охраны культурного наследия: российский и европейский опыт // Правозащитник. URL: http://pravozashitnik.net/ru/2014/3/25 
  4. Никифорова А.А. Состояние и охрана памятников природного и культурного наследия в регионах ресурсного типа: диссертация ... кандидата культурологии :  Нижневартовск, 2011.
  5. Общие проблемы сохранения культурного наследия // Газета "Кижи". URL: http://kizhi.karelia.ru/info/about/newspaper/7/330.html 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы "Предметная неделя по кубановедению как одна из форм внеурочной деятельности в системе преподования курса"

Описание опыта работы по организации внеурочной деятельности в форме предметной недели. Модель предметной недели....

Групповая форма как одна из форм учебной деятельности учащихся на уроке

Представление, обобщение о работе в группах, типология групп....

Социально-творческие проекты видеостудии как одна из форм внеурочной деятельности

Создание социокультурной среды, в которой педагог, используя метод социально-значимых творческих проектов и ставя перед детьми конкретные креативные и дидактические задачи,может достичь нужных результ...

Учебно- исследовательские практики по географии как одна из форм внеурочной деятельности в условиях перехода к стандартам второго поколения

Организация наблюдений и практических работ на местности - особенность обучения географии, необходимое условие, при котором можно управлять процессом восприятия учащимися окружающего мира. Школьники п...

Подготовка к сдаче комплекса ГТО – одна из форм внеурочной деятельности.

Пичугин А.В.,учитель физической культуры МБОУ СОШ №2  г. Петровска Саратовской области.             Основной задачей современного общества является воспитание ф...

Театр как одна из форм внеурочной деятельности

Театр как одна из форм внеурочной деятельности Наша гимназия являлась пилотной по внедрению новых стандартов ФГОС. Само собой, все педагоги гимназии столкнулись с необходимостью внедрения и внеур...

Проектная деятельность как одна из форм внеурочной деятельности

Выступление на кафедре естественно-математического цикла...