РОЛЬ ПЕДАГОГА В ДОСТИЖЕНИИ РЕЗУЛЬТАТА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
статья
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1._vystuplenie_na_avgustovskom_soveshchanii.doc | 40.5 КБ |
Предварительный просмотр:
РОЛЬ ПЕДАГОГА В ДОСТИЖЕНИИ РЕЗУЛЬТАТА
ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Захарова Татьяна Ивановна
(выступление на заседании ШМО учителей
русского языка и литературы
МБОУ им. Л.Н. Толстого)
Давно замечено, что по облику ученика, его речи можно определить, кто его учитель. Описывая встречу учителя Шарипутры с учениками Будды, древний индийский поэт передает восхищение, выраженное в вопросе: «И кто учитель ваш, что вас учил?»
Прошло уже более двух тысяч лет после того, как написана эта поэма, а последняя фраза эта то с восторгом, то с возмущением повторяется постоянно в зависимости от того, каких учеников воспитал учитель, каков результат его педагогической деятельности.
Мы живем в странное время, когда ругать или осуждать учителей стало чуть ли не правилом хорошего тона (вспомним хотя бы телевизионные передачи Малахова). И это, как ни парадоксально, еще раз подчеркивает важнейшую роль, которую играет педагог в становлении человека. Мы оказываемся рядом в самый сложный период человеческой жизни, период проб и ошибок, период нравственного становления, распознания добра и зла. Очень часто наш ученик со своими родителями общается реже, чем с нами. Родители, если они благополучны, зарабатывают деньги, если нет, часто пьют и вообще не обращают внимания на детей. Тогда первым в качестве замены родительского внимания предлагается компьютер, видео, музыкальные центры, вторым – улица со всеми последствиями. Такое положение сейчас и во многих европейских странах. Недаром в Норвегии один из трех воспитателей, положенных на группу из десяти человек в детском саду, должен быть мужчиной, чтобы дети усваивали тип мужского поведения.
Мне кажется, что сейчас при дефиците отношений человек-человек человеческие качества учителя, его природные способности становятся эквивалентными профессиональным и роль учителя в становлении человека возрастает с каждым годом.
В педагогической деятельности достаточно трудно прогнозировать результат не в цифровом выражении, так как оценка нравственных качеств субъективна всегда, они, как правило, официально не учитываются. Оценивается результативность конкретных действий ученика (участие в конкурсах, экзамены, олимпиады и т.д.), поэтому результаты нашей деятельности чаще всего выражены в схемах, таблицах, цифрах, очень удобных для анализа и отчетов, но недостаточных для внутреннего пользования. Когда-то давно я сформулировала для себя, что результатом нашей совместной работы (я представляю учебный процесс как совместный труд ученика и учителя, не разделяя его на воспитательные и учебные составляющие) является успешность ученика в позитивной деятельности. В данном случае выбор позитивной деятельности уже является одним из первых нравственных выборов, пусть он даже сделан не совсем самостоятельно.
Дело учителя – быть проводником. Он должен быть рядом и чуть впереди, но уметь вовремя отстать и подать руку отстающему. Это похоже на продвижение группы туристов по неизвестной местности. Пока не ясно, куда идти, руководитель идет впереди, вычисляя азимут, объясняя рядом идущему, как он это делает, как только тот понял, и дорога найдена, руководитель как бы невзначай отстает и идет с теми, кто устал, помогая найти им силы для дальнейшего путешествия.
Чтобы быть проводником, нужно самому быть в постоянном развитии. Самообразование занимает почти все время, свободное от непосредственной учебной деятельности и, в нашем случае, является её продолжением, потому что все, что узнаем, мы передаем нашим ученикам. Курсы повышения квалификации необходимы как воздух. В связи с этим странным кажется выбрасывание из педагогического стажа учителей времени на прохождение этих курсов, тем более, что очень часто мы даже командировочных не получаем из-за дефицита средств.
Деятельностный подход к обучению – основной в нашей школе и принят практически всеми учителями, поэтому и дети, и учителя ищут возможности участвовать во всевозможных конкурсах, развивающих играх, олимпиадах - не ради славы и престижа, а ради движения на пути к развитию, потому что остановка процесса познания в школе противоречит сути школьной жизни. Раз мы взялись за сложное дело воспитания и развития человека, мы не имеем права на эту остановку. Дорогу осилит идущий. Каждое движение предусматривает открытое образовательное пространство, поэтому многие из нас руководствуются в своей педагогической деятельности следующими принципами:
- открытость урочной и внеурочной познавательной деятельности учеников и учителя;
- интеграция образовательного процесса на межпредметном уровне, а также – с дополнительным образованием;
- личностная самореализация учащихся и учителя;
- взаимодействие и сотрудничество с образовательными, научными и культурными учреждениями.
Говоря о сотрудничестве педагогов, необходимо, на мой взгляд, обратить внимание на обозначившуюся уже проблему взаимодействия учителей и психологической службы. Я говорю о проблеме доверия. Мне кажется некорректным то, что в класс приходит психолог с опросниками, предварительно не познакомив классного руководителя, учителей с самими вопросами, как будто боится, что мы подскажем ученикам варианты ответов или окажем на них психологическое давление. Не зная, о чем спрашивали учеников, мы, знакомясь с результатами опросов, в свою очередь, тоже не доверяем этим результатам и выводам психологов.
Дефицит доверия, кстати, – одна из проблем введения ЕГЭ. Меня радует то, что не я оцениваю своих учеников, как и то, что моя оценка часто совпадает с внешней экспертизой, но как хочется прочитать экзаменационное сочинение в задании «С», понять, что ученик сделал хорошо, над чем надо поработать, и здесь не помогут никакие цифровые анализы.
Современный учебный процесс требует от учителя владения современными педагогическими технологиями, в том числе и компьютерными. Тут надо отдать должное Новгородскому региональному центру развития образования, Областному комитету образования, а в дальнейшем и районному, давшим возможность практически всем желающим учителям получить и усовершенствовать пользовательские навыки работы на компьютере. Но развитие компьютерной техники так стремительно и обслуживать её так проблематично, что кажется очень своевременным появление сервисной службы. Однако само использование компьютеров также требует появления в школе новой должности - лаборанта, который бы мог помочь учителю при использовании мультимедийного проектора, чтобы учитель не стоял спиной к классу, объясняя новый материал, да и подготовка компьютера к уроку занимает часто всю перемену, а ведь учитель и дежурит по столовой, и объясняет непонятное детям, да и за шалунами неплохо бы присмотреть.
Резюмируя все сказанное, можно определить роль учителя как организатора образовательного пространства, кстати, и в прямом смысле этого слова. Учителя очень часто сами ремонтируют кабинеты, тратя на это свой летний отпуск, думают о том, на чем будут сидеть дети. И тут хочется поблагодарить нашу районную администрацию за то, что в этом году началась подвижка в этом вопросе: в двух кабинетах наших школ появилась новая мебель. Было бы здорово, если бы такая тенденция стала традицией.
От учителя зависит очень многое, если не все в образовательном процессе. Как бы ни мечтали фантасты об отсутствии человеческого фактора в школе, если это и случится, то только в страшном сне, ибо человек человеком не только спасается, но и обучается, а машинное обучение сформирует машинное поколение.
В конце хочется обратить внимание еще на одну проблему – проблему «износа материала». Педагогический труд всегда был энергоёмким трудом, а сейчас особенно. Наша школа открыта для учеников двенадцать часов, иногда и дольше. Человеческий организм часто не выдерживает такой нагрузки, но ни в программе «Здоровье» ни в программе «Образование» нет программы оздоровления учителей, средний возраст которых около сорока лет. Как обидно учителю, отдающему все свое свободное время школе и детям, услышать отказ на просьбу о направлении на санаторное лечение: «Но ведь у Вас еще нет инфаркта, когда будет, тогда и поедете». Общество, государство, заинтересованное в здоровом, образованном подрастающем поколении, должно подумать о том, чтобы воспитывали это поколение энергичные, работоспособные люди.
Дмитрий Сергеевич Лихачев, столетие которого мы отмечаем в этом году, писал о том, каким он видит образование в двадцать первом веке. С его точки зрения, это «образование, подчиненное задачам воспитания, разнообразие средних и высших школ, возрождение чувства собственного достоинства, не позволяющего талантам уходить в преступность, возрождение репутации человека как чего-то высшего, которой должно дорожить каждому, возрождение совестливости и понятия чести …(Д.С. Лихачев. Об интеллигенции. – СПб., 1997. - С.377.) Я думаю, что наше учительство, перед трудолюбием и талантливостью которого я преклоняюсь, не только начнет новый учебный год с уроков Лихачева, но и, выдержав все трудности постперестроечного периода, при поддержке общества и государства воплотит мечты великого ученого-гуманиста в жизнь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль педагога в формировании результатов внешней оценки деятельности системы образования ГИА
Как подготовить учащихся к здаче ГИА по русскому языку...
Рекомендации педагогу и родителям по достижению результата
Материал содержит рекомендации, советы по совместным действиям педагогов и родителей, направленных на достижение определенного результата....
Рекомендации педагогу и родителям по достижению результата
Материал содержит рекомендации, советы по совместным действиям педагогов и родителей, направленных на достижение определенного результата....
Тема мастер класса: Роль текущего повторения для достижения результатов обучения.
ПРОГРАММА МАСТЕР-КЛАССА1. Тема мастер-класса.2. Обоснование актуальности темы, ведущей идеи предлагаемогодля рассмотрения опыта.3. Цели и задачи мастер-класса.4. Содержание занятий мастер-класса по эт...
Роль системы согласованного обучения в достижении результатов ФГОС в преподавании истории в старших классах.
Роль системы согласованного обучения в достижении результатов ФГОС в преподавании истории в старших классах....
Роль текущего повторения для достижения результатов обучения
Роль текущего повторения для достижения результатов обучения...
Система оценки образовательных достижений. Результаты мониторинга метапредметных и личностных достижений по химии
Результаты мониторинга метапредметных и личностных достижений по химии...