Роль системы согласованного обучения в достижении результатов ФГОС в преподавании истории в старших классах.
статья по истории по теме

Роль системы согласованного обучения в достижении результатов ФГОС в преподавании истории в старших классах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc35 КБ

Предварительный просмотр:

Роль системы согласованного обучения в достижении результатов ФГОС в преподавании обществознания в старших классах.

ФГОС уделяют большое внимание формированию метапредметных результатов. Работа по системе ССО подготавливает учащихся старших классов к возможности достижения метапредметных результатов соответствии с требованиями ФГОС.  Как решаются эти задачи на практике,  я покажу на примере уроков обществознания в 11 классе.

На уроке по теме «Свобода в деятельности человека» передо мной стояла  задача – объяснить учащимся сложнейшее философское понятие «свобода».  Для его раскрытия было правомерно основываться на мыслительных операциях обобщения и сравнения. В ходе урока, основываясь на уже имеющихся у учащихся знаниях, я опиралась на понятия меньшего объема и поэтапно шла к понятиям большего, обобщающего характера. Философские понятия всегда абстрактны и они будут усвоены учащимися только в том случае, если будут опираться на конкретные образы, уже знакомые ученикам. Так для раскрытия  позиции «свобода – осознанная необходимость»,  я использую иллюстрацию «Буриданов осел». Анализируя которую,  ученики делают вывод о том, что осел,  умер потому, что  не смог сделать осознанный выбор, а рассматривая хорошо знакомую картину Васнецова «Витязь на распутье», ученики соотносят понятия свобода и необходимость и делают вывод о том, что необходимость становится свободой в момент её постижения. Делаем первое обобщение, что свобода – это осознанная необходимость.

После этого обобщения я предлагаю ученикам несколько высказываний о свободе различных философов, писателей, деятелей культуры.  Даю задание  определить в каждом высказывании главную мысль, согласиться с автором высказывания или нет, попробовать дать своё определение, только после этого обсуждения я даю ученикам определение термина «свобода» из философского словаря и они имеют возможность сравнить свою точку зрения с научной.

Философские термины , как любые научные понятия, ученики должны уметь применять на практике,  поэтому на следующем этапе урока я предлагаю ученикам высказывания философов – материалистов, фаталистов и идеалистов о свободе и предлагаю ученикам, проанализировав высказывания, определить философское направление. Делаем второе обобщение  - трактовка понятия «свобода» не совпадает у философов различных школ, т.е. не является однозначным как большинство понятий философии,

После философского обобщения термина мы вновь переходим к его практическому применению, перенося его на другие сферы жизни и науки: свобода движения, свобода совести, свобода выбора и т.д., затем рассматриваем условия реализации свободы и снова делаем вывод о том, что несмотря на реализацию  своей свободы, человек несет всю тяжесть мира на своих плечах.

Другой прием – от понятий большего объема к понятиям меньшего объема и применению на практике – я использовала на другом уроке, «Уроке выборов», Главная цель этого урока состояла в том, чтобы опираясь на  имеющиеся теоретические знания учащихся применить их для анализа российской избирательной системы и конкретного участия в выборах .Основополагающим понятием стал термин «демократия», оттолкнувшись от него, как от термина большего объёма, мы  перешли к терминам «выборы», «легитимность», «избирательное право», «избирательная система», При рассмотрении каждого термина мы обязательно  рассматривали возможность и право участия в избирательном процессе граждан России и конкретно будущих молодых избирателей. На этом уроке  ребята выполнили большую практическую работу, в которой на основе подлинной избирательной информации  с участковых избирательных комиссий, они определяли избирательную систему по которой проводились выборы и как в ходе выборов применялись принципы избирательного права.

Ребята давали очень заинтересованные и неформальные ответы, показали умение применять знание на практике и свою заинтересованность в реализации своих политических прав.

Хорошим завершение урока стала экскурсия в Мариинский  дворец, где ребята познакомились с 20-летней историей Законодательного собрания  Санкт-Петербурга,  увидели награды города, побывали в зале заседаний Законодательного собрания, познакомились с порядком его работы и увидели некоторых депутатов.

Предметы общественного цикла призваны не только давать теоретические знания, но и воспитывать учащихся как граждан страны, которые в скором времени будут жить ее заботами и проблемами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СИСТЕМА ПРЕПОДАВАНИЯ ИНФОРМАТИКИ В СТАРШИХ КЛАССАХ НА УГЛУБЛЕННОМ УРОВНЕ

Работа содержит основные вопросы, связанные с введением профильного обучения в старшей школе...

Работа с документами на уроках истории в старших классах в системе исследовательской деятельности обучающихся

Одним из способов построения урока истории, который стимулировал бы самостоятельную деятельность обучающихся, формировал потребность в знаниях, интерес к истории является использование исторических ис...

Система согласованного обучения иностранным языкам детей-инвалидов

Принципы обучения иностранным языкам детей с ОВЗ...

Особенности преподавания информатики в старших классах в условиях реализации ФГОС СОО

Особенности преподавания информатики в старших классах в условиях реализации ФГОС СОО с использованием системно-деятельностного подхода...

СИСТЕМА ПРЕПОДАВАНИЯ ИНФОРМАТИКИ В СТАРШИХ КЛАССАХ НА УГЛУБЛЕННОМ УРОВНЕ

СИСТЕМА ПРЕПОДАВАНИЯ ИНФОРМАТИКИ В СТАРШИХ КЛАССАХ НА УГЛУБЛЕННОМ УРОВНЕ...

«Изменения в школьных учебниках по истории и концепции преподавания истории в старшей школе» Выступление на РМО

laquo;Изменения в школьных учебниках по истории и концепции преподавания истории в старшей школе»...