Система оценки образовательных достижений. Результаты мониторинга метапредметных и личностных достижений по химии
статья по химии
Результаты мониторинга метапредметных и личностных достижений по химии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistema_otsenki.docx | 23.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Система оценки образовательных достижений. Результаты мониторинга метапредметных и личностных достижений по химии
В ФГОС ООП требования к образовательным результатам определяются как самостоятельная педагогическая категория и выступают в качестве критериев оценки образовательных достижений школьников.
Сегодня оцениванию подвергаются не только учебные достижения, но и творчество, и личная инициатива учащегося в школьной жизни. Система оценки достижения планируемых результатов предполагает комплексный подход к оценке результатов образования, позволяющий вести оценку достижения обучающимися всех трёх групп результатов образования: личностных, метапредметных и предметных.
Оценка личностных результатов представляет собой оценку достижения обучающимися в ходе их личностного развития планируемых результатов, представленных в разделе «Личностные универсальные учебные действия» программы формирования универсальных учебных действий. Формирование личностных результатов обеспечивается в ходе реализации всех компонентов образовательного процесса, включая внеурочную деятельность. Основным объектом оценки личностных результатов служит сформированность универсальных учебных действий, включаемых в следующие три основных блока:
1) сформированность основ гражданской идентичности личности;
2) готовность к переходу к самообразованию на основе учебно-познавательной мотивации, в том числе готовность к выбору направления профильного образования;
3) сформированность социальных компетенций, включая ценностно-смысловые установки и моральные нормы, опыт социальных и межличностных отношений, правосознание.
Например, личностные результаты освоения курса химии
- В ценностно - ориентационной сфере – чувство гордости за Российскую химическую науку, гуманизм, положительное отношение к труду, целеустремленность;
- В трудовой сфере – готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории;
- В познавательной (когнитивной, интеллектуальной) сфере – умение управлять своей познавательной деятельностью.
ФГОС определяет новые требования к результатам освоения образовательных программ, где отводится особое место формированию метапредметных универсальных учебных действий - действия, которые можно перенести на любой учебный предмет и воспользоваться при решении проблем в реальных жизненных ситуациях. Метапредметные УУД - познавательные, коммуникативные и регулятивные – действия учащихся, направленные на анализ своей познавательной деятельности и управление ею.
Целью оценивания метапредметных результатов является проверка уровня сформированности метапредметных умений учащихся для выявления учащихся с низким и средним уровнем метапредметных умений для дальнейшего совершенствования этих умений.
Основное содержание оценки метапредметных результатов строится вокруг умения учиться. Оценка метапредметных результатов проводится в ходе различных процедур таких, как решение задач творческого и поискового характера, учебное проектирование, итоговые проверочные работы, комплексные работы на межпредметной основе, мониторинг сформированности основных учебных умений.
Варианты системы оценки достижений планируемых результатов по химии
Планируемые результаты | Контроль и оценивание |
Личностные Формирование критического мышления «Нефть – не топливо, топить можно и ассигнациями». Д.И.Менделеев | Объясните, почему Д.И.Менделеев так отозва- лся о нефти? Прав ли он? Какое значение имеет нефть для экономического развития страны? Критерии оценивания -учащийся объясняет позицию Д.Д.Менделеева. -учащийся приводит аргументы в защиту позиции Д.И.Менделеева -учащийся приводит примеры различных веществ, которые можно получить из нефти - учащийся аргументировано доказывает, как получение разнообразных веществ из нефти поднимает экономику страны. |
Предметные Уметь определять классы органических веществ по формуле вещества. Уметь определять правильный ответ Метапредметные Умение работать с текстом Биологическое значение белков Белки входят в состав мозга, всех внутренних органов, скелета и суставов, кожи, волосяного покрова и т. д. В крови в растворенном виде содержится белок гемоглобин, обеспечивающий перенос кислорода по всему организму. Многие белки выполняют роль ферментов ― катализаторов обмена веществ в живых организмах. В растениях белки концентрируются в основном в семенах. Белковый обмен тесно взаимосвязан с обменом углеводов и нуклеиновых кислот. Существенное влияние на белковый обмен оказывает характер питания, качественный и количественный белковый состав пищи. Источниками белков могут служить не только животные продукты (мясо, рыба, яйца, творог), но и раститель -ные, например, плоды бобовых (фасоль, горох, соя, арахис, которые содержат до 22-23 % белков по массе), орехи и грибы. (не полностью) | Установите соответствие между формулой вещества и названием класса соединения Формула вещества: С2Н6 2. С2Н5ОН 3. С2Н4 Класс соединений: А. Алканы Б. Алкены В. Спирты Г. Алкины Критерии оценивания - установлено соответствие между формулой вещества и названием класса соединений 1А,2В,3Б Дополните фразу «Нефть является _________(выберите ответ) А) экологически вредным веществом, т.к. отрицательно влияет на растения и животные Б) экологически безвредным веществом В) экологически полезным веществом Г) полезным или вредным веществом в зависимости от условий Критерии оценивания - выбран правильный ответ Дан текст «Биологическое значение белков», внимательно прочитайте, и найдите предложения, которые
Критерии оценивания: - умение устанавливать причинно – следственную связь, - умение прогнозировать развитие событий в предложенных условиях, - умение прогнозировать развитие событий в новых условиях. |
Для формирования глубоких и прочных знаний по химии можно чаще использовать в практике преподавания предмета различные обобщающие таблицы , которые позволяют достигать метапредметных результатов обучения, например:
1) составлять таблицы на основе текста (например, параграфа учебника);
2) отбирать информацию, сопоставлять и представлять информацию в виде таблиц, схем, опорных конспектов;
3) сравнивать, обобщать, систематизировать, выявлять причинно-следственные связи;
4) оформлять отчет, включающий описание наблюдения, его результаты и выводы. Отчет оформляется после выполнения практической работы. Можно предложить учащимся заполнить таблицу.
Задание на отбор информации, сопоставление и представление информации в виде таблицы
Тип кристаллической решетки | Частицы в узлах кристаллической решетки | Взаимодействие между частицами в узлах решетки | Свойства веществ с таким типом решетки | Примеры (твердых веществ) |
Атомная |
|
|
|
|
Молекулярная |
|
|
|
|
Ионная |
|
|
|
|
Металлическая |
|
|
|
|
Кроме рациональных компонентов мышления (когнитивных), о сформированности которых у учащихся мы можем судить по результатам выполнения ими традиционных, например тестовых, заданий, есть диагностика метапредметных умений (умение ученика отчетливо ставить собственные цели обучения и конструировать в соответствии с ними свой образовательный маршрут, способность к бесконфликтной работе в группе и другие умения) и она требует иных методов оценки.;
Оценка метапредметных умений, формируемых в процессе изучения химии, может и должна осуществляться по-новому. Характер приведенных заданий требует от педагога новых компетенций в оценивании — владения критериальной оценкой, включение безоценочных методов наблюдения за развитием умений учащихся, развитие их самооценки своей работы и взаимооценки школьниками работ одноклассников.
Большой потенциал при оценке предметных и метапредметных умений играет самооценка и взаимооценка. В приемах самооценки заложен механизм формирования метапредметаых УУД.
Например, после выполнения каждого задания можно предлагать учащимся оценивать свой результат по определенному алгоритму (табл. 5). Если работа выполнялась на уроке, ученик самостоятельно оценивает результат выполнения задания и, если требуется, ставит себе отметку. Учитель имеет право скорректировать оценку ученика — его комментарий и отметку, если докажет, что ученик завысил или занизил ее.
Оценку и отметку за письменные задания определяет учитель. Ученик имеет право изменить эту оценку и отметку, если докажет (используя алгоритм самооценивания), что она завышена или занижена.
Задание на сравнение, обобщение, систематизацию, выявление причинно-следственных связей
Заполнив таблицу, сделать следующие выводы:
1. В периоде слева направо:
2. Заряд ядра атома________________________________
3. Количество электронов на внешнем уровне_
4. Связь электронов внешнего уровня с ядром__
5. Радиус атома_____________________
6. Способность атома отдавать электроны__________ ,__________ , принимать
7. Электроотрицательность______________________________
8. Металлические свойства ________________________________________ , неметаллические
9. Характер высших оксидов и гидроксидов меняется от___________________ _до______________ через______________________
Таблица 5
Вопросы для самооценки | Ученик | Учитель |
Комментарий/ отметка | Комментарий/ отметка | |
Какова была цель задания? |
|
|
Удалось получить результат? |
|
|
Правильно или с ошибкой? |
|
|
Самостоятельно или с чьей-то помощью? |
|
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Результаты мониторинга метапредметных и личностных достижений
Результаты мониторинга метапредметных и личностных достижений...
Результаты мониторинга метапредметных и личностных достижений
Результаты мониторинга метапредметных и личностных достижений...
Результаты мониторинга метапредметных и личностных достижений
Перед школой остро встала проблема самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний, умений и компетенций, включая умение учиться. Большие возможности для этого предоставляет освоение УУД. ...
Результаты мониторинга метапредметных и личностных достижений
Результаты мониторинга метапредметных и личностных достижений...
Результаты мониторинга метапредметных и личностных достижений.
Личностные результаты обучающихся фиксируются через сформированность личностных универсальных учебных действий, определяемую по трём основным блокам:- сформированность основ гражданской идентичности л...
Система оценивания образовательных достижений. Результаты мониторинга метапредметных и личностных достижений.
В системе оценки достижения планируемых результатов освоения образовательной программы в условиях ФГОС ориентирует образовательный процесс на духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, до...
Система оценивания образовательных достижений Результаты мониторинга метапредметных и личностных достижений
В ФГОС ООП требования к образовательным результатам определяются как самостоятельная педагогическая категория и выступают в качестве критериев оценки образовательных достижений школьников.Сегодня оцен...