РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПА КОММУНИКАТИВНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ШКОЛЫ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ КАК ОСНОВА СОЦИАЛИЗАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ
статья

Аширова Елена Васильевна

Проблемы в общении обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи, трудности выпускников в выборе профессии, в самореализации. Создание условий учебно-воспитательного процесса в специальной (коррекционной) школе по формированию коммуникативных навыков у школьников с ТНР.

Скачать:


Предварительный просмотр:

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПА КОММУНИКАТИВНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ШКОЛЫ

С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ КАК ОСНОВА СОЦИАЛИЗАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ

Целью специального образовательного учреждения для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) является подготовка их к самостоятельной жизни в обществе.  Современное понимание социальной реабилитации детей и подростков с речевой патологией – это обеспечение их реальной возможностью максимальной компенсации речевых ограничений и получения таких знаний и умений, которые помогут им успешно самореализоваться и интегрироваться в социум, рационально и эффективно применяя свои знания, самостоятельно добиваясь своих целей.

 Работа педагогов специальной  (коррекционной) школы позволяет наполнить смыслом жизнь ребёнка с ограничениями в речи, научить навыкам общения со сверстниками, решить личностные проблемы, поддержать в профессиональной реабилитации. Но часто выпускник, сталкиваясь с реальными жизненными ситуациями,  испытывает трудности, так как в школе он не участвует в практической деятельности по  применению полученных знаний и умений. Всё это приводит к неумению приспособиться к активной деятельности в разных сферах экономической, культурной и политической жизни общества. У поступающих в «речевую» школу помимо звуковой недостаточно сформирована и смысловая стороны, слабо сформированы  языковые  средства, что задерживает формирование  коммуникативной и обобщающей функции речи.

Исходя из этого, важным положением для системы работы по развитию речи в учебно-воспитательном процессе школы является принцип коммуникативной направленности речи. Соблюдение его предполагает формирование общения в процессе активной речевой деятельности, создание у учащихся мотивированной потребности к речи путём стимуляции их речевой активности и моделирования ситуаций, способствующих порождению самостоятельных и инициативных высказываний. Обоснование коммуникативного подхода было предложено И.А. Зимней  и получило своё развитие в работах И.Л. Бим.

Учащиеся с ТНР вовлекаются в коммуникативную деятельность с самых ранних этапов обучения, ещё не владея всей  языковой системой. Языковой материал накапливается поэтапно в связи с различными видами деятельности. При этом осуществляется постепенный переход от речевой деятельности, развёртывающейся в наглядной ситуации, к общению с опорой на прежний речевой опыт, на контекст. Учащиеся подготавливаются к продуцированию развёрнутых высказываний, требующих усложнённых синтаксических конструкций, использования отвлечённой лексики, свободного владения морфологическими изменениями слов. Процесс обучения на уроках предполагает анализ и обобщение признаков изучаемого предмета - родного языка как знаковой системы. В тоже время коммуникативные навыки опираются на свойства языка как средства общения и речемыслительной деятельности в целом. Поэтому формирование полноценной учебной деятельности возможно лишь при достаточно высоком уровне развития речи, а также умений и навыков свободно и адекватно пользоваться этими средствами в целях общения.

Целью логопедических занятий является упорядочение и развитие у детей звуковых, морфологических и синтаксических обобщений. На этой основе происходит формирование и совершенствование связной речи, её устной и письменной формы,  процесса формирования коммуникативных умений и навыков. На коррекционно-развивающих занятиях с логопедом и психологом дети пересказывают монологические тексты, рассказывают о реальных и воображаемых событиях, предметах, учатся сочинять. Воспитатели  на часах развития речи и звуковой культуры речи работают над пропедевтикой и коррекцией устной и письменной речи, по развитию разных её видов и форм: монолог, диалог.

Целью  внеурочных мероприятий  является  формирование коммуникативной функции с целью успешной социализации учащихся с ТНР. Важное место имеет работа Школьного Парламента. Инициативные ученики стараются  завоевать авторитет среди сверстников через активное поведение,   умение  чётко, убедительно, грамотно выражать свои мысли,  умение  увлечь идеей других, приводя аргументы выбора. Члены Школьного Парламента используют речевые навыки для организации и проведения мероприятий, как развлекательных (дискотеки), так и информационно-тематических (конкурсы, викторины и др.). Они подбирают тематический речевой материал, распределяют поручения, ведут обсуждение, проводят опросы по   классам, высказывают свою точку зрения. По окончанию мероприятия  организаторы подводят итоги, делают выводы, умозаключения и готовят выступление на общешкольной линейке. Для ребёнка с речевой патологией огромное испытание - высказать информацию для всего коллектива учеников и педагогов, стараясь грамотно и выразительно донести её  до слушателей.  

На праздник  фестиваль «Школа – наш дом», посвящённого Дню речевого ребёнка,  приглашаются  выпускники школы и ветераны-учителя. Ребята и взрослые обмениваются воспоминаниями о прошлом, рассказывают о настоящем, о трудностях, проблемах, спорят, рассуждают, заглядывают в будущее, говоря о дальнейшем обучении и выборе профессии. Такие встречи позволяют оценить свои речевые возможности в спокойной, непринуждённой обстановке, соблюдая нормы и правила общения. Дети учатся слушать собеседника, проявляя уважение и терпимость к чужому мнению,   высказывать, аргументировать и  отстаивать собственное мнение, стимулировать собеседника к продолжению темы и корректно завершать ситуацию общения.

 Формированию коммуникативной функции способствуют конкурсы «Талантлив каждый», «Ученик года».   Они позволяют мобилизовать речевую деятельность учеников для самопрезентации.  Конкурсанты   вступают  в контакт с любым типом собеседника, учитывая его особенности, оценивая успешность ситуации общения. В деловой игре  участник сталкивается с ситуацией, схожей в реальной жизни, но несвойственной ему.  Эта ситуация ставит конкурсанта перед необходимостью изменить свои жизненные установки, речевое поведение. Так создаются условия для формирования новых, эффективных, коммуникативных навыков. Речевой опыт можно использовать  для   самопрезентации и при составлении  резюме  при поступлении в другое образовательное учреждение и устройстве на работу.

Костюмированные и кукольные спектакли учат ребят владеть  непринуждённо своей речью, совмещая её с движениями руки или тела. Учитывая тяжесть речевого расстройства распределяются главные и второстепенные роли. Кукольные спектакли  ставят ученики начальных классов для сверстников и родителей. Костюмированные спектакли готовят ребята постарше. Каждый артист может показать свою индивидуальность как в поведении на сцене, так и в речи. Увиденное  и пережитое в самодеятельных театрализованных представлениях расширяет кругозор детей, вызывает потребность рассказать о спектакле  товарищам, родителям, что способствует развитию связной речи, умению  передавать свои впечатления в монологической речи, развивает коммуникативные способности, которые дети переносят в повседневную жизнь.

      Фольклорные праздники «Рождественские посиделки», «Святки», «Весёлая Масленица» приобщают к народной культуре, формируют речевую деятельность, расширяют  кругозор через знакомство с обрядами, поверьями, приметами.  Обогащая словарь, дети  сравнивают, анализируют  бытовые условия проживания, род занятий,   способы  проведения обрядов. Ребята практикуются в проведении  народных игр, объясняя цели, условия, конечный результат. На фольклорных праздниках звучат заклички, шутки, пословицы, скороговорки. Ученики непринуждённо общаются, поддерживают беседу. Праздники способствуют развитию связной речи, коммуникативным навыкам, сближая учеников на вербально-эмоциональном уровне.

Научно-практическая ученическая конференция  предполагает одиночное выступление, монологическую речь. Ученики с поддержкой руководителя изучают лексику, отбирают словарь по определённой тематике. Учащиеся используют  научную терминологию, стараются доходчиво донести информацию до слушателей. Зрители вслушиваются в обращённую к ним речь, отвечают на вопросы,  могут  сами их задать.  При пересказе или чтении доклада необходимо не только прочитать без ошибок, что проблематично для детей-дислексиков, или верно пересказать написанное, но и сделать это выразительно, не запинаясь,  свободно владея научной терминологией.

 «Последний Звонок» также способствует формированию коммуникативной компетенции выпускников.  Девятиклассники выражают  эмоции, переживания о  годах обучения, о  будущем через вербальные способы передачи информации. Они дают советы будущим выпускникам, произносят слова-благодарности присутствующим. Перед публикой важно не растеряться, воспроизвести в правильной последовательности  и интонации  подготовленные слова. Организация и проведение праздника  способствует формированию свободной межличностной коммуникации, формированию адекватного взаимодействия между членами одной команды в совместной деятельности.

Из выше сказанного видно, что весь учебно-воспитательный процесс, состоящий из уроков, коррекционно-развивающих занятий и комплекса внеклассных мероприятий, осуществляет коммуникативный подход к детям с тяжёлыми нарушениями речи посредством постановки и решения усложняющихся коммуникативных задач в изменяющейся ситуации общения.  Влияние коммуникативного подхода на выпускников «речевой» школы приводит к позитивным изменениям в развитии как речевой, так и познавательной деятельности. У школьников прослеживается активность в общественной жизни, добросовестное отношение к труду и стремление к дальнейшему образованию. Всё это позволяет положительно оценить возможности  полной социальной адаптации и  дальнейшего  профессионального самоопределения, самореализации  выпускников с тяжёлыми нарушениями речи.

Список литературы

1.  Бим И.Л. Личностно-ориентированный подход – основная стратегия обновления школы [Текст] / И.Л. Бим // Иностранные языки в школе. – 2002. – № 2.

2.  Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования  [Текст] / И.А. Зимняя // Высшее образование сегодня. – 2003. – № 5.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование коммуникативной культуры в процессе обучения и воспитания студентов. Рекомендации по профессионально - педагогическому общению»

Настоящие методические рекомендации разработаны В. А. Канн- Каликом во всероссийском центре по проблемам общения с целью совершенствования техники и культуры педагогического общения:...

Формирование коммуникативной компетенции у обучающихся школы с нарушениями речи

У обучающихся школы с нарушениями речи к началу школьного обучения  недостаточно сформированы языковые средства, задерживается формирование коммуникативной и обобщающей функции речи. Особен...

Формирование речевой компетенции у обучающихся с тяжелыми нарушениями речи и задержкой психологического развития как одно из условий успешной самореализации и высокой активности школьников в процессе обучения»

Обучающиеся с тяжелыми нарушениями речи, задержкой психического развития - это дети, имеющее недостатки в психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией . Все обуча...

Презентация:Формирование речевой компетенции у обучающихся с тяжелыми нарушениями речи и задержкой психологического развития как одно из условий успешной самореализации и высокой активности школьников в процессе обучения

laquo;Если язык человека вял, тяжел, сбивчив, бессилен, неопределен, необразован, то таков, наверное, и ум этого человека, ибо мыслит он только при посредстве речи» Иоганн Готфрид Гердер...

Конспект подгрупповой коррекционно-развивающей деятельности в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи Тема: «Это Осени рецепт...»

Субъект:  обучающиеся старшего дошкольного возраста  с ТНР  ( подготовительная к школе группа, возраст 6-7 лет).Цель:  создать условия для   обоб...