Олимпиада для учителей как инструмент самосовершенствования педагога
статья

Галко Алина Олеговна

Статья о самосовершенствовании педагогов посредством олимпиад. В данной статье рассматриваются два вида олимпиад - те, в которых могут участвовать преподаватели, и те, к которым они готовят своих учеников.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Профессиональное саморазвитие педагога « Он (учитель) лишь до тех пор способен на самом деле воспитывать и образовывать, пока сам работает над своим собственным воспитанием и образованием». (Дистервег А. Избр. пед. соч. – М., 1956. – С. 74).

Слайд 2

Олимпиада для учителей как инструмент самосовершенствования педагога. Подготовила Учитель английского языка МБОУ «Гимназия №4» г. Смоленск Галко А.О.

Слайд 3

Саморазвитие и самообразование - процесс сознательной самостоятельной познавательной деятельности с целью совершенствования каких-либо качеств или навыков.

Слайд 5

Мотивы к самообразованию: Ежедневная работа с информацией Желание творчества Стремительный рост современной науки, особенно психологии и педагогики Конкуренция Общественное мнение Материальное стимулирование

Слайд 6

Основные направления самообразования педагога

Слайд 7

Формы и направления повышения уровня профессионального мастерства курсы повышения квалификации; курсы ИКТ-технологий; выступления, участие в научно-практических конференциях; участие в профессиональных конкурсах, в том числе предметных Олимпиадах для учителей; подготовка учащихся к олимпиадам и конкурсам; проектная деятельность и презентация результатов урочной и внеурочной деятельности; мастер-классы и предъявление методических достижений учительскому сообществу; участие в сетевых сообществах педагогов; самообразование, в том числе дистанционные курсы повышения квалификации и другие.

Слайд 9

Интеллектуальные школьные соревнования


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Подготовка к предметным олимпиадам Системная Интенсивная

Слайд 2

Системная подготовка к предметным олимпиадам организацию деятельности учащихся на уроке с использованием форм и приемов, направленных на индивидуализацию и дифференциацию работы с детьми; проведение факультативов и кружков по предмету; проведение предметных и тематических недель (неделя английского языка); интеллектуальные марафоны; организацию и помощь во внеурочной самостоятельной научно исследовательской и академической деятельности через школьное научно-исследовательское общество (НОУ); выступления на школьных и городских научно-практических конференциях; участие в интеллектуальных играх и конкурсах (к примеру, в конкурсе «Английский бульдог»); участие в международных программах; участие в школьных, городских и всероссийских предметных олимпиадах; участие в дистанционных олимпиадах.

Слайд 3

Принципы интенсивной подготовки Максимальная самостоятельность. Принцип активности знаний. Принцип опережающего уровня сложности. Анализ результатов прошедших олимпиад. Напутственное слово учителя. Принцип «ненасилия над психикой».

Слайд 4

Олимпиады для учителей Платные конкурсы и олимпиады Олимпиады как конкурс профессионального мастерства

Слайд 8

Метапредметная олимпиада «Московский учитель»

Слайд 9

Олимпиада «Учитель – профессионал»



Предварительный просмотр:

В настоящее время становится все более очевидным, что осуществление процессов модернизации образования требует актуализации личностного и профессионального потенциала педагогов.

Педагогическая деятельность, может быть, медленнее, чем другие сферы человеческой практики, но тоже претерпевает изменения. Сейчас намечены такие тенденции как компьютеризация, интернационализация, гуманизация образования, внедрение новых федеральных государственных образовательных стандартов. Есть такие школы-проекты, где и вовсе пытаются создать новое образовательное пространство. Современный педагог должен соответствовать новым требованиям и вписываться в усовершенствованные стандарты образования.

Саморазвитие и самосовершенствование педагога – обязательное условие реализации этих условий и стандартов. Саморазвитие и самообразование - процесс сознательной самостоятельной познавательной деятельности с целью совершенствования каких-либо качеств или навыков. Для того, чтобы учить кого-то, педагог не только отлично должен знать свой предмет и владеть эффективной методикой его преподавания, но и уметь ориентироваться в различных сферах жизни, быть культурным современным человеком.

Поэтому самосовершенствование педагога – это основной инструмент его профессионального и общественного роста.

В процессе самообразования педагог может использовать различные источники информации: изучение литературы, просмотр телепередач или видеороликов, прохождение курсов повышения квалификации, посещение семинаров и конференций, посещение занятий коллег с последующим обменом опытом и т. п. Интенсивное развитие информационных технологий меняет условия самообразования. Интернет с его возможностями общения по электронной почте, участия в чатах, форумах, мастер-классах, тематических видеоконференциях, семинарах способствует виртуальному объединению педагогов в решении вопросов самообразования.

На этом слайде представлены лишь некоторые Мотивы, побуждающие учителя к самообразованию:

Ежедневная работа с информацией. Готовясь к уроку, выступлению, родительскому собранию, классному часу, общешкольному мероприятию, олимпиаде и др. у учителя возникает необходимость поиска и анализа новой информации.

- Желание творчества. Учитель - профессия творческая. Творческий человек не сможет из года в год работать по одному и тому же пожелтевшему поурочному плану или сценарию, читать одни и те же доклады. Должно появляться новое, работа должна вызывать интерес и доставлять удовольствие.

Стремительный рост современной науки, особенно психологии и педагогики. В эпоху автомобилей негоже пользоваться телегой. Изменения, происходящие в жизни общества, в первую очередь отражаются на учениках, формируют их мировоззрение. Если не усваивать новую информацию, может сложиться образ учителя как несовременного человека.

Конкуренция. Не секрет, что многие родители, приводя ребёнка в школу, просят определить его в класс к "лучшему" учителю, предметнику или классному руководителю. Квалифицированный педагог в условиях описанной конкуренции имеет больше возможностей в отборе учащихся, определении нагрузки.

Общественное мнение. Учителю не безразлично, считают его "хорошим" или "плохим". Никто не хочет быть плохим учителем!

Материальное стимулирование. Наличие категории, премии, надбавки зависит от квалификации и мастерства учителя. Без постоянного усвоения новых знаний не добиться более продуктивной работы, которая, естественно, оплачивается выше.

Основные направления, в которых учитель должен совершенствоваться и заниматься самообразованием:

• Профессиональное  (предмет преподавания);

 • психолого-педагогическое (ориентированное на учеников и родителей);

 • методическое  (педагические технологии, формы, методы и приемы обучения);

  • информационно-компьютерные технологии;

 • охрана здоровья.

В современной образовательной системе созданы условия для повышения профессиональной компетентности учителя. Существуют различные формы и направления  повышения квалификации педагога в предметных областях и в направлении воспитательной работы.

Основные формы и направления повышения уровня профессионального мастерства:

  • курсы повышения квалификации различных образовательных учреждений самого разного содержания, объема часов, направленности;
  • курсы ИКТ-технологий как форма проверки и обучения ИКТ-компетентности учителя;
  • выступления, участие  в научно-практических конференциях;
  • участие в профессиональных конкурсах, в том числе предметных Олимпиадах для учителей;
  • подготовка учащихся к олимпиадам и конкурсам;
  • проектная деятельность и презентация результатов урочной и внеурочной деятельности;
  • мастер-классы и предъявление методических достижений учительскому сообществу в рамках методических объединений учителей-предметников и классных руководителей;
  • участие в сетевых сообществах педагогов;
  • самообразование, в том числе дистанционные курсы повышения квалификации и другие.

Итак, как уже было сказано, одной из форм организации деятельности по самообразованию педагога является участие в разного рода олимпиадах. Применительно к учителю можно рассмотреть этот аспект с двух сторон: с одной стороны это участие самого педагога в олимпиадах для учителей, с другой - подготовка обучающихся к олимпиадам различного уровня. Нам с вами привычнее второй аспект, когда мы готовим обучающихся к олимпиадам различного уровня, поэтому предлагаю начать с него.

У людей, имеющих отношение к школе, при слове «олимпиада» в голове вряд ли тут же возникает образ древнегреческих атлетов или милого олимпийского мишки. Все это уступает место интеллектуальным школьным соревнованиям. И интеллектуальные соревнования, проводимые наряду со спортивными, известны историкам с самых давних времен. В 1896 году в Афинах прошли возрожденные Пьером де Кубертеном спортивные олимпийские игры, а за десять лет до этого в 1886 году в России начали проводиться конкурсы по решению задач. Настоящее олимпиадное движение началось уже в СССР, когда в 1934 году в Ленинграде и в 1935 в Москве — были организованы первые математические олимпиады для школьников, которые с тех пор проводятся ежегодно.

Подготовка к предметным олимпиадам – одна из разновидностей работы с детьми, которая может проходить как на уроке, так и являться формой внеурочной деятельности. Кроме того, подготовка обучающихся к олимпиадам требует квалифицированной подготовки учителя, то есть готовя школьников к олимпиаде, учитель систематизирует и анализирует огромное количество информации, восполняет пробелы в том числе и в собственных знаниях, расширяет свой кругозор и уровень владения языком. Все это – неотъемлемая часть самосовершенствования в предмете. Таким образом, участие в олимпиадах – существенный мотив для самообразования учителя по предмету, т.к. для подготовки учащихся к участию в олимпиаде от учителя требуются более глубокие знания, чем материал школьного курса.

Подготовка к предметным олимпиадам делится на:

– системную (проводится в течение всего учебного года);

– интенсивную (проводится непосредственно перед олимпиадами).

Системная разновидность подготовки учащихся к олимпиадам по английскому языку включает в себя:

– организацию деятельности учащихся на уроке с использованием форм и приемов, направленных на индивидуализацию и дифференциацию работы с детьми (индивидуальных заданий, разноуровневых контрольных работ и заданий тестового характера, проектной деятельности по предмету, групповых форм работы, различных творческих заданий, вовлечения учащихся в самостоятельную познавательную и исследовательскую деятельность, дискуссий, диалогов, проведения уроков в нестандартной форме, обучающих игр и т.д.);

– проведение факультативов и кружков по предмету;

– проведение предметных и тематических недель (неделя английского языка);

– интеллектуальные марафоны;

– организацию и помощь во внеурочной самостоятельной научно-исследовательской и академической деятельности через школьное научно-исследовательское общество (НОУ);

– выступления на школьных и городских научно-практических конференциях;

– участие в интеллектуальных играх и конкурсах (к примеру, в конкурсе «Английский бульдог»);

–  участие в  международных программах;

– участие в школьных, городских и всероссийских предметных олимпиадах;

– участие в дистанционных олимпиадах.

При интенсивной подготовке учащихся к олимпиаде я придерживаюсь нескольких принципов.

1.Максимальная самостоятельность.

Самые прочные знания это те, которые добываются  собственными усилиями, в процессе работы с литературой при решении различных заданий. Данный принцип, предоставляя возможность самостоятельности учащегося, предполагает тактичный контроль со стороны учителя, коллективный разбор и анализ нерешенных заданий.

2.Принцип активности знаний.

Олимпиадные задания составляются так, что весь запас знаний находится в активном применении. Они составляются с учетом всех предыдущих знаний, в соответствии с требованиями стандарта образования и знаниями, полученными в настоящий момент. При подготовке к олимпиадам постоянно происходит углубление, уточнение и расширение запаса знаний. Исходя из этого, следует, что разбор олимпиадных заданий прошлых лет является эффективной формой подготовки учащихся для успешного участия в олимпиадах.

3. Принцип опережающего уровня сложности.

       Для успешного участия в олимпиаде необходимо вести подготовку по заданиям высокого уровня сложности. В этом заключается суть принципа опережающего уровня сложности, эффективность которого подтверждается результатами выступлений на олимпиаде. В психологическом плане реализация этого принципа придает уверенность учащемуся, раскрепощает его и дает возможность успешно реализоваться.

4. Анализ результатов прошедших олимпиад.

При анализе прошедших олимпиад вскрываются упущения, недостатки, находки, не учтенные в предыдущей деятельности, как учителя, так  и ученика. Этот принцип обязателен для учителя, так как он положительно повлияет на качество подготовки к олимпиаде. Но он так же необходим для учащихся, так как способствует повышению прочности знаний и умений, развивает умение анализировать не только успехи, но и недостатки.

5. Напутственное слово учителя.

    На последнем занятии перед олимпиадой необходимо поговорить с учащимися о тактике  выполнения  заданий на самой олимпиаде, настроить, убедить, что победителями все не бывают. «Главное не победа, главное - участие. Не надо волноваться, в олимпиаде принимают участие такие же ребята, как и вы. И все находятся в равных условиях, результат зависит только от тебя».

    За два-три дня лучше отказаться от решения заданий, чтобы не привести к психологическому утомлению организма и, как следствие, притуплению творческого потенциала. Во время этой паузы накапливаются резервы и желание добиться успеха на олимпиаде.

  6. Принцип «ненасилия над психикой».

Заключается в том, что нельзя ставить цель «Только победа». Результаты, которые будут достигнуты, зависят от работоспособности, интеллектуального развития, желания победить. Очень важно учитывать, что  при подготовке принцип «чем больше сложных заданий, тем лучше» неразумен. Я придерживаюсь «золотой» середины, чтобы не отбить желание у учащихся заниматься. Неприемлем  принцип «административного давления» с целью удержать ученика, заставить его участвовать в олимпиаде по предмету. Это не принесет должного результата.

Думаю, нет смысла слишком подробно останавливаться на подготовке обучающихся к олимпиадам различного уровня, поскольку все из нас занимаются этим на постоянной основе и имеют свою методическую систему.

Считаю целесообразным теперь остановиться на олимпиадах для педагогов. Здесь можно выделить две разновидности олимпиад: платные олимпиады для учителей (так же, как и для школьников), а также метапредметные олимпиады для учителей, которые не столь давно начали проводиться в различных регионах нашей страны.

Платные олимпиады для учителей.

Работая над темой сегодняшнего выступления, я решила найти ответ на вопрос: существуют ли олимпиады для учителей и насколько это распространено?

На просторах сети интернет существует большое количество сайтов, которые предлагают следующее: поучаствовать в блиц-олимпиаде по своему предмету или по методике преподавания и буквально через 10 минут получить именной диплом или сертификат, подтверждающий не только ваше участие, но и занятое место! Вот так выглядит главная страница одного из подобных сайтов. Организаторы уверяют, что прохождение подобного рода олимпиад для учителей не только позволит систематизировать весь ранее изученный материал, но также является несомненным плюсом при аттестации!

И, действительно, всего ничего – десять минут свободного времени, 99 рублей за сертификат и …. Вы – счастливый обладатель диплома НУЖНОЙ ВАМ СТЕПЕНИ, так как вы можете проходить задания олимпиад ДО НУЖНОГО ВАМ РЕЗУЛЬТАТА.

К сожалению, все подобные олимпиады – это, скорее всего, просто удачный маркетинговый ход, потому как данный сертификат не имеет никакой юридической силы и никоим образом не поможет вам при прохождении аттестации.

Второй вариант олимпиад для педагогов кажется мне наиболее приемлемым, но он, к сожалению, пока недостаточно сильно распространен – это метапредметные олимпиады для учителей. Среди примеров можно привести метапредметную олимпиаду «Московский учитель», которая проходит ежегодно с 2014 года.Московский учитель» 2018

25 августа — 30 сентября 2017 года — заочный тур олимпиады. Форма — дистанционная.
ноябрь 2017 — очный тур олимпиады.

В  метапредметной олимпиаде «Московский учитель» 2018  могут принять участие педагогические работники, реализующие основные общеобразовательные программы.

Для участия в метапредметной олимпиаде необходимо зарегистрироваться.  Кроме того, для регистрации необходим код приглашения, который размещён в системе СтатГрад. Код нужно узнать у администрации школы.

Задания олимпиады нестандартны и предполагают знание учителем своего предмета в его связи с другими учебными предметами, умение формировать универсальные учебные действия школьников и обучать ребят на основе фундаментальных межпредметных понятий.

Призёры и победители олимпиады получат дипломы и  право принять участие во втором этапе номинации «Учитель года» Московского городского профессионального конкурса педагогического мастерства и общественного признания «Педагог года Москвы – 2018».


Справочная информация
Метапредметная олимпиада «Московский учитель» проводится в Москве с 2014 года. Её цель – поддержка деятельности талантливых педагогов, которые обладают всеми необходимыми компетенциями для достижения высоких образовательных результатов учащихся.

Другой интересный пример – олимпиада для учителей, которую проводит НИПКиПРО (Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования ). Н. Е. Буланкина,

проф., доктор филос. наук,  

канд. пед. наук, зав. кафедрой

гуманитарного образования,

НИПКиПРО,

г. Новосибирск

Кафедра гуманитарногообразования приступила к реализации регионального

проекта — олимпиада „УЧИТЕЛЬ-ПРОФЕССИОНАЛ“ по предмету „английский язык“. Следует заметить, что опыта организации такого мероприятия среди педагогического сообщества у сотрудников кафедры на начало реализации проекта не было. Поэтому преподаватели в какой-то степени использовали свой предыдущий опыт

проведения олимпиад и конкурсов среди учащихся.

Прежде всего, на кафедре предметной группой был разработан документ, согласно которому регламентировался порядок участия и проведения  областной  олимпиады*.  Олимпиада проводилась в два этапа: заочный (проходил с 24.12.2015 г. по 1.02.2016 г.) и очный (длительностью 2 часа).

На первом (заочном) этапе олимпиады учителя присылали в электронном виде проект урока иностранного языка, который должен был быть представлен на преподаваемом языке в форме табличной технологической карты, а также языковыми материалами, на которых реализуются цели и задачи урока; задания к материалам должны были быть обязательно сформулированы.

На втором этапе все победители первого этапа (по количеству баллов в соответствии с критериями оценки олимпиадных работ**) прошли предметно-методическое тестирование. Тестирование включает 40 заданий. Задания носят следующий характер: множественный выбор, нахождение  соответствия,  конструирование ответа  из  представленных  элементов.  Итоги олимпиады были опубликованы на сайте НИПКиПРО: http://www.nipkipro.ru на странице кафедры гуманитарного образования. На втором эта-пе разработки проекта также было предложено информационное письмо, в котором были отражены основные позиции относительно сроков, содержания и требований к непосредственному участию учителя в олимпиаде.

В первой олимпиаде для учителей английского языка приняли участие 70 человек. Возрастной состав участников — от 22 до 40 лет. При этом абсолютное большинство участников —  учителя районных и сельских школ, учителей же городских школ среди участников было всего около 10 человек. Проведение первой олимпиады стало незабываемым событием и для преподавателей кафедры, и для всех участников-учителей общеобразовательных организаций.

Учителями было сказано немало добрых слов в адрес предметной комиссии, которая сделала все возможное, чтобы всем участникам было комфортно, а самое главное — полезно. Каждый попытался испытать себя, узнать, на что способен, куда стремиться, над чем еще работать.

Олимпиада стала интересным инструментом для  профессионального  самосовершенствования педагога в контексте социокультурных практик в Новосибирской области.

Резюмируя все вышесказанное, можно считать олимпиады и конкурсы для учащихся и учителей одной из форм самообразования и самосовершенствования. Смоленский институт развития пока не занимается проведением олимпиад для педагогов, но предлагает довольно широкий выбор методических конкурсов для учителей. Участие в них необязательно гарантирует вам победу, однако можно с уверенностью сказать, что участие в подобного рода мероприятиях обеспечит вам непрерывный процесс самообразования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Поэтапное профессиональное самосовершенствование педагога в работе с одаренными детьми.

Схема поэтапного  профессионального самосовершенствования педагога в работе с одаренными детьми...

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПЕДАГОГА

Профессиональное самосовершенствование педагога – это процесс, который направлен на повышение и развитие педагогических качеств, соответствие тем требованиям, которые ставит перед собой преподаватель....

«Профессиональное самосовершенствование педагога – новые горизонты творчества в системе дополнительного образования»

СЕМИНАР ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ТЕМЕ:«Профессиональное самосовершенствование педагога – новые горизонты творчества в системе дополнительного образования»      ...

Положение об индивидуальной траектории профессионального самосовершенствования педагога

Положение об индивидуальной траектории профессионального самосовершенствования педагога...

Мастер - класс «Методы профессионального самосовершенствования педагога»

    Цель: изменение отношения к себе, внимательного отношения к своим личностным потребностям, развитие позитивного мышления...

Управленческий проект «Проект «СоК-349» *- как способ мотивации профессионального развития и личностного самосовершенствования педагогов ОДОД» *СоК 349 (Содружество Коллективов)

Цель проекта: создание профессиональной команды педагогов.Задачи:Повышение личной эффективности профессиональной деятельностиПовышение коммуникационных навыков и навыков командной работыПреодоление ли...