Поэтапное профессиональное самосовершенствование педагога в работе с одаренными детьми.
статья по теме
Схема поэтапного профессионального самосовершенствования педагога в работе с одаренными детьми
Скачать:
Предварительный просмотр:
Схема поэтапного профессионального самосовершенствования педагога в работе с одаренными детьми
- Самоинформирование : изучение педагогико-методической литературы по вопросу «Одаренный ребенок».
- Программирование и планирование самовоспитательной деятельности.
- Самопобуждение и самоорганизаци .
Самоинформирование:
-курсовая подготовка в институтах повышения квалификации. Главное достоинство такой формы самообразования – возможность получения квалифицированной помощи от специалиста-преподавателя, а также возможность обмена опытом между коллегами. Недостатки: эпизодичность прохождения курсов; время проведения – в учебный период, что влечет большие изменения в режиме работы всей школы.
-получение второго высшего образования или второй специальности.
Главные достоинства такой формы самообразования: возможность выстраивать индивидуальную траекторию образования, т. к. структура большинства программ имеет модульный характер: одни обязательны для изучения, другие предполагают индивидуальный выбор; система "ученый-учитель", при которой обучение ведут ученые-специалисты. Недостатки:
нехватка у педагогов свободного времени; дороговизна обучения.
-дистанционные курсы повышения квалификации, конференции, семинары, олимпиады и конкурсы. Главные достоинства такой формы самообразования: возможность пройти их в удобное для педагогов время; возможность выбора темы по интересующим и наиболее актуальным для конкретного педагога вопросам.
-индивидуальная работа по самообразованию может включать в себя:
научно-исследовательскую работу по определенной проблеме; посещение библиотек, изучение научно-методической и учебной литературы; участие в педагогических советах, научно-методических объединениях; посещение уроков коллег, обмен мнениями по вопросам организации занятий, содержания обучения, методов преподавания; теоретическую разработку и практическую апробацию разных форм уроков, внеклассных мероприятий и учебных материалов. Однако, как бы ни был высок уровень способностей учителя к самообразованию, не всегда этот процесс реализуется на практике. Причины, которые чаще всего называют учителя, – отсутствие времени, стимулов, нехватка источников информации и др.
-сетевые педагогические сообщества – новая форма организации самообразования учителей. Сетевое педагогическое сообщество – это интернет-ресурс, созданный для общения единомышленников, педагогов различных регионов нашей страны, желающих поделиться опытом, поспорить, рассказать о себе, узнать нужную информацию. Сетевое сообщество открывает перед педагогами следующие возможности:
-использование открытых, бесплатных и свободных электронных ресурсов;
-самостоятельное создание сетевого учебного содержания; освоение информационных концепций, знаний и навыков; наблюдение за деятельностью участников сообщества. Главные преимущества этой формы самообразования: обмен опытом осуществляется между учителями-практиками; методическая помощь является персональной и адресной; попросить и получить консультацию можно в удобное для педагога время.
Технология самоорганизации самообразования педагогов может быть представлена в виде следующих этапов:
1-й этап – диагностический, который предусматривает создание определенного настроя на самостоятельную работу, анализ затруднений, постановку проблемы, изучение психолого-педагогической и методической литературы по выбранной проблеме, планирование и прогнозирование результатов. На этом этапе могут помочь анкеты "Оценка уровня готовности педагога к развитию" – для выявления способности учителя к саморазвитию и факторов, стимулирующих и препятствующих обучению, развитию и саморазвитию учителей в школе (приложение 1), а также примерное планирование этапов работы над темой самообразования (приложение 2).
2-й этап – практический, во время которого происходит накопление педагогических фактов, их отбор и анализ, проверка новых методов работы, постановка экспериментов. Практическая работа продолжает сопровождаться изучением литературы.
3-й этап – обобщающий. Происходит подведение итогов, оформление результатов по теме, презентация материалов на заседаниях методических объединений, педагогических советов.
4-й этап – внедренческий, на котором педагог в процессе дальнейшей работы использует собственный опыт, а также занимается его распространением.
Известна истина, что получение вузовского диплома – лишь старт, а не финиш. На каком бы этапе жизненного и профессионального пути ни находился учитель, он никогда не сможет считать свое образование завершенным, а свою профессиональную концепцию окончательно сформированной. Стать авторитетным – значит быть компетентным в вопросах, интересующих не только современного школьника, но и педагогическое сообщество.
Составляющие процесса самообразования педагога:
- Изучать и внедрять новые педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения
- Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом
- Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности
- Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики
- Систематически интересоваться событиями современной экономической, политической и культурной жизни
- Повышать уровень своей эрудиции, правовой и общей культуры
Виды деятельности, составляющие процесс самообразования, напрямую или косвенно способствующие профессиональному росту учителя:
• Систематический просмотр определенных телепередач
• Чтение конкретных педагогических периодических изданий
• Чтение методической, педагогической и предметной литературы
• Обзор в Интернете информации по преподаваемому предмету, педагогике, психологии, педагогических технологий
• Решение задач, упражнений, тестов, кроссвордов и других заданий по своему предмету повышенной сложности, или нестандартной формы
• Посещение семинаров, тренингов, конференций, уроков коллег
• Дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами
• Изучение современных психологических методик в процессе интерактивных тренингов
• Изучение иностранных языков, для чтения информации о достижениях мировой педагогики
• Систематическое прохождение курсов повышения квалификации
• Проведение открытых уроков для анализа со стороны коллег
• Организация кружковой и внеклассной деятельности по предмету
• Изучение информационно-компьютерных технологий
• Посещение предметных выставок и тематические экскурсии по предмету
• Общение с коллегами в школе, районе, городе и в Интернете.
• Ведение здорового образа жизни, занятия спортом, физическими упражнениями. Болезни – большое препятствие для профессионального роста.
На основании вышеперечисленных пунктов, конкретизировав наименования и названия, каждый педагог составляет личный план самообразования для профессионального роста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНАЯ КВАЛИФИКАЦИЯ ПЕДАГОГОВ ДЛЯ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ
Рекомендации по работе с одаренными детьми в школе...
Взаимосвязь семьи и школы в обучении и развитии одаренного ребенка. Роль социального педагога в работе с одаренными детьми.
Выступление на районном семинаре....
Система работы с одаренными детьми. Рекомендации педагогам по работе с одаренными детьми.
Рекомендации педагогам по работе с одаренными детьми....
Методические рекомендации педагогам по работе с одаренными детьми
Данный материал содержит методические рекомендации педагогам по работе с одаренными детьми...
Требования к профессиональной компетентности педагога при работе с одаренными детьми.
В профессиональном стандарте «Педагог» к необходимым умениям отнесена следующая функция: «Использовать и апробировать специальные подходы к обучению в целях включения в образовательн...
Буклет Рекомендации педагогам по работе с одаренными детьми
Буклет Рекомендации педагогам по работе с одаренными детьми...
Психологическая памятка педагогам по работе с одаренными детьми
Психологическая памятка педагогам по работе с одаренными детьми...