«Профессиональное самосовершенствование педагога – новые горизонты творчества в системе дополнительного образования»
методическая разработка на тему

Александрова Наталия Михайловна

СЕМИНАР ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ТЕМЕ:

«Профессиональное самосовершенствование педагога – новые горизонты творчества в системе дополнительного образования»

         В современных социокультурных условиях, в период смены парадигмы образования от знаниевой к компетентностной, приоритетными становятся профессиональное и личностное развитие.  Изменяется стратегическая направленность образования, оно должно перестать преимущественно, ориентироваться на передачу знаний (тем более что знания постоянно устаревают). Теперь целью должно стать овладение базовыми общекультурными и профессиональными компетенциями, из которых важнейшая роль принадлежит компетенциям, позволяющим самостоятельно находить и осваивать необходимые знания, формировать новые умения. В результате этих перемен особую актуальность приобретает проблема профессионального самосовершенствования. Современная образовательная ситуация требует от педагогов - практиков постоянного совершенствования их знаний и умений. Чтобы быть успешным, достичь вершин профессионального мастерства, иметь высокий рейтинг у учащихся, коллег, родителей педагог системы дополнительного образования детей должен постоянно стремиться к саморазвитию и повышению уровня своего мастерства.

Профессия предоставляет педагогу возможность реализовать себя в труде, познании, общественной жизни, деятельности, в отношениях, общении, связанных с выполнением должностных обязанностей. Не менее важно, что при этом происходит проверяемая практикой самооценка психологической и содержательно-технологической подготовленности к данной работе, сложившаяся в процессе профессионального образования и предшествующего опыта. Такая оценка стимулирует (должна стимулировать) самообразование и самосовершенствование специалиста, его карьерные и статусные намерения, овладение смежными областями знаний.

Доказано, что профессиональное самосовершенствование успешно протекает лишь при наличии у педагога внутреннего побуждения, искреннего стремления добиться более высоких результатов в работе через использование передовых педагогических технологий, нестандартных форм и методов организации взаимодействия участников образовательного процесса.

В свою очередь, способность к перестройке деятельности в соответствии с новыми требованиями современного общества возможна, если педагогический коллектив в целом проводит систематический анализ достоинств и недостатков своей деятельности, мониторинг качества образовательно-воспитательного процесса на основе диагностических исследований. Самостоятельные усилия по освоению достижений психолого-педагогической науки, передовой практики, совершенствование оценочной деятельности педагога и руководителей педагогического коллектива, позитивная мотивация педагогического труда, неформальное творческое содружество мастеров педагогического труда – вот те основные факторы, которые влияют на профессиональный рост и мастерство педагога. А творческая деятельность дает ему возможность развивать собственные силы путем выхода за рамки сложившихся стереотипов и на основе этого «продвинуть себя вперед». Именно творческая сторона деятельности является определяющей в процессе самосовершенствования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл na_seminar.docx127.42 КБ

Предварительный просмотр:

Структурное подразделение Детская школа искусств ГБОУ СОШ № 1 «ОЦ» ж.-д. ст. Шентала Самарской области

ОКРУЖНОЙ СЕМИНАР ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ТЕМЕ:

«Профессиональное самосовершенствование педагога – новые горизонты творчества в системе дополнительного образования»

Материалы  семинара  подготовила:

Осипова Н.М., методист

8

Шентала,  2014

Программа семинара

10.00-10.30 

Регистрация участников. Выставка методических материалов,  творческих работ учащихся. 

10.30-10.40 

Открытие семинара. Приветственное слово участникам семинара:

 - И.П. Альмендеева, директор ГБОУ СОШ № 1 «ОЦ» ж.-д. ст. Шентала;

 - А.В. Ярошенко, главный специалист  отдела организации образовательных ресурсов и реализации образовательных программ Северного управления министерства образования и науки Самарской области 

10.40-10.50 

Презентация: «Изменения в нормативно-правовом обеспечении в системе дополнительного образования» - Чернов Н.Т. руководитель СП ДШИ  ГБОУ СОШ № 1 «ОЦ»  ж.-д. ст. Шентала 

10.50-11.05 

Доклад-презентация: «Профессиональное самосовершенствование педагога – новые горизонты творчества в системе дополнительного образования» -  Осипова Н.М.  методист СП ДШИ ГБОУ СОШ № 1 «ОЦ»  ж.-д. ст. Шентала 

11.05-11.20 

Доклад-презентация: «Нужно верить в будущее, в себя и в детей, и тогда многое претворится уже сегодня!» - финалист областного конкурса «Сердце отдаю детям» 2013 г. Круглова Т.С. СП ДШИ ГБОУ СОШ № 1 «ОЦ»  ж.-д. ст. Шентала 

11.20-11.35 

Доклад-презентация: «Развитие художественно-творческих способностей у учащихся художественного отделения Детской школы искусств, через технику – пластилинографии» Кудряшова Н.А. педагог художественно-графического отделения СП ДШИ ГБОУ СОШ № 1 «ОЦ» ж.-д. ст. Шентала

11.35-11.55 Кофе-пауза

11.55-12.35 Открытый урок:  - «Сороки», фольклорный праздник, педагог Круглова Т.С.

12.35-13.10 

Концерт учащихся ДШИ 

13.10-13.25 

Круглый стол по итогам семинара 

ХОД СЕМИНАРА:

1.Организационный момент.

Регистрация участников, получают программку семинара и в подарок папку с блокнотом, ручкой и именным календарем ДШИ. Посещение выставки методических материалов,  творческих работ учащихся. 

Звучит спокойная музыка, участники  семинара занимают места.

2.Открытие семинара.

Приветственное слово директора ГБОУ СОШ № 1 «ОЦ» ж.-д. ст. Шентала

 И.П. Альмендеевой.

Тему и программу семинара называет главный специалист  отдела организации образовательных ресурсов и реализации образовательных программ Северного управления министерства образования и науки Самарской области А.В. Ярошенко.

 3.Выступления.

  • Об изменениях в нормативно-правовом обеспечении в системе дополнительного образования детей выступил Чернов Н.Т. руководитель СП ДШИ  ГБОУ СОШ № 1 «ОЦ»  ж.-д. ст. Шентала (презентация приложение 1).

  • Доклад-презентация: «Профессиональное самосовершенствование педагога – новые горизонты творчества в системе дополнительного образования» -  Осипова Н.М.  методист СП ДШИ ГБОУ СОШ № 1 «ОЦ»  ж.-д. ст. Шентала (презентация приложение 2).


         В современных социокультурных условиях, в период смены парадигмы образования от знаниевой к компетентностной, приоритетными становятся профессиональное и личностное развитие. (слайд 1) Изменяется стратегическая направленность образования, оно должно перестать преимущественно, ориентироваться на передачу знаний (тем более что знания постоянно устаревают). Теперь целью должно стать овладение базовыми общекультурными и профессиональными компетенциями, из которых важнейшая роль принадлежит компетенциям, позволяющим самостоятельно находить и осваивать необходимые знания, формировать новые умения. В результате этих перемен особую актуальность приобретает проблема профессионального самосовершенствования.

Современная образовательная ситуация требует от педагогов - практиков постоянного совершенствования их знаний и умений. Чтобы быть успешным, достичь вершин профессионального мастерства, иметь высокий рейтинг у учащихся, коллег, родителей педагог системы дополнительного образования детей должен постоянно стремиться к саморазвитию и повышению уровня своего мастерства.

Профессия предоставляет педагогу возможность реализовать себя в труде, познании, общественной жизни, деятельности, в отношениях, общении, связанных с выполнением должностных обязанностей. Не менее важно, что при этом происходит проверяемая практикой самооценка психологической и содержательно-технологической подготовленности к данной работе, сложившаяся в процессе профессионального образования и предшествующего опыта. Такая оценка стимулирует (должна стимулировать) самообразование и самосовершенствование специалиста, его карьерные и статусные намерения, овладение смежными областями знаний.

Доказано, что профессиональное самосовершенствование успешно протекает лишь при наличии у педагога внутреннего побуждения, искреннего стремления добиться более высоких результатов в работе через использование передовых педагогических технологий, нестандартных форм и методов организации взаимодействия участников образовательного процесса.

В свою очередь, способность к перестройке деятельности в соответствии с новыми требованиями современного общества возможна, если педагогический коллектив в целом проводит систематический анализ достоинств и недостатков своей деятельности, мониторинг качества образовательно-воспитательного процесса на основе диагностических исследований. (слайд 2)

Самостоятельные усилия по освоению достижений психолого-педагогической науки, передовой практики, совершенствование оценочной деятельности педагога и руководителей педагогического коллектива, позитивная мотивация педагогического труда, неформальное творческое содружество мастеров педагогического труда – вот те основные факторы, которые влияют на профессиональный рост и мастерство педагога. А творческая деятельность дает ему возможность развивать собственные силы путем выхода за рамки сложившихся стереотипов и на основе этого «продвинуть себя вперед». Именно творческая сторона деятельности является определяющей в процессе самосовершенствования. (слайд 3)

Главной целью деятельности руководителя нашей Детской школы искусств при управлении педагогическим коллективом является создание профессионально – личностной зоны успеха каждому сотруднику, повышение его заинтересованности в совершенствовании своего профессионального мастерства, проявлении творческой активности и духовного единения с обучающимися при опоре на комплекс индивидуальных особенностей педагога. А администрация школы способствует формированию у педагогов устойчивой потребности в самообразовании, старается  побуждать их к изучению новой информации и опыта, учить самостоятельно приобретать знания, создавать условия для их актуализации, творческого применения в различных ситуациях, приучать к самоанализу и самооценке. (слайд 4) В этой связи в нашей школе используются самые разнообразные формы организации самообразования:

  1. Специальная образовательная подготовка (получение высшего образования или второй специальности) три педагога,  работая в ДШИ получили заочно высшее образование по профилю деятельности (Латыпова И.Б., Енизеркин М.Г., Полякова Л.Г.), еще один педагог на данный момент учится (Круглова Т.С.). (слайд 5)
  2. Повышение квалификации (ежегодно составляется план прохождения КПК, педагоги проходят курсы по ИОЧ, дистанционные курсы, мастер-классы.) В прошлом учебном году руководитель и  зам. директора  прошли курсы по менеджменту (на слайде - таблица КПК за последние 3 года). В этом учебном году планируется провести на базе нашей школы курсы от СИПКРО по ИОЧ (ИБ и ВБ). (слайд 6)
  3. Индивидуальная самообразовательная работа с помощью:
    - средств массовой информации (выписываем газеты, журналы). (слайд 7-8)

- интернет-ресурсы (у школы есть свой сайт с нужными и интересными ссылками, педагог Кудряшова Н.А. имеют свою страничку в социальной сети работников образования, имеет публикации на международном образовательном портале «Мир учителя», планируем завести электронное портфолио педагогов). (слайд 9)

- музеев, выставок, театров, клубов, экскурсий (ежегодно педагоги посещают театр оперы и балета, драмтеатр, выставки ИЗОискусства, посещение ДШИ соседних районов). (слайд 10)

- общения с учеными, интересными людьми .

-осмысления передового опыта и обобщения собственной практической деятельности и т.д. (опытом педагоги делятся на методических объединениях, методических неделях. Каждый педагог имеет свою тему самообразования и свой творческий план).

Инновационная деятельность педагога дополнительного образования становится обязательным компонентом личной педагогической системы и приобретает избирательный исследовательский характер. Это предполагает переоценку педагогом своего профессионального труда, выход за пределы традиционной исполнительской деятельности и смену ее на проблемно-поисковую, рефлексивно-аналитическую, отвечающую запросам общества и создающую условия для самосовершенствования личности. В педагогическом коллективе возрастает потребность в новом педагогическом знании, изменении образовательных и социальных функций педагога. (слайд 11) Немаловажно, что педагоги нашей школы к инновационной деятельности всегда готовы, об этом свидетельствует проведенная среди педагогов анкета «Оценка готовности педагога к участию в инновационной деятельности» (на слайде результаты анкеты). (слайд 12) Со своими инновациями педагоги делятся на педагогических конференциях, конкурсах методических материалов и инновационных разработок, мастер-классах и семинарах (на слайде таблица участия педагогов и результаты).

А эффективной формой самореализации и самосовершенствования  педагогов являются фестивали, конкурсы профессионального мастерства. (слайд 13)

Педагог по классу «Баян» Енизеркин М.Г. является лауреатом 3 степени областного смотра-конкурса творческих коллективов педагогических работников «Учительская весна», в номинации «Инструментальное искусство», лауреатом зонального фестиваля профессионального  мастерства преподавателей учебных заведений Северного МРМЦ.

Педагог художественного отделения Азязова Е.А. участница областного смотра – конкурса творческих коллективов педагогических работников «Учительская весна», в номинации «ДПИ». Вместе с педагогом отделения хореографии Какаровой А.П. принимала участие в окружном конкурсе педагогического мастерства «Сердце отдаю детям». (слайд 14)

Молодой педагог отделения народно-хорового пения Круглова Т.С. за три года работы в ДШИ принимает активное участие в фестивалях и конкурсах профессионального мастерства (таблица ее конкурсов). В 2012 году она стала призером окружного конкурса (2 место) и в 2013 году областного конкурса педагогического мастерства работников дополнительного образования детей Самарской области «Сердце отдаю детям» в номинации «Молодые педагоги». Она активный участник и постоянная ведущая районных мероприятий, является членом молодежного парламента при собрании представителей м.р. Шенталинский. Своим опытом работы Татьяна Станиславовна поделится в своем выступлении и покажет занятие.

А у талантливых и профессиональных педагогов – успешные ученики! (слайд 15)

За годы работы школой было выпущено немало талантливых учащихся. Многие из них продолжили профессиональное музыкальное и художественное образование. В составе педагогов ДШИ есть бывшие выпускники: Латыпова И.Б, Енизеркин М.Г., Круглова Т.С. (слайд 16)

Детские коллективы и отдельно учащиеся нашей ДШИ являются постоянными участниками, лауреатами и призерами конкурсов и фестивалей различного уровня. Принимают участие и выходят победителями конкурса на присуждение именной премии Главы м.р. Шенталинский для одаренных детей и подростков. (слайд 17)

Художественно-графическое отделение: Кудряшова Н.А. и Азязова Е.А. От художественного отделения работает детское объединение на базе детского приюта «Надежда» (с. Романовка) (слайд 18)

Педагогу Кудряшовой Н.А.  выражена благодарность от ПГСГА за высокий уровень подготовки учащихся к вступительным экзаменам по специальности «Изобразительное искусство». (слайд 19)

Отделение народных инструментов: Латыпова И.Б., Енизеркин М.Г., Абикеев С.Р., Кудряшов С.И. (слайд). В прошлом учебном году на отделение открылся класс «Гитары», сформировался вокально-инструментальный ансамбль.

Мутыгуллин Ирек (слайд 20)

Отделение фортепиано: Костарева И.Г., Плужникова Т.И., Полякова Л.Г. С этого учебного года работают по программам на основе федеральных государственных требований. На отделение есть вокальный ансамбль академического пения «Гармония». (слайд 21)

Хореографическое отделение: Какарова А.П. Ансамбль «Улыбка» принимает активное участие в районных концертных мероприятиях. (слайд 22)

Отделение народно-хорового пения: Вот уже с 1992 года на отделение сформирован фольклорный ансамбль «Волужка». Основателем его была Чухаева Татьяна Ивановна. Ансамбль принимал участие во многих международных, всероссийских, областных, зональных конкурсах и фестивалях, неоднократно выходил победителем. Приемником Татьяны Ивановны стала ее ученица Круглова Т.С., у нее еще молодой состав «Волужки», но уже есть свои достижения. (слайд 23)

Художественно-эстетическое отделение на базе ООШ с. Салейкино: Федотова Наталья Анатольевна. (слайд 24)

Детские объединения:

 - Чувашский фольклор

  • Детский народный фольклорный ансамбль «Родничок» на базе СОШ с. Четырла (руководитель Мрясов Анатолий Васильевич) (слайд). Достижения (слайд 25-26)
  • Детские фольклорные ансамбли «Колокольчик» и «Подснежник» на базе ООШ с. Каменка (руководитель Толстов Александр Федорович) (слайд 27)
  • Детский фольклорный ансамбль «Жаворонок»  на базе СОШ с. Четырла (руководитель Алянгина Татьяна  Антоновна) (слайд 28)
  • Детский фольклорный ансамбль «Жемчужина» на базе ООШ с. Баландаево (руководитель Самуткина Ирина Владимировна) (слайд 29)

- объединения культурологической направленности

  • «Чувашская народная культура» на базе ООШ с. Каменка (руководитель Толстова Алевтина Михайловна)
  • «Мордовская народная культура» на базе ООШ с. Багана

Детский фольклорный ансамбль «Килейне» (руководитель Сидоров Сергей Васильевич) (слайд 30)

Татарский фольклор

  • Детский фольклорный ансамбль «Мизгел»  на базе СДК с. Денискино
    (руководитель Хабирова Рамиля Канифовна)
    (слайд 31)

В этом учебном году открыли два новых детских объединения: «Театральная студия» (педагог Рызыванова Лилия Абзалтеловна) и «Студия латино-американских танцев» (педагог Аксиньин Игорь Михайлович).

(слайд 32)

 Для создания доброжелательной и комфортной атмосферы, в которой каждый ребенок  мог бы ощутить себя необходимым и значимым наша школа использует  различные формы массовой воспитательной работы, в которых каждый воспитанник мог бы приобрести ценный социальный опыт, пробуя себя в разных ролях. (слайд 33) Подкрепить первоначальные действия по работе с детским коллективом помогает традиционно  проводимое мероприятие – «Посвящение в первоклассники». Дети в ходе мероприятия ближе знакомятся, вместе играют и поют, играют в интересные игры, но и конечно – получают подарки. Так же традиционными стали мероприятия: день художника, день танцев,  день матери, новый год, масленица, отчетный концерт и выпускной вечер. (слайд 34)  Очень сплачивают детский коллектив различные формы  выездных мероприятий: посещение ДШИ соседних районов, театр оперы и балета, драмтеатр, филармония, экскурсии, прогулки. 

(слайд 35) Еще хочется отметить, что в нашей школе налажено и тесное сотрудничество  с родителями. Родители обучающихся активно участвуют как в организации образовательного процесса, так во внеклассных мероприятиях.

(слайд 36) Свое выступление хочется закончить высказыванием русского историка Василия Осиповича Ключевского: «Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь».

Спасибо за внимание!

  • Доклад-презентация: «Нужно верить в будущее, в себя и в детей, и тогда многое претворится уже сегодня!» - финалист областного конкурса «Сердце отдаю детям» 2013 г. Круглова Т.С. СП ДШИ ГБОУ СОШ № 1 «ОЦ»  ж.-д. ст. Шентала (презентация приложение 3).

Здравствуйте уважаемые коллеги,  я Круглова Татьяна Станиславовна, педагог отделения народного хорового пения нашей Детской школы искусств.

Моя любовь  к музыке, к песне началась еще с детства. Моя мама любит петь и меня научила. По ее рассказам я уже с двух лет любила сочинять песни. Поступив в школу, я стала посещать школьный  фольклорный ансамбль «Жаворонок», а потом стала и его солисткой. Вот тогда и поняла, что больше всего на свете я люблю петь! Мне предложили учиться в Детской школе искусств, и я с удовольствием стала посещать отделение народного хорового пения и ансамбль народной песни «Волужка».

Мне очень нравится учиться музыке. Благодаря народной песне мир для меня стал еще прекрасней. Поэтому я не сомневалась в правильности выбора своей профессии. В 2010 году я закончила Самарский социально-педагогический колледж, музыкальное отделение. Вернулась в родные края, в любимую Детскую школу искусств. И теперь я работаю педагогом народного хорового отделения и являюсь руководителем ансамбля народной песни «Волужка».

Работая в ДШИ уже третий год, я с уверенностью могу сказать, для того чтобы стать педагогом – одного старания и желания мало. Не зря гласит народная мудрость: «Нет такой работы, которая не требует учебы». Поэтому сколько учу, столько учусь сама, зная, что одной рукой в ладони не хлопнешь.

Педагог должен хорошо знать природу ребенка, все нюансы его физиологического и психического развития в любой период его жизни, чтобы не причинять вреда своему воспитаннику.  Педагог должен стать образцом, он должен научиться пробуждать своим преподаванием соответствующие духовно-душевные процессы развития ребенка, способствовать этим процессам, уметь их корректировать. В этом направлении мне помогает учеба в Самарском филиале Московского городского педагогического университета, психолого-педагогического факультета.

Несомненно, работа педагога требует большой эрудиции. Если он может подняться выше в своих знаниях, то у него больше шансов на профессиональный успех. У такого педагога выше готовность постичь внутренний мир своих воспитанников, их интересы и потребности, вовлечь детей в ежедневное сотворчество. Для педагога, на мой взгляд, важно уметь чувствовать детей, понимать их духовный мир. Он должен сегодня не просто учить способам познания и преобразования окружающего мира, а, прежде всего, помочь ученику найти свою особенность, свой индивидуальный путь в образовательном и культурном пространстве этого мира. Я считаю, что миссия педагога в современном дополнительном образовании – особая. Она не в том, чтобы привести детей к заранее известным результатам, но в умении и готовности вместе с ним пройти «путь» познания, результаты которого не предопределены. В этом суть педагогики сотворчества.

Следуя зову детских потребностей, заботясь об удовлетворении душевных нужд воспитанников, педагог, как заботливый и чуткий садовник, знает, что делать, в чем и как помочь, и, идя, на встречу воспитаннику, привлекая его себе в союзники, своевременно и надежно помогает преодолевать жизненные препятствия, стать сильным, уверенным в себе, чтобы в нескором будущем «встать на собственные ноги».

Символом веры, стойким убеждением человека является жизненное кредо. Во что я верю? Я верю - каждый ребенок талантлив! Но, талантлив по своему. В настоящее время развитие творческой одаренности учащихся является одним из основных запросов, которые жизнь предъявляет к образованию. Для того чтобы успешно жить и действовать в современном мире, детям необходимо быть постоянно готовым к изменениям, сохраняя при этом свою неповторимость. И я уверенна: «Нужно верить в будущее, в себя и в детей, и тогда многое претворится уже сегодня!», звучит так мое педагогическое кредо.

Развитие творческой одаренности, раскрытие индивидуальности через создание специальным образом организованной творческой среды – в этом я вижу цель своей педагогической деятельности как педагога дополнительного образования. Достичь этой цели, я считаю, поможет Детская школа искусств, т.к. это настоящая школа познания, музыкального и эстетического воспитания.

На отделении народного хорового пения, педагогом которого я являюсь, учатся 15 учащихся в возрасте от 7 до 11 лет. В изучаемые дисциплины входят: сольфеджио, хор, вокал, народный танец и народная культура.

Исторические памятники прошлого воздействуют на человека, воспитывая в нем понимание непрерывной во времени цепи поколений, которые передают вновь пришедшим все самое ценное. Передача незаслуженно забытых ценных знаний народного наследия - это, прежде всего забота о культуре будущего, о наших потомках, об осознании их как связующего исторического звена поколений, утверждении в их сознании места своего «Я» в системе «семья - род - народ - человечество». Новое поколение,  как правило, живет уже в иных социальных условиях, и его задача - найти в богатом духовном наследии предыдущих поколений ту нить, которая позволит в новых условиях впитать в себя новые высокие этические, нравственные законы, лежащие в основе народной культуры, научит любить и ценить духовное богатство, ум, талант и мудрость народную.  

Важно, чтобы русская культура будущего не утратила своих родных корней, усваивая культуру других народов. В  этом призвана помочь дополнительная образовательная программа «Народная культура». Она составлена на основе адаптированной программы по предмету «Народная культура» Чухаевой Т.И., преподавателя МОУ ДОД ДШИ ст. Шентала, рецензирована. Изучение программы предполагает обращение не к одному иль некоторым видам искусства, а ко всему ее миру, имеющему сложное строение, поэтому преподнесение материала по предмету проводится взаимосвязано и комплексно.

Программа актуальна, поскольку является комплексной, вариативной, интегрированной, предполагает каждый вид работы на занятиях ориентировать на создание художественного образа через разные фольклорные жанры. Развитие музыкальных, художественно-творческих умений и нравственного становления учащихся, через понимание органической целостности народной культуры.

Программа разработана с учетом современных теорий и технологий, а так же возрастных и психофизиологических особенностей детей данных возрастов. Творческое участие в праздниках помогает пробуждать у детей генетическую память, развить художественный вкус, личные качества, воспитывается уважение к труду, традициям своего народа.

Со своими воспитанниками мы принимаем активное участие в концертах районного и школьного уровня. Выступали на областном семинаре в системе дополнительного образования, участвовали во всероссийском и областном конкурсе детских коллективов.

Моя ученица заняла первое место в окружной НПК «Первые шаги в науку».

Я очень люблю наблюдать за своими воспитанниками. Пытаюсь организовать для них разнообразную, творческую деятельность. Стараюсь создавать условия для самоутверждения, оказываю помощь в поисках и обретении ценностей и смысла жизни, создаю благоприятный нравственно-психологический климат в коллективе. Мне очень хочется, чтобы от взаимного общения светилась душа моих воспитанников. Тогда я смогу с гордостью сказать, что мой труд не пропал даром, значит наши уроки для них привлекательны.   Приятно видеть и то, что родители, вместе со своими детьми, участвуют в творческих конкурсах и праздниках. Замечательно, что они увлечены тем же, чем их ребенок, вместе с ним радуются и переживают.

 Я сама очень увлеченный и активный человек. Вот уже второй год являюсь членом молодежного парламента при собрании представителей муниципального района Шенталинский. Постоянная ведущая и соведущая мероприятий, проводимых в районе. Т.к. я еще и педагог – организатор в ДШИ, то ни одно праздничное и внеклассное мероприятие не проходит без моего участия. Принимаю активное участие в конкурсах, награждена  призовыми грамотами и дипломами (фото и таблица грамот и т.д.).

Мне нравится моя работа, нравится общаться с детьми и, не уставая, день за днем открывать для них окошко в большой мир искусства, культуры, музыки.

«Записки, письма, смс,

Мелькают в жизни маячки,

Смотрю восторженно я в след,

Как улетают светлячки.

Пойдем в поход встречать рассвет

Последний он для нас не спорю

Но солнечных лучей привет,

Наполнит все, я слез не скрою.

Я сердце детям отдала,

Забыв сомненья и тревоги.

Я лишь этап на их пути,

Но с направлением в дороге.

Свеченье глаз, улыбок хор,

И хочется творить мне снова.

В который раз звучит повтор

Мне грустно, я не мастер слова».

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!!

  • Доклад-презентация: «Развитие художественно-творческих способностей у учащихся художественного отделения Детской школы искусств, через технику – пластилинографии» Кудряшова Н.А. педагог художественно-графического отделения СП ДШИ ГБОУ СОШ № 1 «ОЦ» ж.-д. ст. Шентала (презентация приложение 4).

Добрый день! Я педагог художественно-графического отделения Кудряшова Наталия Алексеевна. Представляю вашему вниманию опыт своей работы по развитию художественно-творческих способностей у учащихся  художественного отделения детской школы искусств, через технику – пластилинографии.

Работая много лет с детьми, сталкиваюсь с такой проблемой – очень трудно заинтересовать ребят в творческой деятельности. Не раз встречала детей, которые имеют низкий уровень развития осязательной чувствительности и моторики пальцев и кистей рук, часто вижу гиперактивных ребят, да и малый процент родителей, которые не заинтересованы жизнью своих детей. Всё это подталкивает на то, как организовать свою творческую деятельность, которая воздействует на психоэмоциональное состояние ребёнка, тренировку усидчивости и трудолюбия,  развитие глазомера, мелкой моторики рук, на совместную работу с родителями.

      Всегда прибегаю к чему-то новому.

Центральным моментом моей работы по развитию творческих способностей является развитие у учащихся умения выделять и при помощи особых средств оформлять, воплощать в пластичном материале различные образы окружающего мира. Для развития творческой активности, пробуждения интереса к изобразительной деятельности, у учащихся художественно-графического отделения, я на протяжении уже более 10 лет использую нетрадиционную технику работы с пластилином – «Пластилинография». К тому же в нашем районе она никем больше не используется. Что же такое «Пластилинография?»

«Пластилинография» («графия» - создавать, изображать, «пластилин» - материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла). Принцип данной нетрадиционной техники заключается в создании лепной картины с изображением выпуклых, полуобъёмных объектов на горизонтальной поверхности. Если знать и использовать секреты пластилина, можно создавать не просто поделки, а настоящие картины из пластилина – от тонких, почти не отличимых от живописи полотен, до выпуклых барельефов

Во-первых, пластилин замечательно пластичен, он легко принимает любую форму, раскатывается, разминается и ложится на поверхность любым слоем.

Второе замечательное свойство – это вязкость, «прилипчивость».

Третий из секретов пластилина – цветность. Разнообразие цветов и оттенков выпускаемого пластилина само по себе дает широкие возможности, но этим пластилиновая «палитра» не ограничивается. При создании картины из пластилина к его цветам можно относиться так же, как к художественным краскам: различные цвета можно смешивать и получать новые, со всей гаммой промежуточных оттенков.

Четвертое его свойство – термолабильность. При нагревании (даже до температуры наших рук) пластилин легко размягчается, поэтому пальцы и ладони – главный инструмент при рисовании пластилином.

Однако, помимо ручной работы, в распоряжении множество инструментов для рисования пластилином: разнообразные стеки, зубочистки, любые рельефные поверхности, крышки от бутылок и т.д.

С техникой «Пластилинография» учащиеся знакомятся в подготовительной группе художественно-графического отделения ДШИ, затем продолжают изучать на отделении, как раздел лепки. Каждый «художник» выбирает для себя способ, который ему наиболее удобен, в этом заключается неповторимый почерк и индивидуальность «художника». Я разработала методический материал по техническим навыкам и приемам работы с пластилином с учетом современных теорий и технологий, а так же возрастных и психофизиологических особенностей учащихся к своей адаптированной  дополнительной образовательной программе «Пластилинография». При планировании тем, опиралась на времена года, праздники, интересы детей, соблюдение следующих принципов.

  1. Принцип развивающего обучения. «Обучение только тогда хорошо когда оно идет впереди  развития. Тогда оно пробуждает и вызывает к жизни целый ряд функций, находящихся в стадии созревания, лежащих в зоне ближайшего развития» (Л. С. Выгодский). Придерживаясь данного принципа, я стараюсь дать учащимся знания повышенного уровня, опережающие их развитие.
  2. Принцип воспитывающего обучения. Обучая технике «Пластилинография» воспитываю у учащихся – усидчивость, терпение, самостоятельность. Обучая технике пластилинографии, закрепляю у учащихся знания по цветовосприятию, развиваю эстетический вкус.
  3. Принцип свободы выбора.   Я предоставляю учащимся  возможность самим решить, как будет оформлена их картина, предоставляю им возможность выбрать подходящий на их взгляд материал. Может быть, поэтому все поделки получаются разными, красивыми, интересными. При использовании этого принципа особенно повышается интерес к активной творческой деятельности.
  4. Принцип личностно-ориентированного обучения заключается в признании ценности личности каждого ребенка и нацеленности обучения на раскрытие и развитие его индивидуальности, позволяет строить индивидуализированный подход к особо одаренным детям.

В соответствии с этим, научила  учащихся с различным уровнем творческого развития,  следующим важным умениям:

 - самостоятельно приобретать новые и творчески использовать имеющиеся знания;

 -  принимать самостоятельные и ответственные решения;

 - планировать свою деятельность, прогнозировать и оценивать ее результаты, т.е. рефлексировать свою деятельность;

 - строить с детьми отношения сотрудничества.

Работая по личностно-ориентированной методике, стремлюсь научить каждого ребенка ощущать себя частью коллектива, уважительно относиться к индивидуальным интересам и потребностям других детей.

  1. Принцип интеграции. Художественная деятельность взаимосвязана:

- с различными видами изобразительного искусства (жанрами живописи, графики, декоративно-прикладным искусством, скульптурой, архитектурой);

- с разными видами деятельности детей (рисование, аппликация, конструирование из бумаги, природного и бросового материала).

     6. Принцип обогащения сенсорно-чувственного опыта при экспериментировании с формой, цветом, при решении задач по созданию выразительных образов, знаний детей о мире вещей и природы, обогащение активного и пассивного словаря детей.

Предметный материал занятий представляет собой последовательность тщательно подобранных, постепенно усложняющихся изделий. Каждое новое изображение базируется на уже изученном, содержит знакомые формы и выполняется уже известными ребенку приемами, но при этом дополнено новыми, более сложными, еще не знакомыми ему элементами.

Основными средствами, которые я использую в работе, являются:

Художественные средства:

  • Пластичный материал (разноцветный пластилин).
  • Бросовый и природный материал.
  • Дополнительные предметы для декорирования изображений (бисер, бусины, фантики, палочки, трубочки, колпачки, стержни и др.).

Наглядные средства:

  • Коллекция иллюстраций, раскрасок, репродукции картин.
  • Таблицы с технологическими карточками способов лепки.
  • Образцы работ, фотографии.
  • Интернет ресурсы – ИКТ, для получения детьми ярких впечатлений от произведений искусств и расширения знаний и  впечатлений (слайд-шоу, презентации).

Технические средства:

  • Музыка.
  • Видеофильмы.
  • Слайд – шоу, презентации.

Применение этих средств в работе  позволяет повысить активность и внимание детей,  развить  их воображение и фантазию.

Техника пластилиновой графики в лепке уникальна. Дети с удовольствием придумывают новые, интересные темы для картин. Первые успехи обязательно вызывают у детей желание создавать композиции в собственном, самостоятельном творчестве, с удовольствием принимают участие  в конкурсах и побеждают, так как эта техника является необычной, привлекающей к себе внимание и интерес.

С опытом своей работы в данной технике  я делюсь на мастер-классах. В прошлом учебном году на областном семинаре по теме «Роль дополнительного образования в формировании поликультурной среды в условиях сельской местности» показала мастер-класс «Узоры народов Поволжья». В феврале этого года приняла участие в районном методическом объединении учителей технологии, ИЗО искусства и музыки, представив им мастер-класс «Натюрморт».

Проводимая мною работа на протяжении многих лет показывает, что системность и поэтапность деятельности с использованием нетрадиционной техники «Пластилинографии», способствуют формированию прочных изобразительных навыков и развитию творческих способностей у учащихся моего художественно-графического отделения, что отслеживается по педагогическому мониторингу,  четвертным, годовым и итоговым оценкам, результаты которого показывают:

  • Учащиеся с огромным желанием и интересом работают в технике «Пластилинография».
  • В работах детей преобладают новизна и оригинальность.
  • Учащиеся свободно экспериментируют с художественными материалами и инструментами.
  • У учащихся хорошо развиты сенсорные способности, композиционные навыки.
  • Хорошо развита координация рук, мелкая моторика.
  • Выполняют задания самостоятельно, без помощи педагога (самостоятельно выбирают тему, умеют планировать свою работу, выбирают выразительные средства изображения, доводят начатое дело до конца).

Я считаю, что развить способности – это, значит, вооружить ребенка способом деятельности, дать ему в руки ключ к развитию творческих способностей, создать условия для выявления и расцвета его одаренности.

А это работы моих учащихся! (выставка работ учащихся в технике «Пластилинография»).

4.Открытый урок.

Открытый урок:  - «Сороки», фольклорный праздник, педагог Круглова Т.С. (конспект урока –приложение 5)

5.Концерт учащихся ДШИ.

(фото с концерта – приложение 6)

6.Круглый стол.

Подведение итогов семинара. Приглашенные педагоги-коллеги делятся впечатлениями о прошедшем семинаре, замечания, предложения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое сообщение ПЕДАГОГИКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Нравственное воспитание детей и подростков одна из главнейших задач современной педагогики.          Эстетическое воспитание, в основе которого заложено ду...

"Профессиональная ориентация детей в процессе обучения изобразительному творчеству в системе дополнительного образования »

Статья описывает каким образом происходит профессиональная ориентация детей в студии изобразительного творчества "Мир фантазий" под руководством Мамаевой О.А....

Формирование практических и коммуникативных навыков у детей с РАС через обучение швейному делу и декоративно-прикладному творчеству в системе дополнительного образования.

Статья о возможности обучения детей с РАС в коллективе декоративно-прикладного творчества. Методы и приемы работы с особенными учащимися....

«Техничекое творчество в системе дополнительного образования».

Современная система дополнительного образования открывает ребенку дополнительные возможности для получения качественного образования. В настоящее время дополнительное образование, являясь неотъемлемой...

Духовно-нравственное воспитание учащихся средствами декоративно – прикладного творчества в системе дополнительного образования. Народные традиции

В методической разработке идет речь о необходимости приобщения детей к культурному наследию родного края , своей страны через изучение народных традиций  и освоение практики бисерного рукоделия....

Статья "Судомоделизм как элемент технического творчества в системе дополнительного образования"

Судомоделизм как элемент технического творчества в системе дополнительного образованияОбразовательная программа "Судомоделизм" предназначена для детей младшего, среднего и старшего возраста ...

Методическое пособие "Практикоориентированные подходы к организации личностного и профессионального самоопределения детей и подростков в системе дополнительного образования (из опыта работы МОУ ДО «Центр детского творчества» г.Надым)"

В настоящем пособии представлен опыт работы педагогического коллектива МОУ ДО «Центр детского творчества» г.Надым по организации личностного и профессионального самоопределения детей и под...