Доклад на тему "Образовательный процесс: роль урочной и внеурочной деятельности в формировании УУД обучающихся"
методическая разработка

Имангулова Амина Гумаргалеевна

Выступление на педагогическом совете МОБУ СОШ д. Саитовский

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_temu.docx21.53 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад на тему:

Образовательный процесс: роль урочной и внеурочной деятельности в формировании УУД обучающихся

                        Выполнила:

учитель русского языка

                             и литературы

                                            Имангулова Амина

                           Гумаргалеевна

МОБУ СОШ д.Саитовский

2018г.

Одним из важнейших преобразований в системе общего образования является введение федеральных государственных образовательных стандартов общего образования нового поколения (ФГОС), продиктованное необходимостью подготовки выпускников к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.

Универсальные учебные действия обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей обучающегося. В составе основных видов универсальных учебных действий выделяют четыре блока:

Личностный

Познавательный

Регулятивный

Коммуникативный

Главная цель педагогической деятельности учителя – это формирование личности, желающей и умеющей учиться. Учителю начальных классов необходимо сформировать у младшего школьника готовность и способность к саморазвитию, т.е. универсальные учебные действия. Для этого надо создать условия.

Первое  условие для успешного формирования УУД – педагогическая компетентность учителя. Этому можно научиться только при взаимодействии с коллегами:  быть готовым к восприятию инновационного опыта, понимать необходимость самообразования и самосовершенствования,  быть способным сотрудничать с коллегами, делясь своим опытом и перенимая опыт других учителей. 

Второе условие для успешного формирования УУД – включение обучающихся в активную учебную деятельность, правильная организация которой состоит в том, что учитель, опираясь на потребность и готовность школьников к овладению знаниями, умеет ставить перед ними на определенном материале учебную задачу, умело организует процесс выполнения обучающихся учебных действий (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка).

Третье условие – это диагностика обучающихся.

Способы реализации данного условия, следующие:

Технология проблемного диалога (по Е. Л. Мельниковой), которая базируется на системно-деятельностном подходе и обеспечивает создание основы для самостоятельного успешного  усвоения обучающимися новых знаний, компетенций, видов и способов деятельности. При этом постановку учебной проблемы и поиск решения осуществляют ученики  в ходе специально организованного учителем диалога.

При использовании на уроках активных форм работы с применением технологии деятельностного обучения, творческие способности учащихся будут развиваться на более высоком уровне, так как повысится интерес к предмету, сформируются ключевые компетенции, улучшится качество знаний по предметам.

Использование элементов технологии адаптивного обучения  позволяет варьировать обучение, осваивать  новые структуры урока, что формирует у учеников умение работать самостоятельно, осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль.

Также эффективный метод формирования УУД – групповое и парное обучение,которое предполагает высокую степень самостоятельности, инициативности обучающихся, формирует развитие социальных навыков школьников в процессе взаимодействий. Почему именно этот метод считается эффективным? Работу в группах мы начинаем с выработки основных правил. При этом должно достигаться:

- полное внимание к однокласснику;

- серьезное отношение к мыслям, чувствам других;

- терпимость, дружелюбие:

- никто не имеет права смеяться над ошибками товарища, т. к. каждый имеет «право на ошибку».

Все учащиеся должны принимать активное участие в обсуждении этих правил.Совместное выполнение заданий: разбор слова или предложения на уроке русского языка, решение задачи и т. п. — привлекает детей тем, что разрешаются и даже поощряются их коммуникативные действия: дети могут советоваться друг с другом, подсказывать, спорить, доказывать.

Применение  ИКТ  позволяет сделать процесс обучения  для детей более увлекательным и интересным. Ребята получают больше возможностей для развития логического и алгоритмического мышления, воображения и познания мира.

  Для формирования личностных универсальных учебных действий можно предложить следующие виды заданий:

- участие в проектах;

- подведение итогов урока;

- творческие задания;

- самооценка события, происшествия;

Для формирования познавательных универсальных учебных действий целесообразны следующие виды заданий:

- «Поиск лишнего»;

- "Лабиринты";

- «Упорядочивание;

- "Цепочки";

- хитроумные решения;

- составление схем-опор;

- работа с разного вида таблицами;

- работа со словарями;

Для формирования регулятивных универсальных учебных действий возможны следующие виды заданий:

- "Преднамеренные ошибки";

- поиск информации в предложенных источниках;

- взаимоконтроль;

- "Ищу ошибки";

- контрольный опрос на определенную проблему;

Для формирования коммуникативных универсальных учебных действий можно предложить следующие виды заданий:

- составь задание партнеру;

- отзыв на работу товарища;

- групповая работа по составлению кроссворда;

- "Отгадай, о ком говорим";

- диалоговое слушание (формулировка вопросов для обратной связи);

- "Подготовь рассказ...", "Опиши устно...", "Объясни..." и т. д.

Как же формируются УУД на уроках русского языка и литературы?

На уроках русского языка:

     Работа с текстом открывает возможности для формирования логических действий анализа, сравнения, установления причинно-следственных связей. Ориентация в морфологической и синтаксической структуре языка, усвоение правил строения слова и предложения, графической формы букв обеспечивает:

- развитие знаково-символических действий;

- замещения (например, звука буквой);

- моделирования (например, состава слова путем составления схемы);

- преобразования модели (видоизменения слова).

На уроках литературного чтения:

Обеспечивает формирование следующих универсальных учебных действий:

- смыслообразования через прослеживание «судьбы героя» и ориентацию обучающегося в системе личностных смыслов;

- самоопределения и самопознания на основе сравнения «Я» с героями литературных произведений посредством эмоционально-действенной идентификации;

- эмоционально-личностной на основе отождествления себя с героями произведения, соотнесения и сопоставления их позиций, взглядов и мнений;

- умения понимать контекстную речь на основе воссоздания картины событий и поступков персонажей;

- умения произвольно и выразительно строить контекстную речь с учетом целей коммуникации, особенностей слушателя;

- умения устанавливать логическую причинно-следственную связь событий и действий героев произведения;

- умения строить план с выделением существенной и дополнительной информации.

Какую же роль играют УУД во внеурочной деятельности?

  1. УУД становится источником внутреннего развития школьника, и формирования его личностных качеств;
  2. Развитие интеллектуальных, творческих, организаторских способностей школьников;
  3. Приобретение детьми социального опыта, создание условий максимально раскрывающих эти способности.

Этапы организации внеурочной деятельности школьников.

  1. Исследование по выявлению интересов и склонностей обучающихся
  2. Общешкольная программа внеурочной деятельности
  3. Программы внеурочной деятельности классных руководителей;
  4. Расписание внеурочной деятельности.

На основе сформированности УУД получаем портрет ученика, соответствующий требованиям ФГОС.

- любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;

- владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;

- готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;

- доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ПРОЕКТНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРАЦИИ УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Инновационный педагогический проект, представленный на региональный конкурс научно-исследовательских работ педагогов "Грани педагогического исследования"         ...

Методическая система "Интеграция урочной и внеурочной деятельности как средство формирования ключевых компетенций обучающихся в сельской малокомплектной школе"

В методической системе содержится обоснование её разработки, цели и задачи, основные теоретические и методические идеи, инструментарий, образовательные эффекты....

Формирование духовно-нравственных ценностей обучающихся в урочной и внеурочной деятельности

В статье описывается опыт работы по реализации программы духовно-нравственного развития учащихся школы....

Статья "Интеграция урочной и внеурочной деятельности в формировании безопасной образовательной среды"

Рассмотрена сущность безопасности образовательной среды, определены факторы, влияющие на её безопасность. Предложены механизмы интеграции урочной и внеурочной деятельности в рамках формирования безопа...

Доклад "Развитие речи обучающихся через урочную и внеурочную деятельность"

Проблема эффективной речи особенно важна сегодня, когда растёт значение правильного, убедительного слова. Современная  школа  должна подготовить человека думающего и чувствующего, ...

Доклад "Формирование финансовой грамотности в Математике ( в урочной и внеурочной деятельности)"

В этой статье показана необходимость и возможность формирования у учащихся финансовой грамотности при изучении математики.Ключевые слова: финансы, финансовая культура, финансо...