Доклад на тему "Образовательный процесс: роль урочной и внеурочной деятельности в формировании УУД обучающихся"
методическая разработка
Выступление на педагогическом совете МОБУ СОШ д. Саитовский
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_na_temu.docx | 21.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад на тему:
Образовательный процесс: роль урочной и внеурочной деятельности в формировании УУД обучающихся
Выполнила:
учитель русского языка
и литературы
Имангулова Амина
Гумаргалеевна
МОБУ СОШ д.Саитовский
2018г.
Одним из важнейших преобразований в системе общего образования является введение федеральных государственных образовательных стандартов общего образования нового поколения (ФГОС), продиктованное необходимостью подготовки выпускников к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.
Универсальные учебные действия обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей обучающегося. В составе основных видов универсальных учебных действий выделяют четыре блока:
Личностный
Познавательный
Регулятивный
Коммуникативный
Главная цель педагогической деятельности учителя – это формирование личности, желающей и умеющей учиться. Учителю начальных классов необходимо сформировать у младшего школьника готовность и способность к саморазвитию, т.е. универсальные учебные действия. Для этого надо создать условия.
Первое условие для успешного формирования УУД – педагогическая компетентность учителя. Этому можно научиться только при взаимодействии с коллегами: быть готовым к восприятию инновационного опыта, понимать необходимость самообразования и самосовершенствования, быть способным сотрудничать с коллегами, делясь своим опытом и перенимая опыт других учителей.
Второе условие для успешного формирования УУД – включение обучающихся в активную учебную деятельность, правильная организация которой состоит в том, что учитель, опираясь на потребность и готовность школьников к овладению знаниями, умеет ставить перед ними на определенном материале учебную задачу, умело организует процесс выполнения обучающихся учебных действий (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка).
Третье условие – это диагностика обучающихся.
Способы реализации данного условия, следующие:
Технология проблемного диалога (по Е. Л. Мельниковой), которая базируется на системно-деятельностном подходе и обеспечивает создание основы для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, компетенций, видов и способов деятельности. При этом постановку учебной проблемы и поиск решения осуществляют ученики в ходе специально организованного учителем диалога.
При использовании на уроках активных форм работы с применением технологии деятельностного обучения, творческие способности учащихся будут развиваться на более высоком уровне, так как повысится интерес к предмету, сформируются ключевые компетенции, улучшится качество знаний по предметам.
Использование элементов технологии адаптивного обучения позволяет варьировать обучение, осваивать новые структуры урока, что формирует у учеников умение работать самостоятельно, осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль.
Также эффективный метод формирования УУД – групповое и парное обучение,которое предполагает высокую степень самостоятельности, инициативности обучающихся, формирует развитие социальных навыков школьников в процессе взаимодействий. Почему именно этот метод считается эффективным? Работу в группах мы начинаем с выработки основных правил. При этом должно достигаться:
- полное внимание к однокласснику;
- серьезное отношение к мыслям, чувствам других;
- терпимость, дружелюбие:
- никто не имеет права смеяться над ошибками товарища, т. к. каждый имеет «право на ошибку».
Все учащиеся должны принимать активное участие в обсуждении этих правил.Совместное выполнение заданий: разбор слова или предложения на уроке русского языка, решение задачи и т. п. — привлекает детей тем, что разрешаются и даже поощряются их коммуникативные действия: дети могут советоваться друг с другом, подсказывать, спорить, доказывать.
Применение ИКТ позволяет сделать процесс обучения для детей более увлекательным и интересным. Ребята получают больше возможностей для развития логического и алгоритмического мышления, воображения и познания мира.
Для формирования личностных универсальных учебных действий можно предложить следующие виды заданий:
- участие в проектах;
- подведение итогов урока;
- творческие задания;
- самооценка события, происшествия;
Для формирования познавательных универсальных учебных действий целесообразны следующие виды заданий:
- «Поиск лишнего»;
- "Лабиринты";
- «Упорядочивание;
- "Цепочки";
- хитроумные решения;
- составление схем-опор;
- работа с разного вида таблицами;
- работа со словарями;
Для формирования регулятивных универсальных учебных действий возможны следующие виды заданий:
- "Преднамеренные ошибки";
- поиск информации в предложенных источниках;
- взаимоконтроль;
- "Ищу ошибки";
- контрольный опрос на определенную проблему;
Для формирования коммуникативных универсальных учебных действий можно предложить следующие виды заданий:
- составь задание партнеру;
- отзыв на работу товарища;
- групповая работа по составлению кроссворда;
- "Отгадай, о ком говорим";
- диалоговое слушание (формулировка вопросов для обратной связи);
- "Подготовь рассказ...", "Опиши устно...", "Объясни..." и т. д.
Как же формируются УУД на уроках русского языка и литературы?
На уроках русского языка:
Работа с текстом открывает возможности для формирования логических действий анализа, сравнения, установления причинно-следственных связей. Ориентация в морфологической и синтаксической структуре языка, усвоение правил строения слова и предложения, графической формы букв обеспечивает:
- развитие знаково-символических действий;
- замещения (например, звука буквой);
- моделирования (например, состава слова путем составления схемы);
- преобразования модели (видоизменения слова).
На уроках литературного чтения:
Обеспечивает формирование следующих универсальных учебных действий:
- смыслообразования через прослеживание «судьбы героя» и ориентацию обучающегося в системе личностных смыслов;
- самоопределения и самопознания на основе сравнения «Я» с героями литературных произведений посредством эмоционально-действенной идентификации;
- эмоционально-личностной на основе отождествления себя с героями произведения, соотнесения и сопоставления их позиций, взглядов и мнений;
- умения понимать контекстную речь на основе воссоздания картины событий и поступков персонажей;
- умения произвольно и выразительно строить контекстную речь с учетом целей коммуникации, особенностей слушателя;
- умения устанавливать логическую причинно-следственную связь событий и действий героев произведения;
- умения строить план с выделением существенной и дополнительной информации.
Какую же роль играют УУД во внеурочной деятельности?
- УУД становится источником внутреннего развития школьника, и формирования его личностных качеств;
- Развитие интеллектуальных, творческих, организаторских способностей школьников;
- Приобретение детьми социального опыта, создание условий максимально раскрывающих эти способности.
Этапы организации внеурочной деятельности школьников.
- Исследование по выявлению интересов и склонностей обучающихся
- Общешкольная программа внеурочной деятельности
- Программы внеурочной деятельности классных руководителей;
- Расписание внеурочной деятельности.
На основе сформированности УУД получаем портрет ученика, соответствующий требованиям ФГОС.
- любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
- владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
- готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
- доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ПРОЕКТНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРАЦИИ УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Инновационный педагогический проект, представленный на региональный конкурс научно-исследовательских работ педагогов "Грани педагогического исследования" ...
Методическая система "Интеграция урочной и внеурочной деятельности как средство формирования ключевых компетенций обучающихся в сельской малокомплектной школе"
В методической системе содержится обоснование её разработки, цели и задачи, основные теоретические и методические идеи, инструментарий, образовательные эффекты....
Формирование духовно-нравственных ценностей обучающихся в урочной и внеурочной деятельности
В статье описывается опыт работы по реализации программы духовно-нравственного развития учащихся школы....
Статья "Интеграция урочной и внеурочной деятельности в формировании безопасной образовательной среды"
Рассмотрена сущность безопасности образовательной среды, определены факторы, влияющие на её безопасность. Предложены механизмы интеграции урочной и внеурочной деятельности в рамках формирования безопа...
Доклад "Развитие речи обучающихся через урочную и внеурочную деятельность"
Проблема эффективной речи особенно важна сегодня, когда растёт значение правильного, убедительного слова. Современная школа должна подготовить человека думающего и чувствующего, ...
Доклад "Формирование финансовой грамотности в Математике ( в урочной и внеурочной деятельности)"
В этой статье показана необходимость и возможность формирования у учащихся финансовой грамотности при изучении математики.Ключевые слова: финансы, финансовая культура, финансо...
Методические рекомендации по выработке ЕНГО по заданиям ФИПИ средствами темы « Методы биологических исследований» в образовательном процессе в урочной и внеурочной деятельности
Данный материал может быть использован на уроках биологии ,на консультациях при подготовке к ОГЭ...