Выступление на МО
статья
Формирование исследовательских умений у учащихся на уроках математики
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_mo_9.04.2019_1.docx | 15.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование исследовательских умений у учащихся на уроках математики
В формировании многих качеств, необходимых успешному современному человеку, может большую роль сыграть школьная дисциплина - математика. Перед преподаванием математики в школе кроме общих целей обучения стоят ещё свои специфические цели, определяемые особенностями математической науки. Одна из них - это формирование и развитие математического мышления. Это способствует выявлению и более эффективному развитию математических способностей школьников, подготавливает их к творческой деятельности вообще и к математике с ее многочисленными приложениями в частности.
Если ученику не интересно, то он смотрит на математику как на предмет, по которому он должен получить сколько-то зачетов и который он постарается забыть сразу же после сдачи экзамена. Но если он обнаружит, что математическая задача столь же увлекательна, как кроссворд, и что напряженная умственная работа может быть столь же желанной, что и стремительный теннис, то изведав удовольствие от занятия математикой, он забудет ее нескоро. Когда ребенок получает удовольствие от своей работы? Когда он сам что-то обнаружил, увидел, сделал…
В формировании многих качеств, необходимых успешному современному человеку, может большую роль сыграть школьная дисциплина - математика. На уроках математики школьники учатся рассуждать, доказывать, находить рациональные пути выполнения заданий, делать соответствующие выводы. Общепризнанно, что «математика - самый короткий путь к самостоятельному мышлению», «математика ум в порядок приводит» как отмечал Михаил Васильевич Ломоносов. Современная отечественная педагогика и психология разрабатывают новые образовательные технологии, построенные на исследовательском поиске ребенка в процессе обучения.
Математика в отличие от большинства других преподаваемых в школе дисциплин имеет предметом своего изучения не непосредственно вещи, составляющие окружающий нас внешний мир, а количественные отношения и пространственные формы, свойственные этим вещам. Этой особенностью математической науки в первую очередь объясняются те хорошо известные методические трудности, которые неизбежно встают перед преподавателем математики и которых почти не знают преподаватели других наук: перед учителем математики стоит нелегкая задача -- преодолеть в сознании учеников возникающее со стихийной неизбежностью представление о "сухости", формальном характере, оторванности этой науки от жизни и практики.
Таким образом, учителю математики предоставляется уникальная возможность - пробудить интерес и любопытство учащихся, предлагая им задачи, соразмерные их знаниям.
При составлении календарно-тематических планов в начале учебного года, целесообразно выделить темы, которые будут вынесены на «исследование», распределить их по уровню сложности, изучить и проанализировать возможностей учащихся, список источников, пошаговое выполнения проекта.
Рассмотрим таблицу, в которой отражен процесс формирования исследовательских навыков на уроках математики
Полноценное выполнение исследовательского задания требует тщательной подготовки соответствующего методического обеспечения. Не секрет, что на практике многие школьники в погоне за результатом не проходят все этапы исследовательской работы, не выполняют достаточного числа испытаний, ограничиваясь одним-двумя, не заботятся о необходимых записях полученных значений, не находят нужного способа систематизации фактического материала. Выдвижение гипотез происходит спонтанно, без должного обоснования, их проверка зачастую не производится вообще, а попытки доказательства оканчиваются нередко неудачей.
Урок математики, на котором применяется исследовательский метод, содержит:
· Ситуацию успеха (ученикам предлагается задание, которое он решает без затруднений);
· Ситуацию затруднения (ощущения проблемы). Ученикам предлагается задача, похожая на предыдущие, но решить до конца они ее не могут, так как не имеют необходимых знаний;
· Постановку учебной проблемы. Учащиеся, осознав проблему, проговаривают ее и говорят, каких им знаний не хватает, для того, чтобы решить задачу, выдвигают гипотезы о возможных путях решения задачи;
· Решение учебной проблемы. Если предложено несколько путей решения проблемы, то возможно деление на группы;
· Презентация проекта исследовательской деятельности членами каждой группы (проблема - гипотеза - задачи группы - пути решения проблемы - выводы).
В математике исследование - образ мышления, исследование должно быть доступно ученику. Задача учителя создать условия, при которых ученик мог бы применять новые знания в незнакомой нестандартной ситуации.
В заключение нужно отметить, что формирование навыков исследовательской деятельности в преподавании математики является залогом высокого уровня знаний учащихся по предмету
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление участников секции «Физика» на Выступление участников секции «Физика» на открытии гимназического интеллектуального клуба «Олимп»
Выступление участников секции «Физика» на открытии гимназического интеллектуального клуба «Олимп»....
Мои выступления. Выступление на конкурсе "Учитель года 2015". Выступления в школе
24 декабря 2014 г. выступала с докладом "Обобщение опыта работы".В 2012 г я выступала на пед.совете и учредительном совете с докладом на тему: Эффективное применение на у...
Выступление С.И. Назаровой на нижегородской областной педагогической конференции "Наша новая школа: через развитие педагогического потенциала к поддержке талантливой молодежи". Тема выступления "Новая школа-новые задачи"
Данное выступеление было заслушено участниками нижегородской областной педагогической конференцией, проходившей 29 сентября 2010 года в г. Н. Новгороде (концертный зал "Юпитер" Торгово-промышленн...
"Практическая риторика. Публичное выступление" - урок (4 часа) Видеоурок "Информационное выступление" сайт для скачивания http://www.ssyoutube.com/v/BUVfAuIKX_Q&rel=0&fs=1
Урок знакомит учащихся с риторикой, известными ораторами древности; даёт возможность расширить представление о публичном выступлении и его структуре, о видах выступлений и требованиях к ни...
Выступление на Районном семинаре «Роль дополнительного образования в творческом развитии учащихся». Тема выступления «Аэродизайн для младших школьников в сфере дополнительного образования».
Аэродизайн – это создание фигур и композиций из воздушных шаров, а также дизайн интерьеров и экстерьеров воздушными шарами.Воздушный шар живёт ярко и легко и … недолго. Как цветы, в своей одухотворённ...
Выступление на августовской учительской конференции 27.08.2015. Тема выступления "Проектная деятельность как средство формирования метапредметных результатов"
В современном мире, идущем по пути глобализации, способность быстро адаптироваться к условиям международной конкуренции становится важнейшим фактором успешного и устойчивого развития страня. Следовате...
Выступление на городской конференции «Инновационные технологии в образовании», выступление на заседании круглого стола.
Одно из главных направлений работы школы – создание условий для оптимального развития одаренных детей, включая тех, чья одаренность в настоящий момент может быть еще не проявившейся, а также про...