Способы и пути достижения воспитателем ГПД профессиональной ИКТ- компетентности
статья

Без знаний и умений применять информационно-компьютерные технологии в образовательном процессе современному российскому педагогу работать уже невозможно. Профессиональная ИКТ-компетентность – квалифицированное использование общераспространенных в данной профессиональной области в развитых странах средств ИКТ при решении профессиональных задач там, где нужно, и тогда, когда нужно.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon competentnost.doc32 КБ

Предварительный просмотр:

РОГОЗИНА К. В.

СПОСОБЫ И ПУТИ ДОСТИЖЕНИЯ УЧИТЕЛЕМ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИКТ- КОМПЕТЕНТНОСТИ

        Без знаний и умений применять информационно-компьютерные технологии в образовательном процессе современному российскому педагогу работать уже невозможно. В профессиональном стандарте сказано, что педагог обязан владеть ИКТ-компетенциями. В Приложении 1 приведены подробные разъяснения в отношении ИКТ-компетенций, основанных на Рекомендациях ЮНЕСКО «Структура ИКТ- компетентности учителей» (2011).

Профессиональная ИКТ-компетентность – квалифицированное использование общераспространенных в данной профессиональной области в развитых странах средств ИКТ при решении профессиональных задач там, где нужно, и тогда, когда нужно [1]. В профессиональном стандарте также указаны способы и пути достижения учителем профессиональной ИКТ- компетентности.

 Одним из факторов достижения педагогом профессиональной ИКТ- компетентности является наличие у него потребности и начальное освоение педагогом базовой ИКТ-компетентности в системе повышения квалификации с аттестацией путем экспертной оценки его деятельности. Но  даже при наличии потребности и мотивации у педагога попасть на такой курс в ИМЦ  района или в РЦОКОиИТ и пройти его очень сложно.  Факторов как объективных, так и субъективных достаточно много.

 Я считаю, что курсы по освоению педагогом начальной базовой ИКТ-компетентности должны быть организованы при школах  в удобное для учителя время без отрыва от производства, что сократит временные и физические затраты. Помочь овладеть начальной базовой ИКТ-компетентностью учителям смогут учителя информатики, учителя-тьюторы данной школы, приглашенные специалисты в рамках ОДОД. Занятия могут быть как групповые, так и индивидуальные. Группы могут формироваться как из учителей данной школы, так  и близлежащих школ. Группы должны набираться дважды за учебный год, так как курс должен быть интенсивным. Программа курса должна соответствовать перечню ИКТ-компетенций, указанных в стандарте.  По окончании курса учитель дает открытое занятие или серию занятий, где демонстрирует на практике знания и умения, полученные при обучении. Сертификат об окончании курса должен иметь официальный статус и засчитываться при аттестации педагога.

Средства ИКТ развиваются, поэтому и набор ИКТ компетенций должен  быть динамически изменяемым. Следовательно, возникает потребность в постоянном повышении ИКТ квалификации. «Продвинутые» педагоги могут самостоятельно повышать свой уровень ИКТ-компетенций следующими способами:

1)        Дистанционное обучение на массовых открытых онлайн курсах. Например,  дистанционный курс «Информационная и медийная грамотность учителя в рамках реализации профессионального стандарта педагога» (MOOC МИГ) был создан, чтобы помочь учителю разобраться с требованиями профстандарта, усовершенствовать свои ИТ-навыки и освоить новые. Информация о курсе была размещена на сайте программы Intel «Обучение для будущего», курсы проводились со 2 июня по 20 июля 2014 года.

2)        Обучение на курсах профессиональных  сетевых педагогических сообществ.

    Например,   в рамках программы Intel® «Обучение для будущего» для самостоятельного обучения предлагаются курсы из серии “Элементы” -"Модель «1 ученик - 1 компьютер»: мотивация учащихся", "Критическое мышление при работе с данными» и др. Курсы предназначены для учителей с любым уровнем технической подготовки. Никакие особые условия не требуются, курсы можно проходить в любой последовательности.

3) Участие в работе  профессиональных  сетевых педагогических сообществ. Например, педагог должен иметь аккаунты в педагогических сообществах и принимать активное участие в обсуждении проблем образования, помогать в самообразовании другим педагогам, участвовать в сетевых проектах, педагогических флешмобах и др.

4) Участие в конференциях, посвященных ИКТ в образовании. Например,  ежегодные  международные конференции «Информационные технологии для Новой школы», которые организует и проводит РЦОКОиИТ. В рамках конференции организуются тематические секции, круглые столы, мастер-классы, выездные конференции.

Таким образом, педагоги с разным уровнем владения ИКТ могут повышать свою ИКТ-компетентность и соответствовать  профессиональному стандарту педагога.

На данный момент «сетевая жизнь» педагога (его участие в профессиональных педагогических сообществах, обучение на дистанционных курсах, разработка сетевых проектов или участие в них, участие в заочных  и очных  педагогических конференциях) рассматривается, как хобби учителя и не оценивается как путь повышения ИКТ-компетентости.

Ссылки

1. http://минобрнауки.рф/документы/3071 - Профессиональный стандарт педагога

2. http://education-events.ru/2014/07/28/olga_miheeva-about-development-of-mooc/

3. https://edugalaxy.intel.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

психологическое занятие с элементами тренинга для старшеклассников "Пути достижения жизненных целей"

Данный тренинг направлен на осознание учащимися   жизненных целей и путей их достижения. Тренинг проводится в  форме круглого стола.Это занятие можно использовать как на классных часах...

Развитие коммуникативных компетентностей школьников как путь социальной адаптации и профессионального самоопределения

В данной статье подробно рассмотрены способы развития коммуникативных компетентностей школьников....

Предметно-языковая интеграция как средство достижения высокого уровня иноязычной коммуникативной компетентности

Статья представляет  практический опыт использования межпредметной интеграции в области предметов "Английский язык" и "Технология" для повышения уровня коммуникативной компете...

Педагогическое эссе "Мой путь от воспитателя к руководителю и к... учителю"

Данной работой хочу подчеркнуть значимость каждого на своем месте, особенно в сфере образования....

«Способы и приёмы формирования и развития навыков социальной компетентности у младших подростков с нарушениями зрения».

В 2017 – 2018 учебном году я начала работать в группе № 10 специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната № 2.Группа состоит из 11 воспитанников младшего подросткового возраста....

Выступление на педагогическом совете «Новое качество профессионального образования в рамках реализации национального проекта «Образование - «Современная школа». Запросы, оценки, пути достижения»

Тема: Ресурсное обеспечение (технологизация) образовательного процесса посредством обновления материально - технической базы образовательной организации в процессе реализации проекта «Современна...