Развитие коммуникативных компетентностей школьников как путь социальной адаптации и профессионального самоопределения
статья на тему

Жиганова Зоя Андреевна

В данной статье подробно рассмотрены способы развития коммуникативных компетентностей школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kommunikativnaya_kompetentnost_statya.docx92.98 КБ

Предварительный просмотр:

З.А. Жиганова

Развитие коммуникативных компетентностей школьников как путь социальной адаптации и профессионального самоопределения

Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального и основного общего образования.

К числу планируемых результатов освоения основной образовательной программы отнесены:

• личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;

метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);

предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.

Коммуникативные универсальные учебные действия (УУД) являются  необходимой составляющей метапредметной учебной деятельности и  рассматриваются как способы освоения иных ее компонентов.

К коммуникативным УУД относятся: умение вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения; строить небольшие монологические высказывания, осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач.

Одной из ключевых компетентностей является коммуникативная компетентность, которая обеспечивает успешную социализацию, адаптацию и самореализацию в современных условиях жизни. Коммуникативная компетентность означает готовность ставить и достигать цели устной и письменной коммуникации: получать необходимую информацию, представлять и цивилизованно отстаивать свою точку зрения в диалоге и в публичном выступлении на основе признания разнообразия позиций и уважительного отношения к ценностям (религиозным, этническим, профессиональным, личностным и т.п.) других людей.

Основной задачей работы по развитию речи учащихся является вооружение учащихся содержательно, грамматически и стилистически правильно выражать в устной и письменной форме свои и чужие мысли.

Социальная адаптация – адаптация ребенка к поведению и взаимодействию в обществе; приспособление к жизни в группе, усвоение правил субординации в иерархии; стереотипы поведения, навыки общения.

Целью  работы по профессиональному самоопределению   подростков является их подготовка к осознанному профессиональному выбору и гуманному достижению жизненных целей.  

Достижение поставленной цели, невозможно без решения следующих задач:

  • Развитие коммуникативных навыков, представлений о себе, о своем месте в мире;
  • Формирование основ правосознания и правовой культуры, потребности в здоровом образе жизни;
  • Расширение представлений о профессиональном мире, воспитание уважения к «непристижным» профессиям, развитие потребности в созидательном труде;
  • Формирование адекватного представления о семье, ее членах и их взаимоотношениях.
  1. Коммуникативные навыки – развитие представления о себе, о своем месте в мире, осознание своей личностной позиции; развитие коммуникативной компетентности, освоение разных форм и методов общения, необходимой во всех профессиональных  видах деятельности.
  1. Правовое воспитание – формирование основ правосознания и правовой культуры, понимания необходимости соблюдения закона и неотвратимости наказания за его нарушение; формирование и развитие личности, способной успешно выполнять гражданские обязанности. проводятся экскурсии в государственные учреждения.
  1. Секреты выбора профессии – формирование у подростков осознанного профессионального самоопределения и гуманного достижения жизненных целей.
  1. От дружбы до любви – формирование необходимых способностей для создания собственной семьи, в которой реализуется зрелое супружество на основе осознанной отцовской и материнской позиции, воспитание семьянина; формирование навыков и умений разрешения семейных конфликтов и формирование адекватного представления о семье, ее членах и их взаимоотношениях.

Проблема социально-трудовой адаптации воспитанников и выпускников специальных (коррекционных) образовательных учреждений по- прежнему остается остроактуальной в новых экономических условиях. Как показали исследования, основной проблемой выпускников  является разрыв между представлениями о жизни и реальностью.

По мнению известного исследователя Н.Н. Дьяченко, профориентация и профессиональное самоопределение детей осуществляется через:

  • знакомство миром профессий;
  • выбор профессии;
  • профессиональную подготовку, которая закрепляется в практической деятельности (профтехучилищах, колледжах, заводах). Только при таком комплексе воспитательных воздействий, считает Н.Н. Дьяченко, процесс по формированию профессионального самоопределения является правильным и научно-обоснованным. Программа содержит в себе инновационную систему технологий профессионального самоопределения выпускников, как особо важного компонента социализации:
  • создание образовательно-творческой среды;
  • доступный теоретический и практический материал;
  • создание условий для формирования профессионального самоопределения (производственная практика)

 Таким образом, программа профессионального самоопределения позволяет воспитанникам с особенностями в развитии понять главные составляющие профессионального самоопределения:

  • познание собственного «Я» ,
  • осознанный выбор профессии с учетом собственных психофизиологических возможностей;
  • овладение специальными знаниями, умениями, навыками.
  • навыки оформления нормативных документов при самостоятельном поступлении на работу (заявление, трудовой договор, трудовая книжка, открытие пенсионного страхового свидетельства, банковской карточки);
  • в процессе производственной практики формируется осознанный интерес воспитанника к выбору профессии и к дальнейшему трудоустройству;
  • производственная практика позволяет воспитанникам корректировать и формировать социальные нормы поведения;
  • производственная практика для воспитанников - это интеграция в рабочие коллективы предприятия;

Работа по развитию речи в коррекционной школе осуществляется на уроках русского языка, на специальных уроках по развитию связной речи, на коррекционных занятиях, на логопедии.

В содержание ее входит:

1. Лексическая работа, обеспечивающая обогащение словарного запаса учащихся и требующая определенных знаний из области лексики и фразеологии языка, а так же из области лексической стилистики.

2. Работа над предложением и словосочетанием, в основе которого лежит глубокое и систематическое изучение грамматики, раскрывающей законы связи и строения предложений, а также усвоение норм синтаксической стилистики.

3. Воспитание произносительной культуры речи учащихся с учетом фонетических закономерностей языка, усвоение норм и правил выразительного чтения в соответствии с орфоэпическими навыками.

4. Развитие навыков связной устной и письменной речи.

Умение задавать вопросы формируется достаточно сложно. Учитывая особенности детей в коррекционной школе необходимо уделять особое внимание развитию данного умения, поскольку вопросы, которые пытаются задать дети, непонятны собеседнику. Правильно поставленный вопрос, позволяя выяснить намерения партнера, помогает избежать недоразумений и конфликтов. Правильный вопрос - это запрос об информации. В начале работы необходимо с учащимися разобрать значение слова «вопрос». Лучше дать несколько определений.

Вопрос – это 1. Обращение, направленное на получение каких-нибудь сведений, требующее ответа. 
2. То или иное положение, обстоятельство как предмет изучения и суждения, задача, требующая решения, проблема. 
3. Дело, обстоятельство, касающееся чего-нибудь, зависящее от чего-нибудь 
4. Нечто неясное, до конца неизвестное.

Вопросы – это способ получения информации и в то же время способ переключения мыслей человека, с которым ведете беседу, в нужном направлении (кто задает вопросы, тот управляет беседой).

Классификация вопросов:

1. Открытые и закрытые. С этими видами вопросов все просто: на открытый вопрос можно получить неодносложный ответ, а на закрытый — односложный, да или нет

2. Альтернативные вопросы. Такие вопросы предоставляют собеседнику выбор без особого выбора. «Ты предпочитаешь провести встречу в первой половине дня или во второй?», или » «Дорогой, ты будешь красную икру или черную?». Мы, как бы,  не даем времени подумать собеседнику, о том, что есть другие возможности, и ему надо выбирать только из этих двух вариантов. А мы получаем именно тот ответ, который нам нужен.

3. Вопрос на вопрос. Бывают ситуации, в которых самым лучшим выходом будет ответить на неудобный вопрос вопросом. Например, «Сколько раз вы были  в Москве?» — »А почему вас это интересует?».

4. Перефразирование. Часто помогает в тех случаях, когда требуется удержать внимание, или когда обдумывание ответа занимает больше нескольких секунд, рекомендуется перефразировать тот же вопрос по- другому, а в это время продолжать думать о том, как ответить лучше. К примеру, клиент: «Скажите, сколько у вас стоит самая дешевая дверь?».

5. Наводящие вопросы. Такие вопросы могут при должном умении с вашей стороны, задать иное направление беседе. «Я слышал, что в этом году вы побывали в нескольких городах. Расскажите, как вам это удалось?»

6. Уточняющие вопросы. Отличный пример  - спросить у другого человека, что он имеет в виду, когда говорит об этом.

— Что вы имеете в виду?

7. Риторические вопросы. Предполагают, опять же, правильно настроить ход беседы и в нужный момент добить внутреннего согласия и расположения. Вы задаете вопрос в никуда, вроде бы ни к кому определенно не обращаясь, но в то же время, выявляя тех, кто думает так же. Ответ на него, как бы всем очевиден, и по сути, этот вопрос не требует ответа. Есть цитата в тему: «Не каждый вопрос предполагает ответ».

8. Внушающие вопросы. С помощью таких вопросов мы намеренно влияем на собеседника и управляем ходом разговора. «Вы же намерены… Вы же согласны… Вас же устраивает…»

9. Извлекающие вопросы. Вопросы, с помощью которых можно выяснить какую-либо проблему, сложность, задачу, и сфокусировать именно на них.

10. Проблемные вопросы могут обозначить проблему, которая нуждается в проработке, и выяснить, насколько это важно для собеседника.

Обучение формулировке вопросов начитается с подробного разбора вопросительных слов( Что? Где? Когда? Кто? Как? Почему? Куда? ). Целесообразно детям раздать памятки со всеми вопросительными словами.

Образец:

Что? Где? Когда? Кто? Как? Почему? Куда? и т.д. - вопросительные слова, они тебе помогут, с них нужно начинать свои вопросы, затем в вопросе идет подлежащее и сказуемое, далее второстепенные члены предложения.

Пример: Где Вы оставили свои ключи?

После этого необходимо  вместе с учениками подробно разобрать структуру вопросов и начать их формулировать. Можно предложить такие упражнения:

  1. Попробуй задать вопросы  по теме: «Животные», используя данную таблицу. Потренируйся выстраивать правильную структуру вопроса.

Вопросительные слова

Основные понятия темы

Какие?

Дикие животные

Как?

Домашние животные

Где?

Питание

Например: Каких диких животных ты знаешь?

  1. А теперь самостоятельно придумай термины и понятия по теме «Спорт».

Вопросительные слова

Термины и понятия

Какие?

Зимние виды спорта

Что?

Где?

А теперь составь вопросы с данными словами.

Например: Какие зимние виды спорта существуют?

  1. Заполни таблицу по теме «Времена года»

Вопросительные слова

Термины и понятия

Составь два вопроса по теме «Спорт», используя вопросительные слова и выбранные тобой понятия.

Детям интересно будет узнать о Тонких и Толстых вопросах. Толстые вопросы требуют неоднозначных ответов (расширенных, полных), а на тонкие  можно ответить однозначно, более кратко. Учащимся под руководством педагога рекомендуют выполнить следующие задания.

Используя данную таблицу, постарайся придумать тонкие и толстые вопросы по теме «Путешествия».

Например: Дайте несколько объяснений, почему люди любят путешествовать? (толстый вопрос)

Который сейчас час? (тонкий вопрос)

Примеры ключевых слов толстых и тонких вопросов

Толстые вопросы

Тонкие вопросы

Дайте несколько объяснений, почему...?

Почему Вы считаете…?

В чем различие…?

Предположите, что будет, если…?

Что, если…?

Кто…?

Что…?

Когда…?

Может…?

Будет…?

Согласны ли Вы…?

Очень захватывающей всегда проходит работа с ромашкой.

C:\Users\наташа\Desktop\статьи\blum_thumb1.jpg

  • Ромашка «Блума»: 

Итак, шесть лепестков – шесть типов вопросов.

  • Простые вопросы. Отвечая на них, нужно назвать какие-то факты, вспомнить, воспроизвести некую информацию. Их часто формулируют на традиционных формах контроля: на зачетах, при использовании терминологических диктантов и т.д.
  • Уточняющие вопросы. Обычно начинаются со слов: «То есть ты говоришь, что...?», «Если я правильно понял, то...?», «Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о...?». Целью этих вопросов является предоставление ответа человеку на то, что он только что сказал. Иногда их задают с целью получения информации, отсутствующей в сообщении, но подразумевающейся. Очень важно эти вопросы задавать без негативной мимики. В качестве пародии на уточняющий вопрос можно привести всем известный пример (поднятые брови, широко раскрытые глаза): «Ты действительно думаешь, что...?».
  • Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Обычно начинаются со слова «Почему?». В некоторых ситуациях (как об этом говорилось выше) могут восприниматься негативно – как принуждение к оправданию. В других случаях – направлены на установление причинно-следственных связей. «Почему листья на деревьях осенью желтеют?». Если учащийся знает ответ на этот вопрос, тогда он из интерпретационного «превращается» в простой. Следовательно, данный тип вопроса «срабатывает» тогда, когда в ответе на него присутствует элемент самостоятельности.
  • Творческие вопросы. Когда в вопросе есть частица «бы», а в его формулировке есть элементы условности, предположения, фантазии прогноза. «Что бы изменилось в мире, если бы у людей было не пять пальцев на каждой руке, а три?», «Как вы думаете, как будет развиваться сюжет фильма после рекламы?»
  • Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов. «Почему что-то хорошо, а что-то плохо?», «Чем один урок отличается от другого?» и т.д.
  • Практические вопросы. Всегда, когда вопрос направлен на установление взаимосвязи между теорией и практикой, мы его будем называть практическим. «Где вы в обычной жизни могли наблюдать диффузию?», «Как бы вы поступили на месте героя рассказа?».

Выбери сам тему из предложенного списка  ( «Моя страна», «Хобби», «Санкт-Петербург», «Медный всадник»), и составь по одному вопросу на каждый тип вопроса.

Например:

Простой вопрос: Когда был основан Санкт-Петербург? И т. д

Помимо формулирования вопросов необходимо учить правильно отвечает на них. Ответ на вопрос лучше давать полным, распространенным предложением. Слова в ответе могут быть те же, что и в вопросе. Ответы на вопросы можно начать со слов «Я думаю…….., По моему мнению, я считаю , таким образом, вы выскажите свое мнение.

Хорошие результаты дает работа с текстом. Понимание текста проверяется ответами на вопросы. Ученикам предлагается следующее задание.

Подарила царица Суворову шубу. Но Суворову она была ни к чему.  Даже в самые лютые морозы он  одевался легко, по-солдатски. Спрятал бы он её  в сундук, да только наказала ему  царица с шубой не расставаться.  Тогда Суворов придумал хитрость. Стал он возить за собой слугу  Прошку. Где бы ни был Суворов, рядом с ним Прошка с царской шубой в руках.

Кто-то из придворных донёс царице о  суворовском непослушании.
Разгневалась государыня, приказала позвать Суворова.

– Тебе что же, милость царская не по нутру?
– Помилуй Бог! – воскликнул Суворов. – По нутру, матушка. Но я же солдат. Мне ли нежиться?! А про непослушание это кто-то по злобе донёс.  Шуба всегда при мне. К ней Прошка специально приставлен... 
Входит Прошка – приносит шубу.  Рассмеялась царица.
– Ладно, – сказала, – Бог с тобой. Твоя шуба, твоя и воля. Поступай, как хочешь.

                                                                                            (По С. Алексееву)

  1. Что подарила царица Суворову? Простой вопрос
  2. Вы действительно думаете, что Суворову нужна была шуба? Уточняющий вопрос
  3. Почему Суворов не носил шубу? Объясняющий вопрос
  4. Как вы думаете, что нужно было бы подарить Суворову? Творческий вопрос
  5. Чем Суворов отличается от других полководцев? Оценочный вопрос
  6. Как бы Вы поступили на месте Суворова? Практический вопрос.

                                                   Заяц
Заяц - очень чудное животное. Зимой он линяет, и шёрстка становится у него белая. Совсем как первый, чистый снежок. А весной шёрстка совсем другая- светло коричневая. рыжая, либо чёрненькая. А бывают зайцы остаются такими, белыми. 
Зайчики живут в лесу. Летом и весной питаются корнеплодами, растениями и ягодами. 
Осенью иногда овощами - морковкой, огурцами. Хорошо едят зайцы и пшеницу, и зерно. А вот зимой откапывают трусишки-зайчишки под снегом листу, ветви. 
Зайцы спасаются зимой и летом окраской шерсти. Зимой - белая. как чистый снег. Летом - коричневая, совсем как земля. 
У зайчишки множество врагов. Это - хищный волк, хитрица - лисица, крупные птицы, дикие собаки. Но заяц хоть и трусливый, спасается окраской и ногами. 
Зря говорят: заяц - трус. Это совсем не так, если бы он был трусливым. слабым. хилым, то были зайцы - редкими животными. И были бы, занесены в Красную Книгу, как вымирающее животное!

1)Какой внешний вид зайца? 
2)Где и как он живет? 
3)Как он спасается от врагов?
4)Какие враги у зайца в природе? 
5) Какой у зайца характер?

Связный текст, представляет собой последовательность ответов на вопросы, и можно запомнить текст, если запомнить, на какие вопросы в нём даётся ответ.

Использование интерактивных технологий, технологии критического мышления, коммуникативных проектов формирует умение задавать разные типы вопросов и отвечать на них, что и предусматривает реализацию Федерального государственного образовательного стандарта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы по теме: «Развитие речи обучающихся с ограниченными возможностями здоровья как один из путей социальной адаптации»

Язык – это средство общения людей, орудие формирования и выражения мыслей и чувств, средство усвоения новой информации, новых знаний. Но для того, чтобы эффективно воздействовать на разум и чувства, н...

Формирование коммуникативной компетентности школьников на основе применения технологии развития критического мышления через чтение и письмо

Как сделать каждый урок интересным, увлекательным и добиться того, чтобы он развивал коммуникативные способности, мыслительную творческую активность учащихся? Представленная статья  "Формирование...

Использование методов интерактивного обучения на уроках географии как средство развития коммуникативной компетентности школьников.

Интерактивное обучение - это специальная форма организации познавательной деятельности, в которой реализуется традиционная типология методов, ведущая роль отводится развивающим – частично пои...

Развитие информационно-коммуникативной компетентности школьников на занятиях по английскому языку в учреждении дополнительного образования.

Опыт работы педагога дополнительного образования по программе "Страноведение: США. Английский язык"...

Проблема социализации школьников, формирование у них жизненного и профессионального самоопределения, вовлечение их в адекватное осознание социальных проблем и процессов

Выступление на педсовете. Проблема социализации школьников, формирование у них жизненного и профессионального самоопределения, вовлечение их в адекватное осознание социальных проблем и процессов....

Социальная адаптация и профессиональное самоопределение выпускника

Профессиональное самоопределение личности – сложный и длительный процесс, охватывающий значительный период жизни. Его эффективность во многом зависит от степени согласованности психологических в...

Методическая разработка воспитательного занятия по социальной адаптации и профессиональному самоопределению для детей с ограниченными возможностями здоровья «Вот она – самостоятельная жизнь...»

Цель занятия: закрепить знания умения и навыки  социального адаптирования к самостоятельной жизни и труду,  нацелить воспитанников на оценку своих трудовых и профессиональных возможностей пр...