Развитие коммуникативных компетентностей школьников как путь социальной адаптации и профессионального самоопределения
статья на тему
В данной статье подробно рассмотрены способы развития коммуникативных компетентностей школьников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kommunikativnaya_kompetentnost_statya.docx | 92.98 КБ |
Предварительный просмотр:
З.А. Жиганова
Развитие коммуникативных компетентностей школьников как путь социальной адаптации и профессионального самоопределения
Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального и основного общего образования.
К числу планируемых результатов освоения основной образовательной программы отнесены:
• личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;
•метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);
•предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.
Коммуникативные универсальные учебные действия (УУД) являются необходимой составляющей метапредметной учебной деятельности и рассматриваются как способы освоения иных ее компонентов.
К коммуникативным УУД относятся: умение вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения; строить небольшие монологические высказывания, осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач.
Одной из ключевых компетентностей является коммуникативная компетентность, которая обеспечивает успешную социализацию, адаптацию и самореализацию в современных условиях жизни. Коммуникативная компетентность означает готовность ставить и достигать цели устной и письменной коммуникации: получать необходимую информацию, представлять и цивилизованно отстаивать свою точку зрения в диалоге и в публичном выступлении на основе признания разнообразия позиций и уважительного отношения к ценностям (религиозным, этническим, профессиональным, личностным и т.п.) других людей.
Основной задачей работы по развитию речи учащихся является вооружение учащихся содержательно, грамматически и стилистически правильно выражать в устной и письменной форме свои и чужие мысли.
Социальная адаптация – адаптация ребенка к поведению и взаимодействию в обществе; приспособление к жизни в группе, усвоение правил субординации в иерархии; стереотипы поведения, навыки общения.
Целью работы по профессиональному самоопределению подростков является их подготовка к осознанному профессиональному выбору и гуманному достижению жизненных целей.
Достижение поставленной цели, невозможно без решения следующих задач:
- Развитие коммуникативных навыков, представлений о себе, о своем месте в мире;
- Формирование основ правосознания и правовой культуры, потребности в здоровом образе жизни;
- Расширение представлений о профессиональном мире, воспитание уважения к «непристижным» профессиям, развитие потребности в созидательном труде;
- Формирование адекватного представления о семье, ее членах и их взаимоотношениях.
- Коммуникативные навыки – развитие представления о себе, о своем месте в мире, осознание своей личностной позиции; развитие коммуникативной компетентности, освоение разных форм и методов общения, необходимой во всех профессиональных видах деятельности.
- Правовое воспитание – формирование основ правосознания и правовой культуры, понимания необходимости соблюдения закона и неотвратимости наказания за его нарушение; формирование и развитие личности, способной успешно выполнять гражданские обязанности. проводятся экскурсии в государственные учреждения.
- Секреты выбора профессии – формирование у подростков осознанного профессионального самоопределения и гуманного достижения жизненных целей.
- От дружбы до любви – формирование необходимых способностей для создания собственной семьи, в которой реализуется зрелое супружество на основе осознанной отцовской и материнской позиции, воспитание семьянина; формирование навыков и умений разрешения семейных конфликтов и формирование адекватного представления о семье, ее членах и их взаимоотношениях.
Проблема социально-трудовой адаптации воспитанников и выпускников специальных (коррекционных) образовательных учреждений по- прежнему остается остроактуальной в новых экономических условиях. Как показали исследования, основной проблемой выпускников является разрыв между представлениями о жизни и реальностью.
По мнению известного исследователя Н.Н. Дьяченко, профориентация и профессиональное самоопределение детей осуществляется через:
- знакомство миром профессий;
- выбор профессии;
- профессиональную подготовку, которая закрепляется в практической деятельности (профтехучилищах, колледжах, заводах). Только при таком комплексе воспитательных воздействий, считает Н.Н. Дьяченко, процесс по формированию профессионального самоопределения является правильным и научно-обоснованным. Программа содержит в себе инновационную систему технологий профессионального самоопределения выпускников, как особо важного компонента социализации:
- создание образовательно-творческой среды;
- доступный теоретический и практический материал;
- создание условий для формирования профессионального самоопределения (производственная практика)
Таким образом, программа профессионального самоопределения позволяет воспитанникам с особенностями в развитии понять главные составляющие профессионального самоопределения:
- познание собственного «Я» ,
- осознанный выбор профессии с учетом собственных психофизиологических возможностей;
- овладение специальными знаниями, умениями, навыками.
- навыки оформления нормативных документов при самостоятельном поступлении на работу (заявление, трудовой договор, трудовая книжка, открытие пенсионного страхового свидетельства, банковской карточки);
- в процессе производственной практики формируется осознанный интерес воспитанника к выбору профессии и к дальнейшему трудоустройству;
- производственная практика позволяет воспитанникам корректировать и формировать социальные нормы поведения;
- производственная практика для воспитанников - это интеграция в рабочие коллективы предприятия;
Работа по развитию речи в коррекционной школе осуществляется на уроках русского языка, на специальных уроках по развитию связной речи, на коррекционных занятиях, на логопедии.
В содержание ее входит:
1. Лексическая работа, обеспечивающая обогащение словарного запаса учащихся и требующая определенных знаний из области лексики и фразеологии языка, а так же из области лексической стилистики.
2. Работа над предложением и словосочетанием, в основе которого лежит глубокое и систематическое изучение грамматики, раскрывающей законы связи и строения предложений, а также усвоение норм синтаксической стилистики.
3. Воспитание произносительной культуры речи учащихся с учетом фонетических закономерностей языка, усвоение норм и правил выразительного чтения в соответствии с орфоэпическими навыками.
4. Развитие навыков связной устной и письменной речи.
Умение задавать вопросы формируется достаточно сложно. Учитывая особенности детей в коррекционной школе необходимо уделять особое внимание развитию данного умения, поскольку вопросы, которые пытаются задать дети, непонятны собеседнику. Правильно поставленный вопрос, позволяя выяснить намерения партнера, помогает избежать недоразумений и конфликтов. Правильный вопрос - это запрос об информации. В начале работы необходимо с учащимися разобрать значение слова «вопрос». Лучше дать несколько определений.
Вопрос – это 1. Обращение, направленное на получение каких-нибудь сведений, требующее ответа.
2. То или иное положение, обстоятельство как предмет изучения и суждения, задача, требующая решения, проблема.
3. Дело, обстоятельство, касающееся чего-нибудь, зависящее от чего-нибудь
4. Нечто неясное, до конца неизвестное.
Вопросы – это способ получения информации и в то же время способ переключения мыслей человека, с которым ведете беседу, в нужном направлении (кто задает вопросы, тот управляет беседой).
Классификация вопросов:
1. Открытые и закрытые. С этими видами вопросов все просто: на открытый вопрос можно получить неодносложный ответ, а на закрытый — односложный, да или нет
2. Альтернативные вопросы. Такие вопросы предоставляют собеседнику выбор без особого выбора. «Ты предпочитаешь провести встречу в первой половине дня или во второй?», или » «Дорогой, ты будешь красную икру или черную?». Мы, как бы, не даем времени подумать собеседнику, о том, что есть другие возможности, и ему надо выбирать только из этих двух вариантов. А мы получаем именно тот ответ, который нам нужен.
3. Вопрос на вопрос. Бывают ситуации, в которых самым лучшим выходом будет ответить на неудобный вопрос вопросом. Например, «Сколько раз вы были в Москве?» — »А почему вас это интересует?».
4. Перефразирование. Часто помогает в тех случаях, когда требуется удержать внимание, или когда обдумывание ответа занимает больше нескольких секунд, рекомендуется перефразировать тот же вопрос по- другому, а в это время продолжать думать о том, как ответить лучше. К примеру, клиент: «Скажите, сколько у вас стоит самая дешевая дверь?».
5. Наводящие вопросы. Такие вопросы могут при должном умении с вашей стороны, задать иное направление беседе. «Я слышал, что в этом году вы побывали в нескольких городах. Расскажите, как вам это удалось?»
6. Уточняющие вопросы. Отличный пример - спросить у другого человека, что он имеет в виду, когда говорит об этом.
— Что вы имеете в виду?
7. Риторические вопросы. Предполагают, опять же, правильно настроить ход беседы и в нужный момент добить внутреннего согласия и расположения. Вы задаете вопрос в никуда, вроде бы ни к кому определенно не обращаясь, но в то же время, выявляя тех, кто думает так же. Ответ на него, как бы всем очевиден, и по сути, этот вопрос не требует ответа. Есть цитата в тему: «Не каждый вопрос предполагает ответ».
8. Внушающие вопросы. С помощью таких вопросов мы намеренно влияем на собеседника и управляем ходом разговора. «Вы же намерены… Вы же согласны… Вас же устраивает…»
9. Извлекающие вопросы. Вопросы, с помощью которых можно выяснить какую-либо проблему, сложность, задачу, и сфокусировать именно на них.
10. Проблемные вопросы могут обозначить проблему, которая нуждается в проработке, и выяснить, насколько это важно для собеседника.
Обучение формулировке вопросов начитается с подробного разбора вопросительных слов( Что? Где? Когда? Кто? Как? Почему? Куда? ). Целесообразно детям раздать памятки со всеми вопросительными словами.
Образец:
Что? Где? Когда? Кто? Как? Почему? Куда? и т.д. - вопросительные слова, они тебе помогут, с них нужно начинать свои вопросы, затем в вопросе идет подлежащее и сказуемое, далее второстепенные члены предложения.
Пример: Где Вы оставили свои ключи?
После этого необходимо вместе с учениками подробно разобрать структуру вопросов и начать их формулировать. Можно предложить такие упражнения:
- Попробуй задать вопросы по теме: «Животные», используя данную таблицу. Потренируйся выстраивать правильную структуру вопроса.
Вопросительные слова | Основные понятия темы |
Какие? | Дикие животные |
Как? | Домашние животные |
Где? | Питание |
Например: Каких диких животных ты знаешь?
- А теперь самостоятельно придумай термины и понятия по теме «Спорт».
Вопросительные слова | Термины и понятия |
Какие? | Зимние виды спорта |
Что? | |
Где? |
А теперь составь вопросы с данными словами.
Например: Какие зимние виды спорта существуют?
- Заполни таблицу по теме «Времена года»
Вопросительные слова | Термины и понятия |
Составь два вопроса по теме «Спорт», используя вопросительные слова и выбранные тобой понятия.
Детям интересно будет узнать о Тонких и Толстых вопросах. Толстые вопросы требуют неоднозначных ответов (расширенных, полных), а на тонкие можно ответить однозначно, более кратко. Учащимся под руководством педагога рекомендуют выполнить следующие задания.
Используя данную таблицу, постарайся придумать тонкие и толстые вопросы по теме «Путешествия».
Например: Дайте несколько объяснений, почему люди любят путешествовать? (толстый вопрос)
Который сейчас час? (тонкий вопрос)
Примеры ключевых слов толстых и тонких вопросов
Толстые вопросы | Тонкие вопросы |
Дайте несколько объяснений, почему...? Почему Вы считаете…? В чем различие…? Предположите, что будет, если…? Что, если…? | Кто…? Что…? Когда…? Может…? Будет…? Согласны ли Вы…? |
Очень захватывающей всегда проходит работа с ромашкой.
- Ромашка «Блума»:
Итак, шесть лепестков – шесть типов вопросов.
- Простые вопросы. Отвечая на них, нужно назвать какие-то факты, вспомнить, воспроизвести некую информацию. Их часто формулируют на традиционных формах контроля: на зачетах, при использовании терминологических диктантов и т.д.
- Уточняющие вопросы. Обычно начинаются со слов: «То есть ты говоришь, что...?», «Если я правильно понял, то...?», «Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о...?». Целью этих вопросов является предоставление ответа человеку на то, что он только что сказал. Иногда их задают с целью получения информации, отсутствующей в сообщении, но подразумевающейся. Очень важно эти вопросы задавать без негативной мимики. В качестве пародии на уточняющий вопрос можно привести всем известный пример (поднятые брови, широко раскрытые глаза): «Ты действительно думаешь, что...?».
- Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Обычно начинаются со слова «Почему?». В некоторых ситуациях (как об этом говорилось выше) могут восприниматься негативно – как принуждение к оправданию. В других случаях – направлены на установление причинно-следственных связей. «Почему листья на деревьях осенью желтеют?». Если учащийся знает ответ на этот вопрос, тогда он из интерпретационного «превращается» в простой. Следовательно, данный тип вопроса «срабатывает» тогда, когда в ответе на него присутствует элемент самостоятельности.
- Творческие вопросы. Когда в вопросе есть частица «бы», а в его формулировке есть элементы условности, предположения, фантазии прогноза. «Что бы изменилось в мире, если бы у людей было не пять пальцев на каждой руке, а три?», «Как вы думаете, как будет развиваться сюжет фильма после рекламы?»
- Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов. «Почему что-то хорошо, а что-то плохо?», «Чем один урок отличается от другого?» и т.д.
- Практические вопросы. Всегда, когда вопрос направлен на установление взаимосвязи между теорией и практикой, мы его будем называть практическим. «Где вы в обычной жизни могли наблюдать диффузию?», «Как бы вы поступили на месте героя рассказа?».
Выбери сам тему из предложенного списка ( «Моя страна», «Хобби», «Санкт-Петербург», «Медный всадник»), и составь по одному вопросу на каждый тип вопроса.
Например:
Простой вопрос: Когда был основан Санкт-Петербург? И т. д
Помимо формулирования вопросов необходимо учить правильно отвечает на них. Ответ на вопрос лучше давать полным, распространенным предложением. Слова в ответе могут быть те же, что и в вопросе. Ответы на вопросы можно начать со слов «Я думаю…….., По моему мнению, я считаю , таким образом, вы выскажите свое мнение.
Хорошие результаты дает работа с текстом. Понимание текста проверяется ответами на вопросы. Ученикам предлагается следующее задание.
Подарила царица Суворову шубу. Но Суворову она была ни к чему. Даже в самые лютые морозы он одевался легко, по-солдатски. Спрятал бы он её в сундук, да только наказала ему царица с шубой не расставаться. Тогда Суворов придумал хитрость. Стал он возить за собой слугу Прошку. Где бы ни был Суворов, рядом с ним Прошка с царской шубой в руках.
Кто-то из придворных донёс царице о суворовском непослушании.
Разгневалась государыня, приказала позвать Суворова.
– Тебе что же, милость царская не по нутру?
– Помилуй Бог! – воскликнул Суворов. – По нутру, матушка. Но я же солдат. Мне ли нежиться?! А про непослушание это кто-то по злобе донёс. Шуба всегда при мне. К ней Прошка специально приставлен...
Входит Прошка – приносит шубу. Рассмеялась царица.
– Ладно, – сказала, – Бог с тобой. Твоя шуба, твоя и воля. Поступай, как хочешь.
(По С. Алексееву)
- Что подарила царица Суворову? Простой вопрос
- Вы действительно думаете, что Суворову нужна была шуба? Уточняющий вопрос
- Почему Суворов не носил шубу? Объясняющий вопрос
- Как вы думаете, что нужно было бы подарить Суворову? Творческий вопрос
- Чем Суворов отличается от других полководцев? Оценочный вопрос
- Как бы Вы поступили на месте Суворова? Практический вопрос.
Заяц
Заяц - очень чудное животное. Зимой он линяет, и шёрстка становится у него белая. Совсем как первый, чистый снежок. А весной шёрстка совсем другая- светло коричневая. рыжая, либо чёрненькая. А бывают зайцы остаются такими, белыми.
Зайчики живут в лесу. Летом и весной питаются корнеплодами, растениями и ягодами.
Осенью иногда овощами - морковкой, огурцами. Хорошо едят зайцы и пшеницу, и зерно. А вот зимой откапывают трусишки-зайчишки под снегом листу, ветви.
Зайцы спасаются зимой и летом окраской шерсти. Зимой - белая. как чистый снег. Летом - коричневая, совсем как земля.
У зайчишки множество врагов. Это - хищный волк, хитрица - лисица, крупные птицы, дикие собаки. Но заяц хоть и трусливый, спасается окраской и ногами.
Зря говорят: заяц - трус. Это совсем не так, если бы он был трусливым. слабым. хилым, то были зайцы - редкими животными. И были бы, занесены в Красную Книгу, как вымирающее животное!
1)Какой внешний вид зайца?
2)Где и как он живет?
3)Как он спасается от врагов?
4)Какие враги у зайца в природе?
5) Какой у зайца характер?
Связный текст, представляет собой последовательность ответов на вопросы, и можно запомнить текст, если запомнить, на какие вопросы в нём даётся ответ.
Использование интерактивных технологий, технологии критического мышления, коммуникативных проектов формирует умение задавать разные типы вопросов и отвечать на них, что и предусматривает реализацию Федерального государственного образовательного стандарта.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта работы по теме: «Развитие речи обучающихся с ограниченными возможностями здоровья как один из путей социальной адаптации»
Язык – это средство общения людей, орудие формирования и выражения мыслей и чувств, средство усвоения новой информации, новых знаний. Но для того, чтобы эффективно воздействовать на разум и чувства, н...
Формирование коммуникативной компетентности школьников на основе применения технологии развития критического мышления через чтение и письмо
Как сделать каждый урок интересным, увлекательным и добиться того, чтобы он развивал коммуникативные способности, мыслительную творческую активность учащихся? Представленная статья "Формирование...
Использование методов интерактивного обучения на уроках географии как средство развития коммуникативной компетентности школьников.
Интерактивное обучение - это специальная форма организации познавательной деятельности, в которой реализуется традиционная типология методов, ведущая роль отводится развивающим – частично пои...
Развитие информационно-коммуникативной компетентности школьников на занятиях по английскому языку в учреждении дополнительного образования.
Опыт работы педагога дополнительного образования по программе "Страноведение: США. Английский язык"...
Проблема социализации школьников, формирование у них жизненного и профессионального самоопределения, вовлечение их в адекватное осознание социальных проблем и процессов
Выступление на педсовете. Проблема социализации школьников, формирование у них жизненного и профессионального самоопределения, вовлечение их в адекватное осознание социальных проблем и процессов....
Социальная адаптация и профессиональное самоопределение выпускника
Профессиональное самоопределение личности – сложный и длительный процесс, охватывающий значительный период жизни. Его эффективность во многом зависит от степени согласованности психологических в...
Методическая разработка воспитательного занятия по социальной адаптации и профессиональному самоопределению для детей с ограниченными возможностями здоровья «Вот она – самостоятельная жизнь...»
Цель занятия: закрепить знания умения и навыки социального адаптирования к самостоятельной жизни и труду, нацелить воспитанников на оценку своих трудовых и профессиональных возможностей пр...