Проектирование урока математики в современной информационно - образовательной среде
статья

Аллаутдинова Зульфия Фаритовна

Важно понять, что традиционный процесс обучения в школе, несомненно, давал образовательные результаты, но эти результаты были востребованы прежним обществом с его ценностями и идеалами. Новые образовательные результаты можно получить только в условиях обучения в информационной образовательной среде, обеспечивающей информационно-методические условия реализации образовательной программы.

 Согласно образовательным стандартам общего образования информационно-образовательная среда образовательного учреждения должна включать в себя комплекс информационных образовательных ресурсов, в том числе цифровых образовательных ресурсов, совокупность технологических сред; информационных и коммуникационных технологий, систему современных педагогических технологий, обеспечивающих обучение в современной информационной образовательной среде.

Функционирование информационной образовательной среды образовательного учреждения обеспечивается средствами ИКТ и квалификацией работников, её использующих и поддерживающих.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное оздоровительное общеобразовательное учреждение

санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении

«Новокашировская санаторная школа-интернат»

(ГБООУ Новокашировская санаторная школа-интернат»

Доклад на тему

«Проектирование урока

математики в современной

информационно - образовательной среде».

Выполнила:

учитель математики

ГБООУ «НКСШИ»

Аллаутдинова З.Ф.

        

Альметьевск, 2019 г.

Проектирование урока математики в современной

информационно - образовательной среде.

Если человек в школе не научиться

творить, то и в жизни он будет

только подражать и копировать

Л.Н.Толстой

Введение.

        Сегодня мы можем наблюдать стремительные изменения во всем обществе, которые требуют от человека новых качеств. Прежде всего, речь идет о способности к творческому мышлению, самостоятельности в принятии решений, инициативности.  Формирование этих качеств возлагается на образование, и в первую очередь, на  школу. Именно здесь должны закладываться основы развития думающей, самостоятельной личности.

        Одной из важнейших проблем обучения является снижение учебной мотивации учащихся, что особенно заметно в подростковом возрасте. Многие педагоги задают вопрос: "Почему не все дети включаются в учебный процесс?" Одна из причин этого - индивидуальность каждого ребенка, которая и определяет индивидуальный путь к познанию. Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего урока. В связи с этим ведутся поиски новых эффективных методов обучения и таких методических приемов, которые активизировали бы мысль школьников, стимулировали бы их к самостоятельному приобретению знаний. Использование различных современных педагогических технологий позволяет разнообразить учебный процесс и тем самым вовлекать в активный процесс познания большее количество учащихся.

       Что развивает школьника? Умение сравнивать, выбирать и сопоставлять, критиковать. Появление любознательности и желание самообразования у школьника - это замечательные предпосылки для творческого развития личности.

        Наш средний ученик, оканчивая школу, должен не просто вынести определенный объем знаний, но и умение учиться. Знать назубок какой-то определенный закон из некой научной области, изученной им в школе, иногда и полезно в быту, и валентность уметь расставить – тоже полезно. Но, мир меняется и все меняется. Сегодня для того, чтобы быть профессионалом во многих вопросах и сферах деятельности человека, надо ежедневно читать журналы и газеты, смотреть телепередачи, знакомиться с ресурсами Интернета. Скорость «прихода» информации к человеку в настоящее время увеличилась во много раз. Наряду со знаниями, и в связи с этим, необходимо владеть навыками сбора, обработки и систематизации, анализа информационного массива. Эти навыки очень важны для современного человека в жизни. И им нужно обучать еще в школе. И компьютер, и ресурсы Интернета на данном этапе могут стать отличным тренажером для развития вот таких, необходимых для современного человека, навыков.

Повышение качества образования.

Одна из главных задач развития системы образования в наши дни заключается в том, чтобы на основе наблюдаемого в последние годы широкого внедрения в учебный процесс современной компьютерной техники повысить качество образования и востребуемость полученных в результате обучения знаний.

Один из наиболее естественных и продуктивных способов вводить новые информационные технологии в школу состоит в том, чтобы непосредственно связать этот процесс с совершенствованием содержания, методов и организационных форм обучения. 
По данным исследований, в памяти человека остается ¼ часть услышанного материала,  ½ часть увиденного и услышанного, ¾ части материала, если ученик привлечен в активные действия в процессе обучения. Компьютер позволяет создать условия для повышения процесса обучения. 

        Мы учителя, должны не только сформировать у учащихся определенный набор знаний и умений, но и пробудить их стремление к самообразованию, реализации своих способностей, вооружить методами научного мышления, воспитать у них творческое отношение к познавательной и практической деятельности.

         Поэтому целесообразно рассмотреть понятие «информационная грамотность учащихся», которая подробно проанализирована В.Г. Гореловой.  Учитель формирует у учащихся умение:

  • получать информацию, то есть показывает своим примером обучения, как приобрести новую информацию, какие источники использовать (рассказ учителя, СМИ, средства коммуникационной связи и т.д.);
  • анализировать достоверность полученной информации;
  • обмениваться информацией;
  • хранить информацию;
  • пополнять информацию.

Следовательно, применение в обучении информационно-коммуникационных технологий будет способствовать формированию информационной грамотности учащихся, которая поможет в обучении на следующей ступени системы образования, обеспечит успешное овладение будущей профессией.

При использовании информационных технологий важно одно – создать такое приложение к уроку, которое позволит сделать урок по-настоящему развивающим и познавательным.

При подготовке к уроку с использованием ИКТ учитель не должен забывать, что это УРОК, а значит, составляет план урока исходя из его целей, при отборе учебного материала он должен соблюдать основные дидактические принципы: систематичности и последовательности, доступности, дифференцированного подхода, научности и др.  При этом компьютер не заменяет учителя, а только дополняет его.

Информационно-коммуникационные технологии, используемые на уроках  

Информационные технологии, наиболее часто применяемые мною в учебном процессе, можно разделить на две группы:

  1. сетевые   технологии,   использующие   локальные   сети   и   глобальную   сеть

Internet (электронный вариант методических рекомендаций, пособий, серверы дистанционного обучения, обеспечивающие интерактивную связь с учащимися через Internet, в том числе в режиме реального времени) и

  1. технологии,  ориентированные  на  локальные  компьютеры  (обучающие  программы,

компьютерные модели реальных процессов, демонстрационные программы, электронные задачники, контролирующие программы, дидактические материалы)

Формы и место использования компьютеров на уроке, конечно, зависит от содержания этого урока, цели, которую я ставлю. Каковы же функции и особенности применения образовательных программ? Можно выделить следующие функции:

    - инструментальная (изготовление наглядных пособий);

    - демонстрирующая (показ готовых демонстрационных программ, слайдов, презентаций и т.д.)

    - обучающая (тренажеры);

    -контролирующая;

    - диагностирующая;

           - информационная.

На каких же этапах можно использовать информационные технологии при изучении математики.

Опираясь на опыт, который уже имеется в данной области рассматриваемого вопроса, попробуем просмотреть данные этапы в свете использования компьютерных технологий и Интернет. Начнем с организационного момента урока. На начало урока, на лицо должен быть настрой на дальнейшую работу, доброжелательная обстановка, готовность класса к предстоящей работе. Все это должно проходить быстро и спокойно. Мы на уроке предполагаем работу с компьютером, значит необходимо иметь помощника учителя из числа учащихся, которые свободно обращаются с компьютером. Он подготавливает к работе электронный материал, загружает, открывает.… Если есть такой ученик, значит, организационный момент не займет много времени, а, значит, все и далее пойдет слаженно. Здесь, на данном этапе, учитель в школе уже активно использует приготовленную заранее презентацию начала урока, а имеющиеся в школах мультимедиапроекторы дают возможность начать урок достаточно ярко и красочно. Помня, что есть санитарные нормы работы за компьютером, так же как и работы с мультимедиапроектором, создавая урок, учитель продумывает время, отведенное на работу, связанную с таким представлением организационной части урока.

            Проверяем домашнее задание. На этом этапе необходимо помнить о том, что за короткое время (минут 7) необходимо отметить, увидеть, откорректировать типичные ошибки учащихся, используя различные формы контроля домашнего задания. Когда мы это делаем как обычно, то есть без использования компьютерных технологий, то эта проверка может затянуться, ведь учитель заинтересован в качестве знаний ученика, а значит будет уделять этому немало времени, и не получить да же тех запланированных 7 минут, а получить гораздо больше. На некоторых уроках при проверке домашнего задания я использую  презентацию для систематической проверки правильности выполнения домашнего задания всеми  учениками класса.   На этом         этапе        обычно        очень        много        времени        уходит на воспроизведение чертежей на доске, объяснение тех фрагментов, которые вызвали затруднения. Средства ИКТ позволяют экономить время в этом случае и пошагово проверить решение.

Так можно проверять и письменную и устную домашнюю работу. А еще можно предлагать учащимся электронное домашнее задание. При подготовке такого домашнего задания школьники должны быть информированы об объеме работы, о минимальных требованиях и о пространстве для продвинутых и увлеченных школьников. Школьники должны знать о требованиях по оформлению исследовательской работы, выполненной в электронном варианте: правильная постановка вопроса, выдвижение гипотезы, выводы и т. п. Школьников необходимо информировать о той программе, в которой необходимо выполнить такое домашнее задание. Электронное домашнее задание может быть представлено как исследовательская работа, как информационная работа, как «разминочный тест»

Всесторонняя проверка знаний предполагает, конечно, повторить то, что уже изучено. Но желательно проверять, прежде всего, мышление школьников, его умение использовать полученные знания в другой, новой ситуации. На этом этапе школьникам должно быть интересно и должно появиться желание рассмотреть полученные знания в новом свете. Использование учителем электронных материалов в качестве наглядности на данном этапе организует труд учителя. Здесь же возможен плавный переход на новый этап урока по введению учащихся в новую проблему для того, чтобы все было сведено воедино. И вариантов применения компьютерных технологий много:

-при проведении устных упражнений (возможность оперативно предъявлять задания и корректировать результаты их выполнения).  Устная работа с использованием компьютера.

В начале урока через мультимедиа-проектор провожу устный счет, математический диктант, теоретический опрос, решение различных заданий. Такие задания позволяют отрабатывать различные вопросы теории и практики, применяя принципы наглядности, доступности. Их можно использовать на любом уроке в режиме учитель – ученик, взаимопроверки, а также в виде тренировочных занятий. Работа по готовому чертежу способствует развитию конструктивных способностей, отработке навыков культуры речи, логике и последовательности рассуждений, учит составлению устных планов решения задач различной сложности. Например, при изучении темы «Квадратичная функция» я провожу соответствие между графиком функции, формулой и вершиной параболы , что развивает внимание, мышление, побуждает к активной работе учащихся.  Например,  при изучении признаков прямоугольных треугольников решая устно задачи на готовых чертежах, мы за короткий промежуток времени повторяем всю тему.

 - при выполнении практических заданий можно предложить учащимся для самостоятельного решения в классе или дома задачи, правильность решения которых  проверяются с помощью компьютерной программы или презентации. Самостоятельная проверка полученных результатов при помощи компьютерного эксперимента усиливает познавательный интерес учащихся, делает их работу творческой. В        результате,  многие учащиеся начинают придумывать свои задачи, решать их, а затем проверять правильность своих рассуждений, используя компьютер.

При организации контроля знаний, умений и навыков учащихся использую тестирование с помощью компьютера. Тестовый контроль с помощью компьютера предполагает возможность быстрее и объективнее, чем при традиционном способе, выявить знание и незнание обучающихся. Этот способ организации учебного процесса удобен и прост для оценивания в современной системе обработке информации.

Практически по любому разделу математики составлены тесты, которые входят в обучающие программы. В процессе тестирования подсчитывается количество правильных ответов и по завершении тестирования ученику выставляется оценка на основе критерия для тестовых технологий.

Такой вид контроля позволяет за довольно короткое время урока проверить уровень знаний, умений и навыков учащихся.  Для самостоятельной работы по изучению / закреплению определённого материала рекомендую учащимся сервис «Школьная математика»http://math-prosto.ru/index.php

К урокам обобщения и систематизации знаний и способов деятельности предлагаю учащимся выполнить проектные и творческие работы: компьютерные презентации или веб-странички об истории развития этой темы, о применении изучаемого материала в других областях знаний. Выполнение творческих заданий предполагает  использование учащимися информационно-коммуникационных технологий, освоение проектно-исследовательской деятельности: работу с Интернет-ресурсами, создание презентаций и веб-страниц как представления результатов самостоятельной исследовательской деятельности. Затем эти работы представляются и защищаются перед учащимися класса, коллективно  анализируются и рецензируются  результаты выполнения.

Такой вид работы развивает творческие, исследовательские способности учащихся, повышает их активность, способствует  приобретению навыков, которые могут оказаться весьма полезными в жизни.

Этап усвоения новых знаний

Дидактические достоинства уроков с использованием информационных технологий – создание эффекта присутствия («Я это видел!»), у учащихся появляется интерес, желание узнать и увидеть больше.

Попытаюсь выделить несколько основных направлений, используемых мной, по применения презентаций на различных этапах урока математики:

1) Применение презентаций, созданных в программе PowerPoint позволяют:

  • Заинтересовать новой темой, вовлечь в совместную работу. Для этого достаточно создать ребус, кроссворд, который разгадывается в начале урока.
  •  На этапе приобретения новых знаний компьютер выступает в роли мощного демонстрационного средства, обеспечивая высокий уровень наглядности. Сочетание рассказа учителя с демонстрацией презентации позволяет акцентировать внимание учащихся на особо значимых моментах учебного материала. Если раньше применялось огромное количество различных технических средств обучения, то теперь всё это можно поместить на несколько слайдов.  Визуальное представление определений, формул, теорем и их доказательств, качественных чертежей к геометрическим задачам, предъявление подвижных зрительных образов в качестве основы для осознанного овладения научными фактами обеспечивает эффективное усвоение учащимися новых знаний и умений. При изучении новой темы также использую ресурс «Школьный помощник»: http://school-assistant.ru/.

    https://uchportfolio.ru/users_content/dcf9082a17123c1adc46b4f19dc90e6c/images/%D0%A1%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/%D0%98%D0%BD%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%BD%D0%B5%D1%82%20-%201.JPG
    Что он содержит?
    Это своего рода своеобразный электронный учебник-тренажёр.   
    Школьный помощник – это сервис, который поможет закрепить знания, полученные в школе, или наверстать пропущенный материал. Этот проект создан для дополнительных занятий по предметам
  • Урок – лекция. Выдержать долгий рассказ учителя может не каждый учащийся. В процессе урока внимание рассеивается. На слайдах можно расположить всю информацию так, чтобы ребёнок следил за ходом рассуждений на протяжении всего рассказа. Отличительной чертой применения информационных технологий в процессе обучения является разнообразие форм представления информации: тексты, таблицы, графики, диаграммы, аудио- и видеофрагменты, а также их сочетание. Такая мультимедийность создает психологические условия, способствующие лучшему восприятию и запоминанию учебного материала с включением подсознательных реакций обучающихся.

  • Решение различных задач с объяснением каждого этапа. В этом случае возможна демонстрация пошагового решения задачи.

Заключение

     Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках математики становится обычным явлением.

     Изучение теоретических основ, передового педагогического опыта, небольшие собственные исследования позволяют сделать выводы:

  • ИКТ – способствует увеличению умственной нагрузки на уроках математики;
  • интенсивность умственной нагрузки позволяет поддерживать у учащихся интерес к изучаемому материалу на протяжении всего урока;
  • использование ИКТ позволяет расширить информационное поле урока, стимулирует интерес, любознательность, креативность ребёнка;
  • ИКТ возможно использовать при проведении уроков разного типа и вида;
  • ИКТ способствует индивидуализации и дифференциации учебного процесса при сохранении его целостности;
  • ИКТ изменяет роль педагога на уроке математики: помощник, консультант, …;
  • ИКТ позволяет использовать множество готовых компьютерных программ и т.д.

НО следует всегда помнить:

  • множество готовых компьютерных программ не должно «увести» учителя от требований государственного стандарта;
  • необходимо кропотливо отбирать материал, грамотно расставлять акценты в целях, задачах, содержании обучения математическим наукам;
  • использование ИКТ должно чётко, продуманно сочетаться, взаимодействовать с технологией здоровьесберегающего обучения;
  • учитель должен постоянно пополнять своё информационное пространство в данной области, изучать передовой педагогический опыт и внедрять его продуманно, творчески, учитывая те условия, в которых работает, тот творческий потенциал, уровень знаний, умений и навыков учащихся своего класса;
  • использование ИКТ должно не исключать другие эффективные методы обучения.

     Следовательно, использование ИКТ помогает школе решать непростую задачу: подготовить сегодняшних учеников – новых граждан к жизни в новом информационном обществе, подготовить их к продуктивной деятельности в новых экономических условиях.

Список литературы

1.  Использование информационных компьютерных технологий в учебном процессе и проблемы его методического обеспечения [электронный ресурс]- режим доступа: http://www. eidos. ru/journal/2006/0901-5.htm

2.  Понятие информатизации образования. [электронный ресурс] - http://nnspu. ru/zao/social/using. pdf

  1. Манвелов С.Г. Конструирование современного урока математики. Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 2002. – 175 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

технологическая карта конструирования урока в современной информационной образовательной среде зовательной

Эта технологическая карта урока русского языка в 7 классе по теме "Одна и две буквы н в страдательных причастиях прошедшего времени и отглагольных прилагательных" по новым ФГОС с учетом УУД....

технологическая карта конструирования урока в современной информационной образовательной среде

Вашему вниманию предлагаю методические рекомендации по написанию технологических карт уроков русского языка и литературы в рамках новых ФГОС....

Применение кейс-технологии как одного из методов современной информационно-образовательной среды как условия реализации требования ФГОС ООО

применение кейс-технологии как одного из методов современной информационно-образовательной среды как условия реализации требования ФГОС ООО на уроках физики...

Доклад "Технология подготовки урока в современной информационной образовательной среде"

Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования предполагает новый подход к разработке урока в условиях современной информационной образовательной среды. В связи с этим педагог...

Музыкальное воспитание дошкольников посредством использования интерактивных средств обучения и цифровых образовательных ресурсов в современной информационной образовательной среде

laquo;Каждый участник образовательного процесса сам решает, идти в ногу с будущим или вышагивать пятками назад» Анатолий Гин (Руководитель международной Лаборатории технологий «Образовани...