«Технологическая карта урока »
статья
Технологическая карта может заменить конспект урока, т.к включает в себя одновременно и деятельность учителя и ученика, и методическое обоснование урока на каждом этапе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_tehnologicheskaya_karta_uroka.docx | 26.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Термин «Технологическая карта » пришел в педагогику из технических, точных производств.
Технологическая карта - форма технологической документации, в которой описан весь процесс обработки изделия, указаны операции и их составные части, материалы, производственное оборудование, инструмент, технологические режимы, время, необходимое для изготовления изделия, квалификация работников и т.д.
(слайд 2) Существуют несколько определений, что такое технологическая карта в педагогике:
Технологическая карта урока - это новый вид методической продукции, обеспечивающий эффективное и качественное преподавание учебных курсов в школе и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ в соответствии с ФГОС.
Технологическая карта урока – это обобщенно-графическое выражение сценария урока, основа его проектирования, средство представления индивидуальных методов работы.
И ,наконец, на мой взгляд самое доступное для понимания определение следующее:
Технологическая карта урока – современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и обучающегося.
Междисциплинарная связь в науке давно признана одним из средств ее прогресса, поэтому обращение педагогов к технологическому подходу в образовании не случайно. Интерес и внимание педагогов к конструированию педагогических карт обусловлены, в первую очередь, возможностью отразить деятельностную составляющую взаимодействия учителя и ученика на уроке, что является актуальным, прежде всего для развивающего образования.
(слайд 3) Исходя из определения «технологическая карта», можно выделить те позиции, на которые можно и нужно опираться при конструировании технологической карты урока:
- В ней должен быть описан весь процесс деятельности;
- должны быть указаны операции, их составные части.
Необходимость реализации в образовательном процессе системно-деятельностного и личностно – ориентированного подходов требует от учителя не только детальной операционно –деятельностной структуризации урока, но и четкой фиксации форм взаимодействия его участников. Поэтому для того чтобы грамотно отразить в технологической карте урока специфику педагогической деятельности, необходимо обратиться к понятию деятельности.
(слай 4) Деятельность – специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет целесообразное изменение и преобразование действительности. Всякая деятельность включает в себя цель, средство, результат и сам процесс деятельности, и следовательно неотъемлемой характеристикой деятельности является ее осознанность .
В структуре технологической карты урока необходимо предусмотреть возможность:
- тщательного планирования каждого этапа деятельности;
-максимально полного отражения последовательности всех осуществляемых действий и операций, приводящих к намеченному результату;
-координации и синхронизации действий всех субъектов педагогической
Деятельности.
(слайд 5) Какие основные моменты следует учитывать учителю при подготовке к современному уроку? Прежде всего необходимо рассмотреть этапы конструирования урока:
1. Определение темы учебного материала;
2. Определение дидактической цели темы;
3. Определение типа урока:
- урок открытия новых знаний (урок формирования новых знаний);
-урок рефлексии (закрепление и совершенствование);
-урок методической направленности (комбинированный урок);
- урок развивающего контроля ( урок коррекции и контроля знаний, умений, навыков);
4. Продумывание структуры урока;
5. Обеспеченность урока;
6. Отбор содержания учебного материала;
7. Выбор методов обучения;
8. Выбор формы организации педагогической деятельности;
9. Рефлексия урока.
(слайд 6) Существуют структурные компоненты технологической карты урока. Это:
1. Блок целеполагания (что необходимо сделать, воплотить): тема, цель урока, планируемый результат, личностноформирующая направленность урока.
2. Инструментальный блок (какими средствами это достигается) : задачи урока, тип урока, учебно - методически комплекс.
3. Блок организационно- деятельностный (структуризация на действия и операции) : таблица – схема урока, диагностика результатов урока, домашнее задание.
(слайд 7) Структура технологической карты включает:
- Название темы с указанием часов, отведенных на ее изучение.
- Цель освоения учебного содержания;
- Планируемые результаты (личностные, предметные, межпредметные, информационно- интеллектуальную компетентность и УУД);
- Основные понятия темы;
- Технологию изучения указанной темы (на каждом этапе работы определяются цель и прогнозируемый результат, даются практические задания на отработку материала и диагностические задания на проверку его понимания и усвоения;
- Контрольное задание на проверку достижения планируемых результатов;
Необходимо четко обозначить тему, цель и задачи урока. Цель урока определяется планируемым результатом урока и путями реализации. Цель обычно начинается со слов «Определение», «Формирование» , «Знакомство», и т.д. В формировании цели следует избегать глагольных форм. Задача –данная в определенных условиях ( например в проблемной ситуации) цель деятельности, которая должна быть достигнута в преобразовании этих условий, согласно определенной процедуре. Полный цикл продуктивного мышления включает постановку и формулирование задачи самим субъектом, что происходит при предъявлении ему заданий, условия которых имеют проблемный характер.
Задачи могут возникать в практической деятельности или создаваться преднамеренно ( учебные, игровые и т.д). Организованная последовательность задач образует программу деятельности. Формулировка задач урока чаще всего имеет форму ответов на вопрос « Что надо делать, чтобы достичь цели урока? Таким образом задачи должны начинаться с глаголов – «повторить», «проверить», «объяснить», «научить», «сформулировать», «воспитывать» и пр. Сразу необходимо предусмотреть планируемые результаты урока. В формировании планируемых результатов также необходимо единообразие и соответствие задачам: сколько задач – столько и планируемых результатов должно быть. Очень важный этап урока – рефлексия. Это обязательная составляющая современного урока. Это своеобразное подведение итогов учебной деятельности учащихся. Существуют различные формы проведения рефлексии на уроке. Применение рефлексии в конце урока дает возможность оценить активность каждого на разных этапах урока. Каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранной формы работы.
- Сегодня я узнал на уроке;
- было интересно…;
- Я понял, что… и т.д
Все эти моменты должны быть отражены в технологической карте.
(слайды 8,9,10,11,12) Унифицированной формы технологической карты в настоящее время не существует, есть достаточно много шаблонов. На основании множества технологических карт урока можно подобрать для своей работы тот вариант , который вам более приемлем. В зависимости от типа урока по ФГОС количество этапов конструирования урока может меняться. Предлагаю посмотреть несколько из них. ( показ различных шаблонов технологических карт)
(слайд 13) Технологическая карта позволяет учителю:
- Реализовать планируемые результаты ФГОС;
- Определить УУД, которые формируются в процессе изучения конкретной темы, всего учебного курса;
- Системно формировать у учащихся УУД;
- Осмыслить и спроектировать последовательность работы по освоению темы от цели до конечного результата;
- Освободить время для творчества (использование готовых разработок по темам освобождает учителя от непродуктивной рутинной работы);
- Определить возможности реализации межпредметных знаний (установить связи и зависимость между предметами и результатами обучения);
- На практике реализовать метапредметные связи и обеспечить согласованные действия всех участников педагогического процесса;
- Выполнять диагностику достижения планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения темы;
- Решить организационно-методические проблемы (замещение уроков, выполнение учебного плана и т.д);
- Соотнести результат с целью обучения после создания продукта - набора технологических карт;
- Обеспечить повышение качества образования;
(слайд 14) Технологическая карта позволяет администрации школы:
Контролировать выполнение программы и достижение планируемых результатов, а также осуществлять необходимую методическую помощь. Использование технологической карты обеспечивает условия для повышения качества обучения, так как:
- Учебный процесс по освоению темы (раздела) проектируется от цели до результата;
- Используются эффективные методы работы с информацией;
- Организуется поэтапная самостоятельная учебная, интеллектуально –познавательная и рефлексивная деятельность школьников;
- Обеспечиваются условия для применения знаний и умений в практической деятельности.
.(слайд 15) Технологическую карту отличают:
- Интерактивность
- Структурированность
- Алгоритмичность
- Технологичность и обобщенность информации
Технологическая карта позволяет увидеть учебный материал целостно и системно, проектировать образовательный процесс по освоению темы с учетом цели освоения курса, гибко использовать эффективные приемы и формы работы с обучающимися на уроке, согласовывать действия учителя и учащихся, организовывать самостоятельную деятельность школьников в п
.
Технологическая карта дает наглядное представление о логике урока горизонтально (организация деятельности учащихся под руководством учителя, формирование и развитие УУД, результат сотрудничества субъектов образовательного процесса на каждом этапе урока) и вертикально (результат достижения предметных, метапредметных и личностных целей урока).
Для опытного учителя Технологическая карта может заменить конспект урока, т.к включает в себя одновременно и деятельность учителя и ученика, и методическое обоснование урока на каждом этапе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"
В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....
Технологическая карта урока на тему "Географическая карта". 5 класс
Технологическая карта урока .ФГОС....
Методическая разработка "От технологической карты раздела к технологической карте урока"
Уровень образования: основное общее образованиеКласс: 5 классПредмет: биологияТип ресурса: технологические картыКраткое описание ресурса: технологические карты разделов по темам: "Введение в биологию"...
Курсы повышения квалификации. Экспертные карты.Технологическая карта урока.
Данный материал может быть полезен для тех, кто проходит курсы повышения квалификации. В нём представлены примеры экспертных карт двух кроссвордов и викторины, а также технологическая карта урока в 5 ...
Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»
Цели урока: сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...
Технологическая карта урока по географии "Карта и её математическая основа. Практическая работа №1. Определение на основе иллюстраций учебни-ка и карт атласа территорий России с наибольшими искажениями на различных картографических проекциях"
Учебное занятие по изучению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности...
Технологическая карта урока Урок № 32. «Культурная карта Российской Федерации» (практическое занятие)
Класс 5 Тема урока «Культурная карта Российской Федерации» Тип урока практическое занятие, урок-путешествие Средства обучения (УМК) Цель: Создать условия для формирования представлений о на...