Рабочая программа внеурочной деятельности "Школа безопасности" 6 класс
рабочая программа (6 класс)
Рабочая программа внеурочной деятельности "Школа безопасности" 6 класс, краткий курс ОБЖ, объемом 34 часа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vd_shkola_bezopasnosti.docx | 42.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 368
с углубленным изучением английского языка
Фрунзенского района Санкт-Петербурга
Рассмотрено на методическом объединении протокол № от ___________. председатель МО _______________ | Принято на Педагогическом совете ГБОУ № 368 протокол № 5 от 17.05.2018. | «Утверждаю» Директор школы ГБОУ средней школы №368 приказ № 97 - од от 18.05.2018 ___________С.Н. Соколова |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Школа безопасности»
Направление «Общеинтеллектуальное»
Для 6 класса
Возрастная группа – с 12-13 лет
Составитель:
Учитель Анисимова Е.В.
2018 – 2019 учебный год
Санкт- Петербург
Оглавление
- Нормативно - правовая база.
- Пояснительная записка.
2.1.Общая характеристика курса внеурочной деятельности.
- . Описание места курса внеурочной деятельности.
- . Формы, технологии и контроля деятельности
- Содержание курса внеурочной деятельности.
- Тематическое планирование курса внеурочной деятельности.
- Планируемые результаты изучения курса внеурочной деятельности
(личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса внеурочной деятельности).
- Описание учебно-методического и материально- технического обеспечения образовательного процесса.
1. Нормативно- правовая база внеурочной деятельности:
- Федеральный Закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказ Минобрнауки России от 31.12.2015 N 1577
"О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1897"; Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях";
- Методическими материалами по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы начального общего образования (приложение к письму Департамента общего образования Минобрнауки России от 12 мая 2011 № 03-296);
- Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.08.2017 года № 09-1672 « О направлении методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе проектной деятельностью»;
- Инструктивно-методическое письмо № 14.05.2015 № 03-20-2057\15-00 КО Санкт-Петербурга «Об организации внеурочной деятельности в государственных образовательных организациях Санкт-Петербурга»;
- ООП ООО ГБОУ средней школы № 368.
.
2. Пояснительная записка
Цель:
- Усвоение знаний: об опасных и чрезвычайных ситуациях; о здоровом образе жизни; об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях.
- Развитие умений: предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников; принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и своих возможностей.
Задачи:
- формирование у учащихся современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности;
- формирование индивидуальной системы здорового образа жизни;
- воспитание антитеррористического поведения и отрицательного отношения к психоактивным веществам и асоциальному поведению;
- формирование у учащихся научных представлений о принципах и путях снижения фактора риска в деятельности человека и общества:
- выработка умений предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера и адекватно противодействовать им;
- формирование у учащихся модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, а также развитие способностей оценивать опасные ситуации, принимать верные решения и действовать безопасно с учетом своих возможностей.
2.1.Общая характеристика курса внеурочной деятельности.
В настоящее время возрастает роль и ответственность системы образования в деле подготовки населения в области безопасности жизнедеятельности и выработки у граждан Российской Федерации привычек здорового образа жизни. Только через образование можно обеспечить повышение уровня культуры всего населения страны в области безопасности жизнедеятельности и добиться снижения отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность жизнедеятельности личности, общества и государства.
Программа «Школа безопасности» ориентирована на создание у школьников правильного представления о личной безопасности, на расширение знаний и приобретение практических навыков поведения при попадании в экстремальные и чрезвычайные ситуации. В содержание курса «Школа безопасности» входят аспекты различных знаний из предметов естественнонаучного цикла и ОБЖ, которые систематизирует знания в области безопасности жизнедеятельности, полученные учащимися в процессе обучения в школе, и способствует у них цельного представления в области безопасности жизнедеятельности личности.
2.2. Описание места курса внеурочной деятельности.
В соответствии с концепцией модернизации школьного образования внеурочная деятельность является обязательным компонентом школьного обучения. Настоящий курс изучается в рамках внеурочной деятельности - вся работа осуществляется в условиях ФГОС. Трудоемкость дисциплины составляет 34 часа (1 час в неделю) для 6 класса.
2.3 Формы, методы контроля и деятельности
Преподавание курса предполагает использование различных педагогических методов и приёмов: лекции, беседы, ролевые игры, ситуационные задачи, оформление стенгазет, проектная деятельность. Применение разнообразных форм учебно-познавательной деятельности: работа с текстом, научно-популярной литературой, разнообразными наглядными пособиями (таблицы, схемы, плакаты), Интернет ресурсами, позволяет реализовывать индивидуальный и дифференцированный подход к обучению. Формы контроля: собеседование, защита проекта, тестовые задания.
3. Содержание курса внеурочной деятельности.
Раздел I. Безопасность человека в опасных и экстремальных природных условиях
Глава 1. Экстремальная ситуация в природе и первоочередные действия человека, попавшего в него.
Тема 1. Опасные и экстремальные ситуации Что к ним приводит?
Теория:
Опасность, опасная ситуация, экстремальная ситуация. чрезвычайная ситуация
Практика:
Овладение умениями формировать личные понятия о безопасности,
Тема 2. Как подготовиться к путешествию, чтобы избежать опасных ситуаций
Теория:
Классификация походов, снаряжение, экипировка, НАЗ
Практика:
Уметь распознавать виды опасностей , знать их причины, предвидеть опасные ситуации.
Тема 3. Причины, мешающие успешно справиться с экстремальной ситуацией
Теория:
Причины возникновения экстремальной ситуации
Практика:
Прогнозировать события, предвидеть возможные угрозы, продумывать свои действия
Глава 2. Пребывание человека в различных климатических условия
Тема 4. Влияние климата на человека.
Теория:
Акклиматизация, часовой пояс
Практика:
Научиться с наименьшими потерями проходить акклиматизацию в различных природных зонах Земли
Тема 5. Общие правила успешной акклиматизации
Теория:
Акклиматизация, часовой пояс
Практика:
Умения анализировать явления и события природного характера, знать особенности своего организма
Тема 6. Если ты отстал от группы
Теория:
Правила безопасного поведения в лесу при экстремальной ситуации
Практика:
Знание порядка действий при отставании от группы в походе
Тема 7. Если ты заблудился в лесу
Теория:
Просека, ориентирование, стороны света
Практика:
Знание порядка действий если заблудился в лесу
Тема 8. Авария транспортного средства в безлюдной местности
Теория:
Авария, правило
Практика:
Отработка правильных действий по спасению собственной действия при аварии транспортного средства в безлюдной местности
Тема 9. Способы подачи сигналов бедствия
Теория:
Сигнал, международные сигналы о помощи
Практика:
Узнать, как подавать сигналы бедствия подручными методами и с помощью специальных средств
Тема 10. Ориентирование по компасу
Теория:
Ориентирование, компас, азимут
Практика:
Знать правила пользования компасом
Тема 11. Ориентирование по Солнцу, Луне, звёздам
Теория:
Стороны света, гномон, местное время
Практика:
Порядок действий при ориентировании по Солнцу, Луне, звёздам
Тема 12. Ориентирование по местным признакам
Теория:
Местные признаки
Практика:
Порядок действий при ориентировании по местным признакам
Тема 13. Как находить дорогу к жилью
Теория:
Сакма, туры
Практика:
Порядок действий при нахождении дороги к жилью
Тема 14. Устройство временных укрытий
Теория:
Шалаш, навес, вигвам, лапник
Практика:
Порядок действий при устройстве временных укрытий
Тема 15. Добывание огня, разведение костра
Теория:
Костер, огонь
Практика:
Умение разводить костер в экстремальных природных условиях
Тема 16. Обеспечение бытовых потребностей
Теория:
Нож, веревка, посуда
Практика:
Умение обеспечить необходимый уровень бытовых удобств при попадании в экстремальную ситуацию
Тема 17. Обеспечение водой
Теория:
Вода, фильтр
Практика:
Знать как найти и добыть воду организмом в экстремальных природных условиях
Тема 18. Организация питания
Теория:
НАЗ, паек
Практика:
Знать как обеспечить себя пищей в экстремальных природных условиях
Тема 19. Личная гигиена, уход за одеждой и обувью
Теория:
Гигиена
Практика:
Правила личной гигиены
Тема 20. Возможные опасности в пути и меры по их предупреждению
Теория:
Опасность, лавина, обвал
Практика:
Правила безопасного поведения при движении в различной местности.
Раздел II. Основы медицинских знаний
Глава 4. Оказание первой помощи в экстремальных ситуациях
Тема 21.Общие принципы оказания самопомощи
Теория:
Рана, кровотечение.
Практика:
Первая медицинская помощь, общее положение по оказанию первой медицинской помощи.
Тема 22. Общие принципы оказания первой помощи пострадавшему
Теория:
Пульс, сонная артерия, жгут
Практика:
Последовательная отработка навыков в оказании первой медицинской помощи пострадавшему при отсутствии жизненных признаков
Тема 23. Аптечка, природные лекарственные средства
Теория:
Аптечка, лекарства
Практика:
Знание свойств дикорастущих растений, порядок оказания помощи при отсутствии аптечки
Тема 24. Потёртости и мозоли. Ссадины и порезы
Теория:
Потёртости, порезы, ссадины, мозоли.
Практика:
Последовательная отработка навыков в оказании первой медицинской помощи при потертостях, мозолях, ссадинах и порезах
Тема 25. Закрытые травмы. Ушибы. Растяжения и разрывы связок
Теория:
Ушиб, растяжение, разрыв связок
Практика:
Последовательная отработка навыков в оказании первой медицинской помощи при ушибах, растяжениях, разрывах связок
Тема 26. Вывихи. Сдавления. Переломы
Теория:
Вывих, сдавление, перелом
Практика:
Последовательная отработка навыков в оказании первой медицинской помощи при вывихах, сдавлениях, переломах
Тема 27. Опасные животные
Теория:
Укус, осмотр, профилактика, бешенство
Практика:
Знание безопасных норм поведения и пребывания в условиях природы в различных климатических зонах
Тема 28. Отравления
Теория:
Отравление
Практика:
Последовательная отработка навыков в оказании первой медицинской помощи при отравлениях
Тема 29. Первая помощь утопающему. Основные приёмы оживления — реанимации
Теория:
Искусственное дыхание, вентиляция легких
Практика:
Последовательная отработка навыков в оказании первой медицинской помощи при утоплении
Тема 30. Тепловые и солнечные удары, обморожения
Теория:
Тепловые удар, солнечный удар, обморожение
Практика:
Последовательная отработка навыков в оказании первой медицинской помощи при тепловых и солнечных ударах, обморожениях
Тема 31.Заболевания глаз, удаление инородных тел из глаза, уха, носа
Теория:
Зрение, посторонний предмет
Практика:
Последовательная отработка навыков в оказании первой медицинской помощи при удалении инородных тел из глаза, уха, носа
Тема 32. Переноска пострадавшего без носилок
Теория:
Перетаскивание, перенос
Практика:
Последовательная отработка навыков при переноске пострадавшего без носилок
Тема 33-34. Итоговое занятие.
Практика: Защита проектов
4. Тематическое планирование
№ | Разделы программы, тема программы ( курса) | Кол-во часов | Теория | Практика | Формы проведения занятий | Краткое описание содержания занятия |
Раздел I. Безопасность человека в опасных и экстремальных природных условиях | 20 | 10 | 10 | |||
Опасные и экстремальные ситуации Что к ним приводит? | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа, иллюстрирование | Общие понятия об опасных и чрезвычайных ситуациях Сформулировать понятие "опасная ситуация", "экстремальная ситуация" | |
Как подготовиться к путешествию, чтобы избежать опасных ситуаций | 1 | 0,5 | 0,5 | Презентация, составление схемы маршрута | Усвоить порядок подготовки к совершению похода, главные правила поведения в походе | |
Причины, мешающие успешно справиться с экстремальной ситуацией | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа, презентация, составление плана | Сформировать представление об основных источниках напряжения человека при вынужденном автономном существовании | |
Влияние климата на человека. | 1 | 0,5 | 0,5 | Презентация, беседа, стенгазета | Как влияют климатические условия на поведение человека в различных ситуациях | |
Общие правила успешной акклиматизации | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа, презентация, составление памятки | Как успешно пройти акклиматизацию в различных природных зонах, учитывая особенности организма | |
Если ты отстал от группы | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа, презентация, иллюстрирование | Какие основные опасности могут подстерегать в лесу | |
Если ты заблудился в лесу | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа, презентация, составление краткого рассказы | Причины, которые могут привести к экстремальной ситуации | |
Авария транспортного средства в безлюдной местности | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа, презентация, инсценировка | Правильные действия при аварии транспортного средства в безлюдной местности | |
Способы подачи сигналов бедствия | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа, презентация, ролевая игра | Специальные средства подачи сигналов бедствия | |
Ориентирование по компасу | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа, презентация, решение ситуационных задач | Знания об ориентировании на местности с помощью компаса | |
Ориентирование по Солнцу, Луне, звёздам | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа, презентация, решение ситуационных задач | Знания об ориентировании на местности по Солнцу, Луне, звёздам | |
Ориентирование по местным признакам | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа, презентация, составление плана | Знания об ориентировании на местности по местным признакам | |
Как находить дорогу к жилью | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа, презентация, решение ситуационных задач | Знания о поведении в естественной природе | |
Устройство временных укрытий | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа, презентация, составление краткого рассказы | Знания о видах и способах устройства временных укрытий | |
Добывание огня, разведение костра | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа, презентация, решение ситуационных задач | Знания о видах и способах разведения костров, способах добывания огня | |
Обеспечение бытовых потребностей | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа, оформление стенгазеты | Изучить возможности обеспечения бытовых потребностей в экстремальной ситуации | |
Обеспечение водой | 1 | 0,5 | 0,5 | Презентация, решение ситуационных задач | Изучить как компенсировать потерю воды организмом в экстремальных природных условиях | |
Организация питания | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа, презентация, иллюстрирование | Изучить общие принципы организации питания в экстремальных природных условиях | |
Личная гигиена, уход за одеждой и обувью | 1 | 0,5 | 0,5 | Презентация, беседа, стенгазета | Изучить правила личной гигиены в экстремальных природных условиях | |
Возможные опасности в пути и меры по их предупреждению | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа, презентация, составление памятки | Общие понятия об опасных и чрезвычайных ситуациях | |
Раздел II. Основы медицинских знаний. | 12 | 6 | 6 | |||
2.1 | Общие принципы оказания самопомощи | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа, презентация, составление плана | Первая медицинская самопомощь при различных видах повреждений |
2.2 | Общие принципы оказания первой помощи пострадавшему | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа, презентация, инсценировка | Оказание первой медицинской помощи пострадавшему |
2.3 | Аптечка, природные лекарственные средства | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа, презентация, составление памятки | Состав медицинской аптечки, правила использования аптечки в неотложных ситуациях |
2.4 | Потёртости и мозоли. Ссадины и порезы | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа, презентация, решение ситуационных задач | Оказание первой медицинской помощи при потертостях, мозолях, ссадинах и порезах |
2.5 | Закрытые травмы. Ушибы. Растяжения и разрывы связок | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа, презентация, решение ситуационных задач | Оказание первой медицинской помощи при ушибах, растяжениях, разрывах связок. |
2.6 | Закрытые травмы. Вывихи. Сдавления. Переломы | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа, презентация, решение ситуационных задач | Оказание первой медицинской помощи при вывихах, сдавлениях, переломах |
2.7 | Опасные животные | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа, презентация, составление памятки | Сформировать представление об основных опасностях, исходящих от насекомых, паукообразных, клещей, змей |
2.8 | Отравления | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа, презентация, составление памятки | Оказание первой медицинской помощи при отравлении |
2.9 | Первая помощь утопающему. Основные приёмы оживления — реанимации | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа, презентация, инсценировка | Оказание первой медицинской помощи при утоплении (практические рекомендации) |
2.10 | Тепловые и солнечные удары, обморожения | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа, презентация, инсценировка | Оказание первой медицинской помощи при тепловых и солнечных ударах, обморожениях. |
2.11 | Заболевания глаз, удаление инородных тел из глаза, уха, носа | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа, презентация, составление памятки | Оказание первой медицинской помощи при заболеваниях глаз, порядок удаления инородных тел из глаза, уха, носа |
2.12 | Переноска пострадавшего без носилок | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа, презентация, инсценировка | Правила переноски пострадавшего без носилок (практические рекомендации) |
Итоговое занятие | 2 | 2 | Проект | Защита проектов | ||
Всего часов | 34 | 16 | 18 |
5. Планируемые результаты изучения курса внеурочной деятельности
(личностные, метапредметные, предметые )
Личностные (воспитательные результаты) | Первый уровень – • развитие личностных, в том числе духовных и физических, качеств, обеспечивающих защищенность жизненно важных интересов личности от внешних и внутренних угроз; Второй уровень – формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности. Третий уровень - воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности. |
Метапредметные | Познавательные: - овладение умениями формировать личные понятия о безопасности, анализировать причины возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций, обобщать и сравнивать последствия опасных и чрезвычайных ситуаций, выявлять причинно-следственные связи опасных ситуаций и их влияние на безопасность жизнедеятельности человека; - формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, генерировать идеи, моделировать индивидуальные подходы к обеспечению личной безопасности в повседневной жизни и чрезвычайных ситуациях; - приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации в области безопасности жизнедеятельности с использованием различных источников и новых информационных технологий. Регулятивные : - целеполагание, планирование, составление плана и последовательности действий при чрезвычайных ситуациях, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция и др. Коммуникативные: - развивать умение выражать свои мысли и способности слушать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение; - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнёра и т.д. |
Предметные (если будут) | - знание об опасных и чрезвычайных ситуациях; о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства; о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций; об организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций; о здоровом образе жизни; об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях; о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности. - формирование установки на здоровый образ жизни; - развитие необходимых физических качеств: выносливости, силы, ловкости, гибкости, скоростных качеств, достаточных для того, чтобы выдерживать необходимые физические и умственные нагрузки; умение оказывать первую медицинскую помощь при занятиях физической культурой и спортом. |
- Описание учебно-методического и материально- технического обеспечения образовательного процесса.
Для учителя:
- Учебник «Основы безопасности жизнедеятельности. 6 класс», рекомендованный Министерством образования и науки Российской Федерации М.П. Фролов, В.П. Шолох, М.В. Юрьева, Б.И. Мишин, под общей редакцией Ю.Л. Воробьева .- Москва: АСТ: Астрель, 2014.
- Акимов В. А. и др. Основы анализа и управления рисков в природной и техногенной сферах: Учеб. пособие в системе образования МЧС России и РСЧС. Деловой экспресс, 2004.
- Физическая культура: Учеб. для учащихся 5—7 кл. общеобразоват. учреждений / Под ред. М. Я. Виленского. — М.: Просвещение, 2007.
- Формирование здорового образа жизни подростков на уроках ОБЖ: Метод. пособие / А. Т. Смирнов, Б. И. Мишин. — М.: Вентана-Граф, 2002.
Для ученика:
- Учебник «Основы безопасности жизнедеятельности. 6 класс», рекомендованный Министерством образования и науки Российской Федерации М.П. Фролов, В.П. Шолох, М.В. Юрьева, Б.И. Мишин, под общей редакцией Ю.Л. Воробьева .- Москва: АСТ: Астрель, 2014.
- Смирнов А.Т., Хренников Б.О. Основы безопасности жизнедеятельности. Учебник для 6 класса. – М., Просвещение, 2014.
- Волович, В. Г. Как выжить в экстремальной ситуации / В. Г. Волович. - М: Знание, 1990.
- Гостюшин, А. В. Энциклопедия экстремальных ситуаций / А. В. Гостюшин. - М.: Зеркало, 1994.
- Поляков, В. В. Безопасность человека в экстремальных ситуациях / В. В. Поляков, Е. А. Сербаринов. - М, 1992.
- Правила поведения и действия населения при стихийных бедствиях, авариях, катастрофах. -М.: Воениздат, 1990.
- Проблемы безопасности при чрезвычайных ситуациях. - М: ВИМИТ, 1993.
- Справочные данные о чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и экологического происхождения. - Ч. 2. - М.: МЧС, 1995.
- Чрезвычайные ситуации и защита от них / сост. А. Бондаренко. - М., 1998
- Чрезвычайные ситуации: Энциклопедия школьника / Под общ. ред. С. К. Шойгу. — М., 2004.
Интернет-источники:
- http://www.znakcomplect.ru/top/out.php?id=65 – Инструкции, учебные фильмы, иллюстрированные инструктажи, видеоинструктажи, тематические стенды и плакаты по охране труда, безопасности дорожного движения, технике безопасности, безопасности жизнедеятельности;
- http://www.сaim.ru/9 - Банк рефератов по безопасности жизнедеятельности;
- http://www.school-collection.edu.ru/catalog/res/ - Библиотека электронных наглядных пособий по ОБЖ для 5-11 классов;
- http://www.edu-navigator.ru/cat/11500/1 - Каталог ресурсов по ОЬЖ;
- http://www.russmag.ru/pgroup.php?id=2 – Материалы журнала «Основы безопасности жизни»;
- http://www.warning.dp.ua – Справочник по безопасности, пособие по выживанию, поведение в экстремальных ситуациях;
- http://www.shkolazhizni.ru/tag - Школа жизни. Материалы по безопасности, стихийным бедствиям и чрезвычайным ситуациям;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности 1 класс. Клуб "Почемучка"
Рабочая программа внеурочнойдеятельности в 1 классе клуба "Почемучки" содержит пояснительную записку, тематическое планирование занятий по экологическому воспитанию...
рабочая программа внеурочной деятельности 6 класс "Географический образ Кемеровской области"
программа по краеведению в 6 классе по ФГОС...
Рабочая программа внеурочных занятий. 7 класс. "Мир под микроскопом"
Рабочая программа разработана с учетом требований ФГОС...
Рабочая программа внеурочных занятий. 5 класс. "В мире комнатных растений"
Программа внеурочного занятия «В мире комнатных растений» направлена на формирование, как теоретических знаний, так и практических умений и навыков по выращиванию комнатных растений и уходу за н...
Рабочая программа внеурочной деятельности 5 класса по истории "Чудеса и тайны древних цивилизаций"
Содержание данного курса тесно связано с содержанием курса История Древнего мира 5 класс. Оно восполняет недостающий объем материала и пробуждает интерес учащихся к историческим вопросам, которые не з...
рабочая программа внеурочной деятельности 4 класс 2016 г
рабочая программа внеурочной деятельности 4 класс...
Рабочая программа внеурочной деятельности 1 класс "Шахманая азбука" (66 часов)
Программа внеурочной деятельности «Шахматная азбука» адресована учащимся 1-х классов и соответствует требованиям , рассчитана на весь учебный год: 2 часа в неделю.Данная программа внеурочной...