Дополнительная общеобразовательная программа «ЭКОлогика»
рабочая программа
Цель: Формирование у детей экологической культуры, осознанного отношения к окружающей среде, любви к природе родного края.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Содержание
Пояснительная записка ………………………………………..3
Цель и задачи………………………………………………………….5
Психолого-педагогическое обеспечение программы………………6
Ожидаемый результат…………………………………………….…..7
Формы подведения итогов реализации дополнительной
образовательной программы…………………………………………8
Основные направления реализации программы…………………....9
Принципы работы экологической организации «ЭКОлогика»…....10
Устав экологического организации «ЭКОлогика»…………………10
Паспорт школьной экологической организации «ЭКОлогика»..….11
Учебно-тематический план…………………………………………..12
Содержание программы……………………………………………...14
Литература……………………………………………………………..19
Приложение ………………………………………………………...…21
Пояснительная записка
Практически ежедневно через средства массовой информации мы узнаем о происходящих в разных концах нашей планеты экологических бедствиях и катастрофах. К сожалению, экологическая ситуация в нашей стране, как и в целом мире, продолжает ухудшаться, о чём свидетельствует стремительное развитие процессов деградации окружающей среды, расширение зон экологического кризиса и рост общей, антропогенной нагрузки на экосистемы, ухудшение здоровья населения в глобальном масштабе. Нарастающее ухудшение обстановки вызывает тревогу населения Земли. Поэтому каждое государство, большое или малое, каждый житель планеты Земля несёт ответственность за сохранение природы.
Сейчас, когда так остро стоят проблемы взаимодействия человека с окружающей средой, необходимо вести речь о целенаправленном конструировании будущего, о гармонизации социально – экономического развития, об учете интересов и потребностей не только нынешних, но и будущих поколений людей.
Очевидно, что в становлении экологического сознания велика роль школы, которая может и должна воспитывать у ребят чувство сопричастности к природе, ощущение ее красоты, не позволяющее относиться к ней потребительски, варварски, проявлять бездушную беспечность. Экологическое воспитание учащихся сегодня особо актуально. Образование и воспитание школьников в области охраны окружающей среды является в настоящее время одним из приоритетных направлений работы с учащимися. Чем раньше начинается формирование экологической культуры у детей, тем выше эффективность воспитания.
Экология как наука включает в себя весь комплекс взаимодействия факторов – как природных и технологических, так и социальных, моральных, нравственных. Экологическая проблема, прежде всего нравственная, и в этом смысле экологическое образование несет в себе колоссальный нравственный потенциал. Нравственность предполагает стремление к самосовершенствованию, духовному развитию. Учить детей понимать и любить природу, значит, воспитывать их людьми, для которых трудовая и производственная деятельность будут связаны с ответственностью за её экологические последствия. Формирование экологического сознания, бережного отношения ко всему живому – одна из самых насущных задач современного воспитания, и данная программа предлагает решать её путём вовлечения детей и подростков в практическую природоохранную деятельность.
Оберегая природу, заботясь о сохранении ее целостности, человек, прежде всего, сохраняет себя, свой внутренний мир, гармонизирует свои отношения с окружающей средой. Человек познает мир на протяжении всей жизни, и самый важный период этого понимания – учеба в школе, когда закладываются основы наук, на базе которых в сознании человека выстраивается системная картина мира. От этого в дальнейшем будут зависеть характер взглядов и убеждений человека, его миропонимание и поступки. В основе формирования экологической культуры лежит понимание значимых взаимосвязей, существующих в мире природы, взаимодействие живой и неживой природы, человека и природы, и предлагаемая программа способствует этому.
Нужно осознать, что современное состояние природы – это отражение тех явлений и процессов, которые происходят внутри нас. Поэтому очень важно перейти от простой передачи знаний, умений и навыков, необходимых для существования в современном обществе, к готовности действовать и жить в быстро меняющихся условиях, участвовать в планировании социального развития, учиться предвидеть последствия предпринимаемых действий, в том числе и возможные последствия в сфере устойчивости природных экосистем.
Предлагаемая программа направлена также на осмысление ребёнком себя как частицы окружающего мира и обретение уверенности в своей значимости, осознание гражданской ответственности за свои действия, чувства человеческого достоинства, понимание ценности человеческой жизни как величайшего дара природы.
Формирование любви к природе должно воспитать уважение по отношению к себе самому, своим близким, к родному краю, Отечеству, планете Земля.
Так как в нашей школе ведется большая и серьезная экологическая работа, с 2014 года по инициативе учащихся была создана экологическая организация «ЭКОлогика». Всех членов школьной экологической организации объединяет экологическое сознание, основанное на доброте и любви ко всему живому на нашей планете, желание жить в гармонии с природой. Экологическое воспитание школьников, готовит из детей грамотных, активных членов общества, знающих и понимающих основные правила взаимоотношения человека и природы, активно участвующих в различных экологических акциях, всю свою жизнь бережно относящихся к природным объектам. Учащиеся активно занимаются улучшением экологической обстановки в школе и городе, у них развиваются навыки исследовательской и проектной деятельности.
Программа является актуальной, т.к. ориентирована на решение наиболее значимых для современного общества экологических проблем. Способствует формированию осознанного проявления личной инициативы детей. Идеи, рассмотренные в программе перекликаются с идеями общешкольной воспитательной работы на основе единства задач воспитания, обучения и развития, предусматривают совместную работу подростков, старшеклассников, родителей и педагогов по ее реализации.
Экологическая культура предполагает определённую степень философского осмысления мира, которое начинается с самого детства. Программа позволяет использовать для формирования экологической культуры наиболее благоприятный период, охватывающий детские и юношеские годы. Программа рассчитана на учащихся 10-16 лет. Ведущей деятельностью этого возрастного периода является общение, которое очень важно направить в позитивное русло с помощью поставленных задач. Программа объединения «ЭКОлогика» рассчитана на 35 часов в год, по 1 часу в неделю. Продолжительность занятий по 45 мин. Срок реализации программы – 2 года. Реализация программы осуществляется в 2 этапа: 1 (первый год) - учащиеся изучают и исследуют взаимосвязь флоры и человека, 2 (второй год) – учащиеся изучают и исследуют взаимосвязь фауны и человека.
Организация «ЭКОлогика» действует в соответствии с:
- Конвенцией о правах ребенка;
- Конституцией РФ;
- ФЗ "Об образовании";
- ФЗ "Об общественных объединениях",
- ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений»;
- ФЗ "Об охране окружающей среды"
- Уставом МБОУ СШ №6 г. Выкса
- Программой развития школы на 2012-2017 годы
Цель: Формирование у детей экологической культуры, осознанного отношения к окружающей среде, любви к природе родного края.
Задачи:
Обучающие задачи:
- научить видеть и понимать красоту природы;
- сформировать навыки экологически грамотного и безопасного поведения;
- познакомить детей с охраняемыми животными, грибами и растениями, вошедшими в красную книгу Нижегородской области и России;
- познакомить детей с миром животных, грибов, бактерий и растений, их ролью в биосфере и в жизни человека;
- познакомить детей с существующими в природе взаимосвязями между живыми организмами;
- сформировать навыки исследовательской и проектной деятельности;
- познакомить детей с последствиями антропогенного воздействия на экологические системы;
Воспитательные задачи:
- воспитать в ребенке любовь к людям и природе, стремление к добрым поступкам, чистым помыслам и чувствам;
- воспитывать у детей ответственное отношение к окружающей среде;
- воспитывать у детей трудолюбие и аккуратность в выполнении поставленных заданий;
Развивающие задачи:
- развивать у детей потребность в общении с природой;
- развивать у детей эмоционально позитивное отношение к живым организмам;
- развивать у детей умение воспринимать окружающий мир посредством органов чувств;
- развивать умения и навыки правильного взаимодействия с природой.
Психолого-педагогическое обеспечение программы
Одним из важных условий реализации данной программы является психолого-педагогическое обеспечение, которое реализуется по следующим направлениям:
- изучение личностных и индивидуальных качеств членов детской экологической организации;
- изучение творческого потенциала членов детской экологической организации;
-изучение межличностных отношений между членами детской экологической организации;
- диагностика интересов и предпочтений членов детской экологической организации;
- изучение потребности в общественных объединениях детей;
- изучение потребности в общении с природой;
- создание условий для формирования экоцентрического сознания у детей;
- создание условий для желания природоохранной деятельности.
Ожидаемый результат
Привлечь максимальное количество детей к плодотворной природоохранной деятельности, привить любовь к природе через участие в практических мероприятиях по изучению ее закономерностей, по восстановлению нарушенных природных систем, по проведению исследовательской работы с природными объектами. Повысить активность детей, участвующих в экологических акциях, воспитать из них активных, инициативных, творческих людей, берегущих и любящих природу.
Процесс работы школьной экологической организации строится в первую очередь на добровольном участии в экологических мероприятиях и проектах. Такая работа приводит к формированию гуманной творческой личности ученика, способной решать практические экологические вопросы, планировать и нести ответственность за принимаемые решения и результаты. Дети, входящие в экологическую организацию, как правило, являются примером и в остальном учебном процессе, а после окончания школы — это активные члены общества, которые любят и берегут окружающую природу.
Учащиеся должны знать:
- правила экологически грамотного и безопасного поведения в природе;
- условия жизни животных, грибов, бактерий и растений;
- животных, грибов и растений, находящихся под охраной;
- роль растений, бактерий, грибов и животных в биосфере и в жизни людей,
- существующие в природе взаимосвязи растений, бактерий, грибов, животных и человека;
- последствия воздействия человека на экологические системы.
Обучающиеся должны уметь:
- видеть и понимать красоту живой природы;
- воспринимать окружающий мир посредством органов чувств;
- проводить самостоятельно наблюдения в природе;
- владеть методиками и приемами исследовательской и проектной деятельности;
- проводить природоохранные акции;
- самостоятельно находить в дополнительных источниках информации сведения по определенной тематике и излагать их в виде сообщений или рассказа.
Итогом реализации программы являются качества личности:
- любовь к окружающей среде;
- ответственное отношение к природе;
- доброжелательное отношение к живым существам;
- доброта, взаимопонимание, милосердие, вера в созидательные способности человека, культура общения, интеллигентность как высшая мера воспитанности;
- стремление преодолевать трудности, добиваться успешного достижения поставленных целей.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы
Процесс обучения предусматривает следующие виды контроля:
-конференции,
- конкурсы,
- командные турниры,
- викторины,
- семинары,
- природоохранные акции,
- анкетирование,
- тесты.
Методы диагностики экологической культуры учащихся (приложение1) позволяют определить степень эффективности обучения по программе, проанализировать результаты, внести коррективы в учебный процесс, позволяет детям, родителям, педагогам увидеть результаты своего труда, создает благоприятный психологический климат в коллективе.
Основные направления реализации программы
№ | Направления и мероприятия |
1. Эколого-просветительская деятельность | |
1.1 | Туристические маршруты, экскурсии |
1.2 | Распространение опыта и знаний |
1.3 | Участие и организация научно-практических конференций |
1.4 | Сотрудничество с лесным хозяйством города |
1.5 | Пришкольный лагерь (отряд экологической направленности) |
2. Организация исследовательской деятельности | |
2.1 | Экологическая тропа “Красная книга Нижегородской области” |
2.2 | Работа в питомнике Выксунского лесхоза |
2.3 | Экологический мониторинг «Здоровье моей школы» , «Здоровье моего города» |
2.4 | Здоровьесберегающая роль комнатных растений |
2.4 | Проектная работа по декоративному оформлению пришкольного участка |
3. Реализация проектной работы экологического воспитания через художественно эстетическую деятельность | |
3.1 | Дизайн цветочных клумб школьного двора |
3.2 | Конкурсы, выставки, мастер классы по теме “Экология” |
3.3 | Экологический театр |
4. Природоохранная деятельность | |
4.1 | Экологические акции |
4.2 | Марш Парков |
4.3 | Изготовление и размещение искусственных гнездовий для птиц |
4.4 | Формирование лесного массива |
Принципы работы экологической организации «ЭКОлогика»
- Принцип единства - все мы являемся частью природы.
- Принцип смирения - мы представляем собой ценный вид, однако не более важный, чем другие. Все живые существа, включая человека, имеют свою значимость.
- Принцип уважения к природе - каждое живое существо имеет право на жизнь..
- Принцип сотрудничества - наша роль заключается в понимании и сотрудничестве с природой, а не в ее завоевании.
- Принцип любви, заботы и радости - лучшее в жизни - не материальное.
- Принцип охраны природы - недостойно человека быть причиной преждевременного исчезновения каких-либо видов, существующих в природе.
- Принцип "Чти свои корни" - Земля без нас сможет существовать, а мы без нее - нет, истощенная Земля - истощенная экономика.
- Принцип "Непосредственный опыт - Лучший учитель" - чтобы любить и понимать природу и самого себя, необходимо затратить время на непосредственное познание, чувственное восприятие воздуха, воды, почвы, растений, животных и других компонентов природы.
- Принцип "Люби свой край" - изучайте и любите природу своего края, живите в согласии с ней, ступайте по Земле с осторожностью.
Устав экологического организации «ЭКОлогика»
1. Юным экологом может быть любой учащийся школы, любящий природу, желающий внести свой посильный вклад в дело охраны природы.
2. Юные экологи обязаны:
- принимать участие в охране окружающей природной среды;
- соблюдать требования природоохранного законодательства;
- знать и соблюдать нормы экологической этики и морали;
- изучать и приумножать природные богатства родного края;
- постоянно повышать уровень своих знаний о природе
3. Юные экологи имеют право:
- принимать участие в экологических акциях и мероприятиях;
- вести исследовательскую работу по изучению природы и экологии родного края;
- излагать свое мнение на заседаниях организации и в прессе;
- защищать права и интересы населения развивать экологическую культуру;
- оказывать всемерное содействие государственным органам борьбе с нарушениями природоохранного законодательства;
- требовать от соответствующих органов предоставления своевременной достоверной и полной информации о загрязнении окружающей природной среды, мерах ее охраны.
4. Юный эколог всегда должен помнить:
- природа - это живая, чувствительная, очень сложная система,
- от каждого из нас зависит, что останется в этом мире будущим поколениям.
Паспорт школьной экологической организации «ЭКОлогика»
1. Название: Детская экологической организации «ЭКОлогика».
2. Количество членов: 100
3.Система приема в организацию: Личное желание учащихся, посвящение.
4. Цель, принципы, деятельности организации:
Цель - экологическое образование учащихся, воспитание уважительного отношения к окружающей среде и ко всему живому на Земле, предотвращение разрушительного антропогенного воздействия на окружающую среду, изучение природы родного края.
5. Направления работы:
- практическая работа;
- исследовательская работа;
- участие в конференциях различного уровня;
- участие в олимпиадах, конкурсах;
- организация экологических праздников, акций, мастер классов;
- работа с научной и научно-популярной литературой.
6. Формы и методы, используемые в работе организации:
В структуру программы входят выезды и исследовательская работа на водоемах и в лесу, экскурсии и встречи, практические работы в лабораториях, выступления научных групп, экологические праздники, сюжетно-ролевые игры, экологические акции.
7. Символика: Эмблема. (Приложение1)
8. Традиции и ритуалы: Посвящение в юные экологи; линейки; экологические праздники «День Земли», «День леса», «День птиц», выездные заседания объединения на природе; день рождения организации.
Учебно-тематический план
Флора (1-й год обучения)
№ п/п | Тема занятий | Всего | Количество часов | Дата | |
Теория | Практика | ||||
1 | Введение в образовательную программу | 1 | 1 | ||
2 | Мир бактерий | 3 | 2 | 1 | |
2.1 | Царство бактерий | 1 | 1 | ||
2.2 | Роль бактерий в природе и жизни человека | 2 | 1 | 1 | |
3 | Мир грибов | 5 | 3 | 2 | |
3.1 | Царство грибов | 1 | 1 | ||
3.2 | Микроскопические грибы | 2 | 1 | 1 | |
3.3 | Грибы в лукошке | 2 | 1 | 1 | |
4 | Мир растений | 11 | 6 | 5 | |
4.1 | В мире растений | 1 | 1 | ||
4.2 | Растения в капле воды | 2 | 1 | 1 | |
4.3 | Лишайники | 2 | 1 | 1 | |
4.4 | Кто такие споровые растения | 2 | 1 | 1 | |
4.5 | Голосеменные растения | 2 | 1 | 1 | |
4.6 | Разнообразие цветковых | 2 | 1 | 1 | |
5 | Фитоценозы | 10 | 4 | 6 | |
5.1 | Фитоценоз | 1 | 1 | ||
5.2 | Растения леса | 2 | 1 | 1 | |
5.3 | Растения луга | 2 | 1 | 1 | |
5.4 | Растения моего сада | 5 | 1 | 4 | |
6 | Охрана растений | 5 | 2 | 3 | |
6.1 | Красная книга (растения) | 2 | 1 | 1 | |
6.2 | Почему исчезают растения | 3 | 1 | 2 | |
всего | 35 | 18 | 17 |
Учебно-тематический план
Фауна (2-й год обучения)
№ п/п | Тема занятий | Всего | Количество часов | Дата | |
Теория | Практика | ||||
1 | Введение в образовательную программу | 3 | 2 | 1 | |
1.1 | Вводное занятие | 1 | 1 | ||
1.2 | Взаимосвязь растений и животных | 2 | 1 | 1 | |
2 | Водные животные | 9 | 4 | 5 | |
2.1 | Аквариум и его обитатели | 3 | 1 | 2 | |
2.2 | Мир в капле воды | 2 | 1 | 1 | |
2.3 | Многообразие обитателей морей и океанов | 2 | 1 | 1 | |
2.4 | Многообразие обитателей пресных водоемов | 2 | 1 | 1 | |
3 | Птицы | 6 | 2 | 4 | |
3.1 | Содержание пернатых | 2 | 1 | 1 | |
3.2 | Птицы нашего леса | 4 | 1 | 3 | |
4 | Звери | 5 | 2 | 3 | |
4.1 | Домашние и декоративные животные | 4 | 1 | 3 | |
4.2 | Дикие звери | 1 | 1 | ||
5 | Биоценозы | 5 | 3 | 2 | |
5.1 | Животные лесов | 2 | 1 | 1 | |
5.2 | Животные лугов | 2 | 1 | 1 | |
5.3 | Животные в городе | 1 | 1 | ||
6 | Охрана животных | 6 | 4 | 2 | |
6.1 | Особо охраняемые природные территории | 2 | 2 | ||
6.2 | Керженский заповедник | 1 | 1 | ||
6.3 | Красная Книга России (животные) | 3 | 1 | 2 | |
7 | Заключительное занятие | 1 | 1 | ||
всего | 35 | 18 | 17 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Флора (1-й год обучения)
- Введение в образовательную программу (1 ч).
Тема 1. «Вводное занятие» (1 ч). Цели, задачи и содержание программы обучения. Инструктажи по технике безопасности. Расписание занятий.
- «Мир бактерий» (3ч).
Тема 2.1 «Царство бактерий» (1ч). Особенности строения и жизнедеятельности бактерий. Разнообразие бактерий. Среды обитания бактерий. Бактерии азотфиксирующие и нитрифицирующие, лакто бактерии.
Тема 2.2 «Роль бактерий в природе и жизни человека» (2ч). Продолжить знакомить учащихся с различными группами бактерий, их ролью в природе и жизни человека; показать пути их использования в промышленном производстве, медицине, для очистки воды.
Практическая часть. Исследовательская работа «Полезные и вредные бактерии».
- «Мир грибов» (5ч).
Тема 3.1 «Царство грибов» (1ч). Положение грибов в системе органического мира, характерные признаки грибов, особенности их строения, питания, размножения. Роль грибов в природе и жизни человека.
Тема 3.2 «Микроскопические грибы» (2ч). Особенности строения плесневых грибов. Открытие антибиотиков и их использование. Роль в природе и жизни человека. Практическая часть. Исследовательская работа «Плесневые грибы друзья или враги».
Тема 3.3 «Грибы в лукошке» (2ч). Многообразие шляпочных грибов. Различия между съедобными и ядовитыми грибами, правила сбора грибов. Роль в природе и жизни человека.
Практическая часть. Исследовательская работа «Грибы Нижегородской области».
- «Мир растений» (11ч).
Тема 4.1 «В мире растений» (1ч). Многообразие жизненных форм растений. Разнообразие мест обитания растений, условий их существования. Значение растений в природе и жизни человека.
Тема 4.2 «Растения в капле воды» (2ч). Особенности строения одноклеточных водорослей, их приспособленность к среде обитания. Роль одноклеточных водорослей в природе и в жизни человека.
Практическая часть. Исследовательская работа «Мир в капле воды».
Тема 4.3 «Лишайники» (2ч). Особенностями строения и жизнедеятельности лишайников как симбиотических организмов. Приспособление лишайников к среде обитания и их значение в природе и для жизни человека.
Практическая часть. Исследовательская работа «Определение качества воздуха г. Выксы методом лихеноиндикации».
Тема 4.4 «Кто такие споровые растения» (2ч). Многообразие споровых растений. Особенности строения и приспособленность мхов, плаунов, хвощей и папоротников к условиям жизни.
Практическая часть. Исследовательская работа «Коллекция мхов, хвощей, плаунов, папоротников».
Тема 4.5 «Голосеменные растения» (2ч). Многообразие голосеменных. Особенности строения сосны, ели, пихты. Роль в природе и жизни человека.
Практическая часть. Исследовательская работа «Определение качества воздуха методом биоиндикации по признакам сосны обыкновенной».
Тема 4.6 «Разнообразие цветковых» (2ч). Многообразие цветковых растений. Особенности строения цветковых. Условия существования. Роль в природе и жизни человека. Лекарственные растения.
Практическая часть. Викторина «Я в мире растений».
- «Фитоценозы» (10ч).
Тема 5.1 «Фитоценоз» (1ч) Особенности строения фитоценозов. Естественные и искусственные фитоценозы. Изменение фитоценозов обратимые и не обратимые. Фитоценозы различных географических областей.
Тема 5.2 «Растения леса» (2ч.). Фитоценоз смешанного леса. Знакомство с видами растений леса. Растения леса в разные времена года. Значение леса в жизни человека.
Практическая часть. Экскурсия в лес «Описание фитоценоза смешанного леса».
Тема 5.3 «Растения луга» (2ч.). Знакомство с растениями луга. Растения луга в разные времена года. Роль луговых растений.
Практическая часть. Экскурсия на суходольный луг «Описание фитоценоза суходольного луга»
Тема 5.4 «Растения моего сада» (5ч). Культурные растения (плодоягодные, сельскохозяйственные культура, декоративные). Роль культурных растений. Особенности ухода за культурными растениями. Роль комнатных растений, особенности ухода за ними.
Практическая часть. Создание и выполнение проекта по благоустройству территории около школы «Цветущая школа»
Практическая часть. Исследовательская работа «Влияние комнатных растений на организм человека».
- «Охрана растений» (5ч)
Тема 6.1 «Красная книга (растения)» (2ч). Знакомство с растениями Красной книги. Характеристика некоторых видов растений. Презентация растений Красной книги.
Практическая часть. Исследовательская работа «Растения из Красной книги моего региона».
Тема 6.2 «Почему исчезают растения» (3ч). Экологические проблемы, вызывающие гибель фитоценозов. Проблемы ТБО, вырубка лесов, пожары, опустынивание, зарастание водоемов.
Практическая часть. Создание проектов, посвященных решению экологических проблем.
Практическая часть. Высадка молодых саженцев древесных растений в лесном массиве.
Фауна (2-й год обучения)
- Введение в образовательную программу (3 ч.)
Тема 1. 1 «Вводное занятие» (1 ч). Цели, задачи и содержание программы обучения. Инструктажи по технике безопасности. Расписание занятий.
Тема 1.2 «Взаимосвязь растений и животных» (2ч). Растения укрытия и жилища для животных. Роль растений для животных. Растительноядные животные, животные опылители.
Практическая часть. Экскурсия в парк «Изучение взаимосвязей между животными и растениями»
- «Водные животные» (9ч).
Тема 2.1 «Аквариум и его обитатели» (3ч). Знакомство с понятием «аквариум», обитателями аквариума и с правилами ухода за рыбками. Установка аквариума в уголке природы, уход за его обитателями. Аквариумы и их типы. Растительность. Украшения аквариума. Наблюдению за рыбками.
Практическая часть. Экскурсия на водоём.
Тема 2.2 «Мир в капле воды» (2ч). Особенности и характеристика простейших организмов. Строение амебы, эвглены, инфузории. Роль в природе и жизни человека.
Практическая часть. Исследовательская работа «Мир в капле воды».
Тема 2.3 «Многообразие обитателей морей и океанов» (2ч). Знакомство с разнообразием подводного мира морей и океанов. Экологические группы гидробионтов. Биотические связи организмов. Обитатели литорали, бентоса, планктон, нейстон. Сокращение биоразнообразия морской фауны. Загрязнение морей и океанов.
Практическая часть. Семинар «Как я могу помочь морским животным».
Тема 2.4. «Многообразие обитателей пресных водоемов» (2ч). Знакомство с разнообразием подводного мира рек, прудов и озер. Экологические группы гидробионтов. Сезонные изменения пресноводных экосистем. Биотические связи организмов. Сокращение биоразнообразия пресноводной фауны. Проблемы водоемов г. Выксы.
Практическая часть. Разработка и выполнение проекта по очистке водоема.
- «Птицы» (6ч).
Тема 3.1 «Содержание пернатых» (2 ч). Из истории орнитологии. Знакомство с видами птиц, характерными особенностями их поведения. Как выбрать питомца? Птицы в жизни человека. Правила ухода за птицами, техника безопасности. Кормление птиц. Разведение птиц. О болезнях пернатых питомцев. Питомцы в нашем доме (чиж, жаворонковые, экзотические птицы (попугаи). Материалы и инструменты.
Практическая часть. Уход за птицами. Наблюдение, составление рассказа о птицах.
Тема 3.2 «Птицы нашего леса» (4 ч). Многообразие птиц Нижегородской области. Соловей, глухарь, дятел, скворец, синица, воробей, мухоловка, сова и др. Среда обитания и биология птиц.
Практическая часть. Экскурсия в лес, наблюдение за птицами, запись голосов птиц.
Практическая часть. Изготовление кормушек и скворечников.
Практическая часть. Исследовательская работа «Птицы из Красной книги».
- «Звери» (5ч).
Тема 4.1 «Домашние и декоративные животные» (4ч). Содержание, кормление и уход за животными (декоративные кролики, хомяки, морские свинки, декоративные крысы). Породы домашних кроликов. Общая характеристика, размножение в неволе, селекция, история одомашнивания. Породы коз, их содержание. Бережное отношение к бездомным животным и забота о них. Знакомство с повадками животных.
Практическая часть. Конкурс «Мой любимый питомец».
Практическая часть. Проведение акции «Помоги бездомным животным».
Тема 4.2 «Дикие звери» (1ч). Разнообразие диких зверей Нижегородского региона. Особенности среды обитания и биология животных. Роль животных в природе и жизни человека.
- «Биоценозы» (5ч).
Тема 5.1 «Животные лесов» (2ч). Общая характеристика лесной экосистемы. Особенности и характеристика лесных животных. Взаимосвязи внутри лесной экосистемы. Экологические ниши животных.
Практическая часть. Экскурсия в смешанный лес «Описание лесного биоценоза».
Тема 5.2 «Животные лугов» (2ч). Общая характеристика луговой экосистемы. Разнообразие видов обитателей лугов. Экологические ниши животных. Адаптация животных к условиям среды. Взаимосвязи внутри луговой экосистемы.
Практическая часть. Экскурсия на суходольный луг «Описание лугового биоценоза».
Тема 5.3 «Животные в городе» (1ч). Общая характеристика животных, обитающих в городе. Экологические ниши животных. Адаптация животных к условиям обитания в городской среде. Взаимосвязи между животными и антропогенной средой. Роль животных в жизни человека.
- «Охрана животных» (6ч).
Тема 6.1 «Особо охраняемые природные территории» (2ч). История возникновения заповедников. Современные экологические проблемы и заповедники. Заповедное дело за рубежом. Описание заповедников. Просмотр фильма о заповедниках, заказниках.
Тема 6.2 «Керженский заповедник» (1ч). Описание и знакомство с Керженским заповедником Нижегородской области. Фильм о красоте родного края.
Тема 6.3 «Красная Книга России (животные)» (3ч). Знакомство с Красной книгой России (животные). Изучение и выявление причин сокращения биоразнообразия животных.
Практическая часть. Природоохранная акция «Браконьер враг природы!»
Практическая часть. Викторина «Этот удивительный мир».
7. Заключительное занятие (1ч). Подведение итогов обучения в детской экологической организации «ЭКОлогика». Проведение диагностики.
Список литературы
Для учителя:
- Вебстер К., Жевлакова М.А., Кириллов П.Н., Корякина Н.И. От экологического образования к образованию для устойчивого развития. – СПБ.: Наука, САГА, 2005. – 137 с.
- Галеева Н.Л. Современный кабинет биологии: Работа учителя на основе дидактики личностно-ориентированного образовательного процесса. М.: 5 –е издание, 2005. – 192 с.
- Миркин Б.М. Игры на уроках биологии. 9-11 кл. /Миркин Б. М., Наумова Л. Г. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2008. – 271 с.
- Басов В.М. Практикум по анатомии, морфологии и систематике растений. Учебное пособие. – М. Книжный дом «Либроком», 2010. – 240 с.
- Ильин М.П. Школьный гербарий (Пособие для учителей) . М. «Просвещение», 1971 г.
- Райков Б.Е., Римский-Корсаков М.Н., Зоологические экскурсии. Руководство для изучения зоологии в природе. Для учащих, учащихся и любителей природы. Часть 1. Ленинград. 1925 год.
- Новоселов А.А., Комнатное растениеводство методом водных культур. Пособие для учителей средней школы. Москва. 1959 год
- Зернов С.А. Общая гидробиология. Москва 1934
- Резько И.В. Экзотические животные в вашем доме/Авт. сост. И.В.Резько. –Мн. : ООО «Харвест», 1999. – 528 с.
Для учащихся:
- Томанова З.А. Экологическое состояние и природопользование Ленинградской области: учеб. пособие для 10-11 классов / З.А. Томанова, М.А. Шаталов, А.Н. Любарский. – 2-е изд. – СПб.: Специальная Литература, 2-010 – 158 с.: ил.
- Пуговкин А.П. Практикум по общей биологии: Пособие для учащихся 10-11 классов общеобразоват. Учреждений/А.П. Пуговкин, Н.А. Пуговкина, В.С. Михеев. – М. Просвещение, 2002. – 112 с.
- Яковлева А.В. Лабораторные и практические занятия по биологии: Общая биология: 9 кл. – М. : Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. – 80 с.
- Голубкина Н.А. Лабораторный практикум по экологии/ - 2-е изд., исп. И доп. – М. : ФОРУМ: НИЦ ИНФРА-М, 2013. – 64 с. Ил.
- Мансурова С.Е. Практикум по общей биологии. 10-11 / С.Е. Мансурова. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2006. – 79 с.
- Веселые эксперименты для детей. Биология. А. ван Саан. Питер. 2011
- Пономарева И.Н. Биология: 10 класс: профильный уровень: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/И.Н.Пономарева, О.А. Корнилова, Л.В.Симонова; под. Ред. И.Н. Пономаревой. – М. Вентана-Граф, 2010. – 400 с. ил.
- Алексеев С.В. Экология: Учебное пособие для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений разных видов. СПб: СМИО Пресс, 2001. – 240 с.; ил.
- Прядко К.А., Понятия и определения: Экология/Словарик школьника. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2006. – 64 с.
- Энциклопедия для детей. Том 19. Экология/Ред. коллегия: М. Аксенова, ,В. Володин, Г. Вильчек, Е. Ананьева идр. – М.: Аванта +, 2005. – 448с. : ил.
Приложение1
Методы диагностики экологической культуры учащихся
1. Недописанные тезисы.
- На выявление индивидуального смысла о природе, ее компонентах, взаимодействии человека и природы, экологических проблемах:
· «Природа – это…»;
· «Природа состоит из…»;
· «Для меня природа…»;
· «В жизни человека природа…»;
· «Человек и природа…»;
· «Современное состояние природы…»;
· «Экологическими проблемами являются…»;
· «Природа дает человеку…»;
· «Экологические проблемы России…»;
· «Решение экологических проблем зависит…»;
· «Охранять природу – значит…»;
- На выявление отношения к природе, понимания многосторонней ценности природы:
· «Человек относится к природе…»;
· «Я отношусь к природе…»;
· «Я люблю природу за то, что…»;
· «Я люблю бывать на природе…»;
· «В природе мне нравится…»;
· «Любить природу – значит…»;
· «Природа дает мне…»;
· «Мое отношение к природе…»;
· «Основная ценность природы для меня состоит…»;
· «Ценность природы для человека состоит в …»;
· «Ценность природы для человека состоит в…»;
· «Природа прекрасна…»;
· «Общение с природой дает мне…».
- На выявление мотивов экологической деятельности, отношения к природе:
· «Мое отношение к природе обусловлено…»;
· «Я люблю природу, так как…»;
· «Я люблю бывать на природе, потому, что…»;
· «Я стараюсь не наносить вреда природе, так как…»;
· «Когда я собираю ягоды и грибы в лесу, я думаю о…»;
· «Когда я рву цветы на лугу, я не задумываюсь о …»;
· «Когда я вижу, что кто-то ломает ветку на дереве, то…»;
· «Я убежден, что человек должен относиться к природе…»;
· «В существующих экологических проблемах виновен…».
- На выявление индивидуального смысла о экологической культуре человека, компонентах экологической культуры:
· «Экологическая культура человека – это…»;
· «Экологическая культура человека представляет »;
· «Ответственно относиться к природе – это значит…»;
· «Моя экологическая культура…»;
· «Экологическая культура складывается…»;
· «Знание человеком природы позволяет ему…»;
· «Основными правилами поведения человека в природе являются…»;
· «Проявляя заботу о природе, я умею…»;
· «Свою деятельность по охране природы я оцениваю как…»;
· «Моя деятельность по охране природы заключается в…».
2 . Ранжирование
МЕТОДИКА 1. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА.
Цель: выявление представлений учащихся о компонентах экологической культуры человека, их соотношении.
Задание: расставьте ранговые места от 1 до 7 по степени важности для себя следующих компонентов экологической культуры человека:
· система экологических знаний;
· практические экологические умения;
· владение правилами поведения в природе;
· интерес к экологическим проблемам;
· потребность в общении с природой; понимание многосторонней (универсальной) ценности природы;
· убежденность в необходимости ответственно относиться к природе.
МЕТОДИКА 2. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
Цель: выявление направленности личности в экологической деятельности.
Задание: расположите в порядке убывания (в зависимости от их значимости для себя) следующие дела:
· участие в экологических митингах;
· работа на даче;
· туристические походы;
· забота о домашних животных;
· выпуск экологической газеты;
· оформление стенда о природе, ее охране;
· изготовление скворечника;
· участие в конкурсе «Природа и фантазия»;
· экскурсии в природу, по экологической тропе;
· чтение книг о природе.
МЕТОДИКА 3. ОТНОШЕНИЕ К ПРИРОДЕ.
Цель: выявление факторов развития интереса, других мотивов отношения учащихся к природе.
Задание: перечислите в порядке убывания по степени значимости для себя, что влияет на Ваше отношение к природе:
· непосредственное общение с природой;
· чтение книг о природе;
· уроки биологии, географии, физики и т.д.
· посещение музеев (краеведческих, художественных);
· участие в практических делах по охране природы;
· телевизионные передачи;
· кинофильмы о природе;
· беседы и лекции о природе, ее охране.
МЕТОДИКА 4. ИНТЕРЕС К ПРИРОДЕ.
Цель: выявление спектра интересов детей к природе.
Задание: ранжируйте (расставьте по степени значимости для себя) характеристики, отражающие Ваш интерес к природе:
· сбор ягод, грибов, цветов и т.п.;
· получение вдохновения, наслаждения, положительных эмоций;
· безграничные возможности открытия чего-то нового, получение новых знаний;
· купание, загорание;
· рисование природы;
· помощь природе в ее охране;
· пение на природе;
· игры на природе;
· нахождение на природе способствует лучшему пониманию себя, самосознанию;
· исследовательская деятельность в природе.
МЕТОДИКА 5. ЦЕННОСТЬ ПРИРОДЫ.
Цель: выявление осознания учащимися многосторонней (универсальной) ценности природы, ее компонентов.
Задание: расположите по степени значимости для себя, за что Вы цените природу:
· природа – источник знаний;
· природа дает представление о прекрасном в жизни;
· природа дает человеку грибы, ягоды, орехи, другие продукты питания;
· природа дает человеку древесину;
· природа – источник вдохновения, творчества для человека;
· природа (солнце, воздух, вода) способствуют закаливанию, укреплению здоровья человека;
· природа – это главное богатство народа, страны.
МЕТОДИКА 6. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ.
Цель: выявление уровня сформированности у детей экологических знаний, приоритетности определенных групп знаний.
Задание: расположите по степени важности для себя следующие группы знаний о природе:
· знания о животном мире;
· знания о растениях;
· знания о человеке;
· знания о экологических проблемах;
· знания о взаимодействии человека и природы;
· знания о явлениях природы;
· знания о цветах;
· знания о лекарственных травах;
· знания о эволюции природы;
· знания о возможных видах деятельности человека в природе.
- Анкеты
МЕТОДИКА 1.
Анкета на определение уровня экологической культуры подростков, старшеклассников.
1. Убеждены ли Вы в необходимости сохранения природы? Почему?
2. Проявляете ли Вы интерес к экологическим проблемам? В чем это выражается?
3. Назовите ведущие экологические проблемы мира, России, Томской области
4. Что такое природа?
5. Что такое экология?
6. Что такое охрана природы?
7. Каковы правила поведения человека в природе?
8. Какую ценность имеет природа для человека, Вас лично?
9. Испытываете ли Вы потребность в постоянном общении с природой?
10. Какие экологические, природоохранные дела проводились в Вашей школе?
11. Что Вы сделали и что смогли бы еще сделать полезного по защите природы?
12. Чем привлекает Вас природоохранная деятельность?
13. Какой поступок Ваших товарищей Вы считаете самым хорошим (плохим) по защите природы?
14. Что по Вашему мнению люди могли бы сделать наиболее полезного по охране природы?
15. Какими принципами должен руководствоваться человек, строя свои отношения с природой?
16. Как Вы оцениваете уровень своей экологической культуры?
· имею низкий уровень
· имею средний уровень
· имею высокий уровень
· затрудняюсь определить.
МЕТОДИКА 2.
Охранная грамота природы
(анкета на выявление интереса к экологическим проблемам,
уровня экологических знаний).
- Что такое природа?
- Что значит охранять природу?
- Для кого человек должен охранять природу?
- От кого человек должен охранять природу?
- Что такое Международная Красная книга?
- Что означает красный цвет Красной книги?
- Какого цвета страницы имеет Международная Красная книга?
- Какие животные, обитающие на территории России, занесены в Международную Красную книгу?
- Какие Вы знаете формы охраняемых природных территорий?
- Какие заповедники расположены на территории России и Нижегородской области?
- Какие заповедники расположены на территории России и Нижегородской области?
- Назовите экологические проблемы мира? России и Нижегородской области?
- Что называют легкими планеты? Почему?
- Правильно ли делить растения и животных, на полезных и вредных?
- Что лично ты можешь сделать для охраны природы?
МЕТОДИКА 3.
Отношение к природе и ее охране
(среди предлагаемых вариантов ответов необходимо пометить выбор «+»)
- Как Вы относитесь к природе?
а) бережно;
б) ответственно
в) безразлично;
г) с любовью;
д) неопределенно.
- Чем обусловлено Ваше отношение к природе?
- Что является главным фактором загрязнения окружающей среды?
а) транспорт;
б) промышленность;
в) сельское хозяйство;
г) деятельность человека;
д) атомные электростанции.
- Кто, на Ваш взгляд, в первую очередь должен заниматься решением экологических проблем?
а) правительство
б) министерство охраны природы;
в) каждый человек;
г) специалисты в области охраны окружающей среды;
д) партия «зеленых»;
е) наука.
- Существует ли, по Вашему мнению, такая экологическая информация, которую не стоит распространять широко?
а) да;
б) скорее да, чем нет;
в) скорее нет, чем да;
г) нет.
- Каковы главные проблемы охраны природы?
- Назовите природные объекты в нашей стране, которые находятся на грани экологической катастрофы.
- На ком лежит наибольшая ответственность за нарушение экологического равновесия?
а) руководителях промышленных предприятий;
б) министерствах;
в) каждом конкретном человеке;
г) ученых;
д) системе образования.
- Что, на Ваш взгляд, лежит в основе экологической культуры?
а) страх за свое собственное будущее, за все живое на земле;
б) стремление сохранить все многообразие природы;
в) здоровье будущих поколений;
г) осознание ответственности за дальнейшую эволюцию биосферы;
д) желание сохранить красоту окружающей нас природы.
- Хотели бы Вы, чтобы Ваша будущая профессия была связана с природой, охраной природы?
МЕТОДИКА 4.
Комплексная анкета
по выявлению состояния экологической культуры учащихся.
I. Мотивационный компонент:
- Что вызывает у Вас потребность заниматься экологической деятельностью?
· требования учителей;
· любовь к природе;
· стремление быть полезным;
· сознание личной причастности к делу охраны природы;
· требования родителей;
· пример других людей;
· интерес к экологическим проблемам;
· затрудняюсь ответить;
· особое мнение_________________________________________________
______________________________________________________________
- Убеждены ли Вы в том, что деятельность каждого конкретного человека способствует решению экологических проблем?
· да
· не совсем убежден;
· нет.
- Считаете ли Вы своим долгом заниматься экологической деятельностью (охраной природы)?
· да, считаю;
· скорее да, чем нет;
· скорее нет, чем да;
· нет, не считаю.
- Проявляете ли Вы интерес к проблемам взаимодействия человека и природы? В чем это выражается?
· постоянно читаю книги, статьи в газетах и журналах, смотрю передачи экологической тематики;
· иногда читаю отдельные статьи в периодических изданиях;
· не интересуюсь этими проблемами;
· делал доклад на уроке (заседании кружка) по экологической тематике;
· занимаюсь в природоведческом кружке;
· провожу исследования в природе;
· затрудняюсь ответить.
- Что препятствует Вам заниматься экологической деятельностью?
· не проявляю интереса к проблемам взаимодействия человека и природы;
· не хватает времени на все, в том числе на экологическую деятельность;
· экологическая деятельность – это очень трудно;
· большая загруженность другой работой;
· осознание того, что вряд ли я один могу изменить экологическую ситуацию;
· я не владею навыками и умениями экологической деятельности;
· это не мое дело;
· затрудняюсь ответить;
· особое мнение_________________________________________________
______________________________________________________________
- Что обычно определяет Ваше поведение в природе?
· никогда не задумывался над этим;
· бережное отношение к растениям и животным;
· стремление получить какую-либо пользу, выгоду для себя;
· осознание долга за сохранение всего живого;
· стремление отдохнуть, расслабиться, получить положительные эмоции;
· стремление насладиться красотой природы;
· затрудняюсь ответить;
· особое мнение_________________________________________________
______________________________________________________________
II. Аксиологический компонент:
- Какую ценность имеет природа для общества человека?
- Какую ценность имеет природа лично для Вас?
- В чем заключается общечеловеческая ценность природы?
· в том, что она является главным условием жизни человека
· в том, что она критерий прекрасного в жизни;
· в том, что она дает человеку пищу и одежду;
· в том, что она источник вдохновения в деятельности человека;
· в том, что она позволяет человеку познавать окружающий мир;
· затрудняюсь ответить;
· особое мнение_________________________________________________
______________________________________________________________
- Есть ли в природе полезные и вредные растения и животные?
- В чем заключается нравственная ценность природы?
- В чем заключается познавательная ценность природы?
- В чем заключается эстетическая ценность природы?
III. Гностический компонент:
1. Что такое экология?
· наука о взаимодействии человека и природы;
· система знаний об экосистемах;
· наука о воспроизводстве жизни и факторах этого воспроизводства;
· сведения об экологических проблемах;
· наука о взаимоотношениях живых существ между собой и с окружающей природой;
· система знаний о растительном и животном мире;
· наука о биосфере;
· затрудняюсь ответить.
- Какие Вы знаете экологические проблемы современности?
- Назовите ведущие антропогенные факторы изменения окружающей среды.
- Что такое Красная книга?
· список редких и исчезающих видов животных и растений, подлежащих охране;
· описание экологических проблем современности;
· перечень лучших дел человечества по охране природы;
· перечень негативных поступков, действий человека по отношению к природе;
· описание наиболее красивых объектов, явлений природы;
· затрудняюсь ответить.
- Что такое биосфера?
· совокупность растений и животных;
· живая оболочка планеты;
· пространство существования жизни на Земле;
· взаимосвязь человека и природы;
· животный мир;
· видовое разнообразие растений;
· затрудняюсь ответить;
· низкий уровень;
· затрудняюсь оценить.
VI. Эмоционально-волевой компонент:
1. Какие эмоции и чувства вызывает у Вас общение с природой?
2. Какие эмоции и чувства вызывает у Вас негативное отношение людей к природе?
3. Всегда ли Вы можете удержаться от того, чтобы сорвать цветов, сломать ветку дерева без особой потребности?
· всегда;
· иногда;
· очень редко;
· никогда.
- Могли бы Вы остановить своего товарища от нанесения вреда природе? Как?
- Испытываете ли Вы потребность заниматься экологической деятельностью?
- Оцените свой уровень экологической культуры
· высокий;
· средневысокий;
· средненизкий;
· низкий;
· затрудняюсь оценить.
МЕТОДИКА 5.
Личностный тест.
(Попробуй оценить свое отношение к природе по ответам на предлагаемые вопросы. Это отношение во многом зависит от того, насколько ты его осознаешь).
Порядок работы. Прочтите вопрос в таблице «Мое отношение к природе», выберите один из трех ответов и запишите на отдельный листок соответствующую оценку в баллах. Полученные баллы в конце работы сложите.
Подсчитайте, сколько баллов вы набрали. Сравните результат с приведенными ниже оценками и прочитайте советы.
Мое отношение к природе
№ п/п | Вопросы | Ответы и баллы | ||
«Да» | «Нет» | По-разному | ||
1 | Задумываетесь ли вы о своем отношении к природе? | 2 | 0 | 1 |
2 | Делите ли вы природные объекты на привлекательные («красивые») и непривлекательные («некрасивые»)? | 0 | 2 | 1 |
3 | Всегда ли вы бережно относитесь к природе? | 2 | 0 | 1 |
4 | Заслуживают ли внимания, на ваш взгляд, окружающая природа и происходящие в ней явления? | 2 | 0 | 1 |
5 | Цените ли вы разнообразие в природе? | 2 | 0 | 1 |
6 | Влияет ли природа на ваше настроение? | 2 | 0 | 1 |
7 | Проявляется ли этот интерес в ваших поступках? | 2 | 0 | 1 |
8 | Все ли в окружающей природе вас интересует? | 1 | 2 | 0 |
9 | Всегда ли вы обращаете внимание на окружающую вас природу? | 2 | 0 | 1 |
10 | Можете ли вы объяснить, чем привлекают вас те или иные объекты природы или природные явления? | 1 | 0 | 2 |
11 | Вмешиваетесь ли вы в ситуацию, когда видите, что кто-то наносит природе ущерб своими действиями? | 2 | 0 | 1 |
12 | Любите ли вы читать описания природы в книгах? | 2 | 0 | 1 |
13 | Влияет ли окружающая природа на ваши мысли? | 2 | 0 | 1 |
14 | Влияет ли природа на ваше поведение? | 2 | 0 | 1 |
15 | Часто ли вы отдыхаете среди природы (в том числе в городских скверах, парках и т. п.)? | 1 | 2 | 0 |
16 | Приходилось ли вам вольно или невольно чем-то вредить природе? | 0 | 2 | 1 |
17 | Есть ли какие-либо занятия, которые вы любите делать среди природы? | 2 | 0 | 1 |
18 | Часто ли вы проявляете равнодушие к природе? | 0 | 2 | 1 |
19 | Вы начали принимать посильное участие в охране природы в I-V классах? | 2 | 0 | 1 |
20 | Или в более старшем возрасте? | 0 | 2 | 1 |
21 | Любите ли вы рассматривать пейзажи или изображения животных и растений на картинах (фотографиях)? | 2 | 0 | 1 |
22 | Знакомы ли вам музыкальные произведения, связанные с природой? | 2 | 0 | 1 |
23 | Приходилось ли вам сочинять стихи о природе, рисовать природу, работать с природным материалом? | 2 | 0 | 1 |
24 | Всегда ли вы добросовестно относитесь к выполнению какой-либо работы по уходу за окружающей средой? | 2 | 0 | 1 |
25 | Повлияли ли на ваше отношение к природе уроки и другие учебные занятия? Если да, то укажите, по каким именно предметам | 2 | 0 | 1 |
Менее 20 баллов. Очень жаль, но, судя по всему, ни впечатления от общения с природой, ни знакомство с природой через искусство (музыку, литературу, живопись), ни полученные знания об окружающем вас мире до сих пор не затронули вашего сердца. Вы эгоистичны по отношению к природе, не осознаете своей связи с ней. Вам необходимо преодолеть чувство оторванности и отчужденности от окружающего вас мира природы. Полезным для вас будет знакомство с историей человека в неразрывной связи с историей природы, ее влиянием на жизнь общества. Кроме того, постарайтесь следовать тем советам, которые приведены ниже.
От 21 до 29 баллов. Ваше отношение к природе мало осознано и не очень активно. Уделяйте природе больше внимания. Старайтесь найти в ней привлекательные для вас стороны, задумывайтесь над происходящими в природе явлениями, их причинами и следствиями. Знакомьтесь с произведениями искусства, отображающими природу. Обращайте внимание на то, как она влияет на окружающих вас людей. Если вы будете делать это регулярно, ваше отношение к природе, а тем самым и к окружающим вас людям станет более осмысленным и активным.
От 30 до 39 баллов. Отношение к природе осознается вами глубоко и правильно. Однако вы понимаете, что некоторые выбранные вами ответы говорят, что не все в этом отношении благополучно. Постарайтесь быть внимательнее к природе и поведению окружающих людей. Активно выступайте в защиту окружающей среды. Чаще интересуйтесь произведениями искусства: читайте, слушайте музыку, знакомьтесь с пейзажной живописью и графикой, работами художников-анималистов. Это поможет сделать ваше отношение к природе более глубоким и действенным.
Свыше 40 баллов. Ваше отношение к природе недостаточно осмыслено. Ваша эмоциональность нередко мешает критически рассматривать свои мысли, чувства, поступки. Чаще анализируйте их, будьте искренни и самокритичны по отношению к себе и своим действиям.
4.Сочинения
С целью выявления уровня развития экологического сознания, ценностных экологических ориентаций, экологических знаний, знания норм и правил поведения человека в природе, адекватности экологического сознания и поведения учащихся, эмоциональной отзывчивости личности к природе, экологических интересов и потребностей, способности и потребности к рефлексии своего взаимодействия с природой и т.д., учащимся можно предложить следующую тематику сочинений или сочинений-миниатюр:
· «С думой о природе»;
· «Человек и природа – трагедия или гармония?»
· «Природа – мастерская или храм?»;
· «За что я люблю природу?»;
· «Человек в ответе за жизнь на планете»;
· «Что есть для меня культ природы?»;
· «Мое отношение к природе»;
· «На пути в ноосферу»;
· «Природа в моей жизни»»;
· «Что такое природа?»;
· «Наедине с природой»;
· «Мое представление об экологически культурном человеке»;
· «От кого человек должен охранять природу?»;
· «Обойди ромашку на поляне»;
· «Имеющий в руках цветы, плохого совершить не может»;
· «Любить природу»;
· «Человек – царь природы?»;
· «Охранять природу – значить охранять Родину»;
· «Природа – творец всех творцов»;
· «Мыслить глобально, действовать локально»;
· «Можно ли делить природу на вредную и полезную?»
· «Красная книга – крик природы о помощи»;
· «Мое отношение к животным»;
· «Мое представление о экологических проблемах России»;
· «Природа – мир, тайник Вселенной»;
· «Природа – наш дом»;
· «Твой вклад в дело охраны природы»;
· «С природой на Вы»;
· «Человек и природа – проблема старая, как мир»;
· «Беря у природы, научись отдавать!»;
· «Понимаешь ли ты природы?»;
· «За что я люблю природу?»;
· «Не то, что мните Вы, природа…»;
· «Природа – общечеловеческая ценность»;
· «Что мне дает общение с природой?».
5.Социаметрия
В процессе диагностики уровня развития экологической культуры учащихся им можно предложить следующие социометрические методики:
· «Назови одноклассников, которые имеют высокий (низкий) уровень экологической культуры»
· «Если бы ты, как известный французский ученый Кусто, формировал команду исследовательского корабля по изучению природы, кого бы из своих одноклассников ты взял в эту команду?»
· «Кто из твоих одноклассников наиболее ответственно относиться к природе?»
· «С кем бы из своих близких людей, друзей, знакомых ты стал сажать сад?»
· «Кто из твоих одноклассников наиболее сильно проявляет (не проявляет) любовь к животным?»
· «Назови 5 своих одноклассников, которые наиболее активны в экологической деятельности»
· «Если бы ты был директором зоопарка и тебе необходимо было набирать специалистов для работы с животными, кого бы из своих одноклассников ты пригласил?»
· «Назови 3 учащихся своего класса, с кем бы ты взялся за подготовку серьезного доклада по проблеме взаимодействия человека и природы»
· «Назови 7 одноклассников, с которыми ты бы отправился в экспедицию по изучению природы»
· «Назови 5 своих одноклассников, которые любят общаться с природой»
· «Назови 5 своих одноклассников, которые целенаправленно изучают природу»
· «Назови одноклассников, причиняющих вред природе»
· «Назови 3 учащихся своего класса, кто наиболее эмоционально может рассказать о красоте природы»
· «Если бы тебе было поручено проведение операции по очистке леса от мусора, кого бы из своих одноклассников ты пригласил для осуществления этой операции?»
· «Назови 3 учащихся своего класса, кто бы мог успешно участвовать в турнире знатоков природы Беларуси»
· «Назови 5 своих одноклассников, которые не позволят себе вернуться с прогулки в лес с охапкой полевых цветов, сломанными ветками кустарников, деревьев.»
Приложение2
Эмблема «ЭКОлогика»
Девиз «ЭКОлогика»
Чистоту природе – здоровье себе!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая дополнительная общеобразовательная программа дополнительного образования детей "Юный инспектор дорожного движения"
Правила дорожного движения являются важным средством трудового регулирования в сфере дорожного движения, воспитания его участников в духе дисциплины, ответственности, взаимной предусмотрительности, вн...
Дидактический материал по дополнительному образованию "Знакомимся с цифрами" (в рамках дополнительной общеобразовательной программы (дополнительная общеразвивающая программа). "Веселый счет ")
Знакомство детей с цифрами в стихотворной форме....
Дополнительная общеобразовательная программа дополнительного образования социально - педагогической направленности "Познай себя. Школа юного психолога"
Представлена модифицированная дополнительная общеобразовательная программа дополнительного образования социально - педагогической направленности "Познай себя. Школа юного психолога". Это программ...
Методическая разработка «Новогодняя игрушка-открытка» (мастер-класс для детей и родителей) к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе дополнительного образования детей "Декоративно-прикладное творчество" для детей 7-10 лет
В основу данной методической разработки положен собственный практический опыт применения различных материалов и техник декорирования на занятиях по декоративно-прикладном...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа социально-педагогической_направленности «Пресс-центр» Возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа: 10-12 лет Срок реализации дополнительной образовательной прог
Программа «Пресс-центр» ориентирована на активное приобщение детей и подростков к журналистскому творчеству и носит образовательный характер.Цель программы – создание необходимых усл...
Методические рекомендации районного методического объединения педагогов дополнительного образования «Проектирование дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы как базового элемента системы дополнительного образования детей»
Методические рекомендации по написанию дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы...
Реализация дополнительной общеобразовательной программы в сетевой форме в 2022 году в МБОУ ДО ДДТ ст. Атаманской и перспективы внедрения дополнительной общеобразовательной программы в сетевой форме в 2023 году
В настоящее время особое внимание уделяется условиям обеспечения доступности дополнительного образования для детей. Одним из таких условий является сетевое взаимодействие в процессе реализации образов...