Обеспечение дифференциации, индивидуализации воспитания и обучения как условие построения траектории индивидуального развития старшего дошкольника с общим недоразвитием речи
статья по теме
Реализация принципов индивидуализации и дифференциации в коррекционной работе с дошкольниками с общим недоразвитием речи (I-й год обучения)
Скачать:
Предварительный просмотр:
Обеспечение дифференциации, индивидуализации воспитания и обучения как условие построения траектории индивидуального развития старшего дошкольника с общим недоразвитием речи
Логопедическое воздействие, как педагогический процесс, направленный на коррекцию и компенсацию нарушений речевой деятельности, на воспитание и развитие ребенка с речевым нарушением, строится на основе как общедидактических, так и специальных принципов. (См. слайд №2).
В современных условиях данные принципы не утрачивают своей актуальности, а некоторые из них содержательно дополняются, обогащаются, становясь приоритетными с позиции вариативности форм, обновления содержания и повышения качества коррекционной работы с дошкольниками, имеющими нарушения в речевом развитии. К таким принципам относятся: индивидуализация, дифференциация, разносторонность (интегрально-личностный характер), комплексность и систематичность логопедического воздействия. Остановимся подробнее на принципах дифференциации и индивидуализации.
Дифференциация (с латинского – разделение, различение). (См. слайд №3). Индивидуализация (с латинского – обращенность к индивидуальному или индивиду.
В настоящее время процессы модернизации образования в России ориентированы на ценностную результирующую педагогического процесса, его гуманизацию и индивидуализацию в подходах к решению проблем каждого ребёнка. Усложнение структуры дефекта развития детей побуждает педагогов и специалистов к созданию новых моделей, к поиску инновационных форм и технологий специализированной помощи детям, с нарушениями развития в ходе их обучения грамоте, основам математики, общению со сверстниками и взрослыми.
Общеизвестно, что детство - уникальный период в жизни человека. Именно в это время формируются основы психофизического здоровья, происходит становление личности. Опыт детства во многом определяет взрослую жизнь человека, поэтому одной из приоритетных задач государства является обеспечение каждому ребёнку право на жизнь, здоровье, образование, труд, на свою индивидуальность.
Быть человеком - это значит не только быть таким, как все: владеть всем, чем владеют другие, но и быть неповторимой индивидуальностью с собственными вкусами, интересами и способностями.
Сочетание возрастного и индивидуального подхода в воспитании и обучении детей может обеспечить их эмоциональное благополучие и полноценное психическое развитие.
На любой возрастной ступени ребенок приобретает не только общие для всех детей черты характера, но и индивидуальные особенности психики и поведения.
Реализация принципов индивидуализации и дифференциации обучения и воспитания осуществляется в коррекционной работе, в структуре которой можно выделить следующие этапы. (Слайд №4).
Диагностический этап (слайд№5) – сбор анамнестических данных на основе анализа документации вновь поступивших детей, бесед с родителями, педагогами, анкетирования; специальные диагностические задания. Так, например, с целью изучения индивидуальных особенностей детей, в начале учебного года проводится анкетирование родителей, которое позволяет судить о том, к какому типу высшей нервной деятельности принадлежит их ребенок. Определив его можно согласовывать характер требований взрослых с детскими возможностями и тем самым продуктивно выстроить систему взаимоотношений «взрослые – ребенок»: правильно выбрать стиль общения, регулировать темп, объем учебной и речевой работы и т.д. (См. приложение 1,2).
Учитывая особенности развития каждого ребенка, учитель – логопед тщательно готовится к проведению комплексной диагностики, отбирая и адаптируя методики и технологии обследования. Анализ результатов исследования заносится в речевую и диагностическую карты. (См. слайды №6,7). Дополнительным диагностическим материалом является продуктивная деятельность детей. Анализируя детские работы, педагог получает информацию о состоянии тонкой моторики, сформированности оптико-пространственной сферы, операций памяти, внимания, мышления, умении ориентироваться на листе бумаги, о раннем речевом развитии и речевом статусе при поступлении в группу.
Результаты исследования используются при отборе и адаптации методик и технологий, а также при определении временной нагрузки на каждого ребенка, планировании подгрупповой и индивидуальной работы.
Таким образом, заполнение индивидуальной речевой карты ребенка с нарушениями речи позволяет сформулировать заключение об уровне речевого и общего развития ребенка, а обобщение диагностических данных, полученных разными специалистами, дает основание наметить индивидуальный план (программу) комплексной коррекционной работы на долгосрочную перспективу (учебный год). Этот план включает в себя несколько разделов, представленность которых определяется возрастом, структурой и степенью выраженности у ребенка дефектов речи и других отклонений в развитии. (См. слайды №8,9).
Индивидуальный коррекционно-развивающий план (программа):
Оптимизирует коррекционный процесс.
Обеспечивает действенное, эффективное взаимодействие специалистов и педагогов.
Обеспечивает каждому ребенку адекватный для него темп и способы усвоения навыков, умений и знаний.
Позволяет повысить результативность коррекционно-развивающей работы.
Повышает мотивацию и педагогическую компетентность у родителей.
Коррекционно-развивающий этап (см. слайд №10).
Личностно-ориентированная модель взаимодействия педагога с ребенком помогает ему преодолеть неуверенность и застенчивость, позволяет чувствовать себя комфортно и уютно, легко и быстро адаптироваться в новых условиях. Сотрудничество становится тактикой общения. Знание особенностей характера, темперамента, интересов и способностей каждого воспитанника помогает учителю – логопеду тщательно отбирать те задания, которые максимально отвечают задачам коррекционно-развивающего обучения и воспитания, учитывают его индивидуально-типологические особенности.
Основной формой организации логопедического воздействия являются групповые (подгрупповые) занятия, занятия подвижными микрогруппами и индивидуальные занятия.
Режим дня и сетка занятий учителя - логопеда и воспитателей строятся с учетом возрастных, речевых и индивидуальных особенностей детей логопедической группы, а также решаемых в процессе обучения и воспитания коррекционных задач.
Подгрупповые занятия (Слайд № 11).
На первом году обучения старшие дошкольники с общим недоразвитием речи не могут полноценно овладевать учебным материалом на фронтальных занятиях со всей группой. Сказывается не только отставание в развитии речи, но и нарушения внимания, памяти, быстрая истощаемость и утомляемость. Кроме того, у многих детей общее недоразвитие речи осложнено другими нарушениями (стертой формой дизартрии, синдромом дефицита внимания с гиперактивностью, церебрастеническим синдромом и др). Поэтому для проведения логопедических занятий группа делится на две подгруппы с учетом уровня речевого развития. Это позволяет эффективно решать те задачи развития речи и коррекции ее недостатков, которые являются приоритетными для всех или большинства воспитанников группы. Дополнительно такие занятия формируют у старших дошкольников умение войти в заданный темп работы, следовать общим инструкциям, оценивать достижения партнера, ориентироваться на лучшие образцы речи и т.д. Учитель – логопед отслеживает посещаемость и результативность каждого занятия с детьми, отмечая успешность выполнения заданий каждым ребенком в специальной тетради. Воспитатели логопедической группы тесно сотрудничают с логопедом, выполняя его рекомендации, зафиксированные в тетради взаимосвязи. В этой тетради отражаются не только необходимые задачи по теме, но и даны определенные задания (игры, упражнения) для каждого ребенка.
Занятия в подвижных микрогруппах (Слайд №12) предоставляют учителю - логопеду возможность варьировать их цели и содержание в зависимости от задач коррекционной работы, речевых и индивидуально-типологических особенностей воспитанников. В начале учебного года, когда большое количество времени отводится на постановку звуков, целесообразно объединять детей, имеющих однородные дефекты в произношении звуков. Позднее, когда акцент перемещается на закрепление поставленных звуков и постепенно возрастает возможность включить упражнения, направленные на расширение словаря и овладение грамматически правильной речью, целесообразно перегруппировать детей с учетом всего объема речевой работы с каждым из них.
Данный подход помогает дифференцированно работать с детьми, недостатки которых распространяются в основном на звуковую сторону и не затрагивают лексико-грамматические средства речи. Занимаясь с ними, учитель - логопед сосредотачивает внимание преимущественно на постановке и закреплении произношения звуков, развитии слухового восприятия, дифференциации звуков и анализе звукового состава речи. В другие группы объединяются дети, речевые недостатки которых касаются не только фонетики, но и лексики и грамматики, поэтому логопеду приходится много внимания и времени уделять уточнению, обогащению, закреплению словаря и формированию грамматически правильной речи.
Индивидуальные занятия (Слайды №13,14) составляют существенную часть работы учителя - логопеда в течение каждого рабочего дня и недели в целом. Они позволяют осуществлять коррекцию индивидуальных речевых и иных недостатков психофизического развития воспитанников.
Роль их особенно велика при работе с детьми первого года обучения, когда особенности развития, ограниченность речевых средств общения, общий и речевой негативизм воспитанников мешают им установить продуктивные контакты со взрослым, а тем более со сверстниками. Тем не менее в течение учебного года происходит постепенный переход от индивидуальных занятий к работе в малых подгруппах, который позволяет оптимизировать временные затраты и перейти к формированию некоторых навыков совместной продуктивной и речевой деятельности.
При подготовке и проведении индивидуальных логопедических занятий учитель - логопед формулирует тему и цель занятия; продумывает этапы и их взаимосвязь, планирует постепенное усложнение речевого материала; продумывает способы включения в занятие развивающих игр и упражнений; осуществляет дифференцированный подход к каждому ребенку с учетом структуры речевого дефекта, возрастных и индивидуальных особенностей; использует разнообразный и красочный наглядный материал; создает положительный эмоциональный фон, планируя эмоциональные подъемы с учетом сложности излагаемого материала.
Структура и содержание индивидуального занятия зависят от вида и степени тяжести речевого нарушения ребенка, его индивидуальных особенностей. Компонентами занятия могут выступать:
- развитие артикуляционной моторики, формирование артикуляционных укладов;
- формирование правильных произносительных навыков (в зависимости от этапа работы над звуком);
- развитие фонематического восприятия, навыков звукового анализа;
- совершенствование лексико-грамматических конструкций и связной речи;
- развитие познавательных психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения);
- развитие тонких дифференцированных движений пальцев и кисти рук.
На протяжении всего занятия ребенок должен находиться в хорошем настроении, его следует настроить на общение с логопедом и занятие в целом. Для этого используются сюрпризные моменты, игровые фрагменты, увлекательные задания и упражнения, с помощью которых процесс обучения превращается в интересную игру.
В ходе индивидуальных занятий у ребенка воспитывается умение слушать, слышать и оценивать речь не только окружающих, но и собственную. Для этого используется аудиоаппаратура, с помощью которой ребенок получает возможность слышать себя не только в момент высказывания, но, и отсрочено, как бы со стороны и оценить свою речь.
Речевой материал в ходе занятия усложняется постепенно, последовательно, в зависимости от этапа работы над звуком. Так, одна из особенностей индивидуального занятия по постановке звуков – наличие нескольких подходов в течение занятия (не менее 3 раз), чередующихся с заданиями по реализации других целей. Занимательная форма занятия, игровые приемы, смена видов заданий, система поощрений позволяют поддерживать интерес детей на протяжении определенного отрезка времени.
На этапе автоматизации звук сначала отрабатывается изолированно, затем в слогах и только потом в словах. Лексический, грамматический материал, игры и упражнения для развития познавательных психических процессов подбираются с учетом речевых возможностей ребенка, т.е. на этапе постановки звука или на этапе его автоматизации в слогах речевая работа строится на материале сохранных звуков. На следующих этапах все речевые упражнения включают в себя отрабатываемый звук.
Определяя содержание индивидуального логопедического занятия, подбирая речевой и практический материал, необходимо стремится к тому, чтобы сделать занятие не только интересным, но и максимально продуктивным, с высокой речевой активностью ребенка. Важно включать в занятия серии тренировочных упражнений, приучая детей свободно пользоваться в спонтанных высказываниях новыми звуками.
У каждого ребенка есть своя тетрадь. На первых страницах тетради подобраны с учетом структуры нарушения и оформлены комплексы мимической, дыхательной, пальчиковой и артикуляционной гимнастик, намечен план индивидуальной коррекционной работы. Не реже двух раз в неделю учитель - логопед записывает в тетрадь индивидуальные задания и рекомендации. Основное содержание записи включает в себя:
- дату проведения индивидуального занятия;
- артикуляционные упражнения;
- задания для развития фонематического слуха;
- упражнения на формирование правильного произношения;
- упражнения на развитие лексико-грамматических представлений;
- упражнения для развития связной речи;
- упражнения для развития неречевых процессов.
В течение недели по индивидуальным тетрадям занимаются воспитатели, а в выходные дни тетради отдают родителям. Индивидуальная тетрадь помогает родителям познакомиться с тем, какие задания выполнял ребенок на занятиях, с каким новым материалом он познакомился, какие возникли трудности и повторить пройденный материал дома.
Приведем пример записи заданий в индивидуальной тетради ребенка:
1. Ежедневно выполнять следующие упражнения комплекса артикуляционной гимнастики: «Домик», «Грибок», «Маляр», «Барабанщик», «Гармошка».
2. Провести игру «Посмотри и назови». Ребенку предлагаются в определенном порядке картинки, названия которых ему следует повторить в той же последовательности: дом, диван, кот, танк, бант, кит, мак, банка.
3. Автоматизировать звук С в слогах, использовать игру «Песенка насоса»: с-с-с-а, с-с-с-о, с-с-с-у, с-с-с-ы.
4. Провести игру: «Назови первый звук в слове»: автомат, апельсин, Умка, уши.
5. Провести игру «Что растет на грядке?» Назвать картинки.
6. Провести игру «Закончи предложение и повтори»: Я выдергиваю (морковь). Я срезаю (капусту). Я срываю (огурец). Я выкапываю (картофель).
7. Составить рассказ по сюжетной картинке: «Дети собирали урожай».
Являясь одним из видов документации логопеда, индивидуальная тетрадь вместе с тем служит стимулом поддержания интереса дошкольника к логопедическим занятиям и наглядной иллюстрацией для родителей динамики речевых возможностей их ребенка в процессе коррекционного обучения.
Итоговый (контрольный) этап (Слайд № 15) - предполагает определение речевого развития каждого ребенка (группы детей) и обязательную оценку ее результатов. Все показатели отражаются в индивидуальной и сводной диагностических картах. Проведение итоговой диагностики и сравнение достижений в речевом развитии ребенка с данными первичного обследования позволяет установить положительную динамику в расширении его речевых возможностей. (Слайд №16,17).
Таким образом, коррекционно-развивающая работа, строящаяся на основе личностно-ориентированного подхода, на принципах индивидуализации и дифференциации, способствует личностному, интеллектуальному и речевому развитию ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, а именно, старшего дошкольника с ОНР.
Использованная литература:
1. Борисова Е.А. Индивидуальные логопедические занятия с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи. М., 2008.
2. Гаркуша Ю.Ф. Возможности изучения динамики индивидуального развития ребенка дошкольного возраста с нарушением речи //Логопед. 2004. №1.
3. Кирьянова Р.А. Вопросы организации и содержания логопедической работы в дошкольном образовательном учреждении. // Логопед в детском саду. 2007. №9.
4. Кучергина О.В. Использование речевой карты в работе логопеда дошкольного образовательного учреждения // Логопед. 2005. №2.
5.Степанова О.А. Индивидуализация как принцип современного дошкольного образования // Управление ДОУ. 2005. №7.
6. Степанова О.А. Справочник учителя – логопеда ДОУ. М., 2009.
7. Филичева Т.Е., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. Ч.1. Первый год обучения (старшая группа). М.,1993.
Приложение 1
Исследование типов темперамента
старших дошкольников с нарушениями речи
Всего в логопедической группе: 16 человек
Тип | Характеристика | Количество детей |
холерик | сильный неуравновешенный подвижный | 5 чел (31%) |
сангвиник | сильный уравновешенный подвижный | 4 чел (25%) |
флегматик | сильный уравновешенный инертный | 3 чел (19%) |
меланхолик | слабый неуравновешенный инертный | 4 чел (25%) |
31% - это холерики. Холерики отличаются вспыльчивостью, неуравновешенностью, импульсивностью характера.
25% - сангвиники. Сангвиники – способны к быстрому переключению внимания и деятельности.
19% - флегматики. Флегматики – трудно приспосабливаются к новой обстановке и испытывают определенные трудности в общении. Замкнуты, медлительны.
25% - меланхолики. Меланхолики – неуверенны в себе, чрезмерно обидчивы, отличаются низкой работоспособностью и быстрой утомляемостью.
Приложение 2
Порядок построения воспитательно-образовательного процесса с учетом преобладающего у ребенка типа темперамента
Тип темперамента | Особенности работы на занятиях |
Холерик | Быстрый темп, полярная активность, эмоциональность в представлении результата. Необходимо чередовать виды деятельности. Чаще проводить публичный опрос. Разумное сочетание поощрения и наказания, желательно отрицательные оценки давать «с глазу на глаз». Держать в поле зрения в течение всей работы. Необходима четкая организация занятия, планирование индивидуальных дополнительных заданий. Для выполнения задания должны быть очерчены временные промежутки и дисциплинарные требования. Необходим пошаговый контроль. Работу стимулирует указание на ошибки. |
Сангвиник | Быстрый темп, высокая активность, эмоциональность в процессе работы и представления ее результата. Легко справляется с одновременным выполнением нескольких заданий. Публично могут быть отмечены недостатки, сделаны замечания. Быстро включается в работу в любой части занятия. Для выполнения задания следует уточнить временные промежутки и дисциплинарные требования. Необходим пошаговый контроль. Стимулирование результата за счет оценки. |
Флегматик | Спокойный темп работы. Невыраженная активность, эмоциональность. Исключить одновременное выполнение нескольких заданий. Может длительное время работать над конкретным заданием. Требуется время на подготовку к ответу. Необходим настрой на работу, работоспособность высокая в середине и в конце занятия. Не следует торопить и ограничивать во времени. Допустимо снижение объема задания. Чаще обучать самостоятельному оцениванию своей работы по заданным критериям и рациональному использованию времени при выполнении задания. |
Меланхолик | Медленный темп, слабая активность, сверхчувствительность к воздействиям окружающей среды, зависимость от социального статуса в коллективе. Возможна монотонная работа по шаблону, алгоритму в течение небольшого промежутка времени. Трудно переключается на новые виды деятельности. Необходимо подбадривание, создание ситуации успеха. Не следует сразу спрашивать по новому материалу. К концу занятия работоспособность снижается. Нуждается в щадящем режиме, доброжелательном отдыхе. Осуществлять подбадривающий контроль, т.е. в первую очередь оценивать успехи. Поощрять старательность, неудачи отмечать деликатно. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Логопедическое воздействие Принципы Общедидактические Специальные воспитывающего характера обучения научности систематичности и последовательности доступности сознательности и активности прочности индивидуализации наглядности этиопато-генетический системности и структуры речевого нарушения комплексности дифференциации поэтапности развития онтогенетический учёта личностных особенностей деятельностного подхода использования обходного пути формирования речевых навыков в условиях речевого общения
Индивидуализация (с латинского – обращённость к индивидуальному или индивиду) – это индивидуальный подход к обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья, согласно которому вопросы коррекции, реабилитации, компенсации утраченных функций решаются с учётом особенностей развития каждого ребёнка. Дифференциация (с латинского – разделение, различение) – это разделение детей с ограниченными возможностями здоровья на основе предварительног ообследования в зависимости от имеющихся нарушений на соответствующие группы, с применением наиболее адекватных в их группе методов обучения и воспитания.
Структура коррекционной работы Э т а п ы диагностический итоговый (контрольный) коррекционно-развивающий
Диагностический этап – сбор анамнестических данных на основе анализа документации вновь поступивших детей, бесед с родителями, педагогами, анкетирования; специальные диагностические задания. Заполнение индивидуальной карты речевого развития Заполнение индивидуальной диагностической карты Составление индивидуального плана комплексной коррекционной работы
Структура индивидуальной речевой карты Разделы Содержание записей Вводная часть Фамилия, имя ребенка, дата рождения, дата зачисления в группу и т.д. Сведения о семье ФИО родителей, домашний адрес, телефон, условия жизни и воспитания ребенка в семье и т.д. Состояние здоровья ребенка Заключение ПМПК, данные обследования ребенка невропатологом, окулистом, сурдологом, ортопедом и другими специалистами Характеристика познавательной и эмоционально-волевой сферы Сведения об особенностях восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения; особенностях поведения и эмоционального отклика на различные ситуации и т.д. Характеристика двигательной сферы Данные о развитии общей произвольной моторики, мимической и артикуляционной мускулатуры, тонких дифференцированных движений пальцев и кистей рук Характеристика речевого развития Данные о раннем речевом развитии; актуальном состоянии фонетико-фонематической и лексико-грамматической сторон речи Логопедическое заключение
ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА Ф.И. ребёнка __________________________________________________________________________________ Время обследования нарушения I -й год обучения II -й год обучения 1 обследование 09____ 2 обследование 01____ 3 обследование 05____ 1 обследование 09____ 2 обследование 01____ 3 обследование 05____ 1. Произношение 2. Фонематическое восприятие 3. Фонематический анализ 4. Фонематический синтез 5. Слоговая структура 6. Словарный запас 7. Грамматический строй речи 8. Самостоятельная речь Заключение ПМПК логопеда Подпись логопеда
Примерный индивидуальный план комплексной коррекционной работы № п/п Направление коррекционной работы Содержание коррекционной работы 1 2 3 1 Укрепление соматического здоровья Согласование лечебных процедур с педиатром, окулистом, оториноларингологом, врачом ЛФК 2 Констатация нервно-психического состояния, укрепление нервной системы Направление на консультацию к невропатологу, психиатру, психотерапевту; согласование лечебных процедур и других видов помощи 3 Нормализация зубочелюстной системы Направление на консультацию к стоматологу-терапевту, стоматологу-хирургу, ортодонту; согласование лечебных процедур и других видов помощи 4 Развитие общих произвольных движений Совершенствование статической и динамической организации движений, скорости и плавности переключения с одного движения на другое 5 Развитие тонких дифференцированных движений кисти и пальцев рук 6 Формирование психологической базы речи Развитие познавательных психических процессов: внимания, восприятия и памяти разной модальности, мышления, воображения 7 Развитие речевого аппарата Совершенствование статической и динамической организации движений артикуляционного, дыхательного и голосового отделов речевого аппарата, координации их работы
1 2 3 8 Развитие мимической мускулатуры Нормализация мышечного тонуса, формирование выразительной мимики 9 Формирование правильного звукопроизношения Постановка, автоматизация звуков, их дифференциация (указываются конкретные звуки/ группы звуков) 10 Развитие фонематических процессов Обучение опознаванию, различению, выделению звуков, слогов в речи; определению места, количества и последовательности звуков и слогов в слове 11 Формирование слоговой структуры слова Тренировка в произношении и анализе слов различной слоговой структуры 12 Развитие и совершенствование лексико-грамматической стороны речи Формирование умения понимать предложения, логико-грамматические конструкции разной степени сложности; уточнение, расширение и закрепление словаря по темам «Времена года», «Транспорт», и др.; активизация использования предложных конструкций, навыков словообразования, словоизменения, составления предложений и рассказов 13 Подготовка к обучению грамоте Формирование умения устанавливать связь между звуком и буквой, навыков звукобуквенного анализа, слитного чтения с пониманием смысла прочитанного 14 Индивидуальная помощь ребенку вне логопедических занятий Нормализация общего и речевого режима в группе детского сада, семье; проведение воспитателем и родителями индивидуальной работы по заданию логопеда; реализация коррекционной составляющей деятельности всего педагогического коллектива ДОУ
Коррекционно-развивающий этап – предлагает организацию ежедневных занятий с учителем-логопедом в соответствии с перспективным и календарным планами. форма организации логопедического воздействия групповые (подгрупповые) занятия индивидуальные занятия занятия подвижными микрогруппами
Подгрупповые занятия Формирование лексико-грамматических средств языка. Тема: «Овощи». Игра «Домики для овощей» Развитие связной речи. Тема «Домашние животные». Игра «Кот и мыши»
Занятия подвижными микрогруппами Автоматизация звука [ С ] . Игра «Птички» Дифференциация звуков [ Р ] - [ Л ] . Игра «Построй домик»
Индивидуальные занятия Автоматизация звука [ С ] в словах Уточнение артикуляционных укладов
Индивидуальные занятия Автоматизация звука [ Л , ] в словах Постановка звука [ С ]
Итоговый (контрольный этап) – предполагает определение динамики речевого развития каждого ребёнка (группы детей) Итоговое обследование Заполнение индивидуальной диагностической карты Заполнение сводной диагностической карты Оценка результатов коррекционной работы
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Новые подходы в формировании связной монологической речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи в условиях коррекционных групп.
Развитие связной речи у детей находится под стихийным, а зачастую негативным и асоциальным влиянием зрительной наглядности. Игрушки, компьютер заменяют ребенку живое общение. Дошкольник впитывает речь...
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ В ПРОЦЕССЕ ОПИСАНИЯ СЮЖЕТНЫХ КАРТИН
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТАРАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ В ПРОЦЕССЕ ОПИСАНИЯ СЮЖЕТНЫХ КАРТИН...
МОДЕЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ РЕЧЕВЫМ НАВЫКАМ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Методика модельного обучения позволяет значительно ускорить процесс формирования предложения у детей с задержкой речевого развития. Преимущество данной методики состоит в том, что она построена на мно...
Развитие творчества у старших дошкольников с общим недоразвитием речи в изобразительной деятельности.
Формирование творческой личности – одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Наиболее эффективное средство для этого – изобразительная деятельнос...
Развитие творчества у старших дошкольников с общим недоразвитием речи в изобразительной деятельности.
Формирование творческой личности – одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Наиболее эффективное средство для этого – изобразительная деятельнос...
"Развитие коммуникативных умений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи"
Характеризуя состояние изученности проблемы развития коммуникативных умений дошкольников с нарушениями речи, следует отметить, что, несмотря на ясное представление о значении умений людей взаимодейств...
Рассказ-описание как вид связной речи и его особенности у старших дошкольников с общим недоразвитием речи
Аннотация. Проблема трудности овладения дошкольниками с общим недоразвитием речи навыка связного высказывания характеризуется недоразвитием таких компонентов речи, как: грамматический, лексическ...