Проектирование учебных занятий по математике с учетом особенностей детей с ОВЗ.
статья
Для обучения ребенка с ограниченными возможностями здоровья создается адаптированная образовательная программа, отдельные рабочие программы по каждому учебному предмету..
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektirovanie_uchebnyh_zanyatiy_po_matematike_s_uchetom_osobennostey_detey_s_ovz.docx | 22.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Проектирование учебных занятий по математике с учетом особенностей детей с ОВЗ.
Выступление на заседании
районного МО учителей математики
Скоркиной Н.П.
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 15.07.2016)
Статья 5. Право на образование. Государственные гарантии реализации права на образование в Российской Федерации
п5. В целях реализации права каждого человека на образование федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления:
- создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Рекомендации по созданию условий для получения образования
детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами в субъекте Российской Федерации
Министерство образования. ( Исх. N АФ-150/06 от 18 апреля 2008 г.)
Обеспечение учителей, реализующих инклюзивную практику, технологиями работы с учащимися, позволяющими создать оптимальные условия для выработки позитивного отношения к детям с ОВЗ и развития продуктивного взаимодействия детей друг с другом;
Обеспечение успешной инклюзии учащихся с ОВЗ в общеобразовательные классы предполагает планирование гибких занятий, на которых используется дифференцированный способ обучения изначально для всех учащихся класса с использованием индивидуальных образовательных планов, разработанных для детей с ОВЗ.
Закон определяет круг основных образовательных программ на каждой ступени обучения
Для обучения ребенка с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных организациях, реализующих основные образовательные программы, создается адаптированная образовательная программа и индивидуальная образовательная программа.
Для детей с ОВЗ разрабатываются индивидуальные учебные планы на основе базисного учебного плана специальной образовательной организации соответствующего вида и отдельные рабочие программы по каждому учебному предмету учебного плана на основе примерных программ, рекомендованных для обучения ребёнка, и на основании федерального государственного образовательного стандарта.
Формы и методы организации образовательного процесса
Гибкая организация занятий, многоуровневая подача материала (с учетом индивидуальных особенностей)
Организация деятельности и сотрудничества в малых группах
Обеспечение выбора (целей, уровня, средств, форм работы, материала)
Организация самостоятельной деятельности на своем уровне, в своем диапазоне возможностей, что позволяет ребенку быть успешным
Обязательная организация игровых ситуаций, где есть возможность попробовать себя в разных ролях и позициях
Организация гибкого временного режима обучения
Использование технических средств обучения для каждой категории детей с ОВЗ.
Наличие тьюторов в соответствии с ИОП.
Система оценивания достижений
Выработаны критерии оценивания достижений каждого ребенка с ОВЗ в соответствии с индивидуальным учебным планом
Обеспечена и реализуется возможность самооценивания
Используется критериальный, дифференцированный подход при оценивании компетенций ребенка в соответствии с его индивидуальным учебным планом.
В своей работе я использую современные образовательные технологии: дифференцированное обучение, информационно-коммуникационные технологии, развивающее и личностно-ориентированное обучение, игровые технологии, проектное обучение.
Среди разнообразных направлений педагогических технологий наиболее универсальным является дифференцированный подход к обучению. Его главная отличительная черта - особое внимание к индивидуальности человека, его личности, четкая ориентация на сознательное развитие самостоятельного критического мышления.
Технология дифференцированного (в том числе индивидуализированного) обучения направлена на достижение следующей цели: обеспечение адресного построения педагогического процесса (подготовка урока или занятия и его проведение с учетом психологических и психофизических особенностей конкретного класса).
Итак, дифференцированный подход к обучению дает хороший результат, если:
1. Технология используется в системе.
2. Опирается на психологические и психофизические особенности учащихся.
3. Интегрируется с другими технологиями.
Информационные технологии значительно расширяют возможности предъявления учебной информации. Применение цвета, графики, звука, всех современных средств видеотехники позволяет воссоздавать реальную обстановку деятельности. Компьютер позволяет существенно повысить мотивацию учащихся к обучению. ИКТ вовлекают учащихся в учебный процесс, способствуя наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации умственной деятельности. Использование ИКТ в учебном процессе увеличивает возможности постановки учебных заданий и управления процессом их выполнения. ИКТ позволяют качественно изменять контроль деятельности учащихся, обеспечивая при этом гибкость управления учебным процессом. Компьютер способствует формированию у учащихся рефлексии. Обучающая программа дает возможность учащимся наглядно представить результат своих действий.
В процесс включения ребенка с ОВЗ в общеобразовательный класс активно включены координатор по инклюзии и тьютор (ассистент учителя). Эти должности являются новыми для школ. Рассмотрим тьютора как помощника учителя инклюзивного класса, работающего с одним или несколькими детьми), поэтому остановимся на них чуть подробнее. Тьютор (ассистент учителя) — специалист, осуществляющий непосредственное сопровождение ребенка (детей) с ОВЗ в течение учебного дня — на фронтальных и (если есть необходимость) индивидуальных занятиях, во время перемены, выполнения тех или иных режимных моментов. Основная задача тьютора — помощь самому ребенку, его родителям, учителю и другим участникам образовательного процесса в адаптации в новой среде, формировании учебных навыков, навыков адаптивного поведения.
Очень важна, иногда необходима помощь педагога сопровождения. Кто станет выполнять работу тьютера? Выходом является парная и групповая работа.
Без систематического контроля нельзя достигнуть хороших результатов.
Каждый ученик должен овладеть основным учебным материалом на уровне, не ниже уровня обязательных требований программы, и продемонстрировать свои знания в ходе проверочной работы. На всех уроках проверяю выполнение домашней работы (самопроверка или взаимопроверка по образцу). Использую трехуровневые мини тесты, в которые включаю задания, аналогичные домашним, или провожу проверочную самостоятельную работу с такими же заданиями. Обязательно провожу анализ выполненных работ, индивидуальные занятия по устранению выявленных пробелов в знаниях учащихся.
При объяснении нового материала термин ввожу не через определение
понятия, а через образ. Новые правила учащиеся пытаются выразить своими
словами. В завершении подводится итог обсуждения и даётся общепринятая
формулировка новых алгоритмов действий. Для лучшего их запоминания,
там, где это возможно, используется приём перевода математических правил на язык образов. В процессе первичного закрепления примеры
решаются с комментированием: дети проговаривают новые правила в
громкой речи.
Постоянно работаю над развитием математической речи, формированием
умения работать с учебником, справочной литературой. На уроках
математики мною применяются приемы, позволяющие развивать внимание, память, мышление школьников. Внимание школьников развивают,
например, задания с пропуском элементов, нахождение лишнего элемента,
исправление ошибок. Память учащихся позволяет развивать составление
опорных конспектов, логико-структурных схем, памяток. Решение
логических задач позволяет развивать логическое мышление.
Закрепление учебного материала провожу с использованием:
1. Таблиц, карточек, содержащих подробное изложение алгоритмов
решения основных задач по темам курса, позволяющих обучать
детей этапам решения, четкой работе по инструкции, формировать
навыки самоконтроля. Карточки для коррекции знаний состоят из трех частей: правила, образца применения, заданий для самостоятельной работы.
2. Карточки-опоры, дающие возможность переносить способ решения
стереотипных основных задач в новые условия.
3. «Математический тренажер». Систематически провожу устную
работу по этому тренажёру, что способствует развитию
вычислительных навыков.
4. Разноуровневый раздаточный материал для организации
индивидуальной работы на уроке, индивидуальных и
консультационных занятиях.
5 .Компьерных тестовые работы и мультимедийные приложения к учебникам.
Для обобщения и систематизации пройденного материала стараюсь
составить задания, способствующие активизации учебной деятельности
учащихся. Зашифрованные пословицы; кроссворды, ребусы, логические
задачи. Провожу уроки с использованием ИКТ, медиа-ресурсов по
математике.
Использую разные приемы стимулирования и контроля:
взаимопроверку, самоконтроль. Все это способствует активизации
познавательной работы и развитию учебных навыков и умений.
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (самоанализ и
самоконтроль)
• 5-7 минут;
• Небольшой объем самостоятельной работы (не более 3-5 типовых заданий).
При проведении самостоятельной работы в классе каждый ребёнок
проговаривает новые правила про себя.
При проверке работы каждый должен себя проверить - всё ли он понял,
запомнил ли новые правила. Здесь необходимо создать для каждого ребёнка ситуацию успеха.
Провожу рефлексию деятельности (итог урока), цель которой -
осознание учащимися своей УД (учебной деятельности), самооценка
результатов деятельности своей и всего класса. Где можно применить новые знания?
Устный счет является неотъемлемой частью в структуре урока математики. Он помогает, во-первых, переключить ученика с одной
деятельности на другую, во-вторых, подготовить учащихся к изучению новой темы, в-третьих, в устный счет можно включить задания на повторение и обобщение пройденного материала, в-четвертых, он развивает интеллект учеников. Поэтому можно выделить одну из важнейших задач обучения школьников математике – формирование у них вычислительных навыков, основой которых является осознанное и прочное усвоение приемов устных и письменных вычислений.
Используемые вычислительные задания должны характеризоваться
разнообразием (вариативностью) формулировок, неоднозначностью
решений, выявлением разнообразных закономерностей и зависимостей,
использованием различных моделей (предметных, графических,
символических), что позволяет учитывать индивидуальные особенности
ребенка, его жизненный опыт, предметно-действенное и наглядно-образное мышление.
Упражнения в устных вычислениях должны пронизывать весь урок. Их
можно соединять с проверкой домашних заданий, закреплением
изученного материала, предлагать при опросе. Особенно хорошо, если
наряду с этим, специально отводить 5-7 минут на уроке для устного
счёта. Формулировки заданий, по возможности должны быть рассчитаны
на то, чтобы они легко воспринимались на слух. Для этого они должны
быть чёткими и лаконичными.
Формы восприятия устного счета.
-Беглый слуховой (задание читается учителем или учащимся). При
восприятии задания на слух большая нагрузка приходится на
память, поэтому учащиеся быстро утомляются. Однако такие
упражнения очень полезны: они развивают слуховую память.
-Зрительный (таблицы, плакаты, записи на доске, слайды
презентаций) – запись задания облегчает вычисления (не надо
запоминать числа). Иногда без записи трудно и даже невозможно выполнить задание. Например, надо выполнить действие с величинами, выраженными в единицах двух наименований, заполнить таблицу или выполнить действия при сравнении выражений.
-Комбинированный.
Средства формирования устных вычислительных навыков:
1. Различные вычислительные цепочки, достаточное количество которых
есть в учебниках Н.Я. Виленкина. Мы проводили мини-соревнования – кто быстрее решит все примеры цепочки (например, в учебнике Н.Я. Виленкина «Математика –5 и 6»). В тетрадь записываем только ответы под
соответствующими буквами номера, самые быстрые и точные, как правило, получают оценки.
2. Игры для устного счета: «Найди пропущенное число», «Вставь
пропущенное число», «Молчанка», эстафеты, мини- соревнования.
Приведу пример игры «Молчанка»: учитель, молча, указкой показывает
число, знак действия и второе число, а ученик должен назвать число, которое
является результатом данного действия. Эта игра очень нравится мне тем,
что в классе воцаряется тишина. Ведь детям нужно сосредоточиться на
задании, правильно вычислить и назвать ответ.
3. Игровые моменты и занимательные задачи:
Игровой момент №1. Даны числа: 0,25; 0,75; 0,5; 0,1; 0,05; 0,2; 0,15; 0,6; 0,4.
Используя каждое число только один раз, надо составить три верных
равенства.
Игровой момент №2.На доске закреплены следующие карточки с числами:
1,7 2,8 1,9 3,7 4,8 3,9 2,5 2,1 3,3 4,3 2,3 1,1
Учитель вызывает ученика и просит его в течение одной минуты назвать
числа в порядке убывания. Следующий ученик должен за одну минуту
называть числа в порядке возрастания.
4. Тесты
5. Математический, арифметический и графический диктанты
6. Математическое лото
7. Ребусы, кроссворды
8. Создание проблемных ситуаций.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технология проектирования учебного занятия. Деятельностная модель ФГОС: от теории к практике.
Данное методическое пособие демонстрирует технологию проектирования учебного занятия на деятельностной основе в условиях реализации стандартов второго поколения....
«Проектирование учебного занятия на основе современных образовательных технологий» Изучение темы: «Механическое движение» в 7 классе в режиме информационных технологий
Модернизация системы образования невозможна без новых идей, подходов, современных технологий.В настоящее время необходимо полностью отказаться от представления об учебном процессе как процессе передач...
Урок музыки 2 класс. Проектирование учебного занятия в формате рекомендаций ФГОС. Тема учебного занятия: «Особенности разговорной и музыкальной речи. Интонация».
Открытый урок проводился на окружном семинаре. Дети делились на 4 группы, вели себя очень октивно, урок всем понравился....
Организация деятельности учащихся на уроке в условиях дистанционного обучения и с учетом особенностей детей с ОВЗ.
Организация деятельности учащихся на уроке в условиях дистанционного обучения и с учетом особенностей детей с ОВЗ....
Проектирование учебных занятий по математике с учетом особенностей детей с ОВЗ.отдельные рабочие программы по каждому учебному предмету
Для обучения ребенка с ограниченными возможностями здоровья создается адаптированная образовательная программа, отдельные рабочие программы по каждому учебному предмету.....
Проектирование учебного занятия на основании ПРП, УМК по математике Н.Я. Виленкин 6 класс по теме "Признаки делимости на 2 , на 5 и на 10."
Разработка урока по теме "Признаки делимости на 2 , на 5 и на 10."...
- Мне нравится (1)