Проектирование учебных занятий по математике с учетом особенностей детей с ОВЗ.отдельные рабочие программы по каждому учебному предмету
статья

Скоркина Нина Павловна

Для обучения ребенка с ограниченными возможностями здоровья создается адаптированная образовательная программа, отдельные рабочие программы по каждому учебному предмету..
imageimageimage

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проектирование учебных занятий по математике с учетом особенностей детей с ОВЗ.

Выступление на заседании

районного МО учителей математики

Скоркиной Н.П.

Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 15.07.2016)

Статья 5. Право на образование. Государственные гарантии реализации права на образование в Российской Федерации

п5. В целях реализации права каждого человека на образование федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления:

  1. создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Рекомендации по созданию условий для получения образования
детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами в субъекте Российской Федерации
Министерство образования. ( Исх. N АФ-150/06 от 18 апреля 2008 г.)

Обеспечение учителей, реализующих инклюзивную практику, технологиями работы с учащимися, позволяющими создать оптимальные условия для выработки позитивного отношения к детям с ОВЗ и развития продуктивного взаимодействия детей друг с другом;

Обеспечение успешной инклюзии учащихся с ОВЗ  в общеобразовательные классы предполагает  планирование гибких занятий, на которых используется дифференцированный способ обучения изначально для всех учащихся класса с использованием индивидуальных образовательных планов, разработанных для детей с ОВЗ.

Закон определяет круг основных образовательных программ на каждой ступени обучения
Для обучения ребенка с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных организациях, реализующих основные образовательные программы, создается адаптированная образовательная программа и индивидуальная образовательная программа.

Для детей с ОВЗ разрабатываются индивидуальные учебные планы на основе базисного учебного плана специальной образовательной организации соответствующего вида и отдельные рабочие программы по каждому учебному предмету учебного плана на основе примерных программ, рекомендованных для обучения ребёнка, и на основании федерального государственного образовательного стандарта.

Формы и  методы организации образовательного процесса

Гибкая организация занятий, многоуровневая подача материала (с учетом индивидуальных особенностей)

Организация деятельности и сотрудничества в малых группах

Обеспечение выбора (целей, уровня, средств, форм работы, материала)

Организация самостоятельной деятельности на своем уровне, в своем диапазоне возможностей, что позволяет ребенку быть успешным

Обязательная организация игровых ситуаций, где есть возможность попробовать себя в разных ролях и позициях

Организация гибкого временного режима обучения

Использование технических средств обучения для каждой категории детей с ОВЗ.

Наличие тьюторов в соответствии с ИОП.

Система оценивания достижений

Выработаны критерии оценивания достижений каждого ребенка с ОВЗ в соответствии с индивидуальным учебным планом

Обеспечена и реализуется возможность самооценивания

Используется критериальный, дифференцированный подход при оценивании компетенций ребенка в соответствии с его индивидуальным учебным планом.

В своей работе я использую современные образовательные технологии: дифференцированное обучение, информационно-коммуникационные технологии, развивающее и личностно-ориентированное обучение, игровые технологии, проектное обучение.

Среди разнообразных направлений педагогических технологий наиболее универсальным является дифференцированный подход к обучению. Его главная отличительная черта - особое внимание к индивидуальности человека, его личности, четкая ориентация на сознательное развитие самостоятельного критического мышления.

Технология дифференцированного (в том числе индивидуализированного) обучения направлена на достижение следующей цели: обеспечение адресного построения педагогического процесса (подготовка урока или занятия и его проведение с учетом психологических и психофизических особенностей конкретного класса).

Итак, дифференцированный подход к обучению дает хороший результат, если:

1. Технология используется в системе.

2. Опирается на психологические и психофизические особенности учащихся.

3. Интегрируется с другими технологиями.

        Информационные технологии значительно расширяют возможности предъявления учебной информации. Применение цвета, графики, звука, всех современных средств видеотехники позволяет воссоздавать реальную обстановку деятельности. Компьютер позволяет существенно повысить мотивацию учащихся к обучению. ИКТ вовлекают учащихся в учебный процесс, способствуя наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации умственной деятельности. Использование ИКТ в учебном процессе увеличивает возможности постановки учебных заданий и управления процессом их выполнения. ИКТ позволяют качественно изменять контроль деятельности учащихся, обеспечивая при этом гибкость управления учебным процессом. Компьютер способствует формированию у учащихся рефлексии. Обучающая программа дает возможность учащимся наглядно представить результат своих действий.

 В процесс включения ребенка с ОВЗ в общеобразовательный класс активно включены координатор по инклюзии и тьютор (ассистент учителя). Эти должности являются новыми для школ.  Рассмотрим тьютора как помощника учителя инклюзивного класса, работающего с одним или несколькими детьми), поэтому остановимся на них чуть подробнее. Тьютор (ассистент учителя) — специалист, осуществляющий непосредственное сопровождение ребенка (детей) с ОВЗ в течение учебного дня — на фронтальных и (если есть необходимость) индивидуальных занятиях, во время перемены, выполнения тех или иных режимных моментов. Основная задача тьютора — помощь самому ребенку, его родителям, учителю и другим участникам образовательного процесса в адаптации в новой среде, формировании учебных навыков, навыков адаптивного поведения.

        Очень важна, иногда необходима помощь педагога сопровождения. Кто станет выполнять работу тьютера? Выходом является парная и групповая работа.

Без систематического контроля нельзя достигнуть хороших результатов.

Каждый ученик должен овладеть основным учебным материалом на уровне, не ниже уровня обязательных требований программы, и продемонстрировать свои знания в ходе проверочной работы. На всех уроках проверяю выполнение домашней работы (самопроверка или взаимопроверка по образцу). Использую трехуровневые мини тесты, в которые включаю задания, аналогичные домашним, или провожу проверочную самостоятельную работу с такими же заданиями. Обязательно провожу анализ выполненных работ, индивидуальные занятия по устранению выявленных пробелов в знаниях учащихся.

При объяснении нового материала термин ввожу не через определение

понятия, а через образ. Новые правила учащиеся пытаются выразить своими

словами. В завершении подводится итог обсуждения и даётся общепринятая

формулировка новых алгоритмов действий. Для лучшего их запоминания,

там, где это возможно, используется приём перевода математических правил на язык образов. В процессе первичного закрепления примеры

решаются с комментированием: дети проговаривают новые правила в

громкой речи.

Постоянно работаю над развитием математической речи, формированием

умения работать с учебником, справочной литературой. На уроках

математики мною применяются приемы, позволяющие развивать внимание, память, мышление школьников. Внимание школьников развивают,

например, задания с пропуском элементов, нахождение лишнего элемента,

исправление ошибок. Память учащихся позволяет развивать составление

опорных конспектов, логико-структурных схем, памяток. Решение

логических задач позволяет развивать логическое мышление.

Закрепление учебного материала провожу с использованием:

1. Таблиц, карточек, содержащих подробное изложение алгоритмов

решения основных задач по темам курса, позволяющих обучать

детей этапам решения, четкой работе по инструкции, формировать

навыки самоконтроля. Карточки для коррекции знаний состоят из трех частей: правила, образца применения, заданий для самостоятельной работы.

2. Карточки-опоры, дающие возможность переносить способ решения

стереотипных основных задач в новые условия.

3. «Математический тренажер». Систематически провожу устную

работу по этому тренажёру, что способствует развитию

вычислительных навыков.

4. Разноуровневый раздаточный материал для организации

индивидуальной работы на уроке, индивидуальных и

консультационных занятиях.

5 .Компьерных тестовые работы и мультимедийные приложения к учебникам.

Для обобщения и систематизации пройденного материала стараюсь

составить задания, способствующие активизации учебной деятельности

учащихся. Зашифрованные пословицы; кроссворды, ребусы, логические

задачи. Провожу уроки с использованием ИКТ, медиа-ресурсов по

математике.

Использую разные приемы стимулирования и контроля: 

взаимопроверку, самоконтроль. Все это способствует активизации

познавательной работы и развитию учебных навыков и умений.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (самоанализ и

самоконтроль)

• 5-7 минут;

• Небольшой объем самостоятельной работы (не более 3-5 типовых заданий).

При проведении самостоятельной работы в классе каждый ребёнок

проговаривает новые правила про себя.

При проверке работы каждый должен себя проверить - всё ли он понял,

запомнил ли новые правила. Здесь необходимо создать для каждого ребёнка ситуацию успеха.

Провожу рефлексию деятельности (итог урока), цель которой -

осознание учащимися своей УД (учебной деятельности), самооценка

результатов деятельности своей и всего класса. Где можно применить новые знания?

Устный счет является неотъемлемой частью в структуре урока математики. Он помогает, во-первых, переключить ученика с одной

деятельности на другую, во-вторых, подготовить учащихся к изучению новой темы, в-третьих, в устный счет можно включить задания на повторение и обобщение пройденного материала, в-четвертых, он развивает интеллект учеников. Поэтому можно выделить одну из важнейших задач обучения школьников математике – формирование у них вычислительных навыков, основой которых является осознанное и прочное усвоение приемов устных и письменных вычислений.

Используемые вычислительные задания должны характеризоваться

разнообразием (вариативностью) формулировок, неоднозначностью

решений, выявлением разнообразных закономерностей и зависимостей,

использованием различных моделей (предметных, графических,

символических), что позволяет учитывать индивидуальные особенности

ребенка, его жизненный опыт, предметно-действенное и наглядно-образное мышление.

Упражнения в устных вычислениях должны пронизывать весь урок. Их

можно соединять с проверкой домашних заданий, закреплением

изученного материала, предлагать при опросе. Особенно хорошо, если

наряду с этим, специально отводить 5-7 минут на уроке для устного

счёта. Формулировки заданий, по возможности должны быть рассчитаны

на то, чтобы они легко воспринимались на слух. Для этого они должны

быть чёткими и лаконичными.

Формы восприятия устного счета.

-Беглый слуховой (задание читается учителем или учащимся). При

восприятии задания на слух большая нагрузка приходится на

память, поэтому учащиеся быстро утомляются. Однако такие

упражнения очень полезны: они развивают слуховую память.

-Зрительный (таблицы, плакаты, записи на доске, слайды

презентаций) – запись задания облегчает вычисления (не надо

запоминать числа). Иногда без записи трудно и даже невозможно выполнить задание. Например, надо выполнить действие с величинами, выраженными в единицах двух наименований, заполнить таблицу или выполнить действия при сравнении выражений.

-Комбинированный.

Средства формирования устных вычислительных навыков:

1. Различные вычислительные цепочки, достаточное количество которых

есть в учебниках Н.Я. Виленкина. Мы проводили мини-соревнования – кто быстрее решит все примеры цепочки (например, в учебнике Н.Я. Виленкина «Математика –5 и 6»). В тетрадь записываем только ответы под

соответствующими буквами номера, самые быстрые и точные, как правило, получают оценки.

2. Игры для устного счета: «Найди пропущенное число», «Вставь

пропущенное число», «Молчанка», эстафеты, мини- соревнования.

Приведу пример игры «Молчанка»: учитель, молча, указкой показывает

число, знак действия и второе число, а ученик должен назвать число, которое

является результатом данного действия. Эта игра очень нравится мне тем,

что в классе воцаряется тишина. Ведь детям нужно сосредоточиться на

задании, правильно вычислить и назвать ответ.

3. Игровые моменты и занимательные задачи:

Игровой момент №1. Даны числа: 0,25; 0,75; 0,5; 0,1; 0,05; 0,2; 0,15; 0,6; 0,4.

Используя каждое число только один раз, надо составить три верных

равенства.

Игровой момент №2.На доске закреплены следующие карточки с числами:

1,7    2,8   1,9   3,7   4,8   3,9   2,5   2,1   3,3   4,3   2,3   1,1

Учитель вызывает ученика и просит его в течение одной минуты назвать

числа в порядке убывания. Следующий ученик должен за одну минуту

называть числа в порядке возрастания.

4. Тесты

5. Математический, арифметический и графический диктанты

6. Математическое лото

7. Ребусы, кроссворды

8. Создание проблемных ситуаций.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебное занятие по русскому языку "Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами".Учебное занятие сопровождается мультимедийной презентацией.

Методическая цель: внедрение личностно ориентированных технологий обучения.Образовательные цели: - закрепление знаний об однородных членах предложения;- формирование умения находить однородные чл...

Рабочая программа элективного курса учебного предмета "Математика" "Проценты на все случаи жизни", 11 класс.

Элективный курс «Проценты на все случаи жизни» предназначен для реализации в старших классах. Он направлен на удовлетворение познавательных интересов учащихся, имеет прикладное общеобразовательное зна...

Рабочая программа по элективному учебному предмету "Избранные вопросы математики" для учащихся 10-11 классов

Программа элективного учебного предмета "Избранные вопросы математики"расчитана для обучающихся 10-11 классов общеобразовательных школ, проявляющих интерес к изучению математики. Элективный ...

Проектирование учебных занятий по математике с учетом особенностей детей с ОВЗ.

Для обучения ребенка с ограниченными возможностями здоровья создается адаптированная образовательная программа, отдельные рабочие программы по каждому учебному предмету.....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Иностранный язык (Английский язык) «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)»

Рабочая программа учебной дисциплины Английский язык является частью программы подготовки квалифицированных рабочих служащих в соответствии с ФГОС СПО по профессии:  Экономика и бухгалтерский уче...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 10 класс учебного предмета химия 2020 – 2021 учебный год

Рабочая программа по химии для 10 класса составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования, утвержденным 17 мая 2012 года приказ № 413 (ред...

Рабочая программа по элективному учебному предмету "Математика Избранные вопросы"

Рабочая программа по элективному учебному предмету Математика Избранные вопросы...