«Обучение бурятскому языку как государственному языку РБ в рамках ФГОС»
статья (5, 6 класс)

Статья предназначена для учителей бурятского языка. В ней раскрыта специфика преподавания бурятского языка как государственного языка РБ в рамках ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_obuchenie_buryatskomu_yazyku.docx24.01 КБ

Предварительный просмотр:

«Обучение бурятскому языку  как государственному языку РБ»

(5-6 классы)

Дашиева Д.Н., учитель

бурятского языка МАОУ СОШ № 19

     Уроки и внеурочные занятия по бурятскому языку как государственному   представляют огромные возможности для всестороннего развития личности, формирования гуманистического мировоззрения, терпимости, миролюбия, расширяет лингвистический кругозор учащихся. Общение на бурятском языке - это межкультурное взаимодействие. Специфика изучения бурятского языка отличается именно коммуникативной, диалоговой направленностью, в процессе межнациональной коммуникации формируется уважение и внимание к другим.

    Изучение бурятского языка  школе направлено на достижение следующих целей:  

- формирование умения общаться на бурятском языке с учетом речевых возможностей и потребностей  школьников в устной (аудирование и говорение) и письменной (чтение и письмо) формах;

- приобщение детей к новому социальному опыту с использованием бурятского языка: знакомство школьников бурятским детским фольклором и доступными образцами художественной литературы; воспитание дружелюбного отношения;

- развитие речевых, интеллектуальных и познавательных способностей  школьников, а также их общеучебных умений; развитие мотивации к дальнейшему овладению бурятским языком;

- воспитание и разностороннее развитие  школьника средствами бурятского языка.

     Деятельностный характер предмета «бурятский язык» позволяет включать бурятскую речевую деятельность в другие виды деятельности, свойственные ребенку младшего  школьного возраста (5-6 классы):игровую, познавательную, художественную, эстетическую и др.,что дает возможность осуществлять разнообразные связи с предметами, изучаемыми в школе, и формировать метапредметные умения и навыки.Метапредметными результатами изучения бурятского языка в являются:

- развитие умений взаимодействия с окружающими, выполняя различные роли в пределах речевых потребностей и возможностей младших школьников;

- развитие коммуникативных способностей школьника, умения выбирать адекватные языковые и речевые средства для успешного решения элементарной коммуникативной задачи;

- расширение общего лингвистического кругозора младшего школьника;

- развитие познавательной, эмоциональной и волевой сфер младшего школьника, формирование мотивации к изучению бурятского языка;

- овладение умением координированной работы с разными компонентами учебно-методического комплекта (учебником, аудиодиском и т.д.).

    Предметными результатами изучения бурятского языка школе являются: овладение  нормами бурятского языка (фонетических, лексических, грамматических);умение (в объеме содержания курса) находить и сравнивать такие языковые единицы, как звук, буква, слово.

В коммуникативной сфере

Речевая компетенция в следующих видах речевой деятельности:

Говорении:

- вести этикетный диалог в ограниченном круге типичных ситуаций общения

(Этикетный диалог представляет из себя диалогическое единство, которое обычно состоит из реплики-стимула и реплики-реакции.

Например: -Здравствуйте,Владимир Иванович! Рад вас видеть (реплика-реакция).

По значению этикетные диалоги можно разделить на несколько групп:

- диалоги социального контактирования (извинение, благодарность, поздравление);

- побудительные речевые акты (просьба, совет, предложения, команды, приказ, требования);

- ответные (реактивные) речевые акты: согласие, несогласие, отказ, разрешение.

Этикетный диалог необходимо отличать от так называемого свободного диалога. Средством различия является наличие грамматических согласований в тексте.

Например: -Танда часы бии гү?

-Үгы (намда часы үгы).

-Бии (Намда часы бии).

-Танда часы бии гү?

-Арбанһаа хорин минута үнгэрөө.

   Первый диалог является примером грамматического согласования текста. Перед нами вопрос и ответ, т. е. свободный диалог. Второй диалог этикетный, так как в основе его лежит такой речевой акт, как просьба.

Диалог-расспрос (запрашивать и сообщать информацию, вопрос-ответ) и

Диалог-побуждение к действию

- обратиться с просьбой и выразить готовность/отказ ее выполнить;

- дать совет и принять/не принять его;

- пригласить к действию/взаимодействию и согласиться/не согласиться принять в нем участие;

- сделать предложение и выразить согласие/несогласие с ним;

- уметь на элементарном уровне рассказать о себе, семье, друге, описывать предмет, картинку; кратко охарактеризовать персонаж.

Аудировании:

- понимать на слух речь учителя и одноклассников, основное содержание небольших доступных текстов, построенных на изученном языковом материале;

Чтении: 

- читать вслух небольшие тексты, построенные на изученном языковом материале, соблюдая правила чтения и нужную интонацию;

- читать про себя и понимать основное содержание текстов, включающих как изученный языковой материал, так и отдельные новые слова; находить в тексте нужную информацию.

Письменной речи:  

- владеть техникой письма;

- списывать небольшие тексты, простые диктанты.

- писать с опорой на образец поздравления с праздником и короткое личное письмо.

Языковая компетенция (владение языковыми средствами):

- знать звуки и буквы бурятского языка и владеть терминами (звук (абяан) и буква (үзэг), звуки гласные(аялган) и согласные (хашалган); гласные краткие (түргэн), долгие (удаан), дифтонги; согласные твёрдые (хатуу) и мягкие (зөөлэн);

- адекватно произносить и различать на слух звуки бурятского языка;

- соблюдать долготные ударения в словах;

- знать, что предложение состоит из слов, выражает законченную мысль, слова в предложении связаны по смыслу;

- знать повествовательные (юрэ хөөрэһэн), вопросительные (асууһан) и побудительные (идхаһан) предложения;

- знать утвердительные (баталһан), отрицательные (буруушааһан), восклицательные(шангадхаһан), невосклицательные (шангадхаагүй) предложенияе, и уметь их использовать в разных речевых ситуациях;

- соблюдать логические ударения (удхын сохилто) и его роль в речи;

- соблюдение интонации основных типов предложений;

- применение основных правил чтения и орфографии, изученных в курсе начальной школы;

- распознавание и употребление в речи изученных в курсе начальной школы лексических единиц (слов, словосочетаний, оценочной лексики, речевых клише) и грамматических явлений.

Социокультурная осведомленность:

- знание некоторых литературных персонажей известных детских произведений, сюжетов некоторых популярных сказок, написанных на бурятском языке, небольших произведений детского фольклора ( стихов, песен); знание элементарных норм речевого и неречевого поведения.

В познавательной сфере:

- умения сравнивать языковые явления русского и бурятского языков на уровне отдельных звуков букв, слов, словосочетаний, простых предложений;

- умение действовать по образцу при выполнении упражнений и составлении собственных высказываний в пределах тематики начальной школы;

- совершенствование приемов работы с текстом с опорой на умения, приобретенные на уроках русского языка (прогнозировать содержание текста по заголовку, иллюстрациям и др.)

- умение пользоваться справочным материалом, представленным в доступном данному возрасту виде (правила, таблицы);

- умение осуществлять самонаблюдение и самооценку в доступных младшему школьнику пределах;

В ценностно-ориентированной сфере:

- представление об изучаемом языке как средстве выражения мыслей, чувств, эмоций;

- приобщение к культурным ценностям бурятского народа через произведения детского фольклора, через экскурсии и т.д.

В эстетической сфере:

- владение элементарными средствами выражения чувств и эмоций на бурятском языке;

- развитие чувства прекрасного в процессе знакомства с образцами доступной детской бурятской литературы.

В трудовой сфере:

- умение следовать намеченному плану в своем учебном труде.

    Как известно, родной язык является основой развития самосознания личности, формирования его интеллекта, эмоциональной сферы, творческого потенциала. Необходимость развития и социализации личности учащегося как субъекта этноса и как гражданина является на сегодняшний день актуальной проблемой. 

В системе образования идет интенсивный процесс обновления преподавания бурятского языка в национальной школе: разрабатывается новая программа по бурятскому языку в национальной школе, издаются школьные учебники, учебно-методические комплекты.









По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современный учитель иностранного языка. Преподавание в рамках ФГОС.

Цель данной презентации - отразить необходимые качества, умения и навыки, которыми должен обладать учитель иностранного языка, работающий по новым ФГОС. А также, рассмотрены функции современного педаг...

Рабочая программа по башкирскому (государственному) языку во 2 классе (ФГОС)

Рабочая программа по  башкирскому (государственному) языку во 2 классе по учебнику Тулумбаева Х.А....

Использование интерактивных методов обучения на уроках английского языка в условиях реализации ФГОС

Актуальность данной работы в том, что в отличие от традиционного, интерактивное обучение позволяет более полно реализовать целый комплекс методических, дидактических, педагогических и психологических ...

Рабочая программа по башкирскому (государственному) языку в 6 классе (ФГОС)

Уҡытыу рус телендә алып барылған мәктәптәрҙең 6 – сы класы өсөн башҡорт теленән эш программаһы....

Системно-деятельностный подход в обучении младших школьников английскому языку в свете требований ФГОС

Презентация. Тема: "Системо-деятельностный подход в обучении младших школьников английскому языку по ФГОС. Представление опыта учителя....