«Обучение бурятскому языку как государственному языку РБ в рамках ФГОС»
статья (5, 6 класс)
Статья предназначена для учителей бурятского языка. В ней раскрыта специфика преподавания бурятского языка как государственного языка РБ в рамках ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_obuchenie_buryatskomu_yazyku.docx | 24.01 КБ |
Предварительный просмотр:
«Обучение бурятскому языку как государственному языку РБ»
(5-6 классы)
Дашиева Д.Н., учитель
бурятского языка МАОУ СОШ № 19
Уроки и внеурочные занятия по бурятскому языку как государственному представляют огромные возможности для всестороннего развития личности, формирования гуманистического мировоззрения, терпимости, миролюбия, расширяет лингвистический кругозор учащихся. Общение на бурятском языке - это межкультурное взаимодействие. Специфика изучения бурятского языка отличается именно коммуникативной, диалоговой направленностью, в процессе межнациональной коммуникации формируется уважение и внимание к другим.
Изучение бурятского языка школе направлено на достижение следующих целей:
- формирование умения общаться на бурятском языке с учетом речевых возможностей и потребностей школьников в устной (аудирование и говорение) и письменной (чтение и письмо) формах;
- приобщение детей к новому социальному опыту с использованием бурятского языка: знакомство школьников бурятским детским фольклором и доступными образцами художественной литературы; воспитание дружелюбного отношения;
- развитие речевых, интеллектуальных и познавательных способностей школьников, а также их общеучебных умений; развитие мотивации к дальнейшему овладению бурятским языком;
- воспитание и разностороннее развитие школьника средствами бурятского языка.
Деятельностный характер предмета «бурятский язык» позволяет включать бурятскую речевую деятельность в другие виды деятельности, свойственные ребенку младшего школьного возраста (5-6 классы):игровую, познавательную, художественную, эстетическую и др.,что дает возможность осуществлять разнообразные связи с предметами, изучаемыми в школе, и формировать метапредметные умения и навыки.Метапредметными результатами изучения бурятского языка в являются:
- развитие умений взаимодействия с окружающими, выполняя различные роли в пределах речевых потребностей и возможностей младших школьников;
- развитие коммуникативных способностей школьника, умения выбирать адекватные языковые и речевые средства для успешного решения элементарной коммуникативной задачи;
- расширение общего лингвистического кругозора младшего школьника;
- развитие познавательной, эмоциональной и волевой сфер младшего школьника, формирование мотивации к изучению бурятского языка;
- овладение умением координированной работы с разными компонентами учебно-методического комплекта (учебником, аудиодиском и т.д.).
Предметными результатами изучения бурятского языка школе являются: овладение нормами бурятского языка (фонетических, лексических, грамматических);умение (в объеме содержания курса) находить и сравнивать такие языковые единицы, как звук, буква, слово.
В коммуникативной сфере
Речевая компетенция в следующих видах речевой деятельности:
Говорении:
- вести этикетный диалог в ограниченном круге типичных ситуаций общения
(Этикетный диалог представляет из себя диалогическое единство, которое обычно состоит из реплики-стимула и реплики-реакции.
Например: -Здравствуйте,Владимир Иванович! Рад вас видеть (реплика-реакция).
По значению этикетные диалоги можно разделить на несколько групп:
- диалоги социального контактирования (извинение, благодарность, поздравление);
- побудительные речевые акты (просьба, совет, предложения, команды, приказ, требования);
- ответные (реактивные) речевые акты: согласие, несогласие, отказ, разрешение.
Этикетный диалог необходимо отличать от так называемого свободного диалога. Средством различия является наличие грамматических согласований в тексте.
Например: -Танда часы бии гү?
-Үгы (намда часы үгы).
-Бии (Намда часы бии).
-Танда часы бии гү?
-Арбанһаа хорин минута үнгэрөө.
Первый диалог является примером грамматического согласования текста. Перед нами вопрос и ответ, т. е. свободный диалог. Второй диалог этикетный, так как в основе его лежит такой речевой акт, как просьба.
Диалог-расспрос (запрашивать и сообщать информацию, вопрос-ответ) и
Диалог-побуждение к действию
- обратиться с просьбой и выразить готовность/отказ ее выполнить;
- дать совет и принять/не принять его;
- пригласить к действию/взаимодействию и согласиться/не согласиться принять в нем участие;
- сделать предложение и выразить согласие/несогласие с ним;
- уметь на элементарном уровне рассказать о себе, семье, друге, описывать предмет, картинку; кратко охарактеризовать персонаж.
Аудировании:
- понимать на слух речь учителя и одноклассников, основное содержание небольших доступных текстов, построенных на изученном языковом материале;
Чтении:
- читать вслух небольшие тексты, построенные на изученном языковом материале, соблюдая правила чтения и нужную интонацию;
- читать про себя и понимать основное содержание текстов, включающих как изученный языковой материал, так и отдельные новые слова; находить в тексте нужную информацию.
Письменной речи:
- владеть техникой письма;
- списывать небольшие тексты, простые диктанты.
- писать с опорой на образец поздравления с праздником и короткое личное письмо.
Языковая компетенция (владение языковыми средствами):
- знать звуки и буквы бурятского языка и владеть терминами (звук (абяан) и буква (үзэг), звуки гласные(аялган) и согласные (хашалган); гласные краткие (түргэн), долгие (удаан), дифтонги; согласные твёрдые (хатуу) и мягкие (зөөлэн);
- адекватно произносить и различать на слух звуки бурятского языка;
- соблюдать долготные ударения в словах;
- знать, что предложение состоит из слов, выражает законченную мысль, слова в предложении связаны по смыслу;
- знать повествовательные (юрэ хөөрэһэн), вопросительные (асууһан) и побудительные (идхаһан) предложения;
- знать утвердительные (баталһан), отрицательные (буруушааһан), восклицательные(шангадхаһан), невосклицательные (шангадхаагүй) предложенияе, и уметь их использовать в разных речевых ситуациях;
- соблюдать логические ударения (удхын сохилто) и его роль в речи;
- соблюдение интонации основных типов предложений;
- применение основных правил чтения и орфографии, изученных в курсе начальной школы;
- распознавание и употребление в речи изученных в курсе начальной школы лексических единиц (слов, словосочетаний, оценочной лексики, речевых клише) и грамматических явлений.
Социокультурная осведомленность:
- знание некоторых литературных персонажей известных детских произведений, сюжетов некоторых популярных сказок, написанных на бурятском языке, небольших произведений детского фольклора ( стихов, песен); знание элементарных норм речевого и неречевого поведения.
В познавательной сфере:
- умения сравнивать языковые явления русского и бурятского языков на уровне отдельных звуков букв, слов, словосочетаний, простых предложений;
- умение действовать по образцу при выполнении упражнений и составлении собственных высказываний в пределах тематики начальной школы;
- совершенствование приемов работы с текстом с опорой на умения, приобретенные на уроках русского языка (прогнозировать содержание текста по заголовку, иллюстрациям и др.)
- умение пользоваться справочным материалом, представленным в доступном данному возрасту виде (правила, таблицы);
- умение осуществлять самонаблюдение и самооценку в доступных младшему школьнику пределах;
В ценностно-ориентированной сфере:
- представление об изучаемом языке как средстве выражения мыслей, чувств, эмоций;
- приобщение к культурным ценностям бурятского народа через произведения детского фольклора, через экскурсии и т.д.
В эстетической сфере:
- владение элементарными средствами выражения чувств и эмоций на бурятском языке;
- развитие чувства прекрасного в процессе знакомства с образцами доступной детской бурятской литературы.
В трудовой сфере:
- умение следовать намеченному плану в своем учебном труде.
Как известно, родной язык является основой развития самосознания личности, формирования его интеллекта, эмоциональной сферы, творческого потенциала. Необходимость развития и социализации личности учащегося как субъекта этноса и как гражданина является на сегодняшний день актуальной проблемой.
В системе образования идет интенсивный процесс обновления преподавания бурятского языка в национальной школе: разрабатывается новая программа по бурятскому языку в национальной школе, издаются школьные учебники, учебно-методические комплекты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современный учитель иностранного языка. Преподавание в рамках ФГОС.
Цель данной презентации - отразить необходимые качества, умения и навыки, которыми должен обладать учитель иностранного языка, работающий по новым ФГОС. А также, рассмотрены функции современного педаг...
Рабочая программа по башкирскому (государственному) языку во 2 классе (ФГОС)
Рабочая программа по башкирскому (государственному) языку во 2 классе по учебнику Тулумбаева Х.А....
Использование интерактивных методов обучения на уроках английского языка в условиях реализации ФГОС
Актуальность данной работы в том, что в отличие от традиционного, интерактивное обучение позволяет более полно реализовать целый комплекс методических, дидактических, педагогических и психологических ...
Рабочая программа по башкирскому (государственному) языку в 6 классе (ФГОС)
Уҡытыу рус телендә алып барылған мәктәптәрҙең 6 – сы класы өсөн башҡорт теленән эш программаһы....
Развитие интеллектуальных качеств учащихся посредством субъективизации и интерактивных методов обучения на уроках русского языка в условиях реализации ФГОС СПО.
Данный материал представляет собой доклад и может быть использован учителями русского языка...
Системно-деятельностный подходв обучении младших школьников английскому языку в свете требований ФГОС
Презентация. Тема: "Системо-деятельностный подход в обучении младших школьников английскому языку по ФГОС. Представление опыта учителя....