Развитие интеллектуальных качеств учащихся посредством субъективизации и интерактивных методов обучения на уроках русского языка в условиях реализации ФГОС СПО.
статья по русскому языку на тему
Данный материал представляет собой доклад и может быть использован учителями русского языка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_intellektualnyh_kachestv_uchashchihsya.doc | 81 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие интеллектуальных качеств учащихся посредством субъективизации и интерактивных методов обучения на уроках русского языка в условиях реализации ФГОС СПО.
Главная задача школы сегодня в условиях реализации ФГОС СПО состоит в формировании конкурентоспособной личности. («Я знаю, чего хочу, и могу достичь сам этого социально приемлемыми способами»). А первые черты этой конкурентоспособности как раз и закладываются в школьном возрасте. Это необходимое условие для продолжения образования в вузах. Важной предпосылкой возникновения данной проблемы является противоречивая ситуация, сложившаяся в настоящий момент в обществе. С одной стороны, популяризируются развивающие программы, в которых увеличен объём содержания обучения, обучение идёт на высоком уровне сложности, быстрыми темпами. С другой стороны, обостряющийся экологический кризис и массовое ухудшение состояния здоровья населения, снижение духовно-нравственной культуры, экономические трудности, приоритет материальных ценностей привели к тому, что сейчас в школы приходят соматически ослабленные, педагогически запущенные дети; дети, у которых недостаточно развиты те или иные интеллектуальные качества. Как следствие – у детей снижается интерес к учению. Это создает большие трудности в обучении. Очевидно, что сложившееся положение заставляет искать пути решения данной проблемы.
Все инновационные технологии направлены на то, чтобы учащиеся приобретали умение слушать и слышать, осмысленно относились к своей работе, активно использовали полученные знания. Инновационные технологии качественно меняют и отношение учителя к ребенку, поднимая последнего на уровень сотворчества. Двигателем учебного процесса познания становится желание узнать новое, неизвестное. Ученики испытывают удовлетворение от напряженной умственной работы, радость от выполнения сложного задания. Меняется и личность учителя. Он должен обладать рядом умений:
- Умение выдержать паузу после формулировки вопроса – не мешать учащимся думать.
- Не вести ученика за руку в решении проблемы – дать поле свободы. (Что вы думаете? Что скажете? О чем вы молчите?)
- Умение организовать меру помощи, чтобы каждый имел успех.
- Считаться с желанием учащихся продолжить тот или иной вид работы, если у них вдохновение, даже если это не предусмотрено планом урока.
- Умение радоваться ошибкам учеников, т.к. эти ошибки ставят вопросы и проблемы перед классом.
- Владение активными методами и формами работы (парная, групповая, игровая, театрализованная, тренинги), т.к. они эффективны для развития творческого потенциала учащихся.
- Владение нестандартными методами укрепления нервно-психического здоровья детей (релаксация, внушение и т.д.). Умение снять напряжение, раздражительность.
- Умение сосредоточить внимание, увлечь работой.
- Умение видеть сильные стороны каждого ученика, дать понять детям, что учитель видит их достоинства независимо от учебных успехов.
- Умение быть равноправным партнером.
- Учить детей анализировать поведение, логику поступков не только литературных героев, но и своих товарищей.
- Умение поощрять детей к свободному проявлению чувств. Стремление поддерживать симпатии детей друг к другу, формировать умения видеть и оценить индивидуальность друг друга.
Учитель также обязан учитывать такие признаки обучаемости, как пол, фактический возраст, состояние здоровья, и в случае хронического заболевания – его диагноз. Особенности восприятия, усвоения, интерпретации учебного материала у мальчиков и девочек, детей и подростков, здоровых, условно здоровых и нездоровых учащихся сильно варьируют, поэтому учитель, проектирующий урок, обязан знать и использовать приемы и средства, опираясь на это знание. Очень важно для оптимизации образовательного общения знание учителем скорости реакции, темперамента – сангвинического, флегматического, холерического, меланхолического, право-левополушарности и ведущего канала восприятия своих учеников – визуального, аудиального и кинестетического.
Скорость реакции в секундах – это время готовности ученика ответить учителю в случае, если он абсолютно уверен в своих знаниях. Для тех учащихся, кто имеет скорость реакции в пределах 10 секунд, показан фронтальный способ педагогического общения; для всех остальных так называемая «фронталка» противопоказана, они не должны быть поставлены в условия «спешки».
Для учеников, обладающих сильными темпераментами — сангвиников, флегматиков и холериков, возможно и желательно применение психоинтенсивных образовательных технологий, для меланхоликов такие технологии категорически неприемлемы. Более того, меланхоликам как представителям слабого темперамента нельзя прямо предъявлять педагогические требования и тем более пользоваться в отношении их такими техниками, как внушающий монолог или инструктирование: они повергают этих детей в прострацию.
Для правополушарных, склонных к описаниям, интуиции и поэтическому творчеству должны предусматриваться соответствующие методы — объяснительно-иллюстративный проективно-творческого характера, для левополушарных, которым свойственны логика, рациональное познание, исследовательская деятельность, учитель обязан предложить палитру эвристических и проблемных методов.
Особый смысл для учителя имеют данные об индивидуально-психологических проблемах учеников: память, внимание, тревожность, мелкая моторика, внушаемость – невнушаемость, агрессивность — депрессивность, а также данные социометрии, которые характеризуют самочувствие ученика в классе и соответствующим образом влияют на обучаемость. Данные социометрии используются при организации групповой работы, а также при работе с учеником у доски – элементарное человеколюбие не позволит ставить перед классом «слабоуспевающего» ребенка. Учитель должен учитывать, насколько у учащихся развиты умения первичной обработки текстов: читать и понимать, выделять главное, составлять план, тезисы, конспект, структурные и логические схемы, пересказывать текст устно и излагать его письменно, создавать текст по образцу, действовать по алгоритму, использовать знания в стандартной ситуации; готов ли класс как коллектив вести учебный диалог, видеть и решать проблемы, создавать текст по заданной теме, виду, жанру, использовать знания в незнакомой и нестандартной ситуации. Такое знание обученности и каждого учащегося, и всего класса позволяет учителю, проектирующему урок, ставить педагогически обоснованные, достижимые, реальные цели.
Исходя из всего вышесказанного, задача учителя как развитие интеллектуальных качеств учащихся, поддержания и повышения их мотивации сложна. Обучение средствами субъективизации, использование интерактивных форм обучения делают эту задачу вполне осуществимой. Предлагаемый метод решает проблему познавательного интереса, помогает формированию таких важных качеств личности, как пытливость, активность, творчество, что в конечном итоге обеспечивает разностороннее развитие личности.
Субъективизация – это способ организации работы обучаемого, ибо именно в деятельности происходит формирование субъекта, становление его личности и реализация ее потенциальных возможностей. Под субъективизацией процесса обучения понимается сознательное и активное включение школьников в планирование, организацию и осуществление его учебно-познавательной деятельности. В этом варианте для педагога на первый план выдвигается задача: оставаясь координатором учебного процесса, добиваться повышения его эффективности за счет максимального раскрепощения субъективного фактора, раскрытия и реализации потенциала личности каждого члена коллектива учащихся.
Здесь надо сказать о новых принципах при обучении средствами субъективизации.
- Принцип опережающего отражения в сознании учащихся предстоящей ему учебной деятельности.
Он заключается в специфической организации учебного процесса, использовании такого типа упражнений и заданий к ним, которые помогают школьнику предопределить и словесно сформулировать содержание и виды собственных учебных действий на основных структурных этапах урока.
- Принцип комплексного воздействия на интеллект учащихся.
Его реализация предполагает, что учитель во время учебно-воспитательной работы на уроках использует такие задания, в процессе применения которых у учащихся формируются ЗУНы и совершенствуется ряд интеллектуальных качеств.
- Принцип обоснованного, аргументированного, доказательного ответа школьника.
Он заключается в создании у учащегося установки на полное, последовательное, доказательное освещение своего мнения в процессе выполнения им всех или большинства упражнений и заданий. Вполне правомерно позволять учащимся свободно волноваться, «бурлить». Мертвая тишина на уроках недопустима. Важно создавать условия для того, чтобы учащиеся задавали вопросы, высказывались, доказывали, спорили, делали «открытия». Именно собственные «открытия» вызывают у детей восторг, потребность в познании.
Учителю в свою очередь важно выработать умение вслушиваться в суждения детей, находить оригинальное в их ответах, ориентироваться не только на свой запрограммированный вариант ответа. Это умение учителю следует вырабатывать настойчиво: оно приходит не сразу, на первых порах вызывает внутренний протест.
Технология
Практически каждый урок, проводимый в русле субъективизации, начинается с мобилизирующего этапа. Он длится 3-4 минуты, в течение которых одновременно решается несколько задач:
- в нетрадиционной форме повторяется ранее освоенный учебный материал, необходимый для изучения новой темы;
- учащимися формулируется тема и цели урока.
Самостоятельное формулирование учащимися темы и цели урока способствует раскрытию и речевых и умственных способностей и, что особенно важно, обеспечивает их «включенность» в учебную ситуацию, создает готовность к усвоению знаний. Формулируемая детьми цель становится их намерением. Полученная таким образом установка и самоустановка на активную творческую деятельность, а также положительный эмоциональный заряд и мотив на получение новых знаний сохраняется на последующих этапах урока.
Конечно, сформулировать цели урока достаточно сложно для учащегося, поэтому можно использовать карточки – помощницы:
ПОВТОРИТЬ
сформировать
закрепить
показать
убедить
узнать
НАУЧИТЬСЯ
Устанавливать
организовать
осуществлять самоконтроль
РАЗВИВАТЬ
Организуя уроки в русле субъективизации, очень хорошо привлекать учащихся к планированию этапов урока. Причем можно предлагать ребятам как готовый план, так и деформированный, когда учащиеся должны сами установить логический порядок.
В планирование можно включить так же формы работы: индивидуальную, парами, групповую. Для этого можно заготовить карточки:
ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ РАЗМИНКА
КАЛЛИГРАФИЧЕСКАЯ МИНУТКА
НОВОЕ
ЗАКРЕПЛЯЮ
ТВОРЮ
ГИМНАСТИКА ДЛЯ УМА
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
МИНУТКА ДЛЯ ШУТКИ
На этапе закрепления используются разноуровневые самостоятельные работы. Предлагается 3 уровня заданий. При выполнении 1 уровня ученик закрепляет базовые знания. 2 уровень – уровень повышенной трудности. Он предполагает не только выполнение заданий на отработку учебного материала, но и развитие речи, логического мышления. 3 уровень – творческий. Он предполагает исправление грамматических ошибок, развитие логического мышления, творческих способностей. Конечным продуктом может быть коллективная творческая работа, решенный тест, театрализованное представление, газета, статьи в газету, концертные номера художественного чтения, презентация.
На этапе рефлексии предлагаем детям закончить одно из предложений:
- Больше всего мне понравилось….
- Сегодня я понял, что думать…
- Главным на уроке для меня было…
Результативность
Положительным результатом применения технологии субъективизации является тот факт, что дети регулярно используют дополнительную литературу при подготовке домашних заданий. Ребята с большим желанием готовят индивидуальные сообщения, презентации, кроссворды, тесты, викторины, другие творческие задания.
Затруднения учителя вызывает постановка вопросов перед учащимися. Особо важна постановка вопросов проблемного, обобщающего характера, стимулирующих вариативность ответов. Проблемная ситуация – это особое психологическое состояние учащегося, для создания которого необходим учет целого ряда факторов индивидуально-личностного характера.
Условиями успешности является:
- проблематизация учебного материала (удивление и любопытство знания);
- адаптивность ребенка (знания должны усваиваться с особым интересом);
- связь обучения с жизнью ребенка (играй трудом).
Методические приемы создания проблемных ситуаций:
- учитель подводит к противоречию и предлагает ученикам найти способ разрешения;
- сталкивает противоречия практической деятельности;
- побуждает обучаемых делать сравнения, обобщения, выводы, сопоставлять факты;
- ставит конкретные вопросы на обобщение, обоснование, конкретизирует логику размышления;
- ставит проблемные задачи (например, с неопределенностью в постановке вопроса, с заведомо допущенными ошибками).
Вариантами проблемного обучения являются поисковые и исследовательские методы, при которых учащиеся ведут самостоятельный поиск и исследование проблем, творчески применяют и добывают знания. Отсюда иной характер заданий: не просто списать и вставить пропущенные буквы, но и пробудить к мыслительным действиям, их планированию.
Типичные из них таковы:
-допишите;
-закончите;
-определите;
-сравните;
-сформулируйте;
-назовите;
-охарактеризуйте;
-объясните;
-составьте;
-выберите;
-понаблюдайте;
-сделайте вывод;
-классифицируйте;
-укажите неверное утверждение.
Такие задания заставляют размышлять, позволяют пробовать, ошибаться, находить рациональный способ решения, делать открытия, повышается потребность в знаниях, ребятам хочется сделать новые открытия для себя. Комплексность упражнений выражается в том, что с их помощью одновременно стимулируется и интеллектуальная, и лингвистическое развитие учащихся (интеллект — речь, внимание, память, мышление и др.). В свою очередь лингвистические знания, умения, навыки приобретаются учащимися в процессе активной речемыслительной деятельности. При этом во время выполнения каждого учебного задания школьник совершает несколько умственных операций (например, сравнение, группировку, обобщение) и включает различные виды речи: внутреннюю и внешнюю, устную и письменную, монологическую и диалогическую. Умственная и речевая деятельность учащихся постепенно усложняется, что обеспечивает дальнейшее интеллектуальное развитие школьников и высокое качество овладения ими учебными предметами.
Известно, что информация, преподнесенная в готовом виде, часто проходит мимо внимания учеников. Следовательно, учитель должен построить работу так, чтобы дети погрузились в предполагаемый материал, чтобы этот материал вызвал у них эмоциональный отклик. Путь познания в этом случае идет «от ученика». Он не означает полную свободу действий школьника, но предлагает ему свободу в проявлении мысли, в выборе варианта ответа.
Педагог подхватывает нужную мысль, «ведет» учеников в их поиске, стимулирует коллективную мыслительную деятельность. Учитель на уроке вместе с детьми учится, развивается, ставит себя на место ученика, старается понять его состояние, войти в его обстоятельства.
Одна из форм взаимодействия с учениками на уроке – интерактивное обучение.
Интерактивное обучение – в переводе с английского – «научение», стихийное или специально организованное, основанное на взаимодействии обучаемых с учебным окружением.
Самое главное в интерактивном обучении – опора на опыт слушателей.
В интерактивном обучении учитель играет роль помощника, одного из источников информации. Задача учителя – создать условия для самореализации личности для решения проблем.
Чаще всего учитель выступает в роли организатора (налаживает взаимодействие с окружением, разбивает на пары, группы, координирует работу в парах, группах). Или же в роли консультанта (фасилитатора). Его задача – создание условий для самореализации личности, побуждает учащихся к сбору новых данных, к самостоятельному решению проблем.
Фасилитаторская позиция учителя имеет свои «+» и «- ».
Минусы | Плюсы |
1.Низкая возможность вносить готовую структуру в опыт. 2.Сложно изложение теории. 3.Сложно соблюсти временные рамки. 4.Большие энергозатраты труда учителя. | 1.Активность участников. 2.Обращение к личному опыту. 3.Разумное сочетание теории и практики. 4.Легкость восприятия, усвоения. 5.Творчество участников. 6.Возможность личностного роста. 7.Многобразие точек зрения. 8.Шлифовка мастерства учителя. |
Другая форма работы на уроке – это самостоятельная работа. Она развивает творческие способности детей, воспитывает волю, внимание, настойчивость в достижении поставленной цели, прививает им «вкус» к поиску, к самостоятельным открытиям. К организации самостоятельной работы в настоящее время принципиально новый подход. Каждый ученик должен работать на уроке с интересом, а это возможно, если он выполняет посильное задание.
Одна из причин нежелания учиться заключается в том, что ученику со слабыми способностями на уроке предлагается задание, к которому он ещё не готов, с которым он не может справиться, а ученик с хорошими способностями, быстро справившись с заданием, скучает. Хорошо, если у ребёнка будет возможность выбора задания по своим силам. Исходя из индивидуальных особенностей детей, следует осуществлять поуровневое обучение. Задания должны быть подобраны так, что при единой познавательной цели и общем содержании они отличаются разной степенью трудности, к достижению единой цели учащиеся идут разными путями. При выполнении самостоятельной работы учащийся становится «субъектом» познавательной деятельности, которая воспитывает инициативность (в данном случае выбор уровня), самостоятельность в усвоении знаний, умений и навыков, в развитии мышления, речи, памяти, творческого воображения. Целесообразность поуровнего обучения обусловлена стремлением создать благоприятные условия творческого развития каждого ученика с учётом его индивидуальных способностей и интересов.
Заключение.
Практический опыт показывает, что правильное и систематическое использование описанных методов и форм позволяет успешно решать вопросы интеллектуального развития школьников: обеспечивает развитие важнейших интеллектуальных качеств учащихся, делает их уверенней, готовыми защитить и доказать свою точку зрения.
Таким образом, технология субъективизации, реализующая методическую цель: создания на каждом уроке условий для проявления познавательной активности учащихся, развития интеллектуальных качеств – является прогрессивным явлением в современной педагогике. Ее реализация достигается следующими путями: использованием разнообразных форм организации учебной деятельности, позволяющих раскрывать субъектный опыт учащихся, реализует процесс сотрудничества и сотворчества преподавателя и ученика, создает ситуацию успеха, использует в ходе урока такой дидактический материал, который предоставляет ученику свободу выбора значимых для него видов и форм учебного содержания, оценивает процесс деятельности ученика и учит его самостоятельно находить свой способ работы, что приводит к развитию гармонической, личности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование интерактивных методов обучения на уроках русского языка и литературы с целью развития творческих способностей учащихся
Интерактивные методы ориентированы на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения....
Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС в 5 классе по теме: «Словообразование. Основные способы образования слов в русском языке».
Данный конспект урока разработан по программе С. И. Львовой и В. В. Львова. Урок выстроен с учётом системно - деятельностного подхода в преподавании, что отражает суть реализации н...
ПРИМЕНЕНИЕ АКТИВНЫХ И ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА ФГОС ООО
В условиях перехода общеобразовательных организаций на ФГОС ООО перед учителями ставятся задачи формирования знаний и умений в соответствии с новыми стандартами, формирование универсальных учебных дей...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ С ЦЕЛЬЮ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ
В статье рассматриваются основные виды интерактивных методов и приёмов обучения, раскрывается содержание понятия «интерактивные методы». Обобщается практический оп...
Использование интерактивных методов обучения на уроках английского языка в условиях реализации ФГОС
Актуальность данной работы в том, что в отличие от традиционного, интерактивное обучение позволяет более полно реализовать целый комплекс методических, дидактических, педагогических и психологических ...
Применение технологии активных методов обучения на уроках бурятского языка в условиях реализации ФГОС
Методическая статья о применении техногий активных методов обучения на уроках бурятского языка...