методические рекомендации по организации самоподготовки с воспитанниками детского дома-интерната с ОВЗ
методическая разработка на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskie_rekomendatsii_po_organizatsii_i_provedeniyu_samopodgotovki.doc | 55.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Понятие “самоподготовка” предполагает самостоятельную работу воспитанника под руководством воспитателя. Самоподготовка является специфическим режимным моментом в условиях детского дома. В этой работе органически сочетаются образовательные и воспитательные цели и задачи: это не только форма проведения и закрепления пройденного материала на уроке. В ней содержится значительный воспитательный потенциал – развитие у воспитанников навыков самостоятельного учебного труда, умения самим добывать знания, работать с книгой. Осуществление выше сказанного решается ряд задач дидактического характера:
- закрепление знаний, формирование умений и навыков через выполнение домашних заданий, практических работ и т.д.
- выработка рациональных методов и приемов организации труда;
- обучение навыкам, умениям самостоятельной работы с книгой, литературой;
- расширение кругозора, словарного запаса (через употребление дополнительной информации, занятий по интересам и т.д.)
В процессе самоподготовки решаются воспитательно-развивающие задачи:
- развитие воли, умения преодолевать трудности;
- формирование характера;
- выработка таких положительных качеств, как настойчивость, трудолюбие, организованность, усидчивость и т.д.;
- совершенствование развития памяти, мышления, речи и других познавательных способностей.
- Основная задача воспитателя на самоподготовке – прививать и развивать навыки систематической самостоятельной работы, получении знаний, умений и навыков.
- Работая самостоятельно, воспитанники примерно одинаковых способностей и возможностей на одно и тоже задание тратят разное время.
Поэтому вторая задача воспитателя – научить воспитанников рациональным приемам работы над заданиями по разным предметам. Третья задача воспитателя – учить воспитанников организованности в работе, прививать навыки культуры труда.
Самоподготовка – один из наиболее ответственных моментов работы воспитателя. В её организации и проведении есть немало трудностей: рациональный порядок выполнения домашних заданий; роль и место воспитателя при проведении самоподготовки; организация самостоятельной работы сильных воспитанников с учетом их интересов и склонностей; индивидуальная работа со слабыми воспитанниками; учебная взаимопомощь и взаимоконтроль и т.д.
Выполнение домашних заданий является органическим продолжением процесса обучения, осуществляемого учителем. В свою очередь, навыки и умения, приобретаемые воспитанниками в процессе самоподготовки, продолжают свое развитие при работе на уроке. Поэтому только тесная взаимосвязь воспитателя и учителя может способствовать улучшению качества знаний, совершенствованию самоподготовки воспитанников в детском доме.
Требования, предъявляемые воспитателем, должны быть едины с требованиями учителя на уроке. Воспитатель посещает уроки, наблюдает за работой своих воспитанников в условиях классных занятий, знакомится с системой работы учителя. Учитель в свою очередь по приглашению воспитателя, приходит на занятия по самоподготовке, чтобы проверить на практике правильность выполнения домашних заданий, согласовать и скоординировать единые требования к способам учебной работы воспитанников, их доступность и рациональность. Здесь же можно обсудить трудности, с которыми воспитанники встречаются при самостоятельной работе.
Взаимопосещаемость и другие формы совместной работы дают возможность разработать единые требования к воспитанникам. Внимательно наблюдая за работой воспитанников на уроках и во время самоподготовки, воспитатель совместно с учителем обсуждает, кого из воспитанников надо больше контролировать, кому предоставить больше самостоятельности, с кем следует проработать индивидуально.
Согласованность действий воспитателя и учителя по развитию навыков самостоятельной работы воспитанников необходима и в планировании, и в советах для правильного выполнения домашнего задания, и при оказании помощи отстающим или слабоуспевающим воспитанникам в процессе самоподготовки. Сотрудничество с учителем, взаимосвязь учителя и воспитателя – одни из важнейших условий успешной организации самоподготовки. Согласованности в действиях учителя и воспитателя могут способствовать не только их встречи и беседы, взаимные посещения, но и ведение “Общего дневника”, или “Тетради взаимосвязи” или “Сигнальной тетради”. В ней учитель записывает не только замечания, а и домашние задания, и может давать указания, на что обратить особое внимание при их выполнении, кому из воспитанников и в чем необходима помощь. В этой тетради учитель по просьбе воспитателя может дать инструктаж, при котором учитываются следующие моменты:
- Если задание аналогично классной работе – указывает на это в тетради
- Если задания другого типа, чем решались на уроке, - разобрать в классе аналогичные на 1 -2 примерах, запись в тетради взаимосвязи, кто из воспитанников хорошо усвоил материала и может дать консультацию всем остальным.
- Если в задании есть скрытые трудности – обратить на них внимание и указать возможные пути их преодоления
Воспитателю очень важно убедить воспитанников, что выполнение каждого задания делится на несколько этапов. Прежде чем приступить к выполнению задания, необходимо предварительно обдумать его и представить себе, как лучше его выполнить.
Воспитатель приучает воспитанников беречь и рационально использовать время, отведенное на выполнение домашних заданий, к последовательности их выполнения. Все необходимое для приготовления домашних заданий складывается в таком порядке, в котором планируется выполнение домашнего задания.
Некоторые воспитанники детского дома в силу своих индивидуальных и топологических особенностей высшей нервной деятельности или по состоянию здоровья не могут готовить уроки, вместе со своей группой, им мешают другие ребята, они быстро утомляются, часто “отключаются” и в результате сами нарушают дисциплину; некоторые могут готовить устные предметы только вслух; некоторые, особенно дети, хорошо успевающие, нуждаются в работе по индивидуальному режиму и т.д. Воспитатель должен помочь таким детям в организации подготовки ими домашних заданий с учетом их особенностей. Таким воспитанникам можно разрешить приготовление уроков вне групповой комнаты – в своей комнате, в других, специально отведенных воспитателем для этого местах. Однако, воспитатель должен все время держать этих воспитанников в поле всего зрения и время от времени проверять ход их работы.
Выполнение домашних заданий необходимо проводить в условиях, отвечающих гигиеническим и педагогическим требованиям: чистое (желательно сделать перед самоподготовкой влажную уборку в группе), хорошо проветренное помещение. Мебель, соответствующая росту учащихся; достаточная освещенность рабочих мест; соблюдение температурного режима; смена обуви после прогулки, смена школьной одежды на другую одежду, дающую возможность чувствовать себя свободно.
После первых 30 - 40 минут самоподготовки можно разрешить обмен мнениями, передвижения по комнате, предоставлять воспитанникам делать перерывы в занятиях по своему усмотрению.
Место воспитателя в начале самоподготовки - у стола. Он должен убедиться, что все воспитанники включились в работу: приготовили учебные принадлежности и начали работать. Знание индивидуально психологических особенностей воспитанника детского дома, своеобразия его личности является основой индивидуального подхода к нему в процессе обучения и воспитания. Знание индивидуальных особенностей воспитанников – это еще половина успеха работы воспитателя. Надо научиться учитывать эти особенности, т.е. овладеть методикой руководства самоподготовкой воспитанников с учетом их возможностей, интересов и склонностей.
Педагогам необходимо на самоподготовке использовать различные методы и приемы, способствующие развитию самостоятельности воспитанников, развитию интереса к учению.
Создать и удержать эмоциональный настрой детей в ходе самоподготовки поможет и музыка. Инструментальная музыка, соответствующая звучанием, интонацией литературному тексту, углубляет переживания школьников и помогает работе мысли. Музыка поможет сосредоточиться, создаст иллюзию уединения, которая особенно нужна первых порах приучения к самостоятельной работе.
Важны в процессе самоподготовки элементы игры, ожидание сюрприза. Детям, которые раньше основного времени заканчивают выполнение задания, можно положить на стол яркий конверт с хитроумной загадкой, шарадой ребусом.
Воспитателем необходимо использовать разнообразные формы контроля: устный опрос, требование ответа на один узловой вопрос, требующий знания и осмысления всего задания, устный или письменный план – ответ по заданию урока, индивидуальное задание на карточке, основанное на сегодняшнем правиле, фронтальный контроль в конце самоподготовки в форме викторины, тестового задания.
Значительный воспитательный результат дает организация самопроверки. Полезно учить детей некоторым способам самопроверки: обратное вычисление (математика); выполнил упражнение – повтори еще правило и сравни свои записи с образцом в учебнике (русский язык); перескажи прочитанное по плану, не заглядываю в учебник, по опорным словам, используя таблицу; попробуй оценить свои знания.
Все четыре способа проверки сами по себе не очень сложны, но они требуют от воспитателя тщательной продуманности и применения ими в полной или частичной совокупности либо отдельно.
Воспитатель завершает самоподготовку общим выводом о результатах выполнения поставленных познавательных и воспитательских задач. Он обязательно отмечает, кто старался, кто работал с интересом и увлечено, кто хорошо потрудился сам и помог товарищу. Если каждый день воспитанник добивается хотя бы крупицы знания собственным усилием, то он уже не просто учится умственному труду, но и воспитывается нравственно, так как переживает и осознает свой труд, свое отношение к труду.
Самоподготовка в детском доме, организованная воспитателем, приучает детей делать уроки систематически, каждый день, способствует воспитанию чувства ответственности, дисциплинированности и работоспособности, помогает формированию у них необходимых навыков и привычек самостоятельной познавательной деятельности.
Структурные элементы самоподготовки
1.Организационный момент:
- обязательное проветривание помещения;
- приготовление рабочего места детьми (нужных книг, тетрадей, письменных принадлежностей, расположение их в определенном порядке на рабочем столе);
- получение словарей, пособий, которые будут необходимы в процессе работы
2. Коррекционно-развивающая работа перед самоподготовкой:
- проведение упражнений направленных на развитие познавательных процессов и интеллекта;
Пример: Ребята, давайте настроимся на успешную работу. Закройте глаза:пространство разделите на две части: темная: это все негативное, что окружает вас в процессе подготовки уроков, вам предстоит в течение часа писать, решать, отвечать на вопросы, что-то у вас не получиться и вы будете выполнять это задание снова и снова, а так хочется выйти на улицу, пообщаться с друзьями, посмотреть телевизор, заняться своим любимым делом , но вам необходимо заниматься еще час и от этих мыслей становиться грустно и тоскливо. Светлая: а теперь давайте перенесемся в другую часть пространства, она светлая, ведь вы знаете, что занимаетесь, вы становиться умнее, развивается ваша память, внимание, мышление, речь. Вы узнаете много нового, тренируете свою волю. А завтра в школе вы, не боясь, сможете ответить на любой вопрос учителя, решите любую задачу, сможет получить хорошую оценку и этим порадует не только себя, но и учителя, воспитателя. А как вам будет приятно, когда самоподготовка закончиться, заняться своим любимым делом.
3.Постановка цели и мотивация деятельности воспитанников.
- сообщение цели,
- воспитатель четко объявляет содержание занятия, объясняет наиболее рациональную последовательность его выполнения;
-под влиянием воспитателя дети должны испытать сильный интерес к
предстоящей работе. Вот некоторые варианты мотивирующих высказываний воспитателя: “ Как человек становится умным? Прочитал 1000 умных книг и стал умным? Нет. Человек становится умным, когда думает, ищет на каждый вопрос свой ответ. Сначала на маленькие вопросы, не очень трудные, а постепенно – на сложные и большие, Вот и мы с вами будем развивать свой ум прямо сейчас, выполняя задание по предмету.
4. Дозировка времени на определенные предметы.
- Регулирующую роль в самостоятельной деятельности воспитанников играет ограничение времени на выполнение задания. В учебном классе желательно установить часы так, чтобы они были видны с каждого рабочего места. Воспитатель объявляет, сколько минут отводится на выполнение задания.
5. Деление ребят на группы, звенья, пары, назначение контролеров.
6. Самостоятельная работа воспитанников над выполнением домашних заданий.
- Во время самоподготовки должна активно работать учебная доска, имеющаяся в каждой группе.
- Доска — это “ инструкционное поле”: здесь плакаты с памятками, план, алгоритмы выполнения заданий; познавательные задачи. Воспитатель должен показать образец действий.
7.Индивидуальная работа со слабоуспевающими воспитанниками.
8.. Дополнительная работа на закрепление материала.
- Работа по карточкам, решение занимательных задач, ребусов, кроссвордов, повторение таблицы умножения, чтение интересных книг.
9. Работа с детьми, раньше других выполнившими домашнее задание
-Сюрпризный момент, игра, вручение воспитаннику яркого конверта с хитроумной загадкой, шарадой, ребусом и т.д.
10.Контроль выполнения заданий (частичный, индивидуальный, фронтальный)
- Воспитатель подбирает формы контроля по- своему усмотрению:
11.Во время самоподготовки рекомендуется использовать физкультминутки и перерывы в работе над заданиями.
12 .Подведение итогов. Форму подведения итогов воспитатель может выбирать сам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация православных праздников в детском доме-интернате как одна из форм духовного воспитания детей с ограниченными умственными возможностями
Рекомендации по организации и проведению православных праздников в детском доме-интернате для "особых" детей...
Методические рекомендации в организации воспитательных дел в детских оздоровительных центрах (ДОЦ), лагерях
Методические рекомендации в организации воспитательных дел в детских оздоровительных центрах (ДОЦ), лагерях...
Методические рекомендации по организации педагогического мониторинга в детском объединении
Данные методические рекомендации расскрывают понятие "педагогический мониторинг", описывают алгоритм изучения эффективности процесса воспитания в детском объединении, а также пре...
Музыкально-литературная композиция как форма организации внеклассной работы в детской школе искусств (методические рекомендации для организации внеклассной работ в детских школах искусств)
Данная работа рассчитана на широкое применение в детских школах искусств, где присутствуют все условия для ее успешной реализации. Музыкально-литературная композиция объединяет в себе два прекра...
Методические рекомендации по организации работы по профилактике детско-подросткового суицидального поведения в образовательной среде
Изучение проблемы суицида среди молодежи показывает, что в целом ряде случаев подростки решались на самоубийство в целях обратить внимание родителей, педагогов на свои проблемы и протестовали таким ст...
Эколого-валеологическое сопровождение коррекционно-воспитательной деятельности воспитанников с нарушением интеллекта в условиях детского дома-интерната
ГБУ "Шадринский детский дом-интернат для умственно отсталых детей" курганской обалсти является стационарным учреждением социальной защиты, в котором проживают воспитанникии от 4 до 23 лет....
"Организация самоподготовки с воспитанниками обучающимися в коррекционной школе в условиях смешанных групп детского дома"
Итоговая работа, в которой описываются методические приемы при организации самоподготовки. Рассматривается организация самоподготовки для воспитанников детского дома, организация самоподготовки ...