Технология опережающего обучения.
статья на тему

Малкова Татьяна Николаевна

Технология опережающего обучения. Статья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya_operezhayushchego_obucheniya.docx23.53 КБ

Предварительный просмотр:

Технология опережающего обучения

 

Одним из мощных рычагов воспитания трудолюбия, желания и умения хорошо учиться считают создание условий, обеспечивающих ребёнку успех в учебной работе, ощущение радости на пути продвижения от незнания к знанию, от неумения к умению, т.е. осознание смысла и результата своих усилий.

Бороться за успех в учении – значит учить детей учиться, помогать каждому поверить в свои возможности, воспитывать организованность, самостоятельность, ответственность, дисциплинированность. Нужно обязательно помогать детям в процессе познания так управлять их учением, чтобы дети постепенно овладели саморегуляцией своей деятельности, своего учебного труда.

Опережающее обучение - вид обучения, при котором краткие основы темы даются преподавателем до того, как начнется изучение её по программе. Краткие основы могут даваться как тезисы при рассмотрении смежной тематики, так и представлять собой ненавязчивые упоминания, примеры, ассоциации. Предполагается, что опережающее обучение эффективно при изучении темы, трудной для восприятия. Опережающее обучение подразумевает развитие мышления учащихся, опережающее их возрастные возможности.

Методика перспективно-опережающего обучения впервые была разработана учителем начальных классов С.Н.Лысенковой.

Классификационные параметры:

По уровню применения: общепедагогическая.

По философской основе: гуманистическая.

По основному фактору развития: социогенная с допущениями биогенного и психогенного факторов.

По концепции усвоения: ассоциативно-рефлекторная с элементами поэтапной интериоризации.

По ориентации на личностные структуры: информационная с элементами операционной.

По характеру содержания: обучающие воспитательная, светская, технократическая, общеобразовательная.

По типу управления: система малых групп.

По организационным формам: традиционная классно-урочная, академическая с элементами дифференциации и индивидуализации.

По подходу к ребенку: сотрудничество, партнерство.

По преобладающему методу: объяснительно-иллюстративная с элементами диалога.

По направлению модернизации: эффективность организации и управления учебным процессом.

По категории обучающихся: массовая, без всякой сегрегации.

Целевые ориентации:

• Усвоение ЗУН; ориентир на стандарты.

• Успешное обучение всех.

Концептуальные положения:

• Личностный подход педагогики сотрудничества.

• Успех - главное условие развития детей в обучении.

• Комфортность в классе: доброжелательность, взаимопомощь; ребенок, у которого что то не получается, не чувствует себя ущербно, не стесняется отвечать, не боится ошибиться.

• Предупреждение ошибок, а не работа над ними.

• Последовательность, системность содержания учебного материала.

• Дифференциация, доступность заданий для каждого.

• К полной самостоятельности — постепенно.

• Через знающего ученика учить незнающего.

Особенности содержания: чтобы уменьшить объективную трудность некоторых вопросов программы, надо опережать их введение в учебный процесс.

Трудную тему необходимо начинать не в заданные программой часы, а много раньше. Для каждой темы это начало разное. Тема дается на каждом уроке малыми дозами. Тема при этом раскрывается медленно, последовательно, со всеми необходимыми логическими переходами. В обсуждение вовлекаются сначала сильные, затем средние и лишь потом слабые ученики. Получается, что все дети понемногу учат друг друга. И учитель, и ученики совсем по-другому чувствуют себя в пространстве времени.

Таким образом, усвоение материала происходит в три этапа:

Первый этап – перспективная подготовка: медленное последовательное знакомство с новыми понятиями, раскрытие темы. На этом этапе идёт активное развитие доказательной речи с использованием опор. Выполняются практические работы с комментируемым управлением. При ответах учитывается желание детей. Активны на этом этапе, как правило, сильные ученики.

Второй этап – работа по учебнику: уточнение понятий и обобщение материала. Школьники уже сознательно ориентируются в схеме-обобщении, владеют доказательствами, справляются с самостоятельными заданиями в школе и дома. Именно на этом этапе задаётся домашнее задание по трудной теме на достаточно подготовленном материале. Именно на этом этапе происходят моменты опережения, так как в перспективный период многие задания на страницах учебника уже выполнены.

Третий этап – использование сэкономленного времени (создавшегося опережения). Схемы уходят, формируется навык быстрого действия. Именно на этом этапе рождается новая перспектива, не сталкиваясь уже ни с какими трудностями.

И главное, ни на одном этапе нет напряжения в работе учителя и учеников. С первой до последней минуты урока дети активны: с опорными схемами и без них, устно и письменно, под управлением и самостоятельно. Каждому ученику – посильный вопрос, доступное задание (но не ниже требований программы!). И все 45 минут соблюдаем основной принцип – делать всё обоснованно, аргументированно. «Доказываю, вспоминаю правило, проверяю»,- звучит голос отвечающего. Ни шагу без мысли!

Особенности методики: комментируемое управление.

Методический прием «комментируемое управление» представляет, по существу, ответ с места о том, что делает ученик, помогает оптимально включить в работу весь класс, вести непрерывную обратную связь со всем классом.

Метод комментирования был в 60-х годах широко распространен как опыт липецких учителей. У Лысенковой он получил развитие: она объединила комментирование 3-х действий: «думаю, говорю, записываю». Учащийся вслух объявляет, что он в данный момент делает; одновременно решается задача управления деятельностью всего класса.

С помощью комментированного управления:

• средний и слабый тянутся за сильным учеником;

• развивается логика рассуждений, доказательность, самостоятельность мышления;

• ученик ставится в положение учителя, управляющего классом.

Комментируемое управление, позволяет сделать учебный труд осмысленным и одновременно обеспечивает обратную связь: даёт учителю возможность контролировать уровень знаний учеников, вовремя заметить отставание, обеспечить продвижение в овладении знаниями и практическими навыками.

Особенности методики: опорные схемы, или просто опоры, - выводы, которые рождаются на глазах учеников в процессе объяснения и оформляются в виде таблиц, карточек, наборного полотна, чертежа, рисунка.

При таком виде работы ученики избавлены от механического зазубривания правил и формулировок. Они усваивают их осмысленно: составляют правило по данной им схеме-опоре, выполняя практическое задание – решение примера, задачи, уравнения, грамматические задания.

Схемы-опоры на уроках станут постоянными помощниками ученикам, условием бесконфликтного, делового, дружеского общения, основой уверенности детей в своих способностях преодолеть трудности, импульсом к активному, заинтересованному труду. Схемы-опоры обеспечивают и более высокую работоспособность, а так же энергичный темп урока. Необходимые для выполнения задания правила детям не нужно вспоминать, теряя на это драгоценное время урока: они читают их на схемах. Читают сегодня, завтра. Через неделю уже не читают: усвоили, обрели сознательный навык работы в соответствии с правилом. А ещё через две недели схема снимается: она больше не нужна.

Очень важное условие в работе со схемами-опорами: они должны постоянно подключаться к работе на уроке, а не висеть как плакаты. Только тогда они помогут учителю лучше учить, а детям легче учиться.

“Опережающее обучение важнейших тем, работа на перспективу – это не только глубокие знания, но и резерв времени”.

В обучении русскому языку это особенно актуально. Чем быстрее ученик освоит всю систему языка и практически закрепит эти знания, тем скорее научиться писать грамотно. Кроме того, перспективная подготовка позволяет избежать ошибок, поскольку невозможно подобрать текст, в котором были бы только изученные орфограммы.

Большие темы по русскому языку разбиты на этапы и постепенно вводятся в течение учебного года. Эффективно в осуществлении перспективы и использование обобщающих схем, таблиц, комплектов карточек по темам. Они дают возможность после первого введения в тему проводить далее на уроке оперативно многократное повторение и подводить детей перспективно к обобщению всей темы, усилив работу по наиболее трудному её разделу. После такой подготовительной работы объяснение материала по теме уже не занимает много времени, носит характер обобщения и основательного закрепления. Облегчается выполнение самостоятельных заданий на уроке и дома. Задания не являются для детей чем-то новым, они давно готовились к ним.

Перспективная подготовка в системе обучения – это возможность попутного прохождения трудных тем путём приближения к изучаемому в данный момент на уроке материалу. Детям доступно осознавать, осмысливать всё происходящее на уроке, объяснять, обосновывать, доказывать свои действия. Вот почему в результате все ученики умеют хорошо и связно говорить, логично рассуждать при решении задач, выполнении грамматических упражнений.

Список литературы

  1. Беспалько, В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. [Текст] /В.П. Беспалько. - М.: Педагогика, 2011. - 336 с.
  2. Иванов, В. Н. Образовательные технологии в современном мире. [Текст]  /В.Н. Иванов. - М.: АРГУС, 2014. – 78 с.
  3. Педагогика. [Текст] Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей/ Под ред. И.П. Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 2011. – 640 с., с. 129-192.
  4. Столяренко, Л.Д., Самыгин,  С.И. Педагогика: 100 экзаменационных ответов [Текст]./Л.Д. Столяренко, С.И. Самыгин – М.: ИКЦ «МарТ», 2013.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология перспективно - опережающего обучения как средство формирования грамотной личности.

Данный материал представляет обобщение опыта по применению технологии перспективно-опережающего обучения в учебной и внеучебной деятельности....

Технология С.Н. Лысенковой: перспективно-опережающее обучение с использованием опорных схем при комментируемом управлении

Технология С.Н. Лысенковой: перспективно - опережающее обучение с использованием опорных схем при комментируемом управлении и презентация  урока в 6 классе по учебнику Г.В. Дорофеева, Л.Г. Петерс...

Из опыта работы по развивающему обучению математике, с опережающим обучением геометрии для учащихся 5-х классов

“По-видимому, одной из главнейших функций, которая играет основную роль в умственном развитии ребенка в школьном возрасте, является мышление.  Есть все основания полагать,  что роль обучения...

Технология опережающего обучения.

Технология опережающего обучения....

Технология опережающего обучения в физике для подготовки к ОГЭ

Подготовка к огэ по физике при помощи опережающего обучения с ранних этапов....

Технология опережающего обучения на уроках английского языка

Сегодня в школьном образовании происходят значительные перемены, которые охватывают практически все стороны педагогического процесса. Предмет «иностранный язык» изучается в школьном курсе ...