Технология перспективно - опережающего обучения как средство формирования грамотной личности.
статья по русскому языку по теме
Данный материал представляет обобщение опыта по применению технологии перспективно-опережающего обучения в учебной и внеучебной деятельности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Технология перспективно - опережающего обучения как средство формирования грамотной личности»
Современное общество выдвигает новые требования к формированию функционально грамотной личности. Свободное владение родным языком – надежная основа каждого человека в его жизни, труде, творческой деятельности. Между тем, одна из основных проблем, стоящих перед современным учителем русского языка и литературы, - снижение орфографической, пунктуационной, речевой грамотности учащихся.
Разрешить данное противоречие мне помогает применение на уроках русского языка и литературы технологии перспективно-опережающего обучения, разработанной С. Н. Лысенковой.
Данная методическая система позволяет решать следующие задачи:
- построение обучения школьников на основе новых педагогических технологий;
- формирование языковой, лингвистической, коммуникативной, культурологической компетенции учащихся;
- подготовка учащихся к единому государственному экзамену, к экзамену по новой форме в 9-ом классе;
- воспитание гражданской позиции ученика.
Цель применения технология перспективно - опережающего обучения – формирование грамотной личности.
Ожидаемые результаты:
- положительная динамика качества знаний;
- повышение прочности усвоения знаний;
- повышение мотивации обучения;
- развитие общеучебных умений и навыков.
Чтобы добиться ожидаемых результатов, использую данную технологию во всех сферах деятельности учащихся.
Использование технологии перспективно-опережающего обучения
На уроках русского языка и литературы.
Во внеурочной деятельности
Внеклассные мероприятия по предметам:
олимпиады, викторины, тематические вечера, КВН,
брейн-ринги, проектная деятельность. Работа с одаренными детьми.
Элективные курсы:
«Секреты хорошей речи», «Культура речи (Синтаксис простого и сложного предложения).
Формирование базы для курса «Культура русского речевого общения». Подготовка к ЕГЭ:
задания А1-А8, А28-А30.
Кружок
«Трудные случаи орфографии и пунктуации».
Технология опережающего обучения позволяет освоить более сложный материал.
Подготовка к ЕГЭ:
задания А13-А26.
На уроках использую метод крупноблочного введения теоретических знаний в виде опорных схем, алгоритмов, обобщающих таблиц, что даёт возможность ученикам увидеть правило в полном объёме, лучше осмыслить изложенный материал, осознать логические взаимосвязи, систематизировать и упорядочить знания. Самыми эффективными считаю опорные конспекты Ю.С.Меженко, комплекс алгоритмов Е.Д. Надточего, обобщающие таблицы Г.М.Иваницкой и В.А.Корсакова. Обощающие схемы содержат материал, который будет изучаться позже.
Так, тема «Буквы О - Е после шипящих» рассредоточена на шесть параграфов: 3 – в 5 классе, 2 – в 6 классе и 1 – в 7 классе. Целесообразнее дать учащимся это правило в полном объёме в виде опорного конспекта и в течение нескольких уроков практически его закреплять, используя для этого различные формы и методы. В 7-м классе учащимся можно предложить уже более сложные формы работы: компьютерное конструирование алгоритмов и схем, подбор практического материала к уроку.
Тема «Мягкий знак после шипящих» разбита на 8 правил, которые можно объединить в одно, где единым ориентиром для всех составляющих является определение части речи, а для имени существительного – рода и числа.
При изучении правописания не с различными частями речи логично объединить части речи группами, исходя из общих опознавательных признаков: 1 гр. – имя существительное, имя прилагательное, наречие; 2 гр. – глагол и деепричастие; 3гр. – причастие. 1-й блок необходимо дать при изучении имени существительного.
При опережающем обучении сокращается объём изучаемого материала за счёт объединения правил с общим опознавательным признаком в одну информационную единицу, в одно доступное обобщенно-сопоставительное правило.
Опережающее введение учебного материала обеспечивает перевод знаний в долговременную память. Данная методика позволяет сэкономить время на объяснении нового материала и уделить больше внимания практическому закреплению. В обучении русскому языку это особенно актуально. Чем быстрее ученик освоит всю систему языка и практически закрепит эти знания, тем скорее научиться писать грамотно. Кроме того, перспективная подготовка позволяет избежать ошибок, поскольку невозможно подобрать текст, в котором были бы только изученные орфограммы.
Интересные комплексные упражнения, которые можно использовать при опережающем обучении, содержатся в пособии для учащихся Л.А.Ахременковой «К пятерке шаг за шагом».
Орфографические правила легко запоминаются не только при помощи алгоритмов, но и при помощи мнемотехнических приемов – рифмованных правил и правил-помощников, которые можно найти в рабочей тетради Т.У.Угроватовой «Подсказки на каждый день».
Методика перспективного обучения позволяет осуществлять личностно-ориентированный подход. Учащимся с развитым логическим мышлением предлагается рассказать о способе применения правила на основе алгоритма-формулы, схемы. А учащиеся с наглядно-образным типом мышления рассказывают о способе применения правила, опираясь на иллюстрацию, отражающую в образах порядок применения правила. В 7-8 классе работа учащихся поднимается на новый уровень: компьютерное конструирование алгоритма или схемы, использование слайдовых презентаций.
В старших классах особую важность приобретает работа с текстом. Базовые знания о фонетике, лексике, грамматическом строе, типах, стилях речи, правилах построения текста являются фундаментом для того, чтобы ученик мог глубже понять художественное содержание и особенности языка и стиля литературного произведения, научиться пользоваться словом.
Основным методом работы в старших классах является комплексный анализ текста. В процессе творческой, исследовательской работы с текстом происходит повторение, обобщение, систематизация изученного, углубляются знания о языке, языковой системе.
Технология перспективно-опережающего обучения обеспечивает надежность усвоения материала, удержание, закрепление и автоматизацию навыков.
Пути интенсификации обучения
Поурочный
Комплексное изучение орфографии, синтаксиса и пунктуации на основе обобщенно-сопоставительных правил.
Блочное изучение теоретического материала с опережением.
Включение в работу трудных вопросов курса.
Многократное повторение изученного материала.
Практическое закрепление
умений и навыков в течение длительного времени.
Творческая и исследовательская деятельность учащихся.
Систематический мониторинг.
Традиционные
уроки объяснения нового материала.
Урок-лекция.
Интегрированный урок.
Урок-презентация.
Составление опорных схем, алгоритмов. Самостоятельная работа с учебной и критической литературой. Создание схемы-ответа по теме.
Урок-консультация. Урок-практикум.
Урок-семинар.
Урок-монолог.
Компьютерное конструирование алгоритмов и схем. Подбор практического материала к уроку. Комплексный анализ текста.
Уроки развития речи
Урок-мастерская.
Урок-диспут.
Урок-концерт.
Выполнение заданий творческого характера. Конструирование текста. Сочинения разных жанров. Защита творческих проектов.
Внутренний
Внешний
Зачёты, экзамены
Тестирование
Контрольные срезы
Сочинения, изложения
ЕГЭ
Олимпиады, творческие конкурсы
Контрольные срезы ГМЦ
Образец блока перспективно-опережающего обучения по темам: «Сложносочиненное предложение», «Сложноподчиненное предложение».
5 класс
Тема «Сложное предложение».
М.о.
Знакомство с ССП, СПП, сочинительными союзами, подчинительными союзами.
Построение линейных схем.
6 класс
Тема «Относительные местоимения».
М.о.
Знакомство с придаточными изъяснительными,определительными, с понятием «союзное слово».
9 класс
ССП. СПП.
Основной блок.
7 класс
Темы: «Наречие», «Подчинительные союзы».
М.о.
Знакомство с придаточными обстоятельственными. Полный синтаксический разбор сложного предложения.
8 класс
Тема «Односоставные предложения»
М.о.
Сложные предложения, в состав которых входят односоставные предложения.
( М.о. – материал, который дается с опережением).
Использование технологии перспективно-опережающего обучения обеспечивает резерв учебного времени, дает возможность в полной мере развивать творческие способности учащихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технология интерактивного обучения как средство формирования познавательной активности учащихся на уроках географии.
Двадцать первый век можно смело назвать веком непрерывного образования и новых технологий. Вступив в него, мы не обойдемся без современных средств обучения и новейших методик. Таково требование времен...
Технология С.Н. Лысенковой: перспективно-опережающее обучение с использованием опорных схем при комментируемом управлении
Технология С.Н. Лысенковой: перспективно - опережающее обучение с использованием опорных схем при комментируемом управлении и презентация урока в 6 классе по учебнику Г.В. Дорофеева, Л.Г. Петерс...
"Технология интегрированного обучения как средство формирования культурологической компетенции обучающихся"
Методические рекомендации была представлены на муниципальном конкурсе "Инноватика в образовании" (сертификат лауреата) и на республиканской выставке "Школа - 2010". Конспекты уроков можно посмотреть...
Применение информационно-коммуникативных технологий на уроках трудового обучения как средство формирования ключевых компетентностей учащихся с ОВЗ.
Актуальность у значительной части умственно отсталых обучающихся наблюдается отсутствие или преобладание низкого уровня развития познавательного интереса, который при переходе из класса в класс ...
Инновационный педагогический проект "Технология проблемного обучения как средство формирования универсальных учебных действий обучающихся на уроках биологии"
Из опыта работы учителя биологии по теме "Проблемное обучение как средство формирования универсальных учебных действий на уроках биологии"....
Презентация "Технология проблемного обучения как средство формирования личностного развития обучающихся по русскому языку"
Презентация к выступлению на методическом объединении учителей русского языкаи литературы....
Технология «Дебаты» как исследовательский тип обучения и средство формирования коммуникативной культуры обучающихся на уроках русского языка и литературы
Проведение уроков в рамках педтехнологии "Дебаты" позволяет сформировать коммуникатьивную культуру, развивает поисковые навыки учащихся....