Технология опережающего обучения на уроках английского языка
статья по английскому языку

Карнаухова Ирина Николаевна

Сегодня в школьном образовании происходят значительные перемены, которые охватывают практически все стороны педагогического процесса. Предмет «иностранный язык» изучается в школьном курсе со 2 по 11 класс. Объем материала огромный, да и требования к предмету повышаются с каждым годом. Главным условием достижения результатов в данных условиях являются трудолюбие обучающегося, его желание и умение хорошо учиться. Именно это обеспечивает ребенку успех в учебной работе, ощущение радости от осознания смысла и результата своих усилий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл karnauhova_i.n._statya.docx22.67 КБ

Предварительный просмотр:

Технология опережающего обучения

на уроках английского языка

«Напрасный, безрезультатный труд

и для взрослого

становится постылым,

отупляющим, бессмысленным,

а ведь мы имеем дело с детьми».

В.А.Сухомлинский

Сегодня в школьном образовании происходят значительные перемены, которые охватывают практически все стороны педагогического процесса. Предмет «иностранный язык» изучается в школьном курсе со 2 по 11 класс. Объем материала огромный, да и требования к предмету повышаются с каждым годом. Главным условием достижения результатов в данных условиях являются трудолюбие обучающегося, его желание и умение хорошо учиться. Именно это обеспечивает ребенку успех в учебной работе, ощущение радости от осознания смысла и результата своих усилий.

Успех в труде – первостепенное условие становления личности человека.

Ребёнок, если его усилия не увенчаются успехом, начинает терять веру в свои возможности. Постоянные неудачи отбивают охоту учиться.

Бороться за успех в учении – значит учить детей учиться, помочь каждому поверить в свои возможности, воспитывать организованность, самостоятельность, ответственность, дисциплинированность.

На урок приходят дети с разными способностями и уровнем развития. Чтобы найти подход к каждому ученику, помочь ему освоить на уроке максимальное количество знаний, учителю нужно подобрать нужную технологию для работы. С овладением любой новой технологией начинается новое педагогическое мышление учителя: чёткость, структурность, ясность методического языка, появление обоснованной нормы в методике.

Педагогическая технология - проектирование учебного процесса, основанное на использовании совокупности методов, приёмов и форм организации обучения и учебной деятельности, повышающих эффективность обучения, применение которых имеет чётко заданный результат.

Недавно более подробно изучила и стала чаще применять в своей работе технологию опережающего обучения. Впервые технология перспективно-опережающего обучения была разработана учителем начальных классов Софьей Николаевной Лысенковой.

С.Н. Лысенкова открыла замечательный феномен: чтобы уменьшить объективную трудность некоторых вопросов программы, надо опережать их введение в учебный процесс. Так, трудную тему можно затрагивать заранее в какой-то связи с изучаемым в данный момент материалом. Перспективная тема дается на каждом уроке малыми дозами (5—7 мин). Тема при этом раскрывается медленно, последовательно, со всеми необходимыми логическими переходами. В обсуждение нового материала (перспективной темы) вовлекаются сначала сильные, затем средние и лишь потом слабые ученики. Получается, что все дети понемногу учат друг друга. Таким образом, усвоение материала происходит в три этапа: 1) предварительное введение первых (малых) порций будущих знаний, 2) уточнение новых понятий, их обобщение, применение и 3) развитие беглости мыслительных приемов и учебных действий. Такое рассредоточенное усвоение учебного материала обеспечивает перевод знаний в долговременную память.

Другой особенностью этой технологии является комментируемое управление. Методический прием «комментируемое управление» представляет, по существу, ответ (информацию) с места о том, что делает ученик, помогает оптимально включить в работу весь класс, вести непрерывную обратную связь со всем классом

Третий «кит» системы С.Н. Лысенковой — опорные схемы, или просто опоры, — выводы, которые рождаются на глазах учеников в процессе объяснения и оформления в виде таблиц, карточек, чертежей, рисунков. Когда ученик отвечает на вопрос учителя, пользуясь опорой (читает ответ), снимаются скованность, страх ошибок. Схема становится алгоритмом рассуждения и доказательства, а все внимание направлено не на запоминание или воспроизведение заданного, а на суть, размышление, осознание причинно-следственных зависимостей. Очень важное условие в работе со схемами-опорами: они должны постоянно подключаться к работе на уроке, а не висеть как плакаты. Только тогда они помогут учителю лучше учить, а детям легче учиться.

Данную технологию можно применить на следующих этапах изучения:

1. Знакомство с новыми понятиями, осмысление их значения, сравнение сродным языком.

2. Уточнение понятий и обобщение материала. Работа со словарем печатного и электронного формата. Здесь дети могут делать задания самостоятельно, совместно с родителями, в паре или группе, что соответствует требованиям ФГОС.

3. Формирование практических навыков применения нового материала.

На уроках используется метод крупноблочного введения теоретических знаний в виде опорных схем (таблица, карточка, семантическая карта, рисунок), что даёт возможность ученикам увидеть новые лексические единицы или грамматические явления в полном объёме, лучше осмыслить изложенный материал, осознать логические взаимосвязи, систематизировать и упорядочить знания. Схема - опора мысли ученика.

При опережающем обучении сокращается объём изучаемого материала за счёт объединения правил с общим опознавательным признаком в одну информационную единицу, в одно доступное обобщенно-сопоставительное правило.

Опережающее введение учебного материала обеспечивает перевод знаний в долговременную память. Данная методика позволяет сэкономить время на объяснении нового материала и уделить больше внимания практическому закреплению. В обучении русскому и английскому языку это особенно актуально. Чем быстрее ученик освоит всю систему языка и практически закрепит эти знания, тем скорее научиться писать и говорить грамотно. Кроме того, перспективная подготовка позволяет избежать ошибок, поскольку невозможно подобрать текст, в котором были бы только изученные орфограммы.

Методика перспективного обучения позволяет осуществлять личностно-ориентированный подход. Учащимся с развитым логическим мышлением предлагается рассказать о способе применения правила на основе алгоритма-формулы, схемы. А учащиеся с наглядно-образным типом мышления рассказывают о способе применения правила, опираясь на иллюстрацию, отражающую в образах порядок применения правила. В 7-8 классе работа учащихся поднимается на новый уровень: компьютерное конструирование алгоритма или схемы, использование слайдовых презентаций.

В старших классах особую важность приобретает работа с текстом. Базовые знания о фонетике, лексике, грамматическом строе, типах, стилях речи, правилах построения предложений и текста являются фундаментом для того, чтобы ученик мог глубже понять содержание и особенности языка, научиться в дальнейшем применять новые слова в своей речи.

Основным методом работы в старших классах является комплексный анализ текста. В процессе творческой, исследовательской работы с текстом происходит повторение, обобщение, систематизация изученного, углубляются знания о языке, языковой системе. Здесь же необходимо сказать и об интенсификации обучения как средства передачи большого объема учебной информации обучаемым при неизменной продолжительности обучения без снижения требований к качеству знаний. Речь идет об увеличении объема лексических единиц для самостоятельного заучивания при условии, что многие из них были уже затронуты при прохождении других тем. Технология опережающего обучения обеспечивает надежность усвоения материала, удержание, закрепление и автоматизацию навыков.

Опережение в обучении не всегда бывает явным. Иногда оно может быть скрытым, поскольку заложено не в программе, а в методике обучения. Например, в начальной школе учим ставить к глаголу вопросы «что делает по выходным?», «что делает обычно?», подготавливая учащихся к восприятию в 4-ом классе трудного материала - формы неправильных глагола.

Ожидаемые результаты применения технологии опережающего обучения:

положительная динамика качества знаний;

повышение прочности усвоения знаний;

повышение мотивации обучения;

развитие общеучебных умений и навыков.

Подводя итог всему вышесказанному, хочется напомнить, что классическая дидактика ориентирована на обучение от известного к неизвестному: иди, так сказать, вперед, глядя назад. Новая дидактика, не отрицая пути движения от известного к неизвестному, в то же время обосновывает принцип перекрестной деятельности учителя и ученика. Специфика предмета «иностранный язык» и линейно-ступенчатая организация курса, предполагающая неоднократное возвращение к одним и тем же понятиям от класса к классу, определяет целесообразность пропедевтического ознакомления с основами некоторых разделов, систематическое изучение которых предстоит в будущем, а значит и целесообразность использования представленной технологии. Перспективная подготовка в системе обучения – это возможность попутного прохождения трудных тем путём приближения к изучаемому в данный момент на уроке материалу. Детям доступно осознавать, осмысливать всё происходящее на уроке, объяснять, обосновывать, доказывать свои действия.

Список использованной итературы:

  1. Технология С.Н.Лысенковой: перспективно-опережающее обучение с использованием опорных схем. // Картавцева Елена Олеговна

  1. Применение современных образовательных технологий
    на уроках английского языка //
    Шаповалова Марина Анатольевна Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  1. Технология опережающего обучения на уроках иностранного языка. : профессиональная помощь в учебно-методических вопросах.
  2. Барашева Линда Марсовна. Педагогические технологии обучения английскому языку.

  1. Специфика предмета «Иностранный язык» в современной школе


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология сотрудничества на уроках английского языка

Данная работа выполнена учениками 7 класса. В подготовке материала к презентации участвовали учащиеся  старшего класса, так как владеют большими навыками в области грамматики. Работа задумывалась...

Технология "Дебаты" на уроках английского языка

В данной работе расскрывается,с какой целью можно использовать такой вид проведения уроков.Какие бывают дебаты....

Игровая технология в обучении лексике английского языка

В работе даны психологические обоснования использовагния игр в обучении детей лексике на уроках английсколго языка и даны примеры употребления игр....

Технологическая карта урока в технологии интерактивного подхода к обучению. Урок английского языка в 4 классе по теме: «Рыцари и замки»

Технологическая карта урока в технологии интерактивного подхода к обучению. Урок английского языка в 4 классе по теме: «Рыцари и замки»...

Значимость инновационных технологий в обучении иностранному (английскому) языку

Распространение интернет-программного обеспечения за последнее десятилетие, несомненно, изменило способ преподавания иностранных языков. И все же, в то время как преподаватели все чаще используют эти ...

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ЛЕКСИКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ

Аннотация. Статья посвящена актуальной проблеме использования информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе, а именно при обучении лексике английского языка в средней школе. В с...