Доклад - презентация на тему "Индивидуальный и дифференцируемый подход в обучении"
презентация урока для интерактивной доски на тему

Гаштова Людмила Роальдовна

Доклад- презентация на тему "Индивидуальный и дифференцируемый подход в обучении"

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ И ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД Учитель высшей категории Гаштова Л.Р.

Слайд 3

Цели: 1. Обобщение основных аспектов индивидуального и дифференцированного подхода к обучающимся. 2. Применение технологии дифференцированного подхода как одного из методов индивидуального обучения на уроках. 3. Формирование навыков построения уроков с использованием дифференцированного подхода.

Слайд 4

Главной педагогической установкой технологии дифференцированного обучения является формирование положительной мотивации учения у обучающихся, определение в классе место каждого ребенка, учитывая его психофизиологические особенности. Ключевым моментом является создание таких условий, при которых каждый из обучаемых испытал бы учебный успех, смог бы увидеть свои достижения и захотел ликвидировать пробелы в своих знаниях и умениях.

Слайд 5

Искусство и мастерство обучения заключается в том, чтобы, раскрыв силы и возможности каждого ребенка , дать ему радость успеха в умственном труде , а значит, что в учении должна быть индивидуализация . В.А.Сухомлинский

Слайд 8

Индивидуализация Выделение личности по ее индивидуальным свойствам, принятие во внимание особенностей каждого индивидуума. Словарь иностранных слов Создание таких условий в которых каждый ученик может проявлять свою индивидуальность С.С.Рабунский Один из принципов формирования гармонической личности. И.И.Резвицкий

Слайд 9

Индивидуальный подход Главное требование – дойти до каждого человека, понять его индивидуальные особенности, помочь ему сформировать необходимые личностные качества. «Если педагогика хочет воспитать человека во всех его отношениях, то она должна, прежде всего, узнать его во всех отношениях.» К.Д.Ушинский

Слайд 10

Индивидуальный подход включает в себя следующие элементы, тесно связанные между собой и представляющие цикл, периодически повторяющийся на новом уровне : Систематическое изучение каждого ученика; Постановка ближайших задач в работе с каждым учеником ; Выбор и применение наиболее эффективных средств индивидуального подхода к ученику ; Фиксация и анализ полученных данных Постановка новых педагогических задач

Слайд 11

Цели индивидуализации обучения: обучающая – усовершенствование ЗУН учащихся; развивающая – формирование и развитие логического мышления; воспитывающая – улучшение учебной мотивации и развитие познавательных интересов.

Слайд 12

Индивидуальные особенности учащихся Темперамент (холерики, сангвиники, флегматики, меланхолики) Доминирующий канал восприятия учебного материала (визуалы, аудиалы, кинестетики) Функциональный асимметрия полушарий головного мозга (левополушарный, правополушарный, смешанное восприятие) Познавательные процессы Личностные особенности и сфера общения

Слайд 15

« левополушарники » , опирающиеся на восприятие и мышление левого, рационального, аналитического полушария (вербальное, абстрактное, дискретное, рациональное, индуктивное мышление больше связанно с восприятием будущего времени ); « правополушарники » , реализующие в большей степени целостное, панорамное, эмоционально-образное восприятие и мышление (эмоциональное, невербальное, пространственное, одновременное, непрерывное, интуитивное, дедуктивное). По характеру нейропсихологических особенностей:

Слайд 17

Выберите фигуру :

Слайд 18

Выбранная фигура и олицетворяет Вас. Квадрат – это неутомимый труженик. Трудолюбие, усердие, потребность доводить начатое дело до конца, упорство, позволяющее добиваться завершения работы, - вот основные качества истинных Квадратов. Выносливость, терпение и методичность обычно делают Квадрата высококлассным специалистом в своей области. Если вы выбрали для себя Квадрат - фигуру линейную, то, вероятнее всего, вы относитесь к «левополушарным» мыслителям, т. е. к тем, кто перерабатывает данные в последовательном формате: а-б-в-г... ТРЕУГОЛЬНИКИ - эта форма символизирует лидерство, и многие Треугольники ощущают в этом свое предназначение. Самая характерная особенность истинного Треугольника - способность концентрироваться на главной цели. Они - энергичные, сильные личности. Треугольники, как и их родственники - Квадраты, относятся к линейным формам и в тенденции также являются «левополушарными» мыслителями, способными глубоко и быстро анализировать ситуации. Однако в противоположность Квадратам, ориентированным на детали, Треугольники сосредоточиваются на главном, на сути проблемы. Их сильная прагматическая ориентация направляет мыслительный анализ и ограничивает его поиском эффективного в данных условиях решения проблемы. Треугольник - это очень уверенный человек, который хочет быть правым во всем!

Слайд 19

ПРЯМОУГОЛЬНИКИ - э та фигура символизирует состояние перехода и изменения. Это временная форма личности, которую могут "носить" остальные четыре сравнительно устойчивые фигуры в определенные периоды жизни. Это - люди, не удовлетворенные тем образом жизни, который они ведут сейчас, и поэтому занятые поисками лучшего положения. Причины «прямоугольного» состояния могут быть самыми различными, но объединяет их одно - значимость изменений для определенного человека. Основным психическим состоянием Прямоугольника является более или менее осознаваемое состояние замешательства, запутанность в проблемах и неопределенности в отношении себя на данный момент времени . «Прямоугольность» - всего лишь стадия. Она пройдет! Круг - _ это мифологический символ гармонии. Тот, кто уверенно выбирает его, искренне заинтересован, прежде всего, в хороших межличностных отношениях. Высшая ценность для Круга - люди . Круги - лучшие коммуникаторы, прежде всего потому, что они лучшие слушатели. Они обладают высокой чувствительностью , развитой эмпатией - способностью сопереживать . Круг - нелинейная форма, и те, кто уверенно идентифицирует себя с Кругом, скорее относятся к «правополушарным» мыслителям. «Правополушарное» мышление - более образное, интуитивное, эмоционально окрашенное, скорее интегративное, чем анализирующее.

Слайд 20

ЗИГЗАГИ - эта фигура символизирует креативность, творчество, хотя бы потому, что она самая уникальная из пяти фигур и единственная разомкнутая фигура. Если вы твердо выбрали Зигзаг в качестве основной формы, то вы, скорее всего, истинный «правополушарный» мыслитель, инакомыслящий. «Правополушарное» мышление не фиксируется на деталях, поэтому оно, упрощая в чем-то картину мира, позволяет строить целостные, гармоничные концепции и образы, видеть красоту. Зигзаги обычно имеют развитое эстетическое чувство. Зигзаги - идеалисты, отсюда берут начало такие их черты, как непрактичность, наивность. Зигзаг - самый возбудимый из пяти фигур. Они несдержанны , очень экспрессивны, что, наряду с их эксцентричностью, часто мешает им проводить свои идеи в жизнь. К тому же они несильны в проработке конкретных деталей и не слишком настойчивы в доведении дела до конца (так как с утратой новизны теряется и интерес к идее).

Слайд 21

Способы реализации индивидуального подхода Плохо видящего или плохо слышащего учащегося пересадить на первую парту Ученика, непомерно подвижного, оставить на какое-то время, одного за партой Ученику , склонному отвлекаться, задавать больше вопросов Флегматику давать чуть больше времени на обдумывание ответа Холерика спрашивать первым Учащегося, который стесняется выходить к доске, можно опросить с помощью индивидуального задания (карточки)

Слайд 22

Индивидуальный подход обеспечивает : Устранение трудностей в учении отдельных школьников Возможность развития всех сил и способностей учащихся

Слайд 24

Дифференциация – франц . differentiation , от лат. differentia – разница Дифференциация обучения – форма организации учебной деятельности, при которых учитываются склонности, интересы и способности учащихся. Дифференцированное обучен ие - это обучение в процессе которого учитываются индивидуальные различия учащихся

Слайд 25

Суть дифференцированного обучения Уделять больше времени отстающим учащимся, не упуская из виду сильных учеников, создавать условия для развития всех и каждого в соответствии с их способностями и возможностями, особенностями их психического развития, учитывая индивидуальность характера .

Слайд 26

Дифференцированный подход в обучении Это создание разнообразных условий обучений для различных школ, классов, групп, с целью учета особенностей их контингента Это комплекса методических, психолого-педагогических и организационно-управленческих мероприятий обеспечивающих обучение в гомогенных группах

Слайд 27

Типы дифференциации Внешняя дифференциация – объединение учащихся по некоторым индивидуальным признакам в учебные группы, отличные одна от другой (по способностям, по проектируемой профессии, по интересам) Внутренняя дифференциация – такая организация учебного процесса, при которой индивидуальные особенности учащихся учитываются в условиях организации учебной деятельности на уроке.

Слайд 28

Внутренняя дифференциация По уровню возрастных возможностей По степени обученности, по уровню выработанных навыков (знание букв, умение читать, считать и т.д.) По характеру познавательной деятельности школьников : 1 ) репродуктивный тип , 2) продуктивый или творческий тип .

Слайд 29

Способ дифференциации: Репродуктивный Типовые упражнения От учащихся требуется воспроизведение знаний и их применение в знакомой ситуации, работа по образцу, выполнение тренировочных заданий. Продуктивный (творческий) Упражнения отличающиеся от стандартов Учащимся приходится применять знания в измененной или незнакомой ситуации, выполнять более сложные мыслительные действия, создавать новый продукт.

Слайд 30

Как строить процесс дифференцированного обучения? Практики говорят : по степени умственного развития, работоспособности. Теоретики считают : по степени помощи ученику. Дифференциацию можно проводить по степени самостоятельности учащихся при выполнении учебных действий.

Слайд 31

По степени и характеру помощи учащимся: Стимулирующая помощь Когда ученик не включился в самостоятельную работу Направляющая помощь Когда стимулирующая помощь оказалась не эффективной Обучающая помощь Когда ученик не может справиться с самостоятельной работой даже при направляющей помощи

Слайд 32

По степени самостоятельности учащихся:

Слайд 33

Для этого необходимо : 1. Изучение индивидуальных особенностей учащихся. 2. Выделение отдельных групп учащихся. 3. Составление или подбор дифференцированных заданий. 4. Постоянный контроль за результатами работы учащихся, в соответствии с которыми изменяется характер дифференцированных заданий.

Слайд 34

Содержание обучения Учебный материал можно дифференцировать не только по уровню обученности учащихся, но и по уровням: творчество трудности объем

Слайд 35

Дифференцированный подход на определенных этапах урока

Слайд 36

На этапе введения нового понятия , т.е. при изучении нового материала, можно работать со всем классом без деления его на группы. Но после того как несколько упражнений выполнено на доске, учащиеся приступают к дифференцированной самостоятельной работе. Задания на группы получают различные по содержанию, и по форме подачи. Групповая деятельность эффективна на этапе закрепления и формирования умений . Индивидуальная работа в основном проводится на этапе проверки знаний и умений. Чтобы закрепить ситуацию успеха , созданную на уроке, учащиеся в домашних условиях выполняют дифференцированную домашнюю работу .

Слайд 37

Возможны следующие варианты организации дифференцированной работы

Слайд 38

Чтобы разнообразить учебные будни, учителя обычно используют различные формы и жанры урока. По математике можно проводить «блиц-турниры» - это уроки решения задач. Оценивание за урок проводится рейтинговое. Для высокого рейтинга ученик должен решить, например, 3 сложных и 6 простых задач – выбор за ним. Учащиеся , быстро набравшие нужные баллы , выступают в роли консультантов для более «слабых» учащихся, обучая их . Даже самые неуспешные ученики могут справиться с заданиями, ведь задачи с низким уровнем трудности им по плечу, а в случае затруднения всегда можно взяться за другую задачу или воспользоваться помощью консультанта. Эта форма урока наиболее эффективна при закреплении решении задач одного вида (по теме «Периметр », «Площадь »).

Слайд 39

Охарактеризуем разноуровневые задания для самостоятельной работы Задания составляются в трех вариантах • Первый вариант содержит большое количество простых тренировочных упражнений с постепенным пошаговым нарастанием трудности. • Во втором варианте преобладают задания комбинированного характера, требующие установления связей между отдельными компонентами курса. • В третьем варианте задания, выполнение которых требует применение нестандартных приемов.

Слайд 40

Тема урока: Костные рыбы. Отряды: Осётрообразные , Сельдеобразные, Лососеобразные, Карпообразные, Окунеобразные. Задание для 1-го уровня: Какие виды рыб относятся к каждому отряду костных рыб? По каким особенностям строения и форм тела их можно узнать? Перечисли для каждого отряда. Задание для 2-го уровня: Чем могут питаться рыбы, принадлежащие этим отрядам? Где они обитают и размножаются? ( в каких морях, реках, континентах, странах ) Задание для 3-го уровня: Какое значение в природе и в жизни человека играют представители этих отрядов? ( об аквариумистике , рыболовстве, правилах ловли рыбы на территории Лен.области , ядовитых и опасных рыбах, как промежуточных хозяевах паразитических червей, промысловых районах в России) Чем интересны с научной точки зрения рыбы отряда Осетрообразные? С кем они имеют сходные черты? ( с хрящевыми рыбами) Почему стала такой дорогой черная икра? ( экологические проблемы на Волге, Каспии )

Слайд 41

С помощью каких педагогических технологий можно реализовать индивидуальный и дифференцированный подход?

Слайд 42

- Коллективный способ обучения; - Индивидуальный способ обучения; - Развитие критического мышления; - Проблемное обучение; - Модульная технология; - Адаптивная система обучения; - Игровой метод; - Создание проблемно-поисковых ситуаций; - Метод проектов; - Моделирование; - Алгоритмический метод; - Групповая работа; - Система подсказок учителя, направленных на активизацию мыслительной деятельности учащихся; - Исследовательские методы; - Компьютер (презентация).

Слайд 43

Сегодня каждый учитель использует дифференцированный подход в своей работе. Ведь именно такой подход способствует психологическому комфорту ученика в школе, формирует у него чувство уважения к себе и к окружающим людям, вырабатывает ответственность к принятию решений. Умение учителя найти подход к каждому ученику иногда отражается не только на учебе, но и на судьбах отдельных учеников. «… разных детей и учить надо по-разному, потому что каждый по-своему воспринимает информацию” Гарднер


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: "Реализация системно-деятельного подхода в обучении французскому языку"

Реализация системно-деятельного подхода в обучении французскому языку...

презентация по теме: "Системно-деятельностный подход в обучении информатики "

в данной презентации приведены основные приемы для каждого этапа урока врамках системно-деятельностного подхода...

Презентация.Интеграция проблемного и проектного подходов в обучении английскому языку.

Проблемный и проектный подход в обучении способствует реализации личностно-ориентированного обучения, лежащего в основе ФГОС, интеграция которых выступает основой формирования иноязычной компетенции о...

презентация на тему "Личностно-ориентированный подход в обучении иностранным языкам"

краткая презентация для формирования плана и технологической карты урока с использованием личностно-ориентированного подхода (обучение в малых группах)...

Презентация на тему "Личностно-ориентированный подход в обучении иностранному языку."

Презентация на тему "Личностно-ориентированный подход в обучении иностранному языку." Что представляет собой этот подход, кто в фокусе его, как решается задача структурирования содержания, использован...

 Презентация к статье "Системно-деятельностный подход в обучении английскому языку"

Презентация к статье "Системно-деятельностный подход в обучении английскому языку"...