План и анализ работы с молодым специалистом
методическая разработка на тему
План и анализ работы с молодыми специалистами, а так же в помощь учителю материал по организации наставничества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_i_analiz_raboty_nastavnika.zip | 1.06 МБ |
Предварительный просмотр:
ДАТА:__ «___»_________200__г. КЛАСС:_____________________
ТЕМА:_______________________________________________ УЧИТЕЛЬ:_______________________________________________
№ | требование | Что оценивается в рамках заявленных требований | балл |
1. | Содержание урока |
|
|
2. | Мотивация учащихся |
|
|
3. | Структура урока |
|
|
4. | Применение приемов, направленных на развитие компетенций учащихся |
|
|
5. | Самостоятельная деятельность учащихся |
|
|
6. | Организация этапа диагностики зон |
|
|
7. | ТСО |
|
|
8. | Стиль общения |
|
|
9. | Результат урока по ученику
|
|
|
10 | Результат урока по учителю |
|
|
11. | Сумма баллов (S) |
| |
12 | Качество урока | Исчисляется по формуле S*100 : 20 ( в %) |
|
Характеристика выставленных баллов:
0- требование не выполнено
1- есть резервы
2- требование выполнено
Градация полученного результата:
менее 50 % - недопустимый уровень урока
от 50 до 60% - критический уровень
60-84% - допустимый уровень
85-100% - оптимальный уровень
Форма оценки качества и эффективности учебных занятий
(по материалам Т.И. Шамовой, В.П. Симонова «Критерии современного анализа и эффективности урока» М. 2006г.)
№ п/п | Блок | Показатели оценки блока | Оценка в баллах (mах 4) |
1. | Личные качества учителя |
|
|
2. | Особенности учебной деятельности |
|
|
3. | Содержание изучаемого материала |
|
|
4. | Эффективность преподавания |
|
|
5. | Цели и результаты проведенного занятия |
|
|
6 | Итог: | Максимально - 100 баллов Минимально допустимый уровень – 50 баллов |
|
Результаты:
От 80- до 100 баллов - высокий уровень качества и эффективности учебного занятия
От 60 до 80 баллов - хороший уровень качества
От 50 до 60 баллов – допустимый уровень качества
Менее 50 баллов - критический уровень
Самоанализ урока модель № 5
Схема для самоанализа урока с позиции системного подхода
Компоненты урока как системы | Какими планировались? | Что и как пришлось изменить в процессе урока? | Объяснения и выводы |
Цель |
|
|
|
Содержание |
|
|
|
Деятельность учащихся |
|
|
|
Деятельность учителя |
|
|
|
Формы, методы, средства |
|
|
|
Результаты урока и их этапов |
|
|
|
ПРАКТИКУМ.
Памятка учителю при анализе своего урока
Приучите себя к самоанализу урока.
Пусть не уйдут из поля вашего зрения следующие вопросы:
1. Работа по формированию учебных навыков и умений:
§ работа с книгой;
§ использование справочников и словарей;
§ развитие устной и письменной речи учащихся;
§ самоконтроль учащихся за своей учебной деятельностью;
§ самостоятельная работа.
2.Сколько учащихся не справились с самостоятельной работой? Как вы поработали с учащимися по ликвидации пробелов в их знаниях?
3.Планомерно ли осуществляли контроль за знаниями учащихся на уроке? Учли ли вы следующее:
§ не преобладали ли фронтальные опросы?
§ как давно вы использовали ТСО, наглядные средства для оптимизации учебно-воспитательного процесса?
§ включили ли вы повторение в опрос? Делаете ли вы это в системе?
§ каково соотношение в составе опрошенных слабых и сильных учеников?
Мы попытались подобать для Вас наиболее часто встречающиеся в современной методической литературе карты оценки учебных занятий, которые используются администрацией при анализе уроков
СХЕМА САМОАНАЛИЗА УРОКА
I. Анализ цели урока
1. Правильность и обоснованность цели урока с учетом:
a. Программных требований;
b. Содержание материалов;
c. Необходимого уровня знаний и умений учащихся;
d. Места урока в системе уроков по данной теме;
e. Подготовленности класса;
f. Возможностей самого учителя;
g. Прогнозов на конечный результат обучения.
2. Формы и методы доведения цели до учащихся. Целесообразность этих форм и методов.
3. Степень достижения поставленной цели.
II. Анализ структуры и организации урока
1. Соответствие структуры урока его цели и типу.
2. Логическая последовательность и взаимосвязь этапов урока.
3. Целесообразность распределения времени по этапам урока.
4. Рациональность использования оборудования кабинета.
5. Научная организация труда учителя и учащихся.
6. Организация начала и конца урока.
7. Оптимальный темп ведения урока.
8. Наличие плана и степень его выполнения.
III. Анализ содержания урока
1. Соответствие содержания урока требованиям стандарта.
2. Логичность изложения.
3. Доступность изложения (соответствует ли уровень изложения материала учителем уровню понимания содержания учениками).
4. Научность изложения (соответствует ли уровень сложности изложения материала учителем уровню сложности изложения содержания в учебнике).
5. Выделение ведущих идей по данной теме.
6. Связь содержания урока с жизнью, профессиональная направленность материала.
7. Связь содержания урока с потребностями и интересами ученика.
8. Формирование самостоятельного мышления, активной учебной деятельности, познавательных интересов учащихся средствами самого материала урока.
IV. Анализ методики проведения урока (деятельность учителя)
1. Правильность отбора методов, приемов и средств обучения с учетом:
a. Темы урока;
b. Цели урока;
c. Возможностей класса;
d. Возможностей самого учителя;
e. Учебно-материальной базы.
2. Разнообразие методов и приемов, применяемых на уроке.
3. Формирование у учащихся новых понятий (как учитель определил новые понятия для данной темы и как определил, являются ли данные понятия для учащихся действительно новыми).
4. Актуализация спорных знаний (как учитель работает с разнообразными точками зрения по теме урока).
5. Качественное освоение нового материала (как определяется учителем качество освоения).
6. Использование средств обучения (наглядных пособий, ТСО, личностных особенностей учащихся).
7. Организация учителем самостоятельной работы учащихся (характер тренировочных упражнений, виды самостоятельных работ, степень сложности, вариативность, индивидуальный подход к заданиям, инструктаж и пр.)
8. Педагогическая техника учителя: темп речи, дикция, эмоциональность изложения, точность использования специальной терминологии, умения в межличностном общении, приемы влияния на учащихся.
V. Анализ работы учащихся на уроке
1. Активность и работоспособность учащихся на разных этапах урока.
2. Интерес к теме или к уроку.
3. Владеют ли учащиеся рациональными приемами работы (НОТ на уроке). Культура труда на уроке.
4. Выполнение учащимися единых требований (есть ли требования учителя к учащимся при изучении предмета, в чем они выражаются, являются ли данные требования едиными для всех предметников вашей школы).
5. Наличие навыков самоконтроля.
6. Качество знаний и умений учащихся (глубина, осознанность знаний, умение вычленить главное, применять знания и умения в различных ситуациях).
7. Умения самостоятельно приобретать знания, самостоятельность суждений.
8. Культура межличностных отношений.
9. Реакция на оценку учителя.
VI. Анализ домашнего задания
1. Методы и приемы проверки домашнего задания.
2. Мотивировка домашнего задания на данном уроке, его цели и осознание этих целей учащимися.
3. Объем домашнего задания (чем определяется).
4. Характер домашнего задания (тренировочный, творческий, закрепляющий, развивающий, дифференцированный).
5. Посильность домашнего задания для всех учащихся.
6. Подготовленность домашнего задания всем ходом урока.
7. Методика задания на дом, инструктаж.
8. Предполагаемая отдача от заданного на дом (ставит ли учитель перед собой вопрос: «Зачем я задаю учащимся это задание?»).
VII. Оценка санитарно-гигиенических условий урока
1. Классная доска (форма, цвет, чистота, пригодность ля работы мелом, для закрепления наглядности).
2. Соответствие мебели возрасту учащихся.
3. Уровень освещенности, чистота помещения.
4. Размещение учащихся в учебной аудитории с учетом их особенностей здоровья.
5. Приемы и методы работы над осанкой учащихся.
6. Режим проведения физкультминуток, фрагментов релаксации, элементов аутотренинга.
7. Применение наглядности, соответствующей нормам (величина букв, их цвет, четкость написания).
8. Наличие отвлекающего от темы урока, а при неизбежности данного, использование учителем в ходе учебного занятия.
9. Соблюдение правил охраны труда и техники безопасности на соответствующих уроках.
VIII. Психологический анализ урока (проводится со школьным психологом либо при наличии соответствующего образования)
1. Психологическое состояние учащихся перед началом урока и в ходе его (готовность к уроку, собранность, настроение и его причины, эмоциональный отклик на происходящее на занятии).
2. Развитие внимания, устойчивость внимания на разных этапах урока, приемы привлечения внимания и поддержания его устойчивости, случаи отвлечения внимания и его причины, соотношение произвольного и непроизвольного внимания.
3. Развитие и тренировка памяти учащихся: как организация урока способствовала развитию всех видов памяти (механически-смысловой, произвольной, непроизвольной, кратко-зрительной), организация основных процессов памяти: восприятия, запоминания, сохранения и воспроизведения.
4. Развитие мышления учащихся: создание проблемных ситуаций, использование заданий, формирующих параметры мыслительных операций сравнение, анализ, синтез, обобщение, конкретизация, систематизация, абстрагирование, создание условий для развития творческого мышления.
5. Развитие воображения учащихся через образную подачу материала.
6. Приемы организации осмысленного восприятия материала школьниками.
7. Привлечение эмоций учащихся в процессе обучения или весь расчет делался на мыслительную деятельность.
8. Способствовал ли урок общему развитию личности школьника и детского коллектива в целом.
Знание учителем возрастной психологии и психологический контакт с классом: как учитель следит в процессе обучения за движениями мысли и чувства каждого ученика, педагогический такт учителя
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План работы с молодыми специалистами
План наставнической деятельности на три года.Первый год обучения. Тема: «Знания и умения учителя – залог творчества и успеха учащихся»Второй год обучения. Тема: «Самостоятельный творческий поиск»Трети...
План работы с молодым специалистом
План работы с молодым специалистом...
План работы с молодыми специалистами
Наставничество-одна из форм работы с молодыми специалистами...
План работы с молодыми специалистами
Руководителю ШМО классных руководителей необходимо быть наставником для молодых кл. рук-лей. Предлагаю план, с выполнения которого можно начать такую работу!...
план работы с молодыми специалистами
план работы с молодыми специалистами МКОУ СОШ №24...
План работы с молодыми специалистами на два года
В материалах представлен план работы с молодыми специалистами...
Анализ работы с молодым специалистом
В нашей гимназии в целях оказания методической помощи молодому учителю была разработана программа «Школа молодого учителя». Ежегодно В сентябре каждого учебного года директором гимназии, на основании ...