Презентация "Диагностика детского коллектива"
презентация к уроку на тему

Рупас Оксана Анатольевна

Презентация к выступлению на школьном методического объединении

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya_prezentatsiya.pptx249.05 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Диагностика детского коллектива Автор : Рупас Оксана Анатольевна, Воспитатель 1 «Б» класса МКОУ «Школа-интернат для обучающихся с ТНР» 2015

Слайд 2

Детский коллектив - это такая группа детей, которую объединяют общие, имеющие общественно ценный смысл цели и совместная деятельность, организуемая для их достижения . Слово «коллектив» происходит от латинского collido , что в переводе означает «объединяю», а латинское collektivus — собирательный. Таким образом, слово «коллектив» означает «собирательность», т. е. некоторая целостность, единство.

Слайд 3

Диагностика детского коллектива выполняет следующие функции: 1. Информационную (сбор сведений о личности, коллективе в целом). 2. Оценочную ( установление уровня развития коллектива ) 3. Корректирующая ( внесение частичных исправлений, поправок в ход воспитательного процесса ).

Слайд 4

Для изучения детского коллектива воспитатель может использовать следующие диагностические методики : 1. Наблюдение дает возможность изучить участие каждого воспитанника в деятельности без вмешательства в естественный процесс данной деятельности. Наблюдение используют тогда, когда существует конфликтная ситуация или необходимо сформировать мнение о поведении воспитанника и совершаемых им поступках. 2.Опросник дает возможность изучить мотивацию действий воспитанников, интересов конкретной группы или класса в целом, уровень тревожности учащихся класса. Опросник позволяет выявить отношение детей к конкретным проблемам и явлениям. 3. Анкеты дают возможность выявить степень влияния коллектива на личность и личности на коллектив, позиции детей в коллективе и степень их значимости .

Слайд 5

5. Социометрическая методика направлена на изучение межличностных отношений в группе. Она позволяет определить неформальную структуру детской общности, систему внутренних симпатий и антипатий, выявить лидеров и «отверженных» членов группы. Социометрия позволяет понять, насколько окружающий ребенка коллектив благоприятствует его личностному развитию, насколько члены коллектива расположены к ребенку, насколько сам ребенок расположен к членам этого коллектива . 4. Графические и рисуночные тесты . Данные методики позволяют изучить отношение воспитанников к коллективу, к педагогам и родителям.

Слайд 6

При изучения классного коллектива, необходимо обратить внимание на следующие значимые аспекты: - Состояние межличностных и эмоционально-психологических отношений между учащимися класса - Развитость деловых отношений между одноклассниками - Сформированность совместной деятельности в классном сообществе - Наличие в совместной деятельности доминирующего вида активности школьников - Активность учащихся в жизнедеятельности класса - Развитость ученического самоуправления - Стиль и культура общения в среде одноклассников - Наличие и развитость внешних связей и отношений класса с другими коллективами.

Слайд 7

Отбирая диагностические методики , нужно учитывать следующие факторы : - особенности возраста учащихся класса; - степень сформированности детского коллектива; - особенности взаимоотношений взрослых и учащихся; - степень доверия друг другу детей и взрослых.

Слайд 8

Социометрическая методика (социометрия) предназначена для диагностики эмоциональных связей, т.е. взаимных симпатий между членами группы и решения следующих задач: а) измерение степени сплоченности-разобщенности в группе; б) выявление авторитета, «статуса» каждого из членов групп по признакам симпатии-антипатии (лидеры, звезды, отвергнутые, пренебрегаемые ); в) обнаружение внутригрупповых сплоченных образований ( микрогрупп ) во главе с неформальными лидерами г ) особенности социально-психологического климата группы; д ) причины и движущие силы конфликтов (межгрупповых и внутригрупповых, межличностных и личностно-групповых); е) выявление неформальных лидеров; ж ) выявление неформальных группировок ( микрогрупп ) . .

Слайд 9

Три этапа социометрии входящая текущая итоговая

Слайд 10

При проведении социометрии можно использовать следующие вопросы: 1.С кем бы ты хотел делать домашние задания, выполнять готовиться к экзаменам и сдаче тестов? С кем бы этого делать не хочешь? 2. Кого бы ты пригласил на свой день рождения? Кого бы ты не пригласил на день рождение? 3. Кто больше всех тебе нравится в классе? 4. С кем бы ты хотел жить по соседству? 5. Кого бы ты выбрал для поездки или похода на природу ? Ограничение вариантов ответов от 3 до 5. Время проведения – 15 мин.

Слайд 11

Социометрическая матрица

Слайд 12

Существует социометрический параметр, как «индекс групповой сплоченности»: Показатель хорошей групповой сплоченности лежит в диапазоне 0,6-0,7. где n - число членов группы. где n - число членов группы. где n - число членов группы. где n - число членов группы.

Слайд 13

С оставляется схема наподобие мишени - социограмма , дающая наглядное представление о полученных результатах. внутренний круг — «зона звезд», в нее попадают лидеры с максимальным количеством выборов; второй круг — зона предпочитаемых. Они набрали половину или больше выборов; третий круг — зона пренебрегаемых , оттесненных – они получили больше отрицатель- н ых голосов ; четвертый круг — зона изолированных не получивших ни одного очка.

Слайд 14

Расшифровка категорий «Звезды» «Лидеры» — ребята, пользующиеся максимальной популярностью среди своих одноклассников, все хотели бы с ними дружить, входить в круг общения этих учеников .(лидер-созидатель, лидер-разрушитель) «Предпочитаемые» — такие члены класса, которые обладают достаточно широким кругом связей со своими одноклассниками (потенциальные лидеры). «Отвергаемые», « Принебригаемые » — ученики, с которыми подавляющее большинство ребят в классе не хотят иметь дела, но сами они стремятся к общению с одноклассниками. «Изолированные», «Аутсайдеры» — те ребята, которые сами не проявляют инициативы в общении с одноклассниками, и те, в свою очередь, не имеют выраженного к ним отношения.

Слайд 16

Диагностическая методика «Пьедестал» Учащимся класса предлагается построить пьедестал для награждения, на который они имеют право поставить своих одноклассников. Для этого ребята должны сами определить, за что они ставят своих одноклассников на ступеньки пьедестала. Всех ступенек — 5. У учащихся есть возможность среди этих пяти ступенек одну определить для себя, если ученик считает нужным это сделать. Диагностическая методика «Круги на воде» Ребятам предлагается листок, на котором нарисованы круги, в которые нужно вписать имена одноклассников «по степени» значимости для себя. В каждый круг ребята должны вписать не более трех имен своих одноклассников .

Слайд 17

Методика неоконченных предложений“Какой у нас коллектив”. Цель: выявить степень удовлетворённости учащихся различными сторонами жизни коллектива. Ход проведения. Учащимся предлагается шесть утверждений. Нужно дописать утверждение. Наш класс ... В нашем классе часто ... В нашем классе нет ... В нашем классе есть… В нашем классе иногда бывают ... Мои одноклассники... Ко мне мои одноклассники относятся… Я люблю когда в классе… Я не люблю когда в классе… Обработка результатов. Оконченные суждения учащихся, говорят об определённых взаимоотношениях в коллективе и конкретно о каждом ученике, как ощущает он себя в системе этих отношений.

Слайд 18

Помните, что успех вашего обучения и воспитания во многом зависит от тех отношений, которые складываются у вас в классе, от уровня сплоченности вашего классного коллектива!!!

Слайд 19

Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

" Воспитательная модель класса, организация добровольческой деятельности в детском коллективе как механизм воспитания личности".

Опыт работы классного руководителя, роль добровольческой деятедльности в воспитании подрастающего коллектива...

психологический климат в детском коллективе

презентация к мо классных руководителей...

Воспитательная система в школе (классе) и её влияние на сплочённость детского коллектива

Этот материал даёт возможность классному руководителю работать над основной проблемой воспитания школьников: создание сплочённого детского коллектива....

Психолого-педагогическая диагностика личности учащегося и детского коллектива

Психолого-педагогическая диагностика личности учащегося и детского коллектива...

Программа по формированию детского коллектива среди воспитанников детского дома "Мы вместе"

Одной из главных задачь сотрудников детского дома является формирование здорового, слаженного детского коллектива. Ведь психогический комфорт благоприятно влияет на развитие ребенка, воспитанник...

Сценарий театрализованного творческого отчета детских коллективов Центра детского творчества "Планета детства"

Сценарий рассчитан на двух ведущих- девочка и женщина. Материал легко переделать под самые разнообразные концертные номера, блоки выступающих мобильны, их можно менять местами.  В сюжете сценирия...